Социальная психология | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020

УДК 159.99

Дата публикации 30.12.2020

Субъектно-личностные факторы выбора дискурсивных стратегий в аутокоммуникации

Шаповал Ирина Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург, irinashapoval@yandex.ru

Аннотация: Дискурс аутокоммуникации раскрывается как контекстуально связанное упо-требление его субъектом языка в целях объективации содержания сознания, разотождествления со своим Я и достижения самотождества. Дискурс высту-пает продуктом и инструментом конструирования такой картины внутренней реальности, которая выглядит для Я истинной. Субъектно-личностные фак-торы выбора стратегий в дискурсе аутокоммуникации включают ее цели, скрытые интенции, связь экспектаций Я с прототипическими когнитивными моделями и аффективно-когнитивный стиль репрезентаций отношений Я и Не-Я. Действие названных факторов связывается с адекватностью знаний че-ловека о своем Я, потребностями в рефлексии, языковыми ресурсами, бессо-знательными диспозициями к выбору определенных стратегий дискурса, стереотипно-сценарных дискурсивных формул и языковых средств. Взаимо-действие факторов определяет типичность и уникальность субъектно-личностного выбора стратегий дискурса аутокоммуникации и их реализа-ции.
Ключевые слова: аутокоммуникация, дискурс, стратегия, интенции, экспектации, фреймы, ре-презентации

Subject-personal factors of choice of discursive strategies in auto-communication

Shapoval Irina Anatolyevna
Dr. Sci. (Pedagogic), Professor, Orenburg state pedagogical University, Russia, Orenburg

Abstract: The discourse of autocommunication is revealed as a contextually related use of language by its subject. The purpose of the discourse: objectification of the con-tent of consciousness, disidentification with the Self and the achievement of self-identity. Discourse is a product and a tool for constructing a picture of inner real-ity that looks true to the Self. Subject-personal factors of choosing strategies in the discourse of auto-communication include its goals, hidden intentions, the connection of Self-expectations with prototypical cognitive models, and the affec-tive-cognitive style of representations of Self-and Non-Self relations. The effect of these factors is associated with the adequacy of a person's knowledge of the Self, the need for reflection, language resources, unconscious dispositions to choose certain strategies of discourse, stereotypical-scenario discursive formulas and language tools. The interaction of factors determines the typicality and unique-ness of the subject-personal choice of strategies for the discourse of autocommu-nication and their implementation.
Keywords: auto-communication, discourse, strategy, intentions, expectations, frames, repre-sentations

Правильная ссылка на статью
Шаповал И.А. Субъектно-личностные факторы выбора дискурсивных стратегий в аутокоммуникации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/subektno-lichnostnye-faktory-vybora-diskursivnykh-strategij-v-autokommunikatsii.html (Дата обращения: 30.12.2020)

Введение. Сложившиеся у современников тенденции к индивидуализму предполагают приоритетность активности, самоприказа и самоконтроля при рациональном отношении к эмоция­м, что актуализирует обращение к аутокоммуникации – особым формам межличностного общения человека с самим собой, осознанного и неосознанного. Во внутренних диалогах и монологах разворачиваются самосозерцание и самоанализ, самоисповедь и самоубеждение, самооценка и т. д. В общем ключе заботы о себе и достижения самотождества диалогические стремления и интенции Я побуждают его к общению с выбранным или спонтанно возникшим, но равно непредсказуемым внутренним собеседником. Само это общение становится возможным благодаря со-существованию и со-бытию в едином пространстве Я множественных суб-Я и полярных им Не-Я, включая [8]: Я-эмпирическое, реальное, телесное, действующее и выражающее себя в мире; Я как Другой в ряде жизненных аспектов (подобное всем другим Я, выступающее для них «другим Я», имеющее отражение другого человека как часть себя, открывшее свою инаковость в сравнении с собой); Я как Я-сам, единственное, автономное, творческое; наконец Я-Абсолютное, невербальное «чувство Я».

Условием аутокоммуникации является осознание наличия в себе Не-Я, Другого Я, alter ego. «Всеобщий тезис существо­вания другого Я», согласно А. Шюцу, – переживание потока сознания Другого в одно­временности со своим [13, с. 812]: Другой, как и я, способен действовать, мыслить, увидеть мой поток сознания. Пытаясь понять Не-Я, мы интерпретируем его знаки, их смысловой контекст и то, на что они указывают, и – в результате позиционирования Я в дискурсе аутокоммуникации – познаем и трансформируем свое Я.

В целом в прагматической структуре дискурса интегрируются и взаимодействуют отражаемая в его тексте реальность, субъективно-авторское начало в сочетании с языковой компетенцией говорящего и потенциал его восприятия, стратегии и тактики.

Предметом междисциплинарного анализа в данной работе являются стратегии субъектов дискурса аутокоммуникации как контекстуально связанного употребления языка. Цель работы: выявление и описание субъективно-личностных факторов специфики выбора дискурсивных стратегий внутреннего диалога.

 

Общее содержание работы. Пришедшее в ХХ веке осознание того, что понимание мира и сознания возможно лишь посредством анализа языка и дискурса, ознаменовало «лингвистический поворот» в науках о человеке и – как результат – взаимную ассимиляцию теоретических концептов лингвистики, теории дискурса, философии языка, психологии и других наук о человеке и обществе. Результаты этой ассимиляции отражают исследования  А.Г. Акопова и А.В. Белоус, М.М. Бахтина, Ф.И. Барского и А.Г. Грицук, Т. ван Дейка, В.Л. Измагуровой, Е.В. Манжелеевской, А.Б. Орлова, Е.В. Переверзева, К.Ф. Седова, Т.А.  Топольской, Е.В. Шаймардановой, М. Фуко, J. Habermas, H. Harré, H. J. Hermans, H. Markus & P. Nurius, S. Wilkinson & C. Kitzinger и многих других, а также наши (2018, 2019) и ученых, на труды которых мы ссылаемся в статье. 

Многогранность феномена  дискурса представляет, прежде всего, французский дискурсивный анализ. Дискурс – это: и контекстуально связанное употребление языка; и вербально артикулированная форма объективации содержания сознания человека, обеспечивающая коммуникативное действие передачи определенных смыслов в связном и целостном тексте. Одновременно дискурс выступает продуктом и инструментом конструирования реальности: не отражения некоего абстрактного и внешнего для человека мира, но создание такого, что выглядит реальным или истинным для говорящего [6; 9].

Коммуникативно-деятельностный, когнитивно-дискурсивный и прагматический подходы лингвистики выделяет в дискурсе две стороны: 1) социально значимые действия и стратегии, обусловленные и детерминированные социальной активностью субъектов интеракций, и 2) сам процесс использования языка и отношения между его единицами и условиями их употребления. Как агент и субъект дискурса человек выступает носителем определенных социальных ролей и, задавая цели и задачи дискурса, учитывает социально-культурные и создает персональные условия его реализации. Тем самым он организует коммуникативно-прагматическое пространство дискурса и актуализирует в нем коммуникативные стратегии и тактики своей речевой деятельности [11].

Языковые ресурсы стратегий дискурса должны обеспечивать эффективность сообщений в коммуникации. Однако на сам выбор языковых форм влияет ряд факторов [там же]: интенции участников дискурса, наличие у них конвенционализированных способов выражения их стремлений и интенций, значение и функции применяемых языковых средств, контекст и жанровая специфика дискурса, наконец, социокультуральные характеристики ситуации общения и коммуникантов.

Аутокоммуникация представляет собой особый режим работы сознания и функцию самосознания в отношении процессов «схватывания» и истолкования собственных Я и Не-Я. Будучи относительно автономными в своих значениях, интенциях и нарративах, в аутокоммуникации они образуют базовые пары агентов дискурса и связываются симметричными или комплементарными отношениями в коммуникативном пространстве «пограничья», соединяющего и разделяющего их суб-территории [12].

Языковую специфику передачи информации в аутокоммуникации бинарных репрезентаций Я и Не-Я определяет ряд признаков [4]:

  • передавая сообщение самому себе, человек меняет индивидуальный набор социально значимых кодов и, тем самым, качественно трансформирует информацию и перестраивает свое Я;
  • в диалоге с собой слова языка редуцируются и превращаются в слова-индексы (разгадать их можно только зная, что сказано), а синтаксис становится изоритмичным: не законченные предложения, но цепочки ритмических повторяемостей;
  • текст в дискурсе аутокоммуникации  соединяет: 1) общеязыковые значения, 2) возникающие за счет синтагматической переорганизации текста и противопоставления первичных единиц и 3) внетекстовые ассоциации разных уровней.

Откуда появляются у человека дискурсивные стратегии, или культурно-дискурсивный «репертуар интерпретаций» [14]. Почвой их формирования является накопление нами опыта моделирования языковыми средствами фактов и явлений реальности в контексте коммуникативных ситуаций. Подчиняясь трем главным принципам – ситуативности, конструктивности и действия [там же] – стратегии дискурса развиваются и изменяются. Изменяется и их субъект: осмысливая посредством этих стратегий социальную и внутреннюю реальность, он форматирует и трансформирует в коммуникациях и опыт, и свою идентичность. Таким образом, человек выступает гибким дискурсивным конструктом: и создателем дискурсивных стратегий, и их носителем, и продуктом.

Условиями реализации внутреннего диалога Я и Не-Я выступают поддержание самотождества Я и разотождествление с собой. Позиции Я и Не-Я оцениваются с точки зрения совпадения, рассогласования или противоречия их репрезентаций. В отношении Я-репрезентаций критериями оценки выступают: а) осознание–неосознание относительной автономии Я-сам и внутреннего Другого, опору на Я или Другого и убеждение–сомнение в постоянстве Я в ходе рефлексивного диалога; б) знание–незнание, позитивное–негативное переживание и актуальность–возможность «себя»; в) выраженность–невыраженность ценностных характеристик Я, его проживание–непроживание, степень удовлетворенности собой и продуктивности–непродуктивности в самоизменениях [8].

Деструктивные дифференциации и репрезентации Я и Не-Я в диалоге проявляются в широком спектре дискурсивных стратегий (фреймов):

  • дискреди­тации Не-Я для поддержки не­противоречивого самоотношения и самосимпатии (формула «Я хуже в этом, зато лучше в том») или избегания самообвинения путем отстаивания своей позиции («Смог это, смогу и то»);
  • консервации картины мира и психологического комфорта от всего, интерпретируемого Я как вызывающего сомнения в себе и снижающего самооценку и самоуважение;
  • использования «автоматических мыслей»: «Если я допускаю ошибку, то я некомпетентен», «Я никогда не должен …» и т. п. (когнитивная терапия А. Т. Бека, или «подход, основанный на здравом смысле»);
  • экстернальной фокусировки внимания (поиск причин своих проблем вовне) или переключения «внешнего свидетеля на внутреннего» (по Т.С. Леви);
  • отстранения от прежних  выборов и их опыта и непрерывной трансформации Я («смущение идентичности», по Э. Эриксону, пограничное личностное расстройство);
  • иррациональных долженствований (рационально-эмотивная терапия А. Эллиса): «Я ДОЛЖЕН быть <…>, я также ДОЛЖЕН получить <…>. Ужасно, когда этого не происходит. <…> Я никчемный человек» или «Другие ДОЛЖНЫ… Ужасно, когда они этого не делают. Я не могу выносить…».
  • создания ложного или компенсаторного Я;
  • примитивных стратегий страуса: отказ от рефлексии Я, уклонение от самокритики со стороны совести и разума, отрицание проблем, игнорирование или девальвация новой информации (по М. Пеку); и т. п.

В рамках описанных фреймов, Я не создает тексты, но автоматически репродуцирует стереотипы, программирует себя и свое Не-Я: понимать данное сообщение и реагировать на него нужно именно так. Прагматический контекст адресованности дискурса определяет стремление говорящего «донести» до alter ego свой текст так, чтобы тот адекватно понял его. Вместе с тем Я занимается как бы подменой личности: ставит себя на место Не-Я и отождествляется с его переживаниями, воспринимая и понимая лишь их фрагменты [13].

Начало диалога Я и Не-Я детерминируется значимой для человека психологической ситуацией, которая актуализирует мотивы и деятельные цели дискурса: уйти от неопределенности, обеспечить осмысленность ситуации и места Я в ней и т. д. Рассмотрим факторы выбора субъективно оптимальной стратегии дискурса.

1. Важнейшее основание выбора дискурсивных стратегий в аутокоммуникации – ее цель. Языковые процессы в пространстве Я относятся, прежде всего, к системе ценностей, значимостей, смыслов человека, поэтому важнейшими целями внутреннего диалога становятся вербализация смыслов как «значений-для-меня», обеспечение самопонимания и обретения новых смыслов или подтверждения «старых» – того, что в целом можно назвать процессом достижения самотождества Я (Е.Б. Старовойтенко) или, в контексте французского дискурсивного анализа, с «заботой о себе» (М. Фуко).

«Забота о себе» соединяет всё, что человек способен отрефлексировать как совершаемое исключительно «ради самого себя», с деятельным отношением к себе и своей жизни. Этот способ принадлежать себе и «быть собой» требует развенчания и изживания не оправдывающих себя идей, диспозиций, сценариев и трансгрессии границы возможного и невозможного [9]. Восприятие себя как субъекта и полное понимание своих возможностей и ограничений требует, в свою очередь, внутреннего диалога и саморефлексии. Иными словами, способность решить, что отвергать и что принимать, что оставлять прежним и что менять в себе, связана с адекватностью знаний о себе, которые Я получает в диалоге с Не-Я. Безусловно, объективность этих знаний относительна в силу субъективности Я-репрезентаций, контекста ситуации как источника диалога, рефлексивной и языковой компентности человека, привычного когнитивно-аффективного стиля атрибуции и т.д., о чем будет сказано ниже. Кроме того, результаты диалога должны удовлетворять мета-потребности человека в безопасности, привязанности, достижении, в самопринятии и сохранении самоуважения.

Согласно нашему исследованию [12],  проведенному в 2019 г. на выборке из 78 студентов-психологов (20-23 года) с использованием опросника «Психологические границы личности» Э. Хартманна, опросника субъективного отчуждения ОСОТЧ Е.Н. Осина и методики «Онтологическая уверенность (ПМ)» (психометрический вариант) Н.В. Коптевой, искажение связей человека со своими Я и Не-Я коррелирует с самоотчуждением. Снижение потребностей и возможностей человека во внутреннем диалоге и наличие «ложного Я» наблюдаются, прежде всего, в  бедном, узком пространстве Я с чрезмерно «тонкими», проницаемыми или прочными, «толстыми» границами. В этих условиях диалогический обмен информацией и энергией между Я и Не-Я редуцируется, искажается, прерывается и трансформируется в монолог Я и аутоманипуляции.

2. Вторым важным фактором выбора дискурсивной стратегии является интерактивная и лингвистическая связь экспектаций Я в отношении должного и возможного в данной ситуации с особыми когнитивными «структурами ожидания», или прототипическими когнитивными моделями [3]. Набор экспектаций о структуре той или иной ситуаций и адекватного ей дискурса – когнитивная схема, скрипт, сценарий, фрейм (Г. Бейтсон, М. Минский) – выстраивается человеком  на основе обобщения и типизации его предшествующего дискурсивного опыта отношений между участниками и обстоятельствами коммуникативных ситуаций.

Набор репрезентаций вероятностных языковых действий, составляющий структуру когнитивной модели, включает и нормативные, и допустимо отклоняющиеся от норм варианты (частотные и нечастотные; продуктивные и непродуктивные языковые стереотипы), поэтому «рабочее Я» может варьировать алгоритм стратегии в конкретных эпизодах диалога с Не-Я и комбинировать языковые формы. В то же время автоматизированный дискурсивный опыт (привычные фреймы переговоров с Не-Я, его оправдания, обвинения и т. п. и типичные для них субдискурсы и регистры) сохраняет индивидуальность дискурсивных стратегий человека в параметрах его экспектаций, личностных особенностей, языковой компетентности, принадлежности к определенным социальным группам и т. д.

3. Еще одним фактором в дискурсе являются скрытые интенции самовыражения агентов дискурса:  в когнитивно-семантическом «поле» обмена информацией косвенное информирование и скрытое речевое воздействие считаются даже более важными, чем вербальные средства языка. Стратегии явного речевого воздействия осознаны в отношении их намерений, целей коммуникации, речевых действий и их выбора и учитывают условия ситуации, личность vis-a-vis, прогноз актуальных и долговременных результатов. В стратегиях эмотивно- и конативно- ориентированных «скрытых командах» и автор на получателя воздействует скрыто, и получатель «дешифрует»  это воздействие помимо воли его автора. Такие стратегии мотивируются «нюансами смысла» и путем автоматичного речевого выбора реализуют подсознательные интенции коммуникантов [5].

Роль интенций сохранения общей позитивной самооценки отражают выбираемые человеком стереотипно-сценарные дискурсивные фреймы и формулы Победителя, Непобедителя и Hеудачника (по Э. Берну): «В другой раз не промахнусь» или «Теперь знаю, как это делать»; «Да, я поступил так, но, по крайней мере, я не…» или «Во всяком случае, спасибо и за это»;  «Если бы только…», «Я бы, конечно…», «Да, но…».

4. Последним, но не менее важным, чем вышеописанные, субъективно-личностным фактором выбора стратегии в дискурсе аутокоммуникации являются особенности аффективно-когнитивного стиля репрезентаций отношений «Я – Другой» [7]. На фоне этой своеобразной рабочей модели конструирования человеком своего опыта коммуникации типичные дискурсивные стратегии апеллируют к «позитивному» или «негативному» (Brown, Levinson, 1987); смягчают или усиливают интенции говорящего (Spenser-Oatey, 2000); могут быть эксплицитными и имплицитными (Eisenstein, Bodman, 1993); «прямыми» и «косвенными» (Spenser-Oatey, 2000); и т.д.

Эмпирически доказано, что выбор речевых стратегий – и явных, и влияющих на подсознание «скрытых команд» – зависит от личностных характеристик их автора: его интеллекта, мотивации поведения, эмоционального состояния, интенции к диалогу [1]. По мнению Е.Т. Соколовой, язык, когнитивные способности, символические средства переработки аффекта формируются в рамках приобретаемых в детстве  «рабочих моделей привязанности». Именно они влияют на аффективную валентность (доброжелательную или враждебную) восприятия взаимодействий и отвечают за бессознательные диспозиции к их определенной организации [7; 2]: аффективно окрашенные конструкты доминирование–подчинение, критика–защита, дру­жественность–враждебность.  

В контексте фрагментарного, «расколотого», ложного или компенсаторного Я стратегии внутреннего дискурса отражают первичные расстройства идентичности: внутрисистемные и межсистемные связи Я структурно дезинтегрированы и нестабильны, а само оно «диффузно». Так в репрезентативном пространстве нарциссической личности – недостаточно дифференцированном и интегрированном, внутренне несогласованном и непоследовательном – представления о своем Я характеризуются «качелями»: они неустойчивы, подвержены постоянным флуктуациям и искажениям при дефиците рациональной и рефлексивной самооценки [7].

 Заключение

Итак, дискурсивные стратегии позволяют  человеку осмысливать внутреннюю реальность, форматировать опыт, выстраивать идентичность и, тем самым, функционировать и развиваться как дискурсивный конструкт, поддерживающий самотождество Я путем разотождествления с собой и постоянных трансформаций. Языковая и рефлексивная компетентность личности отражают результаты ее опыта аутокоммуникации и контекстуально-ситуационного моделирования языковыми средствами фактов и явлений ее внутреннего мира.

Выбор дискурсивных стратегий аутокоммуникации подчиняется не только контексту и условиям ее ситуации, но, что важнее, субъективно-личностным факторам. Фундаментальные цели обмена информацией и энергией между Я и Не-Я (достижение самотождества или «забота о себе») коррелируют с адекватностью знаний человека о себе, потребностями в рефлексии и языковыми ресурсами. Экспектации Я в аутокоммуникации интерактивно и лингвистически связаны с прототипическими когнитивными моделями, структура которых позволяет варьировать в дискурсе  языковые ресурсы (субдискурсы, регистры, лексику). Скрытые интенции самовыражения агентов дискурса в виде эмотивно- и конативно-ориентированных стратегий ориентированы на автоматичный речевой выбор стереотипно-сценарных дискурсивных формул. Наконец, специфика аффективно-когнитивного стиля репрезентаций отношений Я и Не-Я предопределяет бессознательные диспозиции к выбору определенных стратегий дискурса и его языковых средств.

Взаимодействие названных факторов определяет типичность и уникальность субъективно-личностного выбора стратегий дискурса аутокоммуникации и их реализации.

Прикладное значение представленных в статье результатов заключается в их использовании для разработки и проведения тренингов рефлексии и самопознания, а также для овладения студентами навыками психологического консультирования в рамках получения профессионального психологического образования. Изучение динамики выбора студентами дискурсивных стратегий на разных этапах названного выше процесса видится как перспектива дальнейшего исследования.


Список литературы

1. Беспаленко Е.М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личност-ных качеств человека // Молодой ученый. 2017. № 46 (180). С. 178-181.
2. Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Особенности Не-Я как подструктуры самосо-знания // Вопросы психологии. 2013. № 6. С. 42–54.
3. Кубрякова Е. С. О термине «дискурс» и стоящей за ним структуре знания // Язык. Личность: сб. статей к 70-летию Т. М. Николаевой. М. : Языки слав. культуры, 2005. С. 23-33.
4. Лотман Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моде-лях коммуникации в системе культуры) // Лотман Ю.М. Семиосфера С.-Петербург: Искус-ство–СПБ, 2000. С.159-165.
5. Манжелеевская Е. В. Нюансы стратегического взаимодействия автора и чита-теля в художественной речи: коммуникативно-прагматический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5 (71): в 3-х ч. Ч. 2. С. 112-115.
6. Пеше М. Прописные истины. Лингвистика, семантика, философия / Квадрату-ра смысла: Французская школа анализа дискурса / под ред. П. Серио. М.: Прогресс, 1999. С. 225-291.
7. Соколова Е.Т. Аффективно–когнитивная дифференцированность / интегриро-ванность как диспозиционный фактор личностных и поведенческих расстройств // Вестник московского университета. Сер. 14. Психология, 2007. № 4. С. 152-165.
8. Старовойтенко Е.Б. Самотождество Я во внутреннем диалоге // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. №3. С. 434–456. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-3-434-456 С. 434-456
9. Филипс Л. Дж., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Xарьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004. 336 с.
10. Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе. Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. 288 с.
11. Цурикова Л.В. Дискурсивные стратегии как объект когнитивно-прагматического анализа коммуникативной деятельности // Вопросы когнитивной лингви-стики. № 4 (013) 2007 г. с. 98-108.
12. Шаповал И.А. Дефицитарность границ Я как фактор нарушений ментализации и внутреннего диалога при самоотчуждении [Электронный ресурс] // Вектор науки ТГУ. 2019. № 3 (38). С. 54-60. doi: 10.18323/2221-5662-2019-3-54-60 (дата обращения: 20.11.2020)
13. Шюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. 1056 с.
14. Wiggins S., Potter J.W. Discursive psychology // Handbook of Qualitative Research in Psychology / C. Willig, W. Stainton-Rogers (Eds.). London: Sage Publications, 2008. pp. 73-90.

Расскажите о нас своим друзьям: