Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №09 (50) Сентябрь 2020

УДК 378.147:378.661

Дата публикации 29.09.2020

К вопросу о качестве коммуникативной подготовки будущих врачей (теоретический аспект)

Герасимова Татьяна Викторовна
старший преподаватель кафедры философии, истории Отечества и иностранных языков, Амурская Государственная Медицинская Академия РФ, Амурская обл., г. Благовещенск, timoshenko-72@inbox.ru
Скабелкина Татьяна Николаевна
старший преподаватель кафедры философии, истории Отечества и иностранных языков, Амурская Государственная Медицинская Академия РФ, Амурская обл., г. Благовещенск, tanskab2575@lenta.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме качества коммуникативной подготовки будущих врачей. В ней излагаются теоретические итоги исследований авторов по данной теме. Они анализируют различные науковедческие подходы к понятиям качество, профессионально-значимые личностные качества врача, коммуникативность, дают им собственную трактовку, а также раскрывают причины низкой коммуникативной подготовки будущих врачей.
Ключевые слова: качество, профессионально-значимые личностные качества врача, коммуникативность, информационная и операциональная модели обучения.

On the issue of the quality of communicative training of future doctors (theoretical aspect)

Gerasimova Tatyana Viktorovna
senior lecturer of the Department of philosophy, History of the Fatherland and foreign languages, Amur State Medical Academy, Russia, Amur region, Blagoveshchensk
Skobelkina Tatyana Nikolaevna
senior lecturer of the Department of philosophy, History of the Fatherland and foreign languages, Amur State Medical Academy, Russia, Amur region, Blagoveshchensk

Abstract: The article is devoted to the current problem of the quality of communicative training of future doctors. It presents the theoretical results of the authors ' research on this topic. They analyze various scientific approaches to the concepts of quality, professionally significant personal qualities of a doctor, communication, give them their own interpretation, and also reveal the reasons for the low communicative training of future doctors.
Keywords: quality, professionally significant personal qualities of a doctor, communication, informational and operational models of training.

Правильная ссылка на статью
Герасимова Т.В., Скабелкина Т.Н. К вопросу о качестве коммуникативной подготовки будущих врачей (теоретический аспект) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 09 (50). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-kachestve-kommunikativnoj-podgotovki-budushhikh-vrachej-teoreticheskij-aspekt.html (Дата обращения: 29.09.2020)

Профессия врача относится к числу так называемых «лингвоактивных» профессий. Удовлетворенность человека лечением в значительной степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным, что напрямую связано с качеством коммуникативного взаимодействия. Наиболее часто встречающаяся жалоба пациентов – неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, дать ясные и понятные ответы, а также точно выявить те проблемы, с которыми больной пришел к врачу. Следовательно, сегодня врач должен не только квалифицированно ставить диагноз, но и владеть навыками эффективного общения с пациентом.

В медицине проблемы коммуникативности всегда были в центре внимания (Гиппократ, Парацельс, Н.И. Пирогов, М.М. Манасеина и т.д.) [1, 2, 3]. Сегодня они обострились вследствие падения общей культуры населения, расслоении общества, а также состояние правовой базы современного здравоохранения. Поэтому в настоящее время существует немало трудов по различным аспектам данной темы: Модалиева С.Х., Асимов М.А., Ерназарова С.Т., Чусовлянова С.В., Осипова Н.Г., Семина Т.В., Акаева Э.В., Константинова Т.В. и др. [4, 5, 6, 7, 8]. Мы также неоднократно высказывались по этому вопросу [9, 10, 11]. Однако теоретически не осмыслены стратегически важные для врача приемы речевого взаимодействия, не изучено состояние проблемы коммуникативной подготовки будущих врачей в теории и практике медицинского образования. Это определило актуальность нашего исследования. Объектом же исследования стал образовательный процесс медицинского вуза, направленный на коммуникативную подготовку будущих врачей. Для этого мы использовали как теоретические методы (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме; изучение нормативных документов Минздрава РФ; анализ реального педагогического процесса в медицинском вузе; моделирование учебного процесса), так и эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа; методы математической статистики). Также мы опирались на свой более чем 20-летний опыт преподавательской работы в медицинском вузе. Далее мы изложим теоретические выводы нашей работы.

Понятие «качество» - это философская категория, которая была введена Аристотелем, а в дальнейшем ее разрабатывали Фома Аквинский, И. Кант, Гегель [12, 13, 14]. В педагогике проблема качества не нова и восходит к истокам зарождения дидактики. Но, тем не менее, проблема качественного описания и изменения результатов усвоения относится к числу важнейших и непреходящих проблем дидактики, имеющих большое значение, как в теории, так и в практике обучения. Анализ психолого-педагогической литературы (В.И. Архангельский, В.П. Беспалько, С.Е. Шишов, Рыжаков М.В. и др.) позволил сделать вывод, что современное представление о качестве выражается в свойствах личности и начинается с самой личности, способной осуществлять качественные изменения в сфере своей профессиональной деятельности [15, 16, 17]. Именно качество характеризует поведение человека в большей или меньшей степени. А потребность в его формировании возникает тогда, когда индивид переживает внутреннее противоречие между тем, какой он есть и тем, каким хочет быть в соответствующей сфере поведения и деятельности.

Вышеизложенное относится, в первую очередь, к профессиям, где объектом и субъектом профессиональной деятельности является человек: педагог, врач, юрист, офицер, руководитель, журналист, продавец и т.д.

Каждая из данных профессий требует от человека не только специального образования, но и наличие профессионально-значимых качеств, необходимых для выполнения качественной профессиональной деятельности.

Под профессионально-значимыми качествами понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность её усвоения [19, С. 29]. В научной литературе нет единого мнения на структуру профессионально-значимых качеств. Одни ученые (Олесова А.П., Каженкина У.В., Рогов Е.И. и др.) выделяют индивидуально-психологические свойства (сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные) и отношения личности к себе, к другим людям, к своей профессии, тем или иным профессиональным задачам и т.д. [20, 21]. Другие (М.А. Аксенова, Яковлева М.Б., Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. и др.) считают, что поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности личностных качеств профессионала, то к профессионально-значимым относятся те качества личности, которые «призваны обеспечить её успешный трудовой старт и высокие производственные показатели» [22, С. 262; 23].

Однако, несмотря на различия в подходах, учёными установлено, что профессионально-значимые качества являются предпосылкой профессиональной деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, «шлифуются» в ходе деятельности, поскольку человек в ходе труда изменяет и самого себя. Исследователями детально изучен механизм развития и совершенствования профессионально-значимых качеств и их структуры. Установлено, что они меняются по мере перехода от нижнего («потенциального» или «учебного») уровня профессиональной успешности к высшему («оптимальному» или «перспективному») уровню [20, С. 142].

Таким образом, проведённый нами анализ подходов на понятие «профессионально-значимые качества» позволяет сделать вывод о том, что они не могут рассматриваться как нечто однозначное и неизменное. Понятие «профессионально значимого» объединяет внутреннее и внешнее и предполагает в самом себе диалектику субъективации и объективации, оно выделяет и конкретизирует главное в предметном содержании мотивации и регуляции поведения человека. Качества личности, включённые в процесс профессиональной деятельности, по мере овладения профессией развиваются, складываются приёмы их компенсации, совершенствуется их структура.

Вопрос о профессионально-значимых качествах личности врача неоднократно становился предметом как теоретико-медицинских, так и психолого-педагогических исследований (Мудров М.Я., Пирогов Н.И., Боткин С.П., Вересаев В.В., Чехов А.П.) [18]. Особую значимость он приобрёл на рубеже XX-XXI вв., когда научно-технический прогресс в медицине породил новые морально-этические проблемы в профессиональной деятельности врачей, что потребовало пересмотра основ подготовки будущих медицинских работников. Это породило новый всплеск психолого-педагогических исследований в данном направлении (Силуянова И.В., Соложёнкин В.В., Кудрявая Н.В., Косарев И.И., Сахно А.В., Орлов А.Н.) [24, 25, 26, 27,28]. Однако, как показывают исследования, основные требования к профессионально-значимым качествам врача начинают складываться ещё в Древней Греции (Гиппократ), Персии и Месопотамии, т. е. за 4 тыс. лет до н.э. [1]. На их основе в течение веков складывался образ врача, для которого неотъемлемой составляющей были не только профессиональные знания, умения и навыки, но и личностные качества, а именно: милосердие, сострадание, тактичность, самопожертвование, ответственность, коммуникабельность, терпение. И сегодня они востребованы и зафиксированы в «Клятве российского врача», в законе «Об охране здоровья граждан» [24, С. 36]. А для их формирования, как показало наше исследование, необходимо эмоционально-психологическое развитие личности, когда в результате взаимодействия эмоциональной и рациональной сфер сознания индивида в процессе профессиональной подготовки формируются основы будущего специалиста, которые более рельефно раскрывают личностное отношение к нормам своей профессии.

Так же в нашей работе мы рассмотрели науковедческие подходы к проблеме коммуникативности. В философии коммуникация – это способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми [29, С. 356]. Психологи определяют коммуникативность как информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются и формируются межличностные взаимоотношения [30, С. 105]. Социология понимает под анализируемым понятием специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в которой реализуются социальные отношения людей [31, С.133]. По нашему мнению, сущность коммуникативности наиболее полно выражается в том, что она – важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъектно-субъектном отношении одного человека к другим на основе взаимного признания «самости» и самоценности. В таком понимании определяются важнейшие черты и свойства коммуникативности, которые, в свою очередь, являются необходимыми для успешного общения, в том числе и врача с пациентом, а именно:

а) в ее основе – деятельность, что подчёркивает активно-процессуальный характер анализируемого понятия;

б) деятельность эта состоит в установлении отношения одного человека к другому;

в) под субъектно-субъектным характером отношений понимается равные субъекты, Я и Ты здесь цель друг для друга и никогда – средство;

г) каждый признаёт за другим его уникальность и неповторимость, его право быть собой и ждёт того же от него. Это особенно важно в медицине, т.к. её современный этический императив – уважение прав пациента, его системы ценностей и ориентаций.

Исходя из вышеизложенного, формирование личностных качеств будущего врача (в том числе и коммуникативных) – задача всех кафедр медицинского вуза, но особое место здесь отводится дисциплинам гуманитарного блока. Их специфика, методика построения занятий направлены на развитие мышления, формирования своей точки зрения, умения её аргументировать. Однако, проведенный нами анализ процесса подготовки будущих врачей в Амурской государственной медицинской академии показал, что существует противоречие между огромным потенциалом гуманитарных предметов и их представленностью как общеобразовательного «придатка» специальных дисциплин. Еще одним недостатком является использование в медицинском вузе информационной и операциональной моделей обучения.

Информационные модели обучения реализуют представление о том, что основной целью обучения является овладение студента­ми знаниями, умениями и навыками в их предметном содержании. В рамках данного подхода разрабатываются нормативные требова­ния к усвоению и критерии оценки деятельности преподавателя и студента. При этом под «усвоением» содержания учебных про­грамм обычно принято понимать запоминание знаний («багаж зна­ний») [32]. Большим недостатком данной модели является отсутствие формиро­вания умения пользоваться полученными знаниями, то есть эту задачу непосредственно перед обучением всерьез никогда не ставили. Предполагается, что этому должна научить сама жизнь. Говоря иначе, данная задача выносится за пределы системы обучения, в том числе системы подготовки врачей и преподавателей.

Основоположник операциональной модели П.Я. Гальперин пришел к выводу, что, если знания, сообщаемые заранее с расчетом на запоминание, не могут по разным причинам выполнять функцию полной ориентировки обучаемого в будущей деятельности, то необходимо давать ему достаточные для правильного выполнения действий зримые (наглядные) ориентиры, при опоре на которые человек, только начинающий обучаться, мог бы сразу, без получения каких - либо предварительных знаний (и их механического запоминания) безошибочно действовать в практическом плане [33].

Но и у этой модели есть недостатки. Она предполагает доминирующую роль преподавателя, что порождает либо авторитарный стиль общения, либо манипулирование, а это влечёт за собой постоянное состояние психической напряжённости в учебном помещении, к невротизации и дезадаптации студентов. Более того, доминирование данных моделей привело к тому, что в учебной системе современного медицинского вуза в теоретической и клинической подготовке явно преобладает изучение органной или системной патологии над познанием духовного в больном человеке.

Также анализ работы врачей-педагогов (на клинических кафедрах) показал, что они испытывают затруднения в проектировании и организации учебного процесса, так как изначально не получали знаний по педагогике и психологии высшей школы. Этим можно объяснить, как некую психологическую защиту, нежелание некоторых преподавателей вникать в тонкости (якобы ненужные) этого процесса.

Таким образом, анализ теоретических основ качества коммуникативной подготовки будущих врачей в вузе позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Современное представление о качестве выражается в свойствах личности и начинается с самой личности, способной осуществлять качественные изменения в сфере своей профессиональной деятельности.

2. В истории медицины и общества сложился образ врача, где неотъемлемой составляющей были не только профессиональные знания, умения и навыки, но и личностные качества, а именно: милосердие, сострадание, тактичность, самопожертвование, ответственность, коммуникабельность, терпение. Как мы выяснили, их нельзя «навести» извне, необходимо сделать желательными и осознанными, они должны удовлетворять базовые потребности человека в признании, в творчестве, успехе. Это обеспечит качественное выполнение специалистом своих профессиональных задач.

3. Нельзя дать однозначного определения коммуникативности: здесь возможна такая же поливариативность, как и в формах ее проявления. По нашему мнению, ее сущность наиболее полно выражается в том, что она – важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъектно-субъектном отношении одного человека к другим на основе взаимного признания «самости» и самоценности.

4. В настоящее время практика коммуникативной подготовки будущих врачей требует реформирования, начиная с организации педагогического процесса в самом медицинском вузе (изменение содержания образовательных программ и технологий, качества ресурсного обеспечения), так и в плане подготовки врачей-преподавателей, Для эффективного процесса коммуникативной подготовки необходимы усилия, как самих студентов, так и преподавателей, их совместная работа, основанная на педагогике сотрудничества, личностно-ориентированном подходе к организации педагогического процесса.


Список литературы

1. Гиппократ. Этика и общая медицина / пер. В. Руднев. – М.: Азбука, 2019. – 288с.
2. Парацельс. Магический архидокс / ред. Е. Мигунова. – М.: Алгоритм, 2016. – 400с.
3. Головушкина М.В., Воячек О.С., Антропова Н.В. Концепция духовно – нравственного воспитания М.М. Манасеиной // Современные проблемы науки, технологий, инновационной деятельности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2017 г.: в 4 ч. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. – Часть II. – С. 69 – 73.
4. Мадалиева С.Х., Асимов М.А., Ерназарова С.Т. Формирование и развитие коммуникативной компетентности врача // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 2. – С. 66-73
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1485 (дата обращения: 28.07.2020).
5. Чусовлянова С.В. Коммуникативная культура студентов медицинского вуза в контексте их жизненных и профессиональных ценностей в российском обществе начала XXI века: Автореф. дис….канд. социол. наук. Новосибирск, 2009. С.23.
6. Осипова Н.Г., Семина Т.В. Личность врача в современном социуме: идеальный тип и профессиональные деформации // Вест. Мос-го Ун-та. Сер.18. Социология и политология. 2017. № 3. С. 4-29.
7. Акаева Э.В. Коммуникативные стратегии профессионального медицинского дискурса: Автореф. дис….канд. филол. наук. Омск, 2007. С. 22.
8. Константинова Т.В. Особенности коммуникативных установок во взаимодействии врача с больными: Автореф. дис….канд. психол. наук. Самара, 2006. С.21.
9. Герасимова Т.В. Проблемы формирования духовно-нравственных качеств у будущих врачей //Фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям биоэкологии и биотехнологии: сборник материалов III Всерос. науч.-практ. конф. (Ульяновск, 20 мая 2020 г.) / гл. ред. Е.И. Антонова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. С. 94 – 98.
10. Герасимова Т.В. О проблемах гуманитарной подготовки будущих врачей // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XXVI Международной научно – практической конференции 26-27 апреля 2016г. / Науч.- инф. Издат. Центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Институт стратегических исследований»: Изд-во «Перо», 2016. – С.16 – 19.
11. Герасимова Т.В., Скабелкина Т.Н. О некоторых психолого – педагогических аспектах обучения студентов в медицинском вузе // Педагогика, психология и образование: вызовы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 мая 2019 г, г. Самара). - Уфа: Аэтерна, 2019. – С. 18-20.
12. Фома Аквинский. Сумма теологии / Фома Аквинский // Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. – М.: АСТ, 2019. С. 165 – 223.
13. Кант И. Критика чистого разума / Мир философии: книга для чтения: в 2ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Эксмо, 2019. – С.508 – 513.
14. Гегель Г. Наука логики / Мир философии: книга для чтения: в 2ч. Ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: АСТ, 2019. – С. 395 – 397.
15. Архангельский В.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы [Текст] / С. И. Архангельский. - Москва: Высш. школа, 1980. - 368 с.
16. Беспалько В.П. Киберпедагогика. Педагогические основы управляемого компьютером обучения (E-Learning) / В. П. Беспалько. – М.: T8RUGRAM / Народное образование, 2018 – 240 c.
17. Рыжаков М.В., Шишов С.Е. Уроки и опыт разработки государственных образовательных стандартов в Российской Федерации // Педагогика, 2019. № 2. – С. 3-13.
18. Антология педагогической мысли в России 2-ой половины XIX- начала XX вв. М., 1990. – 340с.
19. Дружилов С.А. Медицина и психология труда: общность предметных областей исследований // Медицина труда и промышленная экология , 2018. № 6. – С. 28 – 32.
20. Олесова А.П, Каженкина У.В. Профессионально – значимые качества учителя – словестника // Азимут научных исследований: психология и педагогика, 2017. Т. 6. № 1 (18). – С. 143 – 146.
21. Рогов Е.И. Психология становления профессионализма (в социономических профессиях) / Е.И. Рогов – Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2016. – 460с.
22. Аксенова М.А. Проектирование образовательной системы центров компетенций в высшей школе // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы Х Международной научнопрактической конференции: в 2 ч. Москва, РУДН. 20-21 апреля 2017 г. / науч. ред. В.И. Казаренков. – Москва: РУДН, 2017. - С. 261-265.
23. Яковлева М.Б., Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Разработка «концепции формирования образовательной траектории - образование через всю жизнь» // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 1-2 (14). С. 20-22.
24. Силуянова, И. В. Биомедицинская этика: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Силуянова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 312 с.
25. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности. М.: Академический Проект, 2003 г. — 304 с.
26. Педагогика в медицине : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В.Кудрявая, Е.М.Уколова, Н.Б.Смирнова, Е.А.Волошина, К.В.Зорин ; под ред. Н.В.Кудрявой. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 320 с.
27. Косарев И.И., Сахно А.В. Нравственная ответственность врача в современном мире. Изд-во «Знание», 1987. – 62с.
28. Орлов А.Н. Основы клинической биоэтики. Монография. - Красноярск, 2000. - 356 с.
29. Новая философская энциклопедия. В IV т. Т. III. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.:Мысль, 2010 – 692с.
30. Дарманян, А. С. Понятие коммуникативных способностей в психологии / А. С. Дарманян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62013/ (дата обращения: 29.09.2020).
31. Резаев А, Трегубова Н. Социология общения в поле социальных наук // Социологическое обозрение. 2017. Т.16. № 2. – С.133 – 156.
32. Стариченко Б.Е. Информационные технологии в образовании // Образование и наука. 2013. № 4 (103). – С. 91 – 11.
33. Платонова Р.И., Воронов В.В. Технология обучения: от уточнения понятий к практике // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2015. № 1(85). – С. 53-60.

Расскажите о нас своим друзьям: