Социальная психология | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020

УДК 159.923.2

Дата публикации 30.12.2020

Этнокультурная принадлежность как ресурс в период прохождения личностного кризиса

Красовская Наталия Рудольфовна
кандидат психологических наук, доцент Кафедры социальной психологии и виктимологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, krasovskaya.mcm@gmail.com

Аннотация: Личностный кризис – это сложный психологический феномен, требующий исследований с различных позиций. Изучение взаимосвязи этнокультурной принадлежности и личностного кризиса требует системного подхода, с помощью которого можно рассмотреть содержание личностных ресурсов при прохождении личностного кризиса. Сама проблема влияния этнокультурной принадлежности как ресурса на процесс протекания личностного кризиса малоизучена. В данной работе делается попытка проанализировать такое влияние посредством анализа содержания личностных ресурсов.
Ключевые слова: личностный кризис, этнокультурная принадлежность, менталитет, гендерные роли, система ценностей

Ethnocultural affiliation as a resource during the period of personality crisis

Krasovskaia Nataliia Rudolfovna
PhD in Psychological Sciences, Associate professor at the Department of Social Psychology and Victimology, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia

Abstract: Personal crisis is a complex psychological phenomenon that requires various researches. The study of the relationship between ethnocultural affiliation and personal crisis requires a systematic approach, with the help of which it is possible to consider the content of personal resources in the course of a personal crisis. The problem of the influence of ethnocultural affiliation as a resource on the process of a personal crisis has been little studied. In this work it was tried to analysing this influence by analyzing the content of personal resources.
Keywords: personal crisis, ethnocultural affiliation, mentality, gender roles, value system

Правильная ссылка на статью
Красовская Н.Р. Этнокультурная принадлежность как ресурс в период прохождения личностного кризиса // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/etnokulturnaya-prinadlezhnost-kak-resurs-v-period-prokhozhdeniya-lichnostnogo-krizisa.html (Дата обращения: 30.12.2020)

Этнокультурную среду формируют менталитет, социальные установки и стереотипы, гендерные характеристики, религиозное влияние. Формирование личности происходит в этнокультурной среде, что определяет этнокультурную принадлежность.

В процессе жизни человек многократно переживает нормативные и ненормативные личностные кризисы. Личностный кризис характеризуется особым душевным состоянием, которое можно описать как недовольство собой, окружающими, работой. Личностный кризис может иметь индивидуальные, семейные, профессиональные, социальные, возрастные, физиологические причины.

Личностный кризис возникает в ситуации, возникшей под влиянием внутренних и внешних факторов, когда человек больше так жить не может, его внутренняя структура не позволяет справиться с возникшими вызовами. Это приводит к изменению отношения к себе и окружающим. Наиболее частые причины наступления ненормативного личностного кризиса - смена места учебы или работы, увольнение, переезд в другой город или страну, разрыв отношений, материальные и репутационные потери от действий мошенников, болезнь или инвалидность, смерть близкого человека и др.

В последние два десятилетия темп жизни в самых разных странах значительно ускорился. Зачастую потеря в обществе привычных, стереотипных ценностей и установок вызвали массовое увеличение напряжения, проявляющееся в повышении уровня общей тревожности, возрастании таких переживаний, как одиночество, ненужность, бессмысленность существования, неуверенность, страх за будущее и многое другое. В связи с этим в психологии все больше исследователей захватывают проблемное поле, обозначаемое как «кризис» (от греч. crisis – решение, поворотный пункт, исход). Сущность понятие кризиса очень точно передана китайцами двумя иероглифами, один из которых обозначает «опасность», а другой – «возможность» [7].

Личностный кризис имеет общие характеристики:

 1) Системность. Личностный кризис охватывает прежде всего эмоционально-чувственную сферу человека, находя свое отражение на всех сторонах жизни человека - семейной, профессиональной, финансовой и т.д.

2) Внезапность. Человек воспринимает наступление личностного кризиса как внезапно возникшее состояние, хотя для внешнего наблюдателя могут быть заметны его предшествующие признаки и этапы.

3) Конфликтность. Личностный кризис нередко сопровождается проявлениями поведенческой и вербальной агрессии, конфликтами с самим собой и окружающими.

4) Процессуальность. Личностный кризис имеет «ступенчатый» характер. Он развивается, протекая через несколько этапов, имеющих различные характеристики и интенсивность.    

5) Дефицитарность. У человека для преодоления личностного кризиса имеется ограниченное время и ограниченные ресурсы, если они не используются конструктивно, кризис может приобрести хроническое течение, не получить своего разрешения, связанного с переходом на новый этап развития личности.

6) Интенсивность. Личностный кризис носит интенсивный характер, поскольку имеет системные черты.

7) Переоценка ценностей. При решении личностного кризиса путем масштабного самоанализа происходит переоценка ценностей [5].

Для преодоления личностного кризиса необходимо задействовать личностные ресурсы. Личностные ресурсы включают в себя:

1) Физическое состояние. Важным личностным ресурсом для человека является хорошее физическое состояние, которого невозможно достичь без систематических занятий физической культурой и спортом. Отсутствие физической активности ведет к утрате данного личностного ресурса. В различных этнокультурных средах отношение к физической активности носит различный характер.

2) Способность организовать наличие психологической поддержки в период кризиса. Способность воспринимать психологическую поддержку окружающих как ресурс. Отношение к психологической поддержке в период кризиса в разных этнокультурных средах разное.

3) Развитые волевые качества.

4) Самоуважение.

5) Самоконтроль.

6) Самоэффективность.

7) Жизнестойкость. Отношение к жизненным трудностям и испытаниям как к способу обретения дополнительных возможностей является мощным ресурсом для качественного прохождения через период личностного кризиса.

8) Мотивация достижений. Преобладание мотивации достижений над мотивацией избегания, способность ставить цели и достигать положительных результатов формирует заинтересованность в своем развитии и создает основу для конструктивного прохождения через личностный кризис. 

9) Ценности. Этнокультурная принадлежность оказывает значительное влияние на формирование индивидуальной системы ценностей, которая лежит в основе формирования стратегий прохождения личностного кризиса.    

10) Субъективная картина жизненного пути.

11) Оптимизм.

12) Система верований.  Система верований является важнейшим элементом, связанным с этнокультурными особенностями, и важным личностным ресурсом [8].

Этнокультурная идентичность определяет во многом индивидуальную систему ценностей людей [10]. Поэтому этнокультурная принадлежность весьма важна как базовый ресурс в период прохождения личностного кризиса.

Важной составляющей частью этнокультурной принадлежности является вера - религиозная, вера в себя, вера в свою родину и людей. Вера в себя, в свои силы - духовные и телесные – имеет также гендерные особенности и различна для маскулинного и феминного гендера. Вера в себя чаще является одной из структурных составляющих маскулинного гендера. Вера в близких людей, в друзей присуща обоим гендерам, но большее значение она имеет для феминного гендера [2].

Религия выполняет важные социальные коммуникативные функции в обществе. Она формирует нормативные и ценностные границы личности. Очень важно и то, что религия повышает собственное достоинство личности, что играет одну из определяющих ролей в период личностного кризиса [1, 124].

Религиозность помогает легче пройти через период личностного кризиса. Религиозная вера, например, православие, учит, что надо быть оптимистом, быть деятельным, не поддаваться унынию или не переставать верить людям. Религиозная вера не приемлет пораженческие или суицидальные настроения. Религиозная вера отчасти сохраняется у россиян, хотя ее влияние постепенно ослабевает.

Важным ресурсом для конструктивного прохождения личностного кризиса является физическая активность. Физическая активность оздоравливающе влияет на тело и ум человека. Физически активный человек также активно ищет решения для разрешения своего личностного кризиса. Физической активности в разных этнокультурных группах уделяется разная степень внимания.

Физическая культура и спорт имеют ярко выраженную этнокультурную составляющую. Это зависит от климата страны, традиций ее жителей. Сейчас активно развивается этноспорт, который включает в себя традиционные национальные состязания, борьбу, плавание, лыжи и т.д.

В России существуют широко распространенные позитивно окрашенные социальные стереотипы, связанные с необходимостью заниматься физической культурой. В период личностного кризиса, когда негативное эмоциональное состояние является превалирующим, ведущим к утрате желания достигать личных целей, следование позитивным социальным стереотипам является значимым ресурсом.

Еще одним важным ресурсом для выхода из состояния личностного кризиса является общение с родственниками, знакомыми и даже малознакомыми людьми (социальные сети, спортивный зал и т.д.). Если рассматривать особенности российского общества, можно отметить высокую ценность личного общения. Для россиян важна неформальность такого общения, в отличие от высокой регламентированности, характерной, например, для народов так называемых западных культур. Эмоционально насыщенное неформальное общение людьми, находящимися в состоянии личностного кризиса, воспринимается как значимый ресурс, как важная поддержка родственников, близких людей. Такая поддержка характерна для многих этнокультурных групп. [9].

Личностный кризис может быть спровоцирован утратой смысла жизни. Смысл жизни имеет личностную окраску и проявляется в жизненной активности и мотивированности деятельности человека. Важно найти смысл жизни в условиях личностного кризиса. Сделать это нелегко, но те цели и задачи, которые мы заставляем себя определить и их достижение зависят от наличия у нас смысла жизни [6]. Смысл жизни имеет близкую связь с нашей внутренней опорой.

Поиск внутренней опоры необходим каждому человеку в период прохождения личностного кризиса. Такая опора формируется посредством осознания собственной значимости человека, доверия к другим людям и ко всему миру. Ориентирами для поиска и формирования внутренней опоры выступает, помимо позитивной личной истории, религиозная вера, существующая в этнокультурной группе система социальных стереотипов. Эти элементы в разных этнокультурных группах имеют разные характеристики. Таким образом, этнокультурная принадлежность в существенной степени обусловливает способы и качество прохождения личностного кризиса человека.

В качестве заключения отметим особенности некоторых личностных ресурсов, имеющих этнокультурные различия. Этнокультурная принадлежность оказывает существенное влияние на формирование таких личностных ресурсов, как система ценностей, включающая в себя религиозную составляющую, систему социальных стереотипов, гендерные особенности, отношение к физической активности, необходимость в поддержке окружающих.

Ценности в этнокультурных традициях формируют систему ценностей человека и становятся внутренней опорой в период личностного кризиса. Превалирование духовных ценностей над материальными дает мощный личностный ресурс человеку в сложных условиях.

Система верований также в существенной степени влияет на формирование внутренней опоры человека, позволяющей с меньшими потерями преодолеть личностный кризис. Система верований закладывает основы взглядов на человека и на окружающий мир, является большим личностным ресурсом человека.

Этнокультурные особенности как личностный ресурс в период кризиса играют большую роль, влияя на интенсивность протекания личностных кризисов, их глубину и драматизм, а также успешность преодоления личностного кризиса.


Список литературы

1. Андриенко Е.А., Горбачева И.В. Коммуникативные функции религии и кризис личностной идентичности в переходной период социального развития: тезисы доклада // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. №4 (16). С. 122 – 125.
2. Жедунова Л.Г. Психология личностного кризиса. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. психолог. наук. Ярославль, 2010.
3. Иващенко Н.А. Теоретический анализ представлений о способах преодоления личностных кризисов в современной психологии. Психология. Психофизиология. 2017. С. 71 - 78.
4. Ильина В.В. Проблематика личностного кризиса в психологической литературе // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 26. С. 461 – 465.
5. Канаева Н.А. Кризисы, их роль в профессиональном становлении личности. Уфа, 2012.
6. Карпинский К.В. Смысл жизни и ресурсы его реализации: к пониманию механизмов личностного кризиса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. №4. С. 3 – 33.
7. Мягких Н.И. Ларина Н.И. Теория и практика психологии кризисных ситуаций [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. №2. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n2/40903.shtml (дата обращения: 18.12.2020)
8. Пантелеева В.В. Психология кризисных состояний личности. Тольятти, 2011. 194 с.
9. Петросьян С.Н. Кризисное состояние личности как психологический феномен // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. Выпуск 2(178). С. 48 - 52.
10. Солдаткин А.А. Этнокультурная идентичность в системе базовых ценностей россиян //Международный журнал экспериментального образования. 2015. №11 (часть 5). С. 660 – 662.

Расскажите о нас своим друзьям: