Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023
УДК 37.013
Дата публикации 30.05.2023
Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку в условия общеобразовательной школы
Айрапетян Элина Овиковна
студентка 5 курса, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки, Россия, e-mail: elina-airapetyan@mail.ru
Научный руководитель Шмагринская Наталья Вадимовна
доцент кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин, Учёная степень: кандидат педагогических наук, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки, Россия
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме в обучении иностранному языку. Формирование коммуникативной компетенции — цель обучения иностранному языку в общеобразовательной школе. Социокультурная компетенция является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции, именно изучение особенностей культуры другой страны, их традиций помогает обучающимся полностью окунуться в культуру страны изучаемого языка, они получают возможность подготовиться к иноязычному общению, что и способствует достижению результата в обучении иностранному языку.
Ключевые слова: иностранный язык, коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция, обучение иностранному языку, культура, диалог культур.
5th year student, Branch of the State Budgetary educational institution of Higher Education "Stavropol State Pedagogical Institute" in Essentuki, Essentuki, Russia
Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Teaching Philological Disciplines, Academic degree: Candidate of Pedagogical Sciences, Branch of the State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Stavropol State Pedagogical Institute" in Yessentuki, Yessentuki, Russia
Abstract: The article is devoted to an urgent problem in teaching a foreign language. Formation of communicative competence is the goal of teaching a foreign language in a secondary school. Socio-cultural competence is an integral part of communicative competence, it is the study of cultural characteristics of another country and their traditions that helps students to fully immerse themselves in the culture of the studied language, they get the opportunity to prepare for foreign language communication, which contributes to achieving results in teaching a foreign language.
Keywords: foreign language, communicative competence, socio-cultural competence, foreign language teaching, culture, dialogue of cultures.
Айрапетян Э.О. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку в условия общеобразовательной школы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-sotsiokulturnoj-kompetentsii-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-usloviya-obshheobrazovatelnoj-shkoly.html (Дата обращения: 30.05.2023)
Сравнивая требования к обучению школьников сегодня и несколько десятилетий назад, мы можем сделать вывод, что в последние годы в сферу образования в нашей стране было внесено достаточно большое количество изменений. Сегодня перед учителями стоит задача формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, гражданина, готового к общению с людьми других национальностей, а также уважающего традиции и культуру не только людей, проживающих на территории нашего государства, но и граждан других стран.
Учебный предмет «Иностранный язык» позволяет сформировать толерантное отношение обучающихся к культуре людей, проживающих за пределами нашего государства, изучить ее особенности и традиции. И, что самое главное, данный учебный предмет позволяет подготовить обучающихся к иноязычному общению. Говоря иначе, главной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной компетенции у обучающихся на всех этапах обучения. Именно такую цель ставит перед нами федеральный государственный образовательный стандарт. Но, что такое коммуникативная компетенция?
И.А. Бим дает следующее определение коммуникативной компетенции: это способность и готовность к межкультурному и межъязыковому общению с носителями языка [1, С. 27].
Н.И. Гез говорит о том, что: «коммуникативная компетенция есть способность человека понимать и порождать иноязычные высказывания в разнообразных социально детерминированных ситуациях с учетом лингвистических и социальных правил, которых придерживаются носители языка» [2, С.19].
М. Н. Вятютнев определяет коммуникативную компетенцию следующим образом, это:
- выбор и реализация программ речевого поведения в зависимости от способности ориентироваться в той или иной обстановке общения;
- умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации [3, С. 35-48].
И. А. Зимняя рассматривает коммуникативную компетенцию как определенную цель и результат обучения языку, «способность субъекта осуществлять речевую деятельность, реализуя речевое поведение, адекватное по различным задачам и ситуациям общения» [4, С. 34-42].
Коммуникативная компетенция в свою очередь состоит из нескольких компонентов. Проанализировав мнения авторов, выделим следующие компоненты:
- речевая компетенция;
- языковая компетенция;
- социокультурная компетенция;
- компенсаторная компетенция;
- учебно-познавательная компетенция.
Рассмотрим более подробно каждый из компонентов.
Речевая компетенция развивает и совершенствует коммуникативные умения обучающихся во всех видах речевой деятельности, а также формирует умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
Языковая компетенция систематизирует ранее изученный материал, а также включает в себя овладение новыми лексическими единицами и развитие навыков и умений оперирования ими в процессе коммуникации.
Компенсаторная компетенция включает в себя умения выходить из ситуаций дефицита лексических единиц в условиях реальной коммуникации.
Учебно-познавательная компетенция – овладение и развитие учебных умений, способов и приемов, совершенствующих учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворение с помощью иностранного языка познавательных интересов в других областях знаний, а также овладение процессами анализа и синтеза.
Говоря о коммуникативной компетенции нельзя не рассмотреть в качестве ее компонента социокультурную компетенцию. По мнению В.В.Сафоновой формирование социокультурной компетенции в процессе изучения иностранного языка является одним из ключевых моментов. Именно социокультурный компонент помогает осуществить полноценное погружение в культуру страны и изучение языка. Без данного компонента невозможно формирование коммуникативной компетенции [5].
Основа обучения иностранному языку – диалог культур. Для того чтобы понять носителя иностранного языка, необходимо окунуться в культуру данной страны. Приобщение к культуре другой страны позволяет не только получить определенную информацию от носителя языка о его стране, но и представить свою страну в процессе коммуникации.
В содержании обучения английскому языку социокультурный компонент играет немаловажную роль в развитии личности обучающегося, так как позволяет помимо ознакомления с культурными ценностями англоязычной страны сравнить их с ценностями своей страны. Это формирует общую культуру обучающегося.
Социокультурный компонент расширяет кругозор обучающихся, способствует формированию всесторонне развитой личности.
По мнению В. В. Сафоновой социокультурная компетенция состоит из:
- лингвострановедческой компетенцию;
- социолингвистической компетенцию;
- культуроведческой компетенции.
Овладение всеми тремя субкомпетенциями предполагает наличие у обучающихся не только определенных знаний, умений и навыков, но также определенных способностей и качеств личности, таких как культуроведческая и социолингвистическая наблюдательность, социокультурная непредвзятость, социокультурная восприимчивость [5].
Г. А. Воробьев говорит о том, что социокультурная компетенция – явление комплексное, она включает в себя несколько компонентов, таких как:
- лингвострановедческий компонент, состоящий из лексических единиц с национально-культурной семантикой и умения их применять в ситуациях межкультурного общения;
- социолингвистический компонент – языковые особенности различных социальных слоев, поколений, общественных групп и диалектов;
- социально-психологический компонент состоит из знаний национально-специфических моделей поведения и умений использовать коммуникативные техники, принятые в данной культуре [6, С. 30-35].
Социокультурная компетенция — это сложный комплекс, состоящий из нескольких компонентов, развитие каждого из которых способствует в равной степени развитию компетенции. Уровень сформированности компонентов социокультурной компетенции определяет успешность общения с представителями иноязычной культуры и обучения иностранному языку в целом.
Формирование социокультурной компетенции обучающихся осуществляется на уроках иностранного языка, а также во внеурочной деятельности. Процесс основывается на следующих принципах: коммуникативности, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, сознательности, наглядности, учета родного языка, приобщения к иноязычной культуре и практического применения иностранного языка. Педагог активизирует речевую и мыслительную деятельность обучающихся, дает возможность применять свои знания на практике, высказывать собственное мнение касаемо изучаемой темы.
Однако, при организации обучения иностранному языку не стоит забывать и о том, что процесс формирования и развития социокультурной компетенции строится на основе приобщения к культуре страны изучаемого языка на основе родной культуры, т.е. путем диалога двух культур.
Сегодня, для сравнения родной культуры с культурой страны изучаемого языка есть все условия. Конечно, лучшим способом формирования языковых компетенций является полное погружение в иноязычную культуру, что является невозможным в условиях современного образовательного пространства. Но, на сегодняшний день благодаря сети Интернет мы имеем возможность использовать огромное количество ресурсов. Вне иноязычной среды эффективным средством формирования и развития социокультурной компетенции являются различные аутентичные тексты: тематические, страноведческие и художественные. Также для повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, к культуре изучаемого языка и традиций данной страны необходимо использовать аутентичные видео- и аудиоматериалы.
По мнению педагогов именно видеоматериалы позволяют в большей степени заинтересовать обучающихся как младшего школьного возраста, так и среднего и старшего школьного возраста. Использование аутентичных материалов такого характера позволяет обучающимся окунуться в культуру страны изучаемого страны, найти сходства и различия с родной культурой. На начальных этапах обучающиеся могут совершенно не понимать речь носителей языка, но мотивация к изучению языка и познавательный интерес повышаются, обучающиеся узнают много нового и интересного о жизни в данной стране, о ее людях, об их культуре и традициях.
Вышеизложенное в целом способствует формированию социокультурной компетенции и как результат формированию готовности обучающихся осуществлять диалог с представителем другой страны и другого языка, то есть формированию коммуникативной компетенции. А это в свою очередь и является главной целью обучения иностранному языку в условиях современного образования.
Список литературы
1. Бим И. Л. Цели и содержание обучения иностранным языкам. Общий подход к их рассмотрению // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. — М.: Титул, – 2016. – С. 27.
2. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для студ. линг. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н.И. Гез. –7-е изд., стереотип. –М: Академия, 2018 – С.19
3. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. – 1977. – № 6. – С. 38–45.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 5. – С. 34-42
5. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки. 2015. 237 с.
6. Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) / Г. А. Воробьев // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 2. – С. 30-35.
7. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / Н.И. Гез // Иностранные языки в школе. – 2009 – №2. – С.17-24.
8. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 2017. – 216 с.