Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020

УДК 37.035.6

Дата публикации 30.12.2020

Гражданско-патриотического воспитание курсантов ведомственного вуза в условиях дистанционной формы обучения

Воробьева Елена Николаевна
канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры русского и иностранных языков, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, РФ, г. Вологда, helenvorobyova@mail.ru

Аннотация: В статье представлен обзор проблемы гражданско-патриотического воспитания курсантов ведомственного вуза ФСИН России в вынужденных условиях дистанционного обучения в период пандемии. Автор приводит примеры из практики реализации воспитательно-досуговой деятельности посредством ведения курса в системе дистанционного обучения «Русский Moodle». На основании представленного опыта работы в рамках курса анализируются возможные проблемы и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, дистанционное обучение, воспитательно-досуговое мероприятие, курсанты, ведомственный вуз.

Civil and Patriotic Education of Cadets of a Departmental University during Distance Learning

Vorobyova Yelena Nickolaevna
Cand. Sci. (Philology), Docent, Associate Professor at the Department of Russian and Foreign Languages, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Russia, Vologda

Abstract: The article presents an overview of the problem of civil and patriotic education of the cadets at the Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia in the forced conditions of distance learning during the pandemic. The author gives examples from the practice of implementing educational and leisure activities through the distance learning system "Russian Moodle”. Based on the presented work experience, the author of the article analyzes the possible problems and suggests ways to solve them.
Keywords: education, patriotic education, distance learning, educational and leisure activities, cadets, departmental University.

Правильная ссылка на статью
Воробьева Е.Н. Гражданско-патриотического воспитание курсантов ведомственного вуза в условиях дистанционной формы обучения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/grazhdansko-patrioticheskogo-vospitanie-kursantov-vedomstvennogo-vuza-v-usloviyakh-distantsionnoj-formy-obucheniya.html (Дата обращения: 30.12.2020)

Гражданско-патриотическому воспитанию молодежи отводится весомая роль в обеспечении национальной безопасности государства. Особое значение воспитательная работа имеет в системе подготовки курсантов военизированных подразделений, будущих государственных служащих, обеспечивающих соблюдение законности и правопорядка в стране. Воспитание личного состава ведомственных вузов ФСИН России занимает важное место в процессе подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы.

Обязательность гражданско-патриотического воспитания заложена в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) для специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». В частности, на необходимость патриотического воспитания указывает общекультурная компетенция ОК-2 («способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целям формирования гражданской позиции и развития патриотизма») [1]. По утверждению А.Л. Морозовой, представленные в ФГОС ВО требования к уровню сформированности профессиональной компетенции выпускников также подразумевают организацию и реализацию гражданско-патриотического направления в воспитательной работе [2, с. 66].

«Цель патриотического воспитания в ведомственных вузах - формирование и развитие у курсантов качеств и свойств, позволяющих им успешно выполнять социально значимые функции по обеспечению охраны законности и правопорядка, защиты граждан от преступных посягательств и активно участвовать в деятельности, обеспечивающей реализацию национальных интересов государства» [3, с. 17-18].

В «Военном патриотическом словаре» патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, от patris - родина, отечество) определяется как «любовь к родине, своему народу, преданность им, стремление своими действиями служить их интересам». Являясь одним из значимых ценностей общества, патриотизм интегрирует в своём содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и другие компоненты [4].

Основная цель гражданско-патриотического воспитания заключается воспитании уважения к государственной символике, Конституции, культурно-историческому прошлому России, а также Федеральной службе исполнения наказаний России как федеральному органу исполнительной власти. Цель патриотического воспитания определяет задачу формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного участвовать в укреплении основ общества и государства.

Хотя «важнейшая роль в системе воспитательной работы с курсантами в ведомственном вузе принадлежит офицерам – руководителям подразделений как ее основным субъектам» [5, с. 83] и специальным отделам по работе с личным составом (ОРЛС), работа кураторов традиционно имеет важное значение в системе гражданско-патриотического воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. По замечанию С.С. Пиюковой, «существенный вклад в формирование личности будущего офицера, патриота, гражданина своей страны, высоконравственного, культурного человека, обладающего широкой эрудицией, может внести институт кураторства» [6, с. 86]. Помимо назначенных кураторов из числа аттестованного состава к кураторской работе так же допускаются и преподаватели учебных дисциплин, пользующиеся авторитетом среди курсантов и готовые заниматься воспитательной работой во внеурочной деятельности.

В связи с необходимостью самоизоляции и соблюдения карантинных мер не только учебная деятельность, но и воспитательная работа переходят в дистанционный формат. В мае 2020 года в Вологодском институте права и экономики ФСИН России на базе системы дистанционного обучения «Русский Moodle» был создан курс «Организация воспитательно-досуговой деятельности курсантов 192, 194 учебных групп» под руководством преподавателей иностранного языка, кураторов данных учебных групп на добровольных началах. Курс предусматривает ежемесячное проведение различных мероприятий в дистанционном режиме в соответствии с поставленными общими задачами:

- военно-патриотическое воспитание;

- сохранение культурно-исторического наследия и формирование исторической памяти молодого поколения;

- формирование активной гражданской позиции и уважения к государственной символике и Основному закону Российской Федерации;

- формирование духовно-нравственных ценностей;

- развитие художественных и эстетических взглядов.

Ввиду специфики дистанционной формы изменился традиционный режим проведения воспитательно-досуговых мероприятий, он стал более гибкий и дал возможность курсантам планировать время своего индивидуального участия. Так, на выполнение заданий каждого раздела отводилась неделя, что позволяло задействовать большее количество участников, т.к. нередко при очном проведении мероприятий часть курсантов заступала в наряды и оказывалась незадействованной.

Одновременно с этим недостатком проведения досугово-воспитательной работы в дистанционном формате явилось то, что организовать такую работу оказалось труднее из-за отсутствия непосредственного контроля курсового звена за проведением мероприятия. По причине изменения установленного порядка, вызванного пандемией, курсанты второго курса проживают вне казармы и сами планируют большую часть свободного времени.

Проблема «низкой мотивации к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся» отмечается и другими исследователями. Например, Ю.Н. Хромцова в этой связи замечает, что «если за пропуск дистанционного урока или не выполнение задания студенты получают соответствующие оценки, замечания от преподавателей и звонки родителям, то воспитательные мероприятия, которые всегда являлись добровольными, могут привлечь только своим содержанием и эмоциональностью, авторитетом педагога» [7, с. 27-28].

Для решения данной проблемы в рамках курса «Организация воспитательно-досуговой деятельности курсантов 192, 194 учебных групп» оповещение о проведении мероприятий осуществлялось через социальные сети, поскольку, как показывает практика, такая форма информирования получала наиболее быстрый отклик ввиду своей популярности и доступности в среде молодежи. Необходимыми условиями успешности проведения мероприятия стали также его мультимедийность, интерактивность, четкие формулировки в постановке задач, дозированность информации, ее познавательная ценность.

В качестве контролирующего выполнение мероприятия элемента курсантам предлагалось выполнить ряд заданий по каждой теме (анкетирование, тестирование, викторина).

Возрождению духовности как фундаментальной основы патриотизма нации способствует посещение военно-патриотических музеев, музеев истории УИС на базе образовательных учреждений ФСИН России, литературных и художественных выставок.  Поэтому первой темой курса стало посещение виртуальных музеев и экскурсий по следующим тематическим разделам: военно-историческая тематика (Виртуальный тур по новой постоянной экспозиции «История стрелкового и холодного оружия с XIV века до 1945 года» Тульского государственного музея оружия:  http://www.museum-arms.ru/visit/virtualnye_jekskursii/; Виртуальный тур: Оружейная палата: https://armoury-chamber.kreml.ru/virtual-tour/; Виртуальные экскурсии: Министерство Обороны РФ: https://мультимедиа.минобороны.рф/multimedia/virtual_tours.htm; Портал «Музей Победы»: онлайн-экскурсия о самых известных танках: https://rg.ru/2020/05/02/portal-muzej-pobedy-zapustil-onlajn-ekskursiiu-o-samyh-izvestnyh-tankah.html), музеи ФСИН (Виртуальная экскурсия по Музею история УИС и Академии ФСИН России (г. Рязань):    http://apu-fsin.ru/vtour/index.html), художественные музеи (Музей изобразительных искусств А. С. Пушкина – Москва, Россия : https://virtual.arts-museum.ru/; Онлайн -выставка «Портрет Булгакова»/ «Музей Михаила Булгакова», г. Москва: https://artsandculture.google.com/partner/bulgakov-museum и другие).

Пример подвига советского народа в годы Великой отечественной войны составляет особую значимость для патриотического воспитания подрастающего поколения.  Этот пример не только способствует воспитанию гордости за свою страну, желания служить и защищать ее граждан и интересы, но и воспитывает уважение к участникам войны и труженикам тыла, готовность участвовать в волонтерской деятельности по помощи ветеранам. Данному направлению гражданско-патриотического воспитания было посвящено мероприятие, приуроченное к 75-летию первого парада Победы, который состоялся 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Курсантам было предложено: 1. посмотреть презентацию, посвященную истории проведения Парада войск Красной армии на Красной площади Москвы 24 июня 1945 года (основные факты о подготовке, организации и проведении парада); 2. поучаствовать в викторине «История Парада Победы». Для стимулирования познавательной активности обучающихся был организован личный и общекомандный зачет результатов викторины (192 учебная группа против 194).

Конституция Российской Федерации является основой правового регулирования страны. Знание содержания и истории основного закона России способствует воспитанию гражданственности, развивает интерес к истории Отечества, а также формирует правовую культуру курсантов-юристов. Напомнить курсантам историю рождения Основного закона Российской Федерации, познакомить с официальными интернет-ресурсами, посвященными Конституции Российской Федерации и проверить знание курсантами содержания и основных сведений о Конституции России было нацелено мероприятие, проведенное в период с 6 по 12 декабря, в преддверии Дня Конституции Российской Федерации. В содержание занятия входил просмотр официальных правительственных ресурсов, посвященных Конституции Российской Федерации и ее истории (Официальный сетевой ресурс Президента России: http://kremlin.ru/acts/constitution; История Конституции РФ: https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-dien-konstitutsii-rf и другие). Формой обратной связи стало прохождение викторины и расшифровка ее результатов для каждого курсанта.

Таким образом, одним из направлений гражданско-патриотического воспитания в меняющихся реалиях современного мира становится воспитание патриотизма и гражданственности посредством интерактивных технологий и систем дистанционного обучения, доступных в обучающей среде современного вуза. Пока еще небольшая практика проведения подобной досугово-воспитательной работы показывает ее перспективность ввиду общей информатизации общества и естественности данной формы взаимодействия для современного поколения Z («цифрового поколения»), продуктивно воспринимающего информацию, получаемую через зрительные и слуховые анализаторы посредством компьютерных и сетевых технологий.

Представленный опыт работы показал следующие сложности в реализации воспитательной работы в дистанционном режиме: низкая мотивация к участию, проблема контроля посещаемости и необходимость поиска эффективных форм оповещения о проведении воспитательно-досуговых мероприятий. Для решения данных проблем были определены условия успешности воспитательных форм работы в дистанционном формате, а именно: оповещение через социальные сети, мультимедийность, интерактивность, четкие формулировки в постановке задач, обратная связь в виде занимательных викторин и опросов. Изменился и традиционный режим проведения мероприятий. Он стал более гибким, что позволило привлечь большее количество участников.


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета): утв. приказом Минобрнауки России от 16.11.2016 № 1424. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/400502.pdf (дата обращения: 24.12.2020).
2. Морозова Анна Леонидовна Гражданско-патриотическое воспитание в условиях ведомственного вуза // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2018. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyah-vedomstvennogo-vuza (Дата обращения: 24.12.2020).
3. Ковтуненко Л.В., Ковтуненко А.Б. Патриотическое воспитание курсантов в образовательной среде ведомственного вуза // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2013. №1 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-kursantov-v-obrazovatelnoy-srede-vedomstvennogo-vuza (Дата обращения: 24.12.2020).
4. Военный энциклопедический словарь / М-во обороны Российской Федерации; [ред. комис. А. Э. Сердюков (пред.) и др.]. Москва: Военное изд-во, 2007. URL: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=8591@morfDictionary (Дата обращения: 24.12.2020).
5. Лентовский А.И. Организация воспитательной работы с курсантами (слушателями) в СЮИ ФСИН России // Особенности воспитательной работы с курсантами ведомственного вуза: сборник научных статей / под общ. ред. доктора педагогических наук, доцента Э.В. Зауторовой. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2013. С. 83-87.
6. Пиюкова С. С. Кураторство как средство воспитательной работы с курсантами и слушателями ведомственного вуза // Вестник Самарского юридического института. 2015. №2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kuratorstvo-kak-sredstvo-vospitatelnoy-raboty-s-kursantami-i-slushatelyami-vedomstvennogo-vuza (Дата обращения: 24.12.2020).
7. Хромцова, Ю. Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). Краснодар: Новация, 2020. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15818/ (Дата обращения: 24.12.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: