Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №09 (50) Сентябрь 2020

УДК 378

Дата публикации 30.09.2020

Управление процессом подготовки специалистов таможенного дела на основе компетентностного подхода

Байкина Наталья Валентиновна
старший преподаватель кафедры «Управление и системный анализ теплоэнергетических и социотехнических комплексов», Самарский государственный технический университет, Россия, г. Самара, natabait@mail.ru
Михелькевич Валентин Николаевич
доктор технических наук, профессор, кафедры «Психологии и педагогики», Самарский государственный технический университет, Россия, г. Самара

Аннотация: Рассматривается опыт управления процессом подготовки специалистов таможенного дела, проектирования и реализации технологий компетенции. В статье представлен ряд профессиональных аналитических компетенций, которые должны формироваться студентами выпускников университета. Дана апробация системы в процессе подготовки таможенных специалистов. Показана модель автора системы формирования готовности студентов - будущих специалистов таможни к профессиональной аналитической деятельности. Содержание каждого элемента этой системы анализируется в процессе подготовки.
Ключевые слова: специалисты таможенного дела, компетентностный подход, профессиональные компетенции, информационно - аналитические компетенции, модель системы формирования компетенций.

Management the process of training specialists of customs case on the basis of competence approach

Baikina Natalya Valentinovna
high teacher of the Department "Management and system analysis of heat and power and socio-technical complexes", Samara State Technical University, Russia, Samara
Mihelkevich Valentin Nikolaevich
doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Samara State Technical University, Russia, Samara

Abstract: It studies the experience in managing of customs specialists training, establishing and implementing of expertise techniques. The article renders the professional analytical expertise skills that should be developed by the university graduate students. It renders the practical evaluation in the course of customs specialists training. It renders the originator’s model of the system for training students – the future customs specialists to professional analytical activity. The content of each element of this system is analyzed during training.
Keywords: customs specialists, competency-based approach, professional competencies, information and analytical competencies, model of a competency formation system.

Правильная ссылка на статью
Байкина Н.В, Михелькевич В.Н. Управление процессом подготовки специалистов таможенного дела на основе компетентностного подхода // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 09 (50). Режим доступа https://scipress.ru/pedagogy/articles/upravlenie-protsessom-podgotovki-spetsialistov-tamozhennogo-dela-na-osnove-kompetentnostnogo-podkhoda.html (Дата обращения: 30.09.2020)

В настоящее время Федеральная Таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) занимает важное место в социально-экономической жизни страны и играет важную роль в государственном устройстве. Отсюда идет увеличение профессиональных требований к выпускникам вуза в процессе подготовки специалистов таможенного дела, этому способствует существенное возрастание роли таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

На кафедре «Управление и системный анализ теплоэнергетических и социотехнических комплексов» (УСАТСК) в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) проходит обучение по специальности 38.05.02 «Таможенное дело». По сути это определяет особенность управления процессом подготовки специалистов таможенного дела на основе компетентностного подхода. Студенты, которые обучаются, на данной специальности получают, все необходимые знания в экономической и юридической областях, а также в общей технической области, что важно, так как они смогут понять техническую сторону таможенного контроля товаров [3].

Особое внимание в процессе обучения уделяется совместным программам и мероприятиям с руководством таможенных органов ФТС РФ, а также с ведущими организациями, занимающимися внешнеэкономической деятельностью в Самарской области и других субъектах Российской Федерации.

Получив квалификацию таможенного специалиста, выпускник сможет работать: в таможенных органах Российской Федерации; в государственных и негосударственных банках и других кредитных организациях обладающими знаниями в области валютного регулирования и валютного контроля; в структурных подразделениях министерства финансов, министерства экономического развития и торговли; в различных фирмах организационно-правовых форм, осуществляющих ВЭД; таможенное оформление, таможенный брокер.

Это требует принятия компетентных управленческих решений, минимизации внешнеторговых рисков организации, обеспечения минимального времени для трансграничной торговли и таможенного оформления, внедрения упрощенных процедур таможенного контроля и т.д. Чтобы иметь такие знания таможенный специалист должен владеть профессиональными компетенциями в специальных видах функциональной деятельности, которые прописаны в государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО-3): правоохранительной; управленческой; применение таможенных процедур, взимание таможенных платежей и осуществление таможенного контроля; информационно-аналитической; научно-исследовательской. ФГОС ВО-3 и ФГОС ВО-3+ предполагает, что студенты сформировывают общекультурные и профессиональные компетенции посредством овладения основной образовательной программой (ООП) [1].

В данной статье рассматриваются проблемы формирования  только информационно - аналитических компетенций поскольку они обладают наибольшей наукоемкостью и трудоемкостью освоения их в учебном процессе. Именно поэтому кафедра УСАТСК в своей научно-методической работе выделяет особое внимание этому типу компетенций.

Профессиональная информационно-аналитическая компетенция  (ПИАК) представляет собой способность использовать свои знания, умения, навыки и личностные качества (мотивацию, эмоциально-волевой потенциал) для анализа оценки конкретной профессиональной информационно-аналитической задачи и нахождения обобщенного способа ее практической реализации [5].

 Группа профессиональных информационно-аналитических компетенций включает в себя:

  • владение навыками применения в таможенном деле информационных технологий, средств обеспечения их функционирования (ПК-37);
  • владение навыками применения методов сбора и анализа данных таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики для принятия управленческих решений во внешнеторговой деятельности и деятельности таможенных органов (ПК-38);
  • владение навыками обеспечения информацией в области таможенного дела государственных органов, организаций и отдельных граждан и информационной поддержки ВЭД на территории России (ПК-39);
  • умение использовать информационные системы и информационное сопровождение в профессиональной деятельности (ПК-40);
  • владение навыками использования электронных способов обмена информацией и средств их обеспечения, применяемых таможенными органами (ПК41);
  • владение навыками методами анализа финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД (ПК-42);
  • владение навыками методикой расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов (ПК-43);
  • владение навыками анализа и прогнозирования поступления таможенных платежей в бюджет государства (ПК-44)» [1].

В данную группу входит 8 компетенций ФГОС ВО, которые в результате педагогического эксперимента, были объединены по компетентностному критерию в 4 группы компонент по выявлению уровней сформированности ПИАК, для улучшения качества подготовки в процессе обучения [7]:

Первая группа компонент это - сспособность обеспечивать информацией, применять информационные технологии, владеть навыками использования электронных способов обмена информацией и средств их обеспечения в сфере таможенного дела государственные органы, организации и отдельных граждан (ПК-37, ПК-39, ПК-41).

Вторая группа - способность применять методы сбора и анализа данных специальной таможенной статистики и финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД (ПК-38, ПК-42).

Третья группа - способность производить расчет показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов (ПК-43).

Четвертая группа - способность анализировать и прогнозировать поступления таможенных платежей в федеральный бюджет государства (ПК-44).

В итоге изучения научных публикаций об использовании компетентностного подхода к профессиональной подготовке и передового педагогического опыта российских и зарубежных вузов авторами была разработана «модель  для системы формирования готовности студентов – будущих специалистов таможенного дела к профессиональной информационно-аналитической деятельности», показана на рис.1. «Модель представляет собой интегрированную дидактическую систему, состоящую из совокупных взаимосвязанных элементов, которые соединены между собой в определенной последовательности» [3].

 Чтобы достигнуть цели необходимо сформировать у будущих специалистов таможенного дела ПИАК. Поэтому начальным элементом, на рисунке 1. модели системы, будет установка цели или целеполагание.

Рисунок 1. Модель системы формирования готовности студентов к профессиональной информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности в области таможенного дела

Следующий элемент после цели,  включает в себя процедуру обоснования требований к уровням обучения сформированности ПИАК. Установлены три показателя уровня сформированности профессиональных компетенций:

  • базовый (обязательный для всех);
  • повышенный (в зависимости от студента);
  • высокий (по требованию работодателей для студентов, обучающихся по целевому заказу таможенной службы).

Далее идет элемент информационно-дидактическая база ПИАК. Данный элемент включает в себя три вида информации: базовые и элективные дисциплины; практики; научно-исследовательская деятельность[8].

Содержание базовых и элективных учебных дисциплин являются основными блоками информации, при изучении которых у студентов формируется ПИАК. Следует отметить, что каждая компетенция формируется не в одной, а в нескольких (4-10) учебных дисциплинах[7]. Например, компетенции в области информационно-аналитической деятельности (с ПК-37 по ПК-44),) формируются в таких дисциплинах как «Таможенное декларирование», «Основы таможенного дела», «Таможенный менеджмент», «Бухгалтерский учет», «Технические средства таможенного контроля», «Таможенные платежи», «Логическое администрирование», «Основы документооборота в таможенных органах» и т.д.

Содержание практик обучения, учебной и производственной, которые отражаются в рабочей программе учебного плана, разрабатываются на основе рекомендаций должностных лиц таможенных органов, так как большинство студентов проходят практику в Самарской таможне и ее подразделениях[3].

Научно-исследовательские работы (НИР) представляют собой вид учебно-научной исследовательской работы (УНИР), непосредственно ориентированной на профессионально-практическую подготовку студента.

Широкий спектр технологий используется для формирования ПИАК – это будет четвертый элемент в модели системы. Среди них наиболее распространенными являются:

- Компетентностно - модульные технологии. На кафедре УСАТСК, разработан комплекс дисциплин (свыше 100), основанных на использовании компетентностно - модульных технологиях, которые обеспечивают высокую интенсивность обучения навыкам и способность осуществлять самостоятельную, самопознавательную деятельность для студентов [2,8].

- Активные и интерактивные технологии. Для этого используются занятия с применением электронной доски, что вызывает собой особый интерес и повышенную мотивацию среди студентов. Преподаватели кафедры разработали курсы лекций  по дисциплинам  «Введение в таможенное дело» для первого курса,  «Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой документации», «Таможенные процедуры», для третьего курса, «Контроль таможенной стоимости»  для пятого курса, в которых при представлении  материала лекции в виде презентации используется электронная доска. Также широко используются мультимедийные учебные пособия лабораторного практикума (например, по дисциплине «Таможенные платежи»), созданные преподавателями и программистами кафедры УСАТСК. Ситуационные игры, тематические кейсы а также деловые игры, связанные с таможней пользуются еще большим интересом во многих дисциплинах. Будущие специалисты должны уметь решать сложные проблемы, критически анализировать обстоятельства и принимать обоснованные решения на основе анализа полученной информации[3].

- Проектные технологии обучения. Разработка данных технологий обучения ориентирована на решение современных проблем таможенного дела в России. В течение 2018-2019 учебного года в качестве тем курсовых работ были: «Применение технических средств таможенного контроля», «Расчет оснащения автомобильного пункта пропуска техническими средствами таможенного контроля», «Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов», «Особенности расчета НДС в различных таможенных процедурах», «Таможенное декларирование, заполнение и описание таможенной декларации», «Таможенные режимы и применение в них таможенных платежей», «Исчисление таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через границу». Тематика согласовывалась с работниками таможни, и их защита проводилась совместно с ведущими специалистами Самарской таможни [3].

Разработаны дефиниции критериев сформированности ПИАК, а также диагностический инструментарий для выявления и оценки уровней подготовки («низкий», «средний», «высокий») – это пятый элемент на рис. 1. В качестве инструмента используются тесты, наборы задач и контрольные задания [8]. На кафедре разработаны комплекты электронных и обучающих тестов по 80 учебным дисциплинам, как на бумажных так и на электронных носителях.

В результате контрольной процедуры – шестой элемент модели системы, определяется уровень сформированности ПИАК достигнутый студентами.  Отсюда переход в восьмой элемент в случае несоответствия достигнутого уровня установленным требованиям («нет») студент самостоятельно корректирует свою учебную деятельность, т. е производит самокоррекцию. А в случае массовых несоответствий преподаватели должны проанализировать содержание информационно-дидактической базы и эффективность использования технологий и исправить их (элемент семь на рис.1). И заключительный элемент в модели - это в случаи полного соответствия уровня сформированности ПИАК студент аттестуется по группе рассмотренных компетенций [3].

На кафедре УСАТСК СамГТУ была апробирована система и соответствующей технологии сформирования ПИАК, в процессе обучения специалистов таможенного дела.

Повышение качества подготовки таможенных специалистов связано с использованием педагогических технологий в учебном процессе.

Для этого следует рассмотреть понятие «педагогическая технология» в трех аспектах:

  • в рамках педагогической науки, которая изучает цели, содержание и методы обучения и педагогические процессы – научный аспект;
  • как описание алгоритма процесса, методов и средств достижения ожидаемых результатов – процессуальный аспект;
  • и деятельностном - внедрение образовательного процесса с учетом необходимых личных, инструментальных и методических средств обучения;

На структуре педагогической технологии основаны все три аспекта, которые включает в себя концептуальную основу, существенный компонент и сам технологический процесс. Педагогическая технология (ПТ) может быть представлена следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения[4].

Кафедра УСАТСК СамГТУ, на основе данных выше, формирует планы и направления деятельности по совершенствованию учебного процесса и применения педагогических технологий. Эти направления включают:

1) привлечение специалистов из реальной среды в учебный процесс;

2) стажировки преподавателей по направлениям дисциплин в отделах таможенных органов;

3) детальное изучение планов и целей практик;

4) разработка моделей реальной среды для решения проблем в рамках образовательного процесса;

5) предаставление технических средств, достаточных для моделирования реальной среды;

6) разработка смоделированных задач, в непосредственной близости от профессиональной деятельности [4].

После периода работы в таможенных службах проводится диагностика компетенций выпускника, после адаптации на производственной площадке. Как показывает практика, в частности производственная и преддипломная, во время учебы из-за замкнутой деятельности таможенных органов, они дают недостаточную информацию об уровне профессиональной адаптации выпускников. Поэтому в процессе обучения необходимо моделировать реальную среду, ее задачи и следовательно их решения.

Из этого можно сделать вывод, что оценка качества результатов обучения — это своеобразный механизм взаимосвязи между работодателем вузом и студентом. У каждого из них есть свои интересы, студент желает получить знания, умения, навыки для того, чтобы устроиться на работу в  сфере таможенного дела и стать полезным на рабочем месте. Работодатель чувствует потребность в компетентных сотрудниках, которые бы минимизировали риски организации, связанные с ВЭД.  Немало важно, чтобы при трудоустройстве молодого специалиста не пришлось его заново всему переучивать  и тратить время на введение в работу, чтобы новый сотрудник мог быстро адаптироваться и быть эффективным в сфере таможенного дела, будь то таможенный пост, таможенная брокерская организация и т.д.

В заключение можно сделать несколько выводов:

- Достаточно полно рассмотрен компетеностный подход к управлению  профессиональной подготовкой будущих специалистов таможенного дела.

- Рассмотрена  и обоснована совокупность ПИАК и специфика технологии их формирования.

- Показана целесообразность и необходимость интеграционных связей с работодателями – таможенными организациями, с целью повышения эффективности учебного процесса и ранней профессиональной адаптации студентов.


Список литературы

1. Приказ от 8 ноября 2010 г. N 1117 Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело (квалификация (степень) "специалист") (ФГОС ВПО 3)
2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компетентностного подхода //Высшее образование в России. - 2004.-№11.-С.3-13.
3. Байкина Н.В., Михелькевич В.Н., Лившиц М.Ю. Особенности подготовки к профессиональной информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности специалистов таможенного делав техническом вузе //Вестник СамГТУ Серия "Психолого-педагогические науки.№3(23)-2014.Самара 2014 – с.19-24
4. Бровка Г.М., Разорёнова Т.Р. Формирование профессиональных компетенций в дисциплинах по информационному обеспечению таможенного дела// Материалы конференций факультета прикладной математики и информатики «Информатизация образования: интеграция информационных и педагогических технологий» Минск: БГУ 2008. Электронный ресурс http://elib.bsu.by/handle/123456789/36509
5. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие. – Самара: СамГТУ, 2004.-90с.
6. Овчинникова Л.П. Модульно-компетентностный подход к психолого-педагогической подготовке студентов технических специальностей//Вестник СамГТУ. №3(13)-2010. Самара 2010. 132-139с.
7. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ кол.авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС,2010. – 432 с.
8. Кислякова О.П. Способы оценивания в компетентностной технологии обучения. //Вестник СамГТУ. №2(22)-2014. Самара 2014. 77с.
9. Красильникова Е.Ю., Татур Ю.Г. Адекватность целей и методов обученияв педагогических системах //Ценности и смыслы №2(36)-2015. Изд. Институт эффективных технологий. Москва 2015 с.117-129

Расскажите о нас своим друзьям: