Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020

УДК 159.9.075

Дата публикации 30.12.2020

Уровень развития общих способностей старших дошкольников

Калина Ангелина Юрьевна
Магистрант 2 курса кафедры «Психология личности и специальная педагогика», Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ), РФ, г. Владимир, kalina.angelina@ya.ru

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования уровня развития восприятия, внимания, воображения, памяти, наглядно-действенного и образно-логического мышления детей младшего дошкольного возраста. Уровень развития отражает уровень развития общих способностей ребенка.
Ключевые слова: способности, общие способности, мышление, умственная деятельность, психические процессы, старшие дошкольники.

The level of the older preschoolers general abilities development

Kalina Angelina Iurevna
2nd year undergraduate student of the Personality Psychology and Special Pedagogy Department, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs (VlSU), Russia, Vladimir

Abstract: The results of the primary preschool age children’s perception, attention, imagination, memory, visual-effective and figurative-logical thinking development level empirical study were presented in the article. The perception reflects development level reflects the child’s general abilities development level.
Keywords: abilities, general abilities, thinking, mental activity, mental processes, older preschoolers.

Правильная ссылка на статью
Калина А.Ю. Уровень развития общих способностей старших дошкольников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/uroven-razvitiya-obshhikh-sposobnostej-starshikh-doshkolnikov.html (Дата обращения: 30.12.2020)

В современных условиях развитие детей является актуальной проблемой в обществе, т.к. для современных дошкольников свойственна большая информированность и любознательность. Поэтому необходимо создание условий для развития способностей каждого ребенка, который обладает индивидуальным набором задатков.

Развитие у дошкольника произвольного поведения, предпосылок учебной деятельности, познавательной мотивации, активности, внимательности, мыслительных способностей, самостоятельности и др. – это основные моменты при подготовке к школе [3, с. 193].

Понятие «способность» является одним из ключевых в психологии науки. Способности в широком смысле – это набор качеств человека, которые способствуют его деятельности. Традиционно способности разделяют на общие и специальные. Общие способности необходимы для всех видов деятельности.

Специальные способности – это способности человека к определенным видам деятельности (графические, художественные и т.п.) [4, с. 3].

В нашем исследовании под «общими способностями» мы понимаем общие условия ведущих форм деятельности [1, с. 14].

Существует взаимосвязь развития психических процессов и способностей. По мнению В.Д. Шадрикова любую конкретную деятельность можно дифференцировать на отдельные психические функции. Психические функции реализуют наиболее общие формы деятельности, а способности — это системы, которая реализует эти функции [5, с. 224].

Общие способности проявляются в различных видах деятельности и играют значительную роль в жизни человека. Их развитие отражает уровень восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и интеллектуальное развития в целом.

Старший дошкольный возраст имеет свои особенности и новообразования: произвольность поведения и освоение социальных норм и особенностей поведения. Основной ведущей деятельность у ребенка является ролевая игра, в которой дошкольники учатся взрослым ролевым моделям.

Дошкольный возраст является одним из основных периодов развития общих способностей, т.к. нервная система ребенка в этот момент очень пластичная. Также этот возрастной период сенситивен для развития таких познавательных процессов как внимание, восприятие, мышление, память и воображение.

Уровень развития общих способностей отражает уровень интеллекта ребенка, формирование и развитие психических функций одновременно выступают как процесс интеграции интеллекта.

В психологической науке накоплен материал по проблеме развития общих способностей, но вместе с этим изучены не все аспекты этого феномена. Потому нами было проведено эмпирическое исследование целью которого явилось изучение актуального уровня общего развития детей старшего дошкольного возраста.

Методы и организация исследования. В исследовании в рамках организационного метода нами был применено сравнение результатов двух групп. Эмпирические методы включали в себя психодиагностические методики, направленные на диагностику уровня восприятия, внимания, воображения, памяти, наглядно-действенного и образно-логического мышления дошкольников.

Наше исследование заключает в себе цель изучения уровня развития общих способностей детей дошкольного возраста путем определения уровня развития психических процессов.

Эмпирическое исследование осуществлялось в дошкольном образовательном учреждении г. Владимира МБДОУ г. Владимира «Центр развития ребенка - детский сад № 24» в период с октября 2020 года по декабрь 2020 года.

Выборку составила группа №4 дошкольного образовательного учреждения в количестве 18 человек в возрасте 5-6 лет.

Общие способности связаны с психическими познавательными процессами. В.Д. Шадриков соотносил способности с психическими функциями. Проявление способностей зависит от психических функций, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Способности конкретизируют общее свойство мозга отражать объективный мир, относя его к отдельным психическим функциям [5, c 177,178].

Наше исследование заключалось в изучении общих способностей, путем проведения диагностики психических процессов. Использовался комплекс методик, предложенных Р.С. Немовым для диагностики детей дошкольного возраста: «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Найди и вычеркни», «Нарисуй что-нибудь», «Узнай фигуры», «Обведи контур», «Что здесь лишнее?».

Образное восприятие дошкольников диагностировалось с помощью методики «Какие предметы спрятаны в рисунках?», которая предполагает

определение ребёнком за минуту четырнадцати знакомых предметов, которые представлены в трёх контурных изображениях. При оценке результатов учитывается время, затраченное на работу и количество названных предметов [2, с. 70].

Для диагностики внимания использовалась методика «Найди и вычеркни», которая предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку дают рисунок, в котором в случайном порядке изображены фигуры, экспериментатор дает задание искать ту или иную фигуру. Время работы составляет 2,5 мин, в течение которых через каждые 30 сек ребенку говорят слова «стоп» и «начинай», меняя фигуру, которую надо искать. При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Методика состоит из двух шкал, которые показывают уровень развития продуктивности и устойчивости внимания детей, где 10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая, а 0 – баллов продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая [2, с. 76].

Уровень развития воображения дошкольников диагностировался методикой «Нарисуй что-нибудь». Ребенку дается задание за 4 минуты нарисовать что-нибудь необычное [2, с. 86].

Методика «Узнай фигуры» предполагала диагностику памяти. В методике детям предлагаются картинки, расположенные рядами. Необходимо найти похожую картинку в ряду. Методика включает 10 заданий, время выполнения – 1,5 минуты [2, с. 88].

Диагностика уровня развития наглядно-действенного мышления проводилась по методике «Обведи контур». Суть методики в том, чтобы воспроизвести на правой половине рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы [2, с. 107].

Исследование процессов образно-логического мышления проводилось по методике «Что здесь лишнее?». Детям предлагается серия картинок, где нужно выбрать лишнее из четырех изображений. На решение задачи отводится 3 минуты [2, с. 102].

Перечисленные методики, кроме методики диагностики внимания, состоят из одной шкалы, по которой делается вывод об уровне развития психического процесса дошкольника: 10 баллов — очень высокий, 8-9 баллов — высокий, 5-7 баллов — средний, 3-4 балла — низкий, 0-2 балла — очень низкий.

Для установления среднего уровня развития психических процессов в группе мы использовали среднее арифметическое значение. Уровень общего развития дошкольников определялся путем расчёта стандартного отклонения от среднего уровня общего развития по группе.

Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка [2, с. 65].

Результаты исследования. Представляю результаты эмпирического исследования уровня развития общих способностей детей дошкольного возраста в форме гистограммы (рис. 1).

Рисунок 1. Уровень развития психических процессов дошкольников

Ось ординат показывает уровень развития по 10 бальной шкале: 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов – высокий, 4-7 баллов – средний уровень, 2-3 балла – ниже среднего (низкий), 0-1 балла – очень низкий. По оси абсцисс перечислены используемые методики диагностики старших дошкольников.

МВс – методика на определение уровня восприятия «Какие предметы спрятаны в рисунках?». Сумма баллов по группе получилась 40, среднее значение по группе составило 2,2, т.е. средний уровень образного восприятия в группе ниже среднего.

МВн – методика на определение продуктивности (УП) и устойчивости (УУ) внимания «Найди и вычеркни». Сумма полученных баллов по группе – 132 (УП) и 134 (УУ), средний балл по группе составил 8, что соответствует в среднем высокому уровню развития внимания у детей.

МВо – методика на определение уровня воображения «Нарисуй что-нибудь». Сумма баллов по группе составила 119, а средний балл – 6,6. Это соответствует среднему уровню психологического развития воображения у дошкольников.

МПа – методика на определение уровня запоминания «Узнай фигуры». Сумма баллов по группе составила 80, средний балл по группе составил 4,4, что является средним уровнем развития памяти. Стоит отметить, что средний балл стоит нижней границе диапазона уровня.

МНДМ – методика на определение уровня наглядно-действенного мышления «Обведи контур». Сумма баллов по группе составила 94, среднее значение показателя развития наглядно-действенного мышления по группе составило 5,9, что соответствует среднему уровню.

МОЛМ – методика на определение уровня образно-логического мышления «Что здесь лишнее?». Сумма баллов по группе составила 135, что соответствует среднему баллу по группе 7,5. Данный показатель получился на границе между средним и высоким уровнем развития образно-логического мышления.

Сумма баллов, которую можно набрать по всем методикам составляет 70. В дальнейшем в тексте мы будем называть показатели общей суммы баллов

уровнем общего развития ребенка. Среднее арифметическое значение уровня общего развития в группе составило S=43,75. Стандартное отклонение уровня общего развития дошкольников составило σs=8,2. Используя стандартное отклонение, был определен диапазон среднего уровня общего развития, который составил от 35,5 до 51,9. В стандартное отклонение вошли результаты десяти человек. У пяти дошкольников значение получилось ниже указанного диапазона, а у троих человек – выше.

Обсуждение результатов. По итогам проведенной диагностики выявлено, что уровень психического развития воображения, памяти, образно-логического и наглядно-действенного мышления в группе испытуемых средний. Продуктивность и устойчивость внимания находится на высоком уровне, а уровень развития восприятия - низкий.

Высокий уровень развития внимания у старших дошкольников является важным компонентом при подготовке к школьному обучению, свидетельствует о способности самостоятельно регулировать свое поведение, а также порождает у детей стремление к детальному познанию свойств и предметов окружающего мира.

Низкий уровень образного восприятия свидетельствует о том, что у дошкольников могут возникать трудности при распознавании зрительных образов. Во время занятий, игры и общения с дошкольниками воспитателям необходимо делать акцент на развитии данного психического процесса у детей.

По результатам расчёта стандартного отклонения выявлено, что у десяти дошкольников средний уровень общего развития. Результаты пяти дошкольников оказались ниже уровня стандартного отклонения. Показатели этих испытуемых по всем диагностикам были низкие. Для повышения уровня развития с дошкольниками необходимо провести комплекс мер психолого-педагогического сопровождения, направленных на развитие психических процессов.

В дальнейшем исследовании нами планируется разработка программы занятий по художественному творчеству для дошкольников, направленных на

развитие общих способностей и повышение уровня общего развития, а также ее апробация.

Выводы. По результатам проведенной диагностики было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста средний уровень психического развития воображения, памяти, образно-логического и наглядно-действенного мышления.

Уровень развития памяти находится на нижней границе среднего уровня, что может тормозить развитие словесно-логической памяти.

У испытуемых высокий уровень развития продуктивности и устойчивости внимания, что способствует повышению произвольности внимания детей, а значит способности самостоятельно регулировать свое поведение.

Уровень образного восприятия в группе ниже среднего, что свидетельствует о трудностях распознавания детьми зрительных образов.

Среднее значение уровня общего развития в группе соответствует среднему уровню развития.

Результаты, которые были получены нами объективизируют картину развития общих способностей старших дошкольников и могут быть использованы для выявления детей с низким уровнем общего развития, путем сравнения их с групповыми показателями. Также на данные исследования можно опираться при разработке комплекса мер связанных с психолого-педагогическим сопровождением детей с низким уровнем общего развития. В перспективе исследования нами планируется разработка программы занятий по художественному творчеству для повышения уровня развития дошкольников.


Список литературы

1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей: учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 349 с.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с. 3. Новиков П.В. Пути оптимизации готовности дошкольников к обучению в школе//Казанский педагогический журнал. 2020. № 1 (138). С. 192-199.

4. Светличная, Л.В. Психология способностей: Учебное пособие. – М.: РУТ (МИИТ), 2017. – 48 с.

5. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 1996. 320 с.

Расскажите о нас своим друзьям: