Социальная психология | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020

УДК 159. 92

Дата публикации 30.12.2020

Генеративность, социальная желательность и переживание одиночества в период вхождения во взрослость: связи и различия

Полякова Мария Константиновна
аспирант кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, PolyakovaMK@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются результаты исследования интеграции особенностей генеративности и одиночества в контексте разного уровня социальной желательности. Выборка включала 220 респондентов (16,8% мужчин, 83,2% женщин) в возрасте 17-24 лет. Измерялись: генеративная направленность («Шкала генеративности Лойолы»), частота совершения генеративных действий («Список генеративных действий»), особенности включения в межличностный диалог («Дифференциальный опросник переживания одиночества»), стремление к социальному одобрению («Методика диагностики тенденции к социальной желательности»). По результатам исследования было выявлено, что социальная желательность была связана с обеими характеристиками генеративности. Также была раскрыта важность социального контекста для становления генеративности: наибольшее количество связей генеративной направленности с особенностями отношения к одиночеству было в группе с высоким уровнем социальной желательности. Кроме того, сами характеристики отношения к одиночеству указывали на важность социальных контактов для становления генеративности – набольший рост генеративности наблюдался при низких значениях шкалы «Изоляция».
Ключевые слова: генеративность, генеративная направленность, генеративные действия, одиночество, уединение, социальная желательность, вхождение во взрослость, студенчество.

Generativity, social desirability, and the experience of loneliness in early adulthood: connections and differences

Polyakova Maria K.
Postgraduate, Developmental and Differential Psychology Department, Faculty of Psychology, St. Petersburg State University

Abstract: The article discusses the results of the study of the integration of generativity and loneliness in the context of different levels of social desirability. The sample consisted of 220 respondents (16,8% of men and 83.2% of women) aged 17-24 years. The following were measured: generative orientation ("Loyola generativity Scale"), frequency of generative actions ("list of generative actions"), features of inclusion in interpersonal dialogue ("Differential questionnaire of loneliness experience"), the desire for social approval ("Methodology for diagnosing the tendency to social desirability"). The study found that social desirability was associated with both generative characteristics. The importance of the social context for the formation of generativity was also revealed: the greatest number of connections of generative orientation with the peculiarities of the attitude to loneliness was in the group with a high level of social desirability. In addition, the very characteristics of the attitude to loneliness indicated the importance of social contacts for the formation of generativity – a large increase in generativity was observed at low values of the "Isolation" scale.
Keywords: generativity, generative concern, generative action, loneliness, solitude, social desirability, entering adulthood, students.

Правильная ссылка на статью
Полякова М.К. Генеративность, социальная желательность и переживание одиночества в период вхождения во взрослость: связи и различия // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12(53). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/generativnost-sotsialnaya-zhelatelnost-i-perezhivanie-odinochestva-v-period-vkhozhdeniya-vo-vzroslost-svyazi-i-razlichiya.html (Дата обращения: 30.12.2020)

Исследование выполняется при финансовой поддержке РФФИ, проект 19-013-00812 А

Введение. Стремительные темпы развития общества, изменения на социальном и политическом уровнях, технологизация, изменение общественных требований к опыту, знаниям и ценностям приводят к существованию молодого поколения в качественно иных контекстах, чем их родители. Межпоколенческий диалог в настоящее время претерпевает кардинальные изменения следствие такого положения дел. Такие изменения способны оказать влияние как на благополучие отдельно взятого человека, который стремится посредством продуктивной деятельности сделать что-то полезное для следующих поколений, так и на благополучие общества в целом. Таким образом, вопрос о формах и механизмах передачи опыта следующим поколениям в контексте личностных особенностей является важным для разделов наук, связанных с исследованием человека.

В наших работах была продемонстрирована связь стремления передачи своих опыта и навыков следующим поколениям – генеративности – с благополучием, с личностными особенностями и особенности взаимодействия человека с его окружением [5, 7, 9]. Поэтому мы считаем, что изучение особенностей межпоколенческого диалога способно помочь указать на некоторые аспекты социальных изменений, на благополучие и раскрыть механизмы становления направленности на продуктивную деятельность, результаты которой будут полезны следующим поколениям. На наш взгляд данные механизмы можно раскрыть, обратившись к феномену генеративности.

В данном исследовании под генеративностью мы понимаем освоение механизмов и форм трансляции знаний и навыков, полезных следующим поколениям, а также результаты своей деятельности, в процессе продуктивной деятельности и коммуникации в рамках социально-культурной традиции, в которой рос и развивался человек [6, 8]. Данное определение сформулировано на основании анализа психологических источников, в которых понятие развивается и изменяется на протяжении более пятидесяти лет. Понятие генеративности, впервые сформулированное Э.Эриксоном [15], было подвергнуто как теоретическому (J. Kotre, D.S. Browning и др.), так и эмпирическому (D.P. McAdams, R.L. Logan, E. de St. Aubin и др.) пересмотру [13, 14, 16, 19, 20].

В отечественной психологии понятие было рассмотрено авторами в основном в качестве теоретического обоснования особенностей развития человека в период взрослости. Такое понимание феномена базируется на идеях Э. Эриксона, не основываясь на эмпирических результатах исследований, а также без внимания остаются особенности российского менталитета.

Для лучшего понимания генеративности мы обратились к одному из её аспектов – налаживанию межпоколенческого диалога. Мы считаем, что пролить свет на особенности налаживания коммуникации со следующими поколениями может изучение особенностей выстраивания межличностного диалога в целом. Чтобы рассмотреть этот контекст, необходимо также затронуть особенности изменения межличностной коммуникации в настоящее время. Так, на негативный эффект технического прогресса, приводящего к ускорению темпов жизни, росту возможностей коммуникации и как следствие ощущение их нереализованности, ощущению «одного в толпе» указывали Д. Рисмен и О. Тоффлер [21]. Отношение человека к одиночеству имеет прямую связь с особенностями выстраивания межличностного диалога. Данная проблема рассматривалась разными авторами как изоляция [12], конфликт «человек – общество» [1], как «путь в себя», личностная свобода [2, 10] и пр. По нашему мнению стоит обратить внимание на группу, в которой согласно данным зарубежной литературы происходит «зарождение» взрослой жизни (Дж. Арнетт, 2000), а именно приобщение к взрослому образу жизни, принятие культурных норм и способов поведения. Возрастные границы такой группы определяются в диапазоне 18-25 лет, что указывает на наиболее подходящую для нашего исследования группу – студентов.

 Поскольку особенности коммуникации проявляются в социальном контексте, интересным представляется рассмотрение генеративности и отношению к одиночеству в аспекте социальной желательности. Стремление демонстрации социально одобряемого поведения рассматривается исследователями иногда как «шкала лжи», иногда как личностная черта. Отмечается, что установка на поиск одобрения окружающими может являться как адаптивным механизмом, так и искажать восприятие и являться защитой. Такие особенности проявления могут зависеть от степени развития этой установки – высокие показатели связываются с дезадаптивными свойствами, нарушениями во взаимодействии [18].

 

Выборка и методы исследования

Всего в нашем исследовании приняло участие 220 человек (16,8% мужчин, 83,2% женщин) в возрасте 17-24 лет. Респонденты проживали в крупных городах России (преимущественно в Санкт-Петербурге). Основная часть респондентов не состояла в браке (89%) и половина опыта работы не имела (53%). Многие респонденты при проведении тестирования являлись студентами различных ВУЗов Санкт-Петербурга (93%). Средний возраст составил 19,69 лет (SD = 2,13).

Для исследования особенностей генеративности нами были использованы следующие методики: для исследования генеративной направленности использовалась «Шкала генеративности Лойолы» (LGS – Loyola Generativity Scale) в  адаптации  О.Ю.Стрижицкой, М.К.Поляковой [11]; для изучения частоты совершения генеративных действий использовался опросник «Список генеративных действий» (GBC – General Behavioral Checklist) D.P. McAdams и E. de St. Aubin [17]. Для изучения особенностей включения в межличностный диалог использовался «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (ДОПО)  Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева [4]. Для изучения особенностей стремления к социальному одобрению была использована «Методика диагностики тенденции к социальной желательности» Д.Марлоу и Д.Краун [3]. Были использованы следующие статистические методы: анализ частот с квартильным размахом, ANOVA, регрессионный анализ.

 

Результаты и их обсуждение

С помощью квартильного размаха были получены три группы с разным уровнем выраженности социальной желательности. В группу с низким уровнем социальной желательности вошли 59 человек с результатами 10-17 баллов (M = 12,49; SD = 2,08), из них 5 мужчин, 52 женщины от 18 до 24 лет (M = 20,09; SD = 2,09). В группу со средним уровнем социальной желательности вошли 104 человек с результатами 6-10 баллов (M = 7,63; SD = 1,08), из них 16 мужчин, 88 женщин от 17 до 23 лет (M = 19,3; SD = 1,37). В группу с высоким уровнем социальной желательности вошли 59 человек с результатами 0-5 баллов (M = 3,6; SD = 1,46), из них 16 мужчин, 43 женщины от 17 до 24 лет (M = 19,22; SD =  1,55). Можно заметить, что группа респондентов с самым низким уровнем стремления к одобрению окружающих была в среднем старше, чем респонденты в двух других группах (F=5,42; p=0,05). Сравнение особенностей генеративности между этими группами представлено в рисунке 1.

Рисунок 1 – Сравнение особенностей генеративности между группами с разным уровнем социальной желательности по результатам ANOVA.

Примечания. Здесь и ниже M – среднее; SD – среднеквадратичное отклонение. 1 – обнаружены достоверные отличия между группами с низким и высоким уровнями социальной желательности по средней разности (критерий Шеффе). 2 – обнаружены достоверные отличия между группами с низким и средним уровнями социальной желательности по средней разности (критерий Шеффе). 3 – обнаружены достоверные отличия между группами со средним и высоким уровнями социальной желательности по средней разности (критерий Шеффе).

Так, было выявлено, что генеративная направленность и частота совершения генеративных действий возрастают вместе с уровнем социальной желательности: оба показателя были выше в группах с высоким уровнем выраженности социальной желательности и снижались в группе, которая не ставила в приоритет поиск одобрения окружающих (F = 12,64; p < 0,001 для LGS; F = 8,001; p<0,001 для GBC). При этом в группе с высоким и средним уровнем социальной желательности генеративность находилась на среднем уровне выраженности, тогда как группа с низким уровнем поиска одобрения показала также низкий уровень направленности на помощь и поддержку следующих поколений. Вероятно, это говорит о том, что в период вхождения во взрослость генеративные проявления тесно связаны с желанием соответствовать общественным ожиданиям. Это утверждение соответствует модели генеративности D.P. McAdams (1998), в которой одним из факторов генеративности является фактор «Общественные ожидания».

Для выявления особенностей отношения к межличностному взаимодействию в контексте социальной желательности мы проанализировали различия различных аспектов отношения к одиночеству в группах с разным уровнем направленности на поиск социального одобрения (табл. 1)

Таблица 1 – Результаты ANOVA различий ценностных ориентаций между группами с разным уровнем социальной желательности.

 

F

p

Низкий

(N = 57)

Средний

(N = 104)

Высокий

(N = 59)

Всего

(N = 220)

M

SD

M

SD

M

SD

M

SD

Изоляция

2,67

0,07

8,75

3,41

8,12

2,88

7,46

2,88

8,10

3,05

Самоощущение13

9,99

0,00

11,42

3,46

10,34

3,33

8,66

3,34

10,17

3,50

Отчуждение13

11,60

0,00

11,26

3,33

10,69

3,06

8,73

2,69

10,31

3,18

Дисфория

1,09

0,34

8,58

2,35

9,36

3,42

9,14

3,52

9,10

3,21

Одиночество как проблема

0,30

0,75

11,44

3,12

11,55

3,14

11,86

3,23

11,60

3,15

Потребность в компании

0,86

0,42

9,44

3,43

9,03

3,24

8,64

3,11

9,03

3,26

Радость уединения

0,98

0,38

12,51

2,33

12,66

2,80

12,05

2,84

12,46

2,70

Ресурс уединения

1,57

0,21

18,04

3,60

18,78

3,35

17,80

4,29

18,32

3,70

Общее переживание

одиночества13

9,92

0,00

31,44

9,25

29,14

7,64

24,85

7,93

28,59

8,49

Зависимость от общения

1,23

0,30

33,19

7,29

34,67

8,33

35,53

8,55

34,52

8,15

Позитивное одиночество

1,49

0,23

30,54

5,38

31,44

5,55

29,85

6,53

30,78

5,80

Примечания.  Здесь и ниже F – показатель критерия Фишера; p – значение вероятности; *** – p ≤ 0,001; ** – p ≤ 0,01; * – p ≤ 0,05.

Было выявлено, что респонденты, желающие получить социальное одобрение, менее склонны ощущать себя одинокими, имеют более крепкие связи с окружающими людьми и в целом не ощущают нехватку общения с другими людьми. Такие результаты можно интерпретировать как социально желательные, если принять во внимание то, что часто данную шкалу используют как «шкалу лжи». Однако мы остановимся на другой интерпретации и будем исходить из того, что данная шкала отражает личностные черты, а именно желание понравится другим людям. Такая интерпретация позволяет предположить, что в ранней взрослости стремление к адаптации ведёт к повышению количества и глубины межличностных связей, что повышает удовлетворённость уровнем включения в межличностные связи и уменьшает актуальное ощущение одиночества. Если принять во внимание другую интерпретацию шкалы, можно предположить, что такие результаты являются следствием высокой важности для данного возраста быть частью группы, что также скорее всего приводит к поиску контактов с другими людьми. Поэтому мы полагаем, что для группы с высоким уровнем социальной желательности характерна реализация стремления к близкому общению с другими людьми, тогда как группы с низким и средним уровнем социальной желательности переживают нехватку эмоциональной близости и нехватки общения с другими людьми. При этом, поскольку генеративность социально одобряема, студенты могут достигать определённого социального статуса через заботу о других людях, через продуктивную деятельность и творчество, что в свою очередь снижает ощущение одиночества.

Для уточнения полученных результатов мы в каждой группе с разным уровнем выраженности социальной желательности провели регрессионный анализ между особенностями генеративности и отношения к одиночеству.

Регрессионный анализ для генеративности и отношения к одиночеству в группе с низким уровнем социальной желательности выявил (таблица 2), что у респондентов, которые не стремились к одобрению окружающих, генеративная направленность приобретала минимальные значения, если значимые связи с окружающими отсутствовали. При этом, если респонденты принимали своё одиночество и уединение, они не стремились совершать поступки, имеющие отношение к генеративности.

Таблица 2 – Результаты регрессионного анализа особенностей генеративности и ценностных ориентаций для группы с низким уровнем социальной желательности

Особенности генеративности

Факторы

B

β

p

LGS

Отчуждение

-1,138

-0,468

0,00

 

R² = 0,219

GBC

Радость уединения

-1,13

-0,32

0,015

 

R² = 0,102

Необходимо обратить внимание на то, что в данной группе генеративность находилась на минимальном уровне выраженности и такие результаты, вероятно, свидетельствуют о социальной природе феномена генеративности – респонденты почти игнорировали форму деятельности, которая обеспечивает связь между поколениями, при минимизации социальных контактов. Конечно, в данном возрасте невозможно полноценное проявление генеративности, однако можно предположить, что фундамент для развития предпосылок развития генеративности стоит искать в особенностях межличностного взаимодействия на более ранних этапах жизненного пути.

При этом в группе со средним уровнем выраженности социальной желательности была выявлена взаимосвязь только с генеративной направленностью – она была обратно связана со степенью интеграции в социальные группы и прямо с зависимостью от общения (таблица 3). Также стоит обратить внимание на то, что в данной группе самый низкий уровень интеграции генеративной направленности (LGS) и структуры отношения к одиночеству.

Таблица 3 – Результаты регрессионного анализа особенностей генеративности и ценностных ориентаций для группы со средним уровнем социальной желательности

Особенности генеративности

Факторы

B

β

p

LGS

Изоляция

-1,045

-0,353

0,00

Зависимость от общения

0,275

0,269

0,004

 

R² = 0,174

Возможно, данные результаты связаны с тем, что генеративность в меньшей степени зависит от уровня включенности в социальные взаимодействия при среднем уровне социальной желательности. Такой уровень ориентации на одобрение со стороны окружающих может считаться наиболее адаптивным, поэтому, возможно, роль генеративности в достижении признания ослабевает, и она в большей степени становится зависимой от каких-то других факторов. При этом такая роль не полностью нивелируется, помогая найти ситуации общения.

Наибольшая степень интеграции генеративной направленности и особенностей отношения к одиночеству наблюдалась в группе с высоким уровнем социальной желательности. Респонденты, у которых было множество значимых связей с окружающими, могли находить продуктивные аспекты уединения, желали общения и имели людей, с которыми был возможен близкий контакт, были направлены на помощь и заботу о следующих поколениях. Также наличие людей, которых можно назвать близкими, было связано с действенной реализацией генеративности (таблица 4).

Таблица 4 – Результаты регрессионного анализа особенностей генеративности и ценностных ориентаций для группы с высоким уровнем социальной желательности

Особенности генеративности

Факторы

B

β

p

LGS

Отчуждение

-1,148

-0,34

0,006

Ресурс уединения

0,569

0,268

0,027

Потребность в компании

0,71

0,243

0,045

Изоляция

-1,29

-0,285

0,028

 

R² = 0,244

GBC

Изоляция

-1,29

-0,285

0,028

 

R² = 0,081

Скорее всего, это связано с тем, что, как указывалось ранее, генеративность связана с ориентацией на социальное взаимодействие и общественные ожидания, которые в данном случае могут выступать как социальная желательность, является его частью. При этом в данном случае мы видим, что респонденты могут находить в уединении возможности для творчества, развития и самореализации, что может быть связано с продуктивной стороной генеративности. По всей видимости, в этой группе социальные ожидания являлись предиктором для становления генеративности.

 

Выводы

Таким образом, в период вхождения во взрослость можно обнаружить следующие особенности взаимосвязей генеративности с социальной желательностью и отношением к одиночеству.

Во-первых, можно отметить, что социальная желательность была связана с обеими характеристиками генеративности.

Во-вторых, была показана социальная составляющая генеративности: она была выше при высоком уровне социальной желательности, а также связи с отношением к одиночеству указывают на связь генеративности со стремлением избежать одиночества. Кроме того, наибольшее количество связей генеративной направленности с особенностями отношения к одиночеству было в группе с высоким уровнем социальной желательности, что также указывает на важность социального контекста в становлении генеративности.

В-третьих, можно отметить, что наибольшее количество связей имела такая характеристика отношения к одиночеству, как «Изоляция», причём она была обратно пропорциональна особенностям генеративности. Это может являться иллюстрацией утверждения, что генеративность является социально одобряемым феноменом и в ранней взрослости при стремлении к социальным контактам она становится механизмом адаптации.

Данные результаты позволяют задать новые вопросы. Что понимают под генеративностью респонденты с разным уровнем социальной желательности? Различаются ли способы проявления генеративности и предполагаемые сферы проявления генеративной направленности в зависимости от социальной желательности? Как сферы с способы проявления генеративности соотносятся с отношением к одиночеству? Мы считаем, что ответы на эти вопросы можно получить с помощью исследования при помощи открытых вопросов. Результаты исследования можно применить в консультировании и в качестве образовательного материала.

 

Заключение

Такие результаты указывают на значимость социальных ожиданий и включенности человека для становления генеративности в период вхождения взрослость. Возможно, социальный фактор в данной возрастной группе становится всё более влиятельным, поскольку на более ранних этапах у людей мало накопленных ресурсов для проявления генеративности, а также другие возрастные задачи, которые традиционно приписываются тому или иному возрасту. Однако стоит обратить внимание на то, что генеративность является также внутренним желанием человека, не только согласием следовать правилам и традициям. Вероятно, в данном случае мы видим одну из сторон генеративности – её социальную обусловленность. Это в свою очередь ставит перед нами вопрос о том, как характер самой генеративности и её проявления различается у людей, которые адаптированы в своём социальном окружении, и у людей, которые не удовлетворены степенью своей интеграции в социальные связи, а также у тех, кто не стремится завоевать определённый социальный статус.

Расскажите о нас своим друзьям: