Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020

УДК 159. 92

Дата публикации 30.12.2020

Соотношение особенностей генеративности, ценностных ориентаций и социальной желательности в период вхождения во взрослость

Полякова Мария Константиновна
аспирант кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, PolyakovaMK@mail.ru
Твердохлебова Анастасия Михайловна
младший научный сотрудник, Национальный Медицинский Исследовательский Центр им. В.М. Бехтерева, РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация: В статье представлено исследование особенностей интеграции генеративности и ценностных ориентаций в контексте социальной желательности в период вхождения во взрослость. В исследовании приняло участие 220 респондентов (37 мужчин и 183 женщин) в возрасте 17-24 лет. Были использованы следующие методы: Шкала генеративности Лойолы, Список генеративных действий, Ценностный опросник, Методика диагностика тенденции к социальной желательности. Показано, что генеративность взаимосвязана с социальной желательностью. Описана специфика интеграции генеративности и структуры ценностных ориентаций в зависимости от уровня социальной желательности: при среднем уровне социальной желательности особенности генеративности были связаны с ценностями, которые близки к определению генеративности: «Достижения», «Самостоятельность», «Традиции». Мы полагаем, что это указывает на более зрелый характер генеративности. Также была выявлена общая для всех трёх групп ценностная ориентация, связанная с частотой совершения генеративных действий – «Самостоятельность».
Ключевые слова: генеративность, генеративная направленность, генеративные действия, ценностные ориентации, социальная желательность, вхождение во взрослость, студенчество.

Correlation of generative features, value orientations and social desirability during the period of entering adulthood

Polyakova Maria K.,
Postgraduate, Developmental and Differential Psychology Department, Russia, St.Petersburg
Tverdokhlebova Anastasia M.
Junior Researcher, Federal state budgetary institution “V. M. Bekhterev national research medical center for psychiatry and neurology” of the Russian federation ministry of health, Russia, St.Petersburg

Abstract: The article presents a study of the features of integration of generativity and value orientations in the context of social desirability during the period of entering adulthood. The study involved 220 respondents (37 men and 183 women) aged 17-24 years. The following methods were used: Loyola Generativity Scale, Generative Behavior Checklist, a Value questionnaire, and a Method for diagnosing the tendency to social desirability. It is shown that generativity is interrelated with social desirability. The specificity of integration of generativity and the structure of value orientations depending on the level of social desirability is described: at the average level of social desirability, generativity features were associated with values that are close to the definition of generativity: "Achievements", "Independence", "Traditions". We believe that this indicates a more Mature nature of generativity. Also, a common value orientation associated with the frequency of generative actions – "Independence" - was revealed for all three groups.
Keywords: generativity, generative concern, generative action, value orientations, social desirability, entering adulthood, students.

Правильная ссылка на статью
Полякова М.К., Твердохлебова А.М. Соотношение особенностей генеративности, ценностных ориентаций и социальной желательности в период вхождения во взрослость // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12(53). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sootnoshenie-osobennostej-generativnosti-tsennostnykh-orientatsij-i-sotsialnoj-zhelatelnosti-v-period-vkhozhdeniya-vo-vzroslost.html (Дата обращения: 30.12.2020)

Исследование выполняется при финансовой поддержке РФФИ, проект 19-013-00812 А

Введение. Процессы глобализации, изменения в культурных традициях, резкие изменения условий жизни, изменение взгляда на ценности приводят к тому, что разные поколения находятся в отличающихся культурных контекстах. Принято считать, что такие изменения влияют на изменения в способах и механизмах передачи опыта следующим поколениям, что влечёт за собой трудности в совершении личностного вклада в благополучие следующих поколений. Таким образом, вопрос о влиянии современных тенденций на продуктивную деятельность отдельно взятого человека в контексте его взглядов на мир, ценностных особенностей и стремлений, всё более актуален.

Наблюдается повышение интереса к проблематике благополучия человека в связи с возникновением всё новых вызовов, перед которыми ставит человека современная эпоха.  В наших предыдущих работах мы отмечали наличие связей благополучия отдельного человека с особенностями стремления к передаче своего жизненного опыта [3, 4]. Так, генеративность рассматривается с точки зрения совокупности личного стремления, освоение форм и методов, а также реального их реального воплощения в личностном «вкладе» в следующие поколения. На основании предыдущих работ мы считаем, что генеративность является частью личностной структуры, которая тесно связана с благополучием и самореализацией человека, с особенностями восприятия окружающего мира и его оценкой, с особенностями взаимодействия с другими людьми и др. [3].

Генеративность понимается как владение навыками передачи умений и опыта в процессе межпоколенческого диалога, «инвестиция» себя в следующие поколения [3]. Она проявляется в различных контекстах, на основании которых были представлены типы генеративности: биологическая, родительская, техническая и культурная [17]. Так, в контексте требований общества и на основе внутреннего желания мы решаем, хотим ли инвестировать свои усилия в продуктивную деятельность, результаты которой будут полезны в будущем. На основании этой направленности формируются цели и в дальнейшем конкретное их воплощение в действиях [9]. В зарубежных исследованиях удалось выявить особенности генеративности у разных этносов [18], у разных возрастных групп [10, 11] и выявить связь с благополучием [6]. Однако российскими исследователями тема осталась почти не затронутой. В России инструментарий для исследования уровня генеративной направленности был валидизирован в 2018 году [4].

Можно отметить множество сходств в механизмах формирования генеративности и ценностей. По мнению Ш. Шварца источником ценностей служат с одной стороны базовые потребности человека и его особенности темперамента, с другой – социальный опыт [8]. Так, ценности имеют организменные, социальные и коллективные (потребности как необходимый фактор благополучия группы) основания, которые исследователи могут зафиксировать на когнитивном уровне [13]. Ценности можно рассматривать с точки зрения стандартов или критериев линии поведения, они указывают на действия и события, которые предпочтительны человеку или которые он хочет избежать [15]. При этом исследователи ценностей разных поколений указывают на то, что не смотря на заметные изменения на всех уровнях социальных условий (политическом, экономическом, технологическом и пр.), в России наблюдается высоких уровень сходства предпочтения тех или иных ценностей в рамках семьи у разных поколений [1, 3]. Мы полагаем, что изучение ценностных ориентаций в связи с особенностями генеративности может быть полезным для раскрытия феномена генеративности в России.

Поскольку социальный опыт представляет значимым фактором для становления генеративности, далеко не последнюю роль может играть при этом желание социального одобрения. Так, установка на проявление социально желательного поведения вместе с возрастными ожиданиями может поощрять человека к демонстрации заботы о других и о будущем. Высокий уровень социальной желательности зачастую рассматривается исследователями как показатель низкой эффективности используемых методов и корреляции с этим показателем принято описывать с осторожностью. Вместе с тем социальная желательность в некоторых исследованиях выступает как устойчивая личностная черта [12]. В данном исследовании мы будем рассматривать социальную желательность как стратегию поведения, которая в зависимости от уровня выраженности может выполнять как адаптивную функцию, так и тормозить выработку уникальных моделей поведения, выполнять защитную функцию, снижать рефлексивную деятельность.

Цель  и методы исследования. Целью данного эмпирического исследования стало изучение особенностей выраженности генеративности и ценностных ориентаций в контексте разного уровня социальной желательности в период вхождения во взрослость.

Методы исследования:

  1. «Шкала генеративности Лойолы» (LGS – Loyola Generativity Scale), адаптированная О.Ю. Стрижицкой и М.К. Поляковой [4].
  2. «Список генеративных действий» (GBC – General Behavioral Checklist) D.P. McAdams и E. de St. Aubin [9].
  3. Методика «Ценностный опросник», разработанный Ш. Шварцем [1].
  4. Методика диагностики тенденции к социальной желательности Д.Марлоу и Д.Краун [2].

Были использованы следующие статистические критерии анализа данных: анализ частот, F-критерий Фишера, регрессионный анализ.

Выборка. В исследовании приняло участие 220 человека в возрасте от 17 до 24 лет. Были выделены группы по квартилям: с низким (N = 57), средним (N = 104) и высоким (N = 59) уровнем социальной желательности.

 

Изложение основного материала статьи. Для изучения различий уровня генеративной направленности и частоты совершения генеративных действий между группами с разным уровнем социальной желательности (выделенным по квартильному размаху) использовался дисперсионный анализ (результаты представлены в табл. 1). По результатам данного анализа можно отметить, что в группе с низким уровнем социальной желательности генеративность находилась на низком уровне значимости. В группах со средним и высоким уровнем генеративность находилась на среднем уровне. При этом между группами были выявлены различия: уровень особенностей генеративности был прямо пропорционален уровню социальной желательности.

Таблица 1. Результаты дисперсионного анализа различий генеративности между группами с разным уровнем социальной желательности.

 

F

p

Низкий

(N = 57)

Средний

(N = 104)

Высокий

(N = 59)

Всего

(N = 220)

M

SD

M

SD

M

SD

M

SD

LGS123

12,64***

0,00

27,92

8,10

31,73

8,53

35,92

9,08

31,86

9,02

GBC12

8,001***

0,00

20,79

8,23

25,80

8,90

28,02

13,04

25,10

10,34

GBC12

8,001***

0,00

20,79

8,23

25,80

8,90

28,02

13,04

25,10

10,34

Примечания.  Здесь и ниже F – показатель критерия Фишера; p – значение вероятности; *** – p ≤ 0,001; ** – p ≤ 0,01; * – p ≤ 0,05; M – среднее; SD – среднеквадратичное отклонение. 1 – обнаружены достоверные отличия между группами с низким и высоким уровнями социальной желательности по средней разности (критерий Шеффе). 2 – обнаружены достоверные отличия между группами с низким и средним уровнями социальной желательности по средней разности (критерий Шеффе). 3 – обнаружены достоверные отличия между группами со средним и высоким уровнями социальной желательности по средней разности (критерий Шеффе).

 

Результаты показателей уровня генеративной направленности и частоты совершения генеративных действий иллюстрировали их различие в группах с разным уровнем социальной желательности: оба показателя были наиболее высокими в группе с высокой степенью социальной желательсности и самыми низкими в группе с наименее выраженной тенденцией к поиску одобрения со стороны окружающих. Такие результаты могут говорить о том, что для тех респондентов, для которых соответствие социльаным нормам (что, вероятно, связано также со стремлением соблюдать традиции) было важно, также были свойствены направленность и реализация генеративности.

Для исследования особенностей ценностных ориентаций у выделенных групп мы сравнили уровень выраженности ценностей по шкале Ш.Шврца. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты ANOVA для групп с разным уровнем социальной желательности.

 

F

p

Низкий

(N = 57)

Средний

(N = 104)

Высокий

(N = 59)

Всего

(N = 220)

Me

SD

Me

SD

Me

SD

Me

SD

Ценностные ориентации на уровне нормативных идеалов

Конформность 123

24,05***

0,00

9,90

6,32

13,35

6,11

17,42

4,64

13,58

6,39

Традиции 123

15,60***

0,00

8,88

6,93

12,36

8,73

16,89

6,31

12,71

8,20

Доброта 123

14,49***

0,00

15,01

9,48

20,52

10,79

24,29

5,16

20,15

9,80

Универсализм 123

19,54***

0,00

21,51

14,95

28,02

14,13

36,77

8,71

28,75

14,20

Самостоятельность 13

10,22***

0,00

16,84

9,61

20,12

8,49

23,78

5,96

20,28

8,55

Стимуляция 13

12,29***

0,00

8,42

4,51

10,09

4,56

12,36

3,41

10,28

4,48

Гедонизм 12

8,66***

0,00

9,88

5,54

12,39

5,43

13,82

4,04

12,14

5,30

Достижения 13

9,84***

0,00

13,26

7,45

15,37

6,80

18,49

4,04

15,68

6,62

Власть 1

8,15***

0,00

8,85

6,54

11,38

6,90

13,59

4,64

11,34

6,48

Безопасность 123

18,62***

0,00

14,45

9,21

18,33

8,95

23,83

5,75

18,84

8,93

Ценностные ориентации на уровне индивидуальных приоритетов

Конформность 123

16,53***

0,00

3,43

3,62

5,34

3,30

7,08

3,32

5,33

3,62

Традиции 13

10,52***

0,00

1,62

3,27

2,27

3,03

4,23

3,55

2,64

3,38

Доброта 123

34,08***

0,00

5,82

3,60

8,12

3,43

10,98

2,96

8,31

3,83

Универсализм 123

17,72***

0,00

8,89

6,20

11,58

5,74

15,07

4,55

11,85

5,99

Самостоятельность 12

11,81***

0,00

7,38

3,21

9,17

3,71

10,55

3,32

9,09

3,66

Стимуляция 12

8,15***

0,00

4,09

2,46

5,69

2,84

6,16

3,34

5,41

2,99

Гедонизм 12

3,90*

0,02

6,06

3,06

7,43

3,25

7,49

3,19

7,10

3,23

Достижения 1

3,41*

0,04

6,62

4,18

7,46

4,45

8,78

4,80

7,61

4,53

Власть

0,06

0,94

3,78

3,19

3,83

3,47

3,63

3,43

3,76

3,38

Безопасность 13

11,80***

0,00

6,01

4,58

7,67

4,78

10,33

5,11

7,97

5,06

Примечания.  Здесь и ниже F – показатель критерия Фишера; p – значение вероятности; *** – p ≤ 0,001; ** – p ≤ 0,01; * – p ≤ 0,05; M – среднее; SD – среднеквадратичное отклонение. 1 – обнаружены достоверные отличия между группами с низким и высоким уровнями социальной желательности по средней разности (критерий Шеффе). 2 – обнаружены достоверные отличия между группами с низким и средним уровнями социальной желательности по средней разности (критерий Шеффе). 3 – обнаружены достоверные отличия между группами со средним и высоким уровнями социальной желательности по средней разности (критерий Шеффе).

 

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что почти все ценностные ориентации были выше в группе с высокими показателями социальной желательности. Можно отметить, что самые разительные отличия показали шкалы «Конформность» на уровне нормативных идеалов и «Доброта» на уровне индивидуальных приоритетов. Так, респонденты, продемонстрировавшие желание соответствовать социальным нормам, также отметили важность следования нормам и правилам, а также показали, что желают сами проявить заботу о других людях. При этом единственной ценностью, у которой не было значимых различий между группами, была ценность «Власть» на уровне индивидуальных приоритетов. Скорее всего, такие результаты указывают на характер представленных ценностей в периоде вхождения во взрослость – на данном этапе развития важную роль играют способности к адаптации, поскольку социальные связи у респондентов претерпевают изменения. Вследствие этого желание показать себя как разносторонняя личность, как открытый к самым разным аспектам жизни человек является социально желательной характеристикой. Кроме того, конформизм и доброта по определению можно отнести к «социально желательным» ценностям, поэтому в данном случае мы видим наибольший уровень различий именно по этим основаниям.

Результаты регрессионного анализа показали, что в группе респондентов с низким уровнем социальной желательности обнаруживается один статистически значимый предиктор генеративной направленности и три предиктора частоте совершения генеративных действий. Так, респонденты, не продемонстрировавшие склонность к поиску одобрения со стороны окружающих, были заинтересованы в «передаче себя» следующим поколениям, если старались следовать правилам. Возможно, в данном случае имело место замещение социальной желательности стремлением соблюдать формальные обязательства. То есть, желание позаботиться о следующих поколениях в данной группе носило характер интернализированных общественных установок вне стремления получить одобрение от своих действий. При этом реально респонденты совершали такие действия при низком уровне гедонистической направленности и высоких уровнях самостоятельности и доброты. Это указывает на то, что при декларируемом предпочтении заботы о других над заботой о себе и желании независимости, люди в большей степени были готовы к генеративным поступкам (см. табл. 3).

Таблица 3. Результаты регрессионного анализа особенностей генеративности и ценностных ориентаций для группы с низким уровнем социальной желательности

Особенности

генеративности

Факторы

B

β

p

 
 

LGS

Конформность  (личностный приоритет)

1,02

0,45

0,00

 

R² = 0,199

 

GBC

Самостоятельность

(личностный приоритет)

0,88

0,34

0,04

 

Гедонизм (нормативный идеал)

-0,93

-0,62

0,00

 

Доброта (нормативный идеал)

0,46

0,53

0,01

 

 

R² = 0,363

 

В группе со средним уровнем социальной желательности были получены связи с генеративностью преимущественно в личностном фокусе ценностей. Так, ценность «Достижения» на уровне личностного приоритета была связана как с генеративной направленностью, так и с частотой совершения генеративных действий. Исходя из результатов других исследований [12], можно предположить, что именно данный уровень социальной желательности является оптимальным и связан с социальной адаптацией. И именно в рамках данной группы мы видим самую тесную связь с ценностями, которые основываются на внутреннем желании. Возможно, в данном случае мы видим предпосылки для становления истинной генеративности – берущей начало во внутреннем побуждении и реализующейся в культурном контексте (см. табл. 4).

Таблица 4. Результаты регрессионного анализа особенностей генеративности и ценностных ориентаций для группы со средним уровнем социальной желательности

Особенности

генеративности

Факторы

B

β

p

LGS

Достижения (личностный приоритет)

0,609

0,318

0,001

 

R² = 0,101

GBC

Достижения (личностный приоритет)

0,60

0,30

0,01

Самостоятельность

(личностный приоритет)

0,63

0,26

0,02

Традиции (личностный приоритет)

0,59

0,20

0,02

 

R² = 0,26

В группе респондентов склонных к поиску социального одобрения был получен результат с самой высокой степени интеграции исследуемых характеристик. Возможно, в данном случае мы видим идеализированные ответы. Так, на уровне поведения интеграция с генеративностью была ниже и связь показали лишь две ценности: «Конформность» и «Самостоятельность», которые также входили с структуру ценностных ориентаций, связанной с генеративной направленностью. Кроме того, мы видим, что люди с высокой генеративной направленностью были в высокой степени направлены на изменения, пренебрегая стабильностью. Возможно, в данном случае мы видим студентов, которые хотят влиться в коллектив и транслируют особенности этого периода: максимализм, открытость новому, новые требования к самоорганизации и т.д. (см. табл. 5).

Таблица 5. Результаты регрессионного анализа особенностей генеративности и ценностных ориентаций для группы с высоким уровнем социальной желательности

 

Особенности

генеративности

Факторы

B

β

p

 
 

LGS

Стимуляция (личностный приоритет)

0,97

0,31

0,36

 

Конформность (нормативный идеал)

1,11

0,29

0,57

 

Безопасность (нормативный идеал)

-0,67

0,23

-0,42

 

Самостоятельность

(личностный приоритет)

0,78

0,32

0,28

 

 

R² = 0,471

 

GBC

Конформность (нормативный идеал)

0,94

0,33

0,01

 

Самостоятельность

(личностный приоритет)

1,19

0,30

0,01

 

R² = 0,228

 

Обсуждение. Полученные результаты в первую очередь указывают на связь генеративной направленности и частоты совершения генеративных действий с социальной желательностью, то есть желанием быть одобряемым другими людьми. Такой характер переживания за оценку себя со стороны других людей может побуждать людей в ранней взрослости обращаться к факторам, которые соответствуют общественным ожиданиям. Предыдущие исследования указывали на то, что генеративность базируется не только на стремлениях, исходящих из внутреннего желания, но также на общественных ожиданиях, касающихся возрастных особенностей и образа «хорошего человека» [5]. Кроме того, был поднят вопрос о связи генеративности с неудовлетворённостью в качестве межличностного общения [3]. Возможно, результаты данного исследования указывают на то, что в период вхождения во взрослость желание улучшить свои позиции в коммуникативной сфере, берущей основание в неудовлетворённости в общении, связано с желанием оказать помощь и поддержку следующим поколениям.

Рассмотрим подробнее особенности интеграции генеративности с ценностной структурой в контексте направленности на поиск социального одобрения. Необходимо отметить, что при любом уровне социальной желательности с реальным воплощением генеративности в действиях была связана ценность личной самодостаточности на уровне личностного приоритета. При этом генеративная направленность была иначе интегрирована в ценностные ориентации – по всей видимости, её становление связано с пониманием важности следования общественным нормам и желанием самореализации. При этом при крайних показателях желания соответствовать общественным ожиданиям респонденты отмечали больший уровень направленности на воплощение себя в следующих поколениях, если отмечали важность следования общественным нормам. Возможно, средний уровень социальной желательности имел адаптивное свойство и способствовал налаживанию социальных связей, поэтому генеративная направленность у этой группы была связана не с общим отношением к социальным стандартам, а с тем, чтобы в соответствие с этими стандартами достичь личного успеха. То есть, в данном случае речь идёт о связи генеративной направленности с достижением компетентности в условиях определённой культуры. Возможно, в данном случае речь идёт также о личностной зрелости.

Вероятно, в данном случае мы видим возрастную специфику генеративности: в ранней взрослости у человека недостаточно жизненного опыта для того, чтобы мы смогли говорить об истинной генеративности. Скорее всего, в данном случае речь идёт о культурных представлениях о генеративности, поэтому в данном возрастном срезе генеративность была выше у тех респондентов, кто в большей степени стремился соответствовать социальному идеалу. При этом можно предположить, что наиболее зрелая генеративность у респондентов, которые показали средний уровень стремления соответствовать социальным ожиданиям.

Данные результаты нуждаются в дальнейшем уточнении и более полном исследовании характеристик генеративности в каждой из выделенных групп. Таким образом, исследование позволяет поставить вопросы, которые могут быть проверены в следующих работах.

 

Выводы.

  1. Было выявлено, что как генеративная направленность, так и частота совершения генеративных действий, были связаны с уровнем социальной желательности. Мы можем предположить, что такая взаимосвязь обусловлена возрастными особенностями.
  2. Специфика взаимосвязей особенности генеративности и ценностных ориентаций была различна в контексте разного уровня социальной желательности респондентов: можно предположить, что особенности интеграции генеративности и ценностных ориентаций при среднем уровне социальной желательности указывают на более зрелый характер генеративности, чем в других группах.
  3. Была выявлена общая для всех трёх групп ценностная ориентация, связанная с частотой совершения генеративных действий – «Самостоятельность». Возможно, это указывает на то, что в период вхождения во взрослость частота генеративных действий в меньшей степени зависит от желания соответствовать нормативным идеалам, чем генеративная направленность. Также это может указывать на то, что реальные действия опосредуются определённым уровнем личностной независимости, даже при том, что генеративность сильно связана с желанием социального одобрения.

Список литературы

1. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
2. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (Шкала лжи) Д. Марлоу и Д. Крауна // Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2001. С. 635-636.
3. Полякова М.К. Теоретические подходы к пониманию генеративности: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/77PSMN619.pdf (доступ свободный).
4. Стрижицкая О.Ю., Полякова М.К. Лойольская шкала генеративности: русскоязычная адаптация // Психологический журнал. 2018. № 1. С.94-102
5. Bauer J.J., DesAutels P. When life gets in the way: Generativity and the development of non-idealized virtues in women’s life stories // Journal of Moral Education, 2019, pp. 126–145.
6. Cox, Keith S., et al. Redemption in a Single Low Point Story Longitudinally Predicts Well-Being: The Incremental Validity of Life Story Elements // Journal of Personality, vol. 87, no. 5, 2019, pp. 1009–1024.
7. de St. Aubin E., McAdams D.P. The relations of generative concern and generative action to personality traits, satisfaction / happiness with life, and ego development. Journal of Adult Development, 1995, vol. 99, no. 2, pp. 99–112.
8. de St. Aubin, E. Generativity and the meaning of life. In J. A. Hicks & C. Routledge (Eds.), The experience of meaning in life: Classical perspectives, emerging themes, and controversies. New York : Springer, 2013, pp. 241-255
9. Snow N. Generativity and flourishing // Journal of Moral Education, 2015; № 44(3) pp. 263-277
10. Lawford, H. L., Doyle, A., Markiewicz, D., Doyle, A.-B. Associations of attachment orientation with early generative concern across adolescence // Journal of Personality, 2018, 86(4), pp. 726–737
11. Faßbender, Kaja, et al. Physical and Cultural Inheritance Enhance Agency, but What Are the Origins of This Concern to Establish a Legacy? A Nationally-Representative Twin Study of Erikson’s Concept of Generativity. // Behavior Genetics, №49(2), Mar. 2019, pp. 244–257.
12. McAdams D.P., Ruetzel K., Foley J.M. Complexity and generativity at midlife: Relations among social motives, ego development, and adults’ plans for the future. Journal of Personality and Social Psychology, 1986, vol. 50, pp. 800–807
13. McAdams, D. P. The redemptive self: Stories Americans Live By. New York : Oxford University, 2013
14. Santini S., Tombolesi V., Baschiera B., Lamura G., Intergenerational Programs Involving Adolescents, Institutionalized Elderly, and Older Volunteers: Results from a Pilot Research-Action in Italy // BioMed Research International, 2021, pp. 1–14,
15. Peterson B.E., Stewart A.J. Generativity and social motives in young adults. Journal of Personality and Social Psychology, 1993, vol. 65, pp. 186–198.
16. Pratt M, Norris J, Alisat S, Bisson E. Earth mothers (and fathers): examining generativity and environmental concerns in adolescents and their parents. Journal of Moral Education. 2013; 42(1) стр.12-27
17. Hannum, S. M., Black, H. K., Rubinstein, R. L., & de Medeiros, K. Chronic Illness and Generativity in Late Life: A Case Study. Gerontologist, 2018, 57(2), pp. 171–178

Расскажите о нас своим друзьям: