Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023
УДК 159.9
Дата публикации 30.05.2023
Рефлексивность и ее исследование у психологов-консультантов
Медведева Ирина Алексеевна
магистрант кафедры «Общая психология», Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза, irinka091999@mail.ru
Осин Роман Викторович
канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры «Общая психология», Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза, June-89@mail.ru
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления рефлексивности психологов-консультантов. Осуществлен теоретический анализ понятий «рефлексия» и «рефлексивность». Эмпирическое исследование когнитивного компонента показало, что исследуемые психологи являются компетентными специалистами – по выборке преобладает высокий и средний уровни развития рефлексивности. Проведенный корреляционный анализ позволил выявить систему взаимосвязей между компонентами рефлексивности и подтвердить предположение о том, что рефлексивность психолога как структурно сложное образование определяется гармоничным развитием когнитивного (рефлексивная компетентность), мотивационного (рефлексивные качества) и деятельностного компонентов (рефлексивные действия). Корреляционный анализ также выявил наиболее развитую систему связей системной рефлексии с другими переменными. Это свидетельствует о том, что развитая системная рефлексия может выступать фактором развития личности психолога-консультанта.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивность, рефлексивная компетентность, рефлексивные действия, системная рефлексия, психолог.
graduate student of the department «General Psychology», Penza State University, Russia, Penza
Cand. Sci. (Psychology), associate professor, associate professor of the department of General Psychology, Penza State University, Russia, Penza
Abstract: The article presents the results of an empirical study of the peculiarities of the manifestation of reflexivity of psychologists-consultants. The theoretical analysis of the concepts of "reflection" and "reflexivity" is carried out. An empirical study of the cognitive component showed that the psychologists studied are competent specialists – high and medium levels of reflexivity development prevail in the sample. The conducted correlation analysis revealed a system of interrelations between the components of reflexivity and confirmed the assumption that the reflexivity of a psychologist as a structurally complex education is determined by the harmonious development of cognitive (reflexive competence), motivational (reflexive qualities) and activity components (reflexive actions). Correlation analysis also revealed the most developed system of connections of systemic reflection with other variables. This indicates that a developed systemic reflection can act as a factor in the development of the personality of a psychologist-consultant.
Keywords: reflection, reflexivity, reflexive competence, reflexive actions, systemic reflection, psychologist.
Медведева И.А., Осин Р.В. Рефлексивность и ее исследование у психологов-консультантов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/refleksivnost-i-ee-issledovanie-u-psikhologov-konsultantov.html (Дата обращения: 30.05.2023)
Введение. В современном мире, который характеризуется значительными политическими и социально-экономическими изменениями, специальность психолога становится все более востребованной и многоаспектной. Несмотря на достаточно «молодой» возраст профессии практикующего психолога в России, общество выдвигает строгие требования относительно высокого уровня профессионализма специалиста в сфере оказания психологической помощи. Важной составляющей системы способностей к профессиональной деятельности психологов является рефлексивность, от уровня которой зависит сформированность собственно личности профессионала.
В научной литературе проблема профессионального развития личности психолога достаточно широко представлена теоретическими и прикладными исследованиями (Н.Л. Горобец [2], Т.А. Караваева [3], Т.Н. Савченко [6], S.A. Baldwin [7], K.L. Boterhoven De Haan [8], H. Chui [9], D.M. Kivlighan Jr. [10], N.C. Slone [11] и др.). В работах авторов освещены вопросы личностного роста психологов, формирование профессионального мышления, коммуникативной компетентности, ценностно-смысловой сферы, профессионального сознания и т. п. Почти все авторы подчеркивают необходимость формирования рефлексивности как условия профессиональной успешности практикующих психологов. В то же время особенности проявления рефлексивности как фактора развития личности психолога-консультанта остаются недостаточно исследованными в современной психологической теории и практике.
Цель статьи – провести исследование особенностей проявления рефлексивности психологов-консультантов.
Психологическое содержание рефлексии отражает богатый спектр признаков и свойств, что свидетельствует о важности и уникальности места и роли рефлексии в структуре личности. Анализ научных работ по проблеме исследования показал, что исследователи [1; 4; 5] единодушны в том, что под влиянием рефлексии личность (и ее жизнь в целом) качественно меняется.
Теоретико-методологический анализ рефлексивности личности как предмета психологического познания показал, что существует два родственных психологических понятия - «рефлексия» и «рефлексивность». Рефлексия – это отдельный акт психической деятельности, направляемый человеком на самого себя, который характеризуется динамичностью, дискретностью и направленностью на конкретное содержание, а рефлексивность – общая способность личности качественно осуществлять отдельные акты рефлексии (с учетом текущих задач и точным инициированием различных конкретных ее форм), которая, в отличие от самой рефлексии, характеризуется интегрированностью, системностью, непрерывностью.
Рефлексивность практикующего психолога характеризуется сдвоенностью, зеркальностью взаимного отражения субъектов общения и взаимодействия, самопознания и познания субъектами друг друга, содержанием которых выступает воспроизведение особенностей друг друга. Рефлексивность является непосредственной детерминантой профессиональной деятельности практикующих психологов, поскольку уровень ее развития является ключевым для структурирования всех других профессионально важных качеств [4; 6; 10].
На основе осуществленного анализа научной литературы нами была разработана структурная модель рефлексивности личности психолога-консультанта. Модель содержит в своей структуре когнитивный (рефлексивная компетентность: рефлексивные знания, позиция, способности), мотивационный (рефлексивные качества: интроспекция, системная рефлексия) и деятельностный (рефлексивные действия: решение рефлексивных задач, осознание рефлексивной позиции и рефлексивных умений) компоненты.
Методы и принципы исследования. В исследовании приняли участие 68 психологов-консультантов в возрасте от 30 до 40 лет, проживающие в Пензе, Санкт-Петербурге и Москве. Психодиагностический инструментарий: методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева); опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова); методика «Рефлексивные умения» (Е.В. Савченко). Методы математической статистики: описательная статистика, корреляционный анализ по критерию Пирсона.
Основные результаты. Рассмотрим результаты исследования по когнитивному компоненту, который характеризует рефлексивной компетентностью. Согласно полученным данным, исследуемые психологи являются компетентными специалистами: по выборке преобладает высокий (47,06% исследуемых) и средний (47,06%исследуемых) уровни развития рефлексивности.
Такие данные указывают на то, что респонденты задумываются над собственной текущей деятельностью, довольно часто обращаются к анализу того, что случается, склонны к самоанализу в отдельных жизненных ситуациях (ситуативная рефлексия). Они склонны анализировать и оценивать произошедшие события, мотивы, причины и ошибки прошлой деятельности и поведения, задумываются над прошлым вообще и над собой в нем (ретроспективная рефлексия). Наиболее характерным для респондентов оказалось планирование своего поведения и деятельности, ориентация на будущее (перспективная рефлексия). Низкий уровень оказался у незначительного количества респондентов (5,88%), возможно это связано с недостаточным опытом практической деятельности.
Итак, хотя рефлексивность является непосредственной детерминантой профессиональной деятельности практикующих психологов, она бывает несовершенной, неполной, поскольку блокируется защитными механизмами «Я», превалирует тенденция к воспроизведению стереотипов.
Рассмотрим результаты изучения мотивационного компонента. На эффективность проявления рефлексивности психологов влияет дифференциальный тип рефлексии, который отражает способность произвольного обращения человеком сознания на самого себя как объект рефлексии. Дифференциальный тип рефлексии имеет два полюса: положительный («системная рефлексия»), который является показателем высокого уровня развития рефлексивности и отрицательный («интроспекция» и «квазирефлексия»). Согласно полученным данным, у респондентов доминирующим оказался интроспективный тип рефлексии (52,94%), что свидетельствует о заинтересованности в познании именно себя и поиске вариантов собственного развития в дальнейшей профессиональной деятельности.
Для значительного количества исследуемых психологов характерна системная рефлексия (41,18%). Такие лица стремятся к познанию не только себя, но и мира вокруг, анализируют собственные действия, ситуации, складывающиеся ситуации и отыскивают альтернативы их решению средствами профессиональной деятельности.
У незначительного количества респондентов имеется квазирефлексия (5,88%), которая может выступать своеобразной формой психологической защиты и виртуализации реальности, поскольку базируется на сознании, не направленного на себя и не направленного на внешний мир.
Рассмотрим особенности проявления деятельностного компонента рефлексивности практикующих психологов. Проекцией рефлексивности являются рефлексивные действия, которые заключаются в решении профессиональных задач через реализацию рефлексивных умений. Рефлексивные умения являются профессиональным инструментом психолога, поэтому крайне важным является исследование не только степень владения рефлексивными умениями, но и того, как специалист оценивает степень своего владения рефлексивными умениями.
Качественный анализ данных показал, что наиболее высоко практикующие психологи оценивают развитость у себя таких рефлексивных умений, как умение осуществлять «рефлексивный выход» и занять рефлексивную позицию (РУ1=9,31 баллов), самопознание внутренних психических актов и состояний (РУ5=9,07 баллов), умение воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы (РУ6=9,9 баллов), умение оценивать иприменять собственные психологические и профессиональные ресурсы (РУ9=9,84 баллов), умение собирать и фиксировать информацию о собственных качествах, характеристиках, ценностях и наставлениях, профессиональных действиях, их эффективность, на основе применения разнообразных методов самодиагностики (РУ10=9,1 баллов).
С целью выявления общей картины взаимосвязи между структурными компонентами рефлексивности психологов-консультантов был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции Пирсона.
По результатам корреляционного анализа было зафиксировано наличие положительных взаимосвязей между всеми компонентами рефлексивности:
- индивидуальной мерой рефлексивности (когнитивный компонент), системной рефлексией (мотивационный компонент) – 0,897 при р≤0,01), составными частями деятельностного компонента: умением осуществлять «рефлексивный выход» и занять рефлексивную позицию (0,843 при р≤0,01), самопознанием внутренних психических актов и состояний (0,867 при р≤0,01), умением оценивать и применять собственные психологические и профессиональные ресурсы (0,91 при р≤0,01);
- интроспективной рефлексией (мотивационный компонент), составными частями деятельностного компонента: самопознанием внутренних психических актов и состояний (0,545 при р≤0,05), умением оценивать и применять собственные психологическиепрофессиональные ресурсы (0,621 при р≤0,05), умением собирать и фиксировать информацию о собственных качествах, характеристиках, ценностях и установках, профессиональных действиях, их эффективности на основе применения разнообразных методов самодиагностики (0,837 при р≤0,05);
- системной рефлексией (мотивационный компонент), индивидуальной мерой рефлексивности (когнитивный компонент) (0,897 при р≤0,01), составными частями деятельностного компонента: умением осуществлять «рефлексивный выход» и занять рефлексивную позицию (0,782 при р≤0,01), самопознанием внутренних психических актов и состояний (0,903 при р≤0,01), умением воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы (0,520 при р≤0,05), умением собирать и фиксировать информацию о собственных качествах, характеристиках, ценностях и установках, профессиональных действиях, их эффективность на основе применения разнообразных методов самодиагностики (0,603 при р≤0,05), умением выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией свои собственные способы действия (0,725 при р≤0,01); умением выявлять возможные причины (внешние и внутренние) личностных и профессионально-психологических проблем и трудностей (0,803 при р≤0,01); умением относительно получения средств «построения смыслов» (0,778 при р≤0,01).
Выявленные значимые корреляционные связи подтверждают рабочую гипотезу о том, что рефлексивность психолога как структурно сложное образование определяется гармоничным развитием когнитивного (рефлексивная компетентность), мотивационного (рефлексивные качества) и деятельностного компонентов (рефлексивные действия).
Заключение. Осуществлен теоретический анализ понятий «рефлексия» и «рефлексивность». Разработана структурная модель рефлексивности психолога-консультанта, которая содержит когнитивный (рефлексивная компетентность: рефлексивные знания, позиция, способности), мотивационный (рефлексивные качества: интроспекция, системная рефлексия) и деятельностный (рефлексивные действия: решение рефлексивных задач, осознание рефлексивной позиции и рефлексивных умений) компоненты.
Эмпирически исследованы особенности проявления рефлексивности психологов-консультантов.
Изучение когнитивного компонента показало, что исследуемые психологи являются компетентными специалистами – по выборке преобладает высокий и средний уровни развития рефлексивности. Такие данные указывают на то, что респонденты задумываются над собственной текущей деятельностью, довольно часто обращаются к анализу текущих и прошлых событий и ситуаций; на планирование своего поведения и деятельности, ориентацию на будущее.
Исследование мотивационного компонента показало доминирование у респондентов интроспективного типа рефлексии, что свидетельствует о заинтересованности в познании именно себя и поиске вариантов собственного развития в дальнейшей профессиональной деятельности.
Для значительного количества исследуемых психологов характерна системная рефлексия: они стремятся к познанию себя, окружающего мира, анализируют собственные действия, ситуации, отыскивают альтернативы их решению средствами профессиональной деятельности.
Изучение деятельностного компонента рефлексивности показало высокий и достаточный уровень развитости рефлексивных умений, что свидетельствует о хорошем профессиональном уровне специалистов.
Проведенный корреляционный анализ позволил выявить систему взаимосвязей между компонентами рефлексивности и подтвердить предположение о том, что рефлексивность психолога как структурно сложное образование определяется гармоничным развитием когнитивного (рефлексивная компетентность), мотивационного (рефлексивные качества) и деятельностного компонентов (рефлексивные действия).
Корреляционный анализ также выявил наиболее развитую систему связей системной рефлексии с другими переменными.
Перспективным развитием научной проблематики считаем дальнейшее изучение особенностей проявления рефлексивности психологов-консультантов, разработку психодиагностического инструментария для ее исследования.
Список литературы
1. Айсувакова Т.П. Рефлексия как компонент профессионального самосознания будущего психолога / Т.П. Айсувакова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 4(63). – С. 268-272.
2. Горобец Н.Л. Основные характеристики профессии психотерапевта / Н.Л. Горобец // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 4. – С. 58-61.
3. Караваева Т.А. Индивидуально-психологические, социальные и образовательные факторы, определяющие общую профессиональную стратегию врача-психотерапевта: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.м.н.: специальность 14.00.18 «психиатрия»; автореферат на соискание кандидата медицинских наук / Караваева Т.А..; С.-Петерб. н.-и. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева. – Санкт-Петербург, 2003. – 27 с.
4. Краснобаев П.А. Саногенная рефлексия психологов-консультантов / П.А. Краснобаев // Психология и психотехника. – 2018. – №1. – С. 67-72.
5. Рябышева Е.Н. Рефлексия как предмет исследования в отечественной психологии / Е.Н. Рябышева // Территория науки. – 2016. – №4. – С. 17-19.
6. Савченко Т.Н. Качество жизни и образ «Я» экзистенциального психотерапевта / Т.Н. Савченко, М.Н. Картавцева, Г.М. Головина // Прикладная юридическая психология. – 2015. – № 1. – С. 131-141.
7. Baldwin S.A., Imel Z.E. Therapist effects: Findings and methods. Bergin and Garfield’s handbook of psychotherapy and behavior change, 2013, vol. 6, pp. 258-297.
8. Boterhoven De Haan K.L., Lee C.W. Therapists' thoughts on therapy: Clinicians' perceptions of the therapy processes that distinguish schema, cognitive behavioural and psychodynamic approaches. Psychotherapy Research, 2014, vol. 24, issue 5, pp. 538-549.
9. Chui H. et al. Are you in the mood? Therapist affect and psychotherapy process. Journal of counseling psychology, 2016, vol. 63, issue 4, pp. 405-418.
10. Kivlighan Jr.D.M. et al. The therapist, the client, and the real relationship: An actor-partner interdependence analysis of treatment outcome. Journal of counseling psychology, 2015, vol, 62, issue 2, pp. 314-320.
11. Slone N.C., Owen J. Therapist alliance activity, therapist comfort, and systemic alliance on individual psychotherapy outcome. Journal of psychotherapy integration, 2015, vol. 25, issue 4, pp. 275-288.