Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №09 (50) Сентябрь 2020

УДК 37

Дата публикации 29.09.2020

Организация внеклассной работы как условие формирования нравственных качеств у младших школьников

Черномазова Елена Александровна
студент 2 курс, кафедра педагогики методики начального образования, магистерская программа «Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Институт непрерывного педагогического образования, РФ, р. Хакасия, г. Абакан, chernomazovaea@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования нравственных качеств у младших школьников, воспитание их в духе мира, доброжелательности, ненасилия, уважения и толерантности. В статье отражено значение внеклассной работы в формировании нравственных качеств у младших школьников и охарактеризована проведенная опытно-экспериментальная работа. На констатирующем этапе эксперимента выявлен исходный уровень представлений обучающихся 4-х классов о нравственных нормах. Нами был определены уровень сформированности нравственных представлений обучающихся и особенности ценностного отношения обучающихся к жизни, людям, к самим себе. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы показал, что эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании мотивационных, содержательных и операционных педагогических условий. Было доказано, что только систематический курс содержательных нравственно внеклассных занятий создает условия для формирования у детей младшего школьного возраста нравственных понятий, качеств, убеждений, нравственного сознания, учит строить отношения с окружающими, развивает культуру поведения, формирует нравственное поведение. Таким образом, опытно-экспериментальным путём выявлено значение внеклассной работы в формировании нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Исследовательская работа позволила углубить и систематизировать знания по формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: учитель, младшие школьники, нравственное воспитание, нравственные качества, внеклассная работа

Extracurricular activities as a means formation of moral qualities have younger students

Chernomazova Elena Aleksandrovna
2 course, Department of pedagogy of primary education methods, master's program «Pedagogical innovations in preschool and primary education» Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Khakass State University named after N.F. Katanova Institute of continuing pedagogical education, RF, r. Khakassia,

Abstract: The article is devoted to the problem of forming moral qualities in younger schoolchildren, educating them in the spirit of peace, benevolence, non-violence, respect and tolerance. The article reflects the importance of extracurricular activities in the formation of moral qualities in younger students and describes the experimental work carried out. At the ascertaining stage of the experiment, the initial level of representations of students in grades 4 about moral norms was revealed. We determined the level of formation of students 'moral ideas and the features of students' value attitude to life, people, and themselves. The formative stage of experimental work has shown that the effectiveness of moral education of schoolchildren is possible when creating motivational, meaningful and operational pedagogical conditions. It has been proved that only a systematic course of meaningful moral extracurricular activities creates conditions for the formation of moral concepts, qualities, beliefs, and moral consciousness in primary school children, teaches them to build relationships with others, develops a culture of behavior, and forms moral behavior. Thus, the value of extracurricular activities in the formation of moral qualities in children of primary school age was revealed experimentally. The research work allowed us to deepen and systematize knowledge on the formation of moral qualities in children of primary school age.
Keywords: teacher, primary school students, moral education, moral qualities, extra cur.

Правильная ссылка на статью
Черномазова Е.А. Организация внеклассной работы как условие формирования нравственных качеств у младших школьников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 09 (50). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/organizatsiya-vneklassnoj-raboty-kak-uslovie-formirovaniya-nravstvennykh-kachestv-u-mladshikh-shkolnikov.html (Дата обращения: 29.09.2020)

Воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент социально заказа для образования. Проблема нравственного воспитания становится все более актуальной, особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. Подрастающее поколение как «губка» впитывает весь негатив, который в той или иной мере «проскальзывает» в средствах массовой информации. Особенно уязвим в этом отношении младший школьник, так как именно в этом возрасте закладываются моральные ценности. Формирование у младших школьников нравственных качеств во многом определяет формирование их нравственного поведения. Искажённое представление о доброте, дружбе, честности являются причиной их конфликтов со сверстниками. Для некоторых их них шалость и озорство ассоциируется с геройскими поступками, грубость и хамство, отождествляются с самостоятельностью. Данное искаженное представление о морали порождает неверные установки и создаёт фундамент для нарушения установленных этических правил.

Вначале было теоретическое исследование проблемы, в ходе которого изучены аспекты, касающиеся предмета исследования. Вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения рассмотрены в трудах А.С Макаренко, И.П. Подласого, А.А. Калюжного, В.А. Караковского и других учёных. Аспектам организации внеклассной работы в начальной школе уделяют внимание И.П. Иванов, М.И. Шилова, Н.Е Щуркова, В.В. Косова и другие ученые.

По словам И. П. Подласого, «воспитание готовит подрастающее поколение к жизни в обществе, прививает навыки поведения в определенных условиях, приспосабливает к изменяющемуся миру» [5с.117].

Воспитание, по разным основаниям, классифицируется на виды, среди которых ведущая роль, на наш взгляд принадлежит духовно-нравственному воспитанию, так как «назначение воспитания состоит в превращении существа homo sapiens в человека культурного, нравственного - homo etos, считал И. П. Подласый [5, с.117].

Большая доля участия в привитии моральных качеств и норм в поведении, ложится на плечи учителя начальных классов, кто как не он имеет возможность влиять на воспитание ребенка. Каждый учитель должен помнить, что воспитывая человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные постулаты были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом его собственных стремлений и личного счастья.

Таким образом, проблема формирования таких нравственных качеств у младших школьников, как трудолюбие, уважение к старшим, гуманизм, чувство коллективизма, честность, преданность, долг, совесть, правдивость, терпимое отношение к людям, является одной из главных проблем современного общества в вопросах образования.

 Опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников средствами внеклассной работы мы начали с раскрытия уровня сформированности нравственных представлений у обучающихся. Для этого мы провели комплексное исследование, избрав в качестве опытно-экспериментальной базы МБОУ «Лицей «Эврика» г. Саяногорска р.п. Черёмушки Республики Хакасия. В качестве экспериментального были определен 4 «А» класс, в качестве контрольного - 4 «Б». Экспериментальная выборка составила по 20 человек в каждом классе. Этапы опытно-экспериментального исследования:

– констатирующий эксперимент;

– формирующий эксперимент

Задача констатирующего этапа эксперимента:

– выявить уровень сформированности представлений о нравственности у обучающихся экспериментального и контрольного классов на начало эксперимента;

Для решения поставленных задач нами были использованы диагностические методики: методика Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» и методика С.М. Петровой «Пословицы». Обе методики направлены на выявление уровня сформированности представлений обучающихся о нравственности. Методика С.М. Петровой «Пословицы» позволяет также выяснить особенности ценностного отношения обучающихся к жизни, к людям, к самим себе.

 Методика Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» основана на принципе свободного выбора и нацелена на выявления уровня сформированности представлений обучающихся 3-их и 4-ых классов о нравственных нормах. Обучающимся экспериментального и контрольного классов были предложены чистые листки, в которых они должны были ответить на 20 вопросов, выбрав один из трёх предложенных вариантов ответа (а, б или в).

Анализ результатов проведённой методики Н.Е. Щурковой показал, что в экспериментальном классе 25 % (5чел.) и трое учащихся (15%) контрольного класса имеют высокий уровень сформированности представлений о нравственности - (60-70 баллов). У Данных обучающихся адекватные эмоциональные реакции, отношением к нравственным нормам устойчивое. У 60 % обучающихся (12 чел.) экспериментального класса и у десяти детей (50%) контрольного класса выявлен средний уровень сформированности представлений о нравственности. Данная группа обучающихся имеет ещё не совсем устойчивое отношение к нравственным нормам, но эмоциональные реакции у них в целом адекватные. А у остальных детей: у троих человек экспериментального класса (15%) и у семи человек (35%) контрольного класса уровни сформированности представлений о нравственности имеют показатели ниже среднего уровня, то есть от 20 до 30 баллов. У данных обучающихся искажённые нравственные представления преобладают над правильными представлениями о нравственности.

Данные констатирующего среза представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровни сформированности представлений о нравственности у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

 Уровни / Класс

Высокий

Средний

Ниже среднего

Экспериментальный 4«А»

5 чел. (25%)

12 чел. (60%)

3 чел. (15%)

Контрольный

4 «Б»

3 чел. (15%)

10 чел.(50%)

7 чел. (35%)

Данные таблицы 1 представлены в гистограмме на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровни сформированности представлений о нравственности у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Предлагаем результаты некоторых ответов обучающихся. Например, 8 человек из двух классов, отвечая на предложенные вопросы, продемонстрировали высокие показатели сформированности знаний о нравственных нормах. Судя по ответам, они готовы оказать посильную помощь пожилым людям, готовы прийти на помощь человеку, которому неожиданно стало плохо, заступиться за обиженного.

Десять учеников из двух классов, отвечая на вопросы теста, показали недостаточно высокий уровень сформированности представлений о нравственности. Свои интересы они ставят превыше интересов других, с удовольствием не будут посещать учебное заведение, если им вдруг представится такая возможность, готовы присвоить себе находку, им не принадлежащую.

Таким образом, результаты исследования по методике Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» показали невысокий уровень сформированности представлений четвероклассников о нравственности

Следующим нашим шагом стало проведение методики «Пословицы», разработанной С.М. Петровой по определению уровня сформированности представлений у учеников о нравственности, а также по выяснению ценностного отношения обучающихся к жизни, к людям и к самим себе.

Учащимся был предложен бланк с шестьюдесятью пословицами, а также озвучены два варианта работы с этим бланком. На первом этапе работы дети должны были внимательно прочитать пословицы и оценить степень согласия с их содержанием по представленной шкале: 1б.- согласен в незначительной степени; 2 б. - частично согласен; 3 б. - в целом согласен; 4 б. - почти полностью согласен; 5 б. - полностью согласен.

Вначале каждому ученику необходимо было внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г»), затем выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

После проведенной работы была подсчитана сумма баллов (по 1 варианту) или количество выборов (по 2 варианту) отдельно по ответам «а»; «в» и отдельно по ответам «б», «г».

Результаты степени согласия учащихся четвёртых классов экспериментального и контрольного классов с содержанием предложенных пословиц представлены в таблице 2.

Таблица 2. Понимание пословиц учениками экспериментального и контрольного классов (степень согласия с содержанием пословиц)

Степень согласия / Класс

В незначительной степени

Частично

В целом

Почти полностью

Полностью

Экспериментальный

 4 «А»

5ч. (25%)

5 ч. (25%)

4 (20%)

3 ч.(15%)

3ч. (15%)

Контрольный

4 «Б»

6 чел. (30%)

7 ч. (35%)

3 ч. (15%)

2 ч.(10%)

2 ч.(10%)

Данные таблицы 2 мы представили в рисунке 2.

Рисунок 2. Понимание пословиц учениками экспериментального и контрольного классов (степень согласия с содержанием пословиц)

Данные таблицы и рисунка свидетельствуют о незначительном, неполном понимании смысла предложенных пословиц обучающимися из двух классов, так как уровень сформированности представлений обучающихся о нравственных понятиях и моральном поведении находится на данном этапе эксперимента на среднем или достаточно низком уровне. Кроме того, большую часть пословиц обучающиеся оценивали необъективно, так не понимали содержания предложенных пословиц.

Результаты второго этапа работы обучающихся с пословицами по определению уровня сформированности их представлений о нравственности и выяснению особенностей их ценностного отношения к жизни, к самим себе и к людям представлены в таблице 3.

Таблица 3. Показатели уровня сформированности представлений обучающихся о нравственности и выяснению особенностей их ценностного отношения к жизни, людям, самим себе

Отношения / Нравственные качества

Нравственное

Безнравственное

Духовное отношение к жизни

Экспериментальный класс

8 чел. (40%)

12 чел. (60%)

Контрольный класс

7 чел. (35%)

13чел. (65%)

Материально благополучная жизнь

Экспериментальный класс

9 чел. (45%)

11 чел. (55%)

Контрольный класс

7 чел. (35%)

13чел. (65%)

Хорошее отношение к жизни

Экспериментальный класс

10 чел. (50%)

10 чел. (50%)

Контрольный класс

9 чел. (45%)

11 чел. (55%)

Индивидуалистическое отношение к людям

Экспериментальный класс

9 чел. (45%)

11 чел. (55%)

Контрольный класс

8 чел. (40%)

12 чел. (60%)

Эгоцентрическое отношение к людям

Экспериментальный класс

8 чел. (40%)

12 чел. (60%)

Контрольный класс

7 чел. (35%)

13чел. (65%)

Значимость дружбы

Экспериментальный класс

18 чел. (90%)

2 чел. (10 %)

Контрольный класс

19 чел. (95%)

1 чел. (5%)

Значимость учения

Экспериментальный класс

18 чел. (90%)

2 чел. (10%)

Контрольный класс

17 чел. (85%)

3 чел. (15%)

Значимость труда

Экспериментальный класс

7 чел. (35%)

13чел. (65%)

Контрольный класс

9 чел. (45%)

11 чел. (55%)

Суммировав баллы по каждому из восьми нравственных суждений, мы увидели, что для обучающихся обоих классов важно в большей степени материальное благополучие в жизни. Они отдают предпочтения таким суждениям, которые свидетельствуют о не значимости для них труда. Анализируя отношения учащихся к нравственным понятиям, мы пришли к выводу, что у обучающихся в большей степени присутствует бездуховное отношение к жизни. Однако для учеников, стоящих на пороге окончания первой ступени обучения важна учёба, так как подготовке к выпускным проверочным работам уделяется большое внимание с начала учебного года, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Да и сами учащиеся на данном этапе обучения в большей степени заинтересованы в получении хороших результатов итоговых контрольных работ по основным предметам.

Но и такое качество, как дружба для учащихся обоих классов (как для мальчиков, так и для девочек) тоже значима. И это неудивительно, так как ведущий вид деятельности на данном возрастном этапе - это общение со сверстниками.

Показатель уровня сформированности представлений обучающихся о нравственности определялся следующим соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц в позициях «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем уровень сформированности их представлений о нравственности ниже.

Приведем примеры ответов. Так, четверо обучающихся (по 2 человека каждого класса) выбрали только ответы «а»: «счастлив тот, у кого совесть спокойна» и «в»: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом», что свидетельствует об их высоком уровне нравственного отношения. Двое учеников (по одному из каждого класса) показали низкий уровень сформированности их представлений о нравственности, выбрав ответы «г»: «Когда деньги вижу, души своей не слышу», «Деньгам все повинуются».

Проанализировав проведенные методики на констатирующем этапе эксперимента, мы смогли определить уровни сформированности представлений четвероклассников о нравственности, которые представлены в нижеследующей таблице.

Таблица 4. Показатели уровня сформированности нравственных представлений обучающихся на констатирующем этапе эксперимента

 Уровни / Класс

Высокий

Средний

Ниже среднего

Экспериментальный 4 «А»

6 чел. (30%)

7 чел. (35%)

7 чел. (35%)

Контрольный

4 «Б»

5 чел. (25%)

7 чел.(35%)

8чел. (40%)

Данные таблицы представлены в гистограмме на рисунке 4.

Рисунок 4. Показатели уровня сформированности нравственных представлений обучающихся на констатирующем этапе эксперимента

Мы пришли к выводу, что уровень сформированности представлений обучающихся о нравственности находится на невысоком уровне, но нравственные ориентиры у некоторых детей всё же существуют. Отношения к нравственным нормам у четвероклассников ещё неустойчивое в силу их возрастных особенностей. Поэтому наша дальнейшая работа была направлена на формирование нравственных представлений и на повышение уровня нравственной воспитанности обучающихся 4 «А» и 4 «Б» классов.

 Принимая во внимание полученные эмпирические показатели на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, мы продолжили работу по дальнейшему формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на формирующем этапе эксперимента.

На основе анализа психолого-педагогических и методических литературных источников, а также материалов констатирующего этапа эксперимента мы разработали и реализовали план организации формирующего этапа эксперимента.

Мы предполагали, что формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если учитель:

- опирается на данные диагностики уровней нравственной воспитанности обучающихся, на данные уровней представлений младших школьников о нравственных нормах;

- учитывает индивидуальные и возрастные особенности младших школьников;

-организует внеклассную работу, содержание которой направленно на повышение уровня нравственной воспитанности младших школьников.

Мы реализовали несколько различных форм внеклассной работы: классные часы, викторины, беседы, экскурсии, по завершении которых сделали вывод, что основой деятельности педагога по нравственному воспитанию учащихся, на наш взгляд, является цикл этических бесед на нравственную тему.

Этические беседы помогают выработке у школьников определённых понятий и представлений о нравственности, способствуют воспитанию интереса к нравственным проблемам, помогают самостоятельно оценивать тот или иной поступок. Цель любого классного часа на этическую тему - помочь обучающимся разобраться в сложных вопросах морали, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, помочь в формировании у них твердой нравственной позиции, привить воспитанникам способность вырабатывать определённые нравственные взгляды. В процессе любого мероприятия на этическую тему, будь то беседа или классный час, диспут или викторина важно помнить, что ребята должны активно участвовать в обсуждении поставленных нравственных проблем, важно, чтобы обучающиеся сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать своё личное мнение.

Представленные ниже мероприятия были проведены на формирующем этапе эксперимента в экспериментальном классе в период с декабря 2019 г. по апрель 2020 г. включительно.

Цикл составленных нами бесед, направлен на формирование нравственных качеств младших школьников (чувства собственного достоинства, честность и справедливость, критичность и самокритичность, ответственность и дисциплинированность в любых поступках и делах, вежливое отношение к окружающим людям).

 

Работа была организована на основании плана, представленного в таблице 5.

Таблица 5. План внеклассной работы, направленной на формирование нравственных качеств у младших школьников на формирующем этапе эксперимента

Форма проведения

Название мероприятий

1

Этическая беседа

Нравственные ценности

2

Диспут

Принципы

3

Этическая беседа

Альтруизм, эгоизм

4

Этическая беседа

Милосердие

5

 Классный час

Улыбка. В чем ее секрет?

6

Внеклассное мероприятие

Путешествие в страну доброты

7

Классный час

Мои поступки

8

Классный час

Пословицы – мудрость человеческая

С целью формирования личностных нравственных качеств, воспитания стремления совершать только добрые дела нами была проведены этические беседы и классные часы.

Этическая беседа «Нравственные ценности»

Цель: ознакомление с понятием «нравственность», воспитание в учащихся стремления развивать в себе нравственные качества и поступки.

Содержание занятия:

- Ребята, знаете ли вы, что такое нравственность? Мораль и нравственность это синонимы. Мораль это система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу. Она включает в себя общечеловеческие нормы: трудолюбие и любовь к Родине, честность и честь доброту, милосердие и преданность, достоинство и уважение к старшим и др.

- Существует ли моральный кодекс?

- Как называется наука о нравственности? Это этика.

- Какое нравственное понятие для вас является основным в вашей жизни? Почему?

- Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, заключается? В озлоблении людей, в эгоизме, в разобщении, в росте преступности, в безразличии и равнодушии к окружающим, а также в исчезновении элементарной культуры поведения.

- Как выдумаете, страдают ли люди от безнравственности окружающих их людей? Конечно!

- Ребята, а можно ли страдать от собственной безнравственности? Безусловно!

- Скажите, как отличить нравственный поступок от безнравственного?

- А можно ли возродить нравственность? Как это сделать?

- Я предлагаю работу в группах (творческое задание).

- Работая в группах, ответьте на вопрос «Можно ли возродить нравственность? Как это сделать?». ( По окончании работы, заслушиваются выступления обучающихся).

Этическая беседа на тему «Милосердие»

 Цель: выяснить, что же такое милосердие и в чём оно проявляется. Почему так важно проявлять милосердие.

- Что же такое милосердие? В чем оно проявляется? Милосердие это готовность помочь кому-либо из сострадания, человеколюбия, простить кого-либо. По словам А. Шопенгауэра ,« сострадание - основа всей морали».

Работа в группах (творческое задание)

- Работая в группах, представьте, что вы встретили человека, который не знает, что такое милосердие. Как бы вы объяснили ему это?

- Кроме счастья в жизни человеческой есть горе, беда, страдание, отчаяние, боль души. Соучастие в облегчении несчастья, страдания другого человека называется страданием или милосердием. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». «Милосердие - это бесконечное прощение». (Священное писание).

- А теперь рассмотрим такую ситуацию.

- Вы гуляете с огромной собакой и вдруг замечаете, что кто-то из подростков мучает бездомную дворняжку. Как вы поступите: спустите собаку на хулиганов, отберете животное, не обратите внимания на садистов, сделаете замечание и, повернувшись, уйдете. Как вы поступите? Обоснуйте свое мнение.

- А теперь подумайте, какие качества мешают человеку быть сострадательным по отношению к другому человеку, любому живому существу? Нужно ли учиться милосердию? Учить ему других? И как это сделать?

- Милосердие - милость к побежденным и пострадавшим, свойственно всему живому сообществу. Изъять милосердие это значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

При проведении этической беседы на тему «Милосердие» мы помогли ученикам разобраться в таких понятиях, как «доброта», «толерантность», «сострадание», «скромность».

В процессе беседы нами было выявлено, что некоторые ученики неверно истолковывают понятие «вежливость», а один из учащихся не совсем правильно понимал, что такое скромность. Четверо учеников посчитали вежливым того, кто говорит вежливые слова, а две ученицы решили, что скромным называют того, кто постоянно молчит, т.е. стесняется. Стесняться - т.е. находится за стеной (в стороне), значит, быть не причастным к кому-то. После разъяснения и индивидуальной беседы эти дети поняли, что вежливость - это не просто слова, а проявление уважительного отношения к людям, а скромность - умение не говорить о своих достоинствах, так как их добрые дела и так заметят окружающие люди.

Для себя в конце беседы мы сделали вывод, что неправильно истолковали смысл термина «добро». Дети считали, если человек не причиняет другим зла, то его можно назвать добрым. После разъяснения педагогом значения данного понятия, подкреплённого примерами, дети стали рассуждать по-другому. Дети говорили, что добро - это оказание помощи тем, кто нуждается в ней, а не только не причинение вреда другим людям.

На завершающем этапе эксперимента было проведено внеклассное мероприятие на тему: «Путешествие в страну доброты».

Итак, проведенные с учащимися беседы и классные часы на этическую тему, дали им возможность усвоить и закрепить значение и смысл таких нравственных понятий как: «вежливость», «справедливость», «взаимопомощь», «доброта», «уважение», «скромность», «честность» и «порядочность».

Таким образом, основная цель проводимых нами нравственно-этических бесед на формирующем этапе эксперимента, заключалась в следующем:

- выявить понимание детьми нравственных понятий и помочь им разобраться в данных понятиях;

- мотивировать обучающихся к поиску верного ответа;

- помочь эмоционально раскрыться; побудить к общению, а не просто дать им готовые знания;

- почувствовать нравственную ответственность каждого за свой выбор;

- помочь детям избавиться от чувства страха, раскрепоститься.

В результате опытно-экспериментальной работы на констатирующем и формирующем её этапах по формированию нравственных качеств у младшего школьника, мы пришли к выводу, что успешному решению данной задачи способствуют: конкретизация представлений младших школьников о нравственных качествах, о моральных поступках людей; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; создание условий, при которых ученики могли проявлять свои нравственные качества в процессе учебно-воспитательной деятельности; владение учителем в полной мере методиками и методами, приёмами и формами, направленными на приобретение обучающимися нравственного опыта; организация внеклассной работы по формированию нравственных качеств у младших школьников.

Таким образом, формирование нравственных качеств у младших школьников средствами внеклассной работы наиболее эффективно тогда, когда каждый ученик занимает место, наиболее адекватное его возможностям, становясь при этом личностью. Это помогает сформировать у него адекватную самооценку, развиться чувству собственного достоинства.

«Именно в детстве, в этот жизненный период, либо гармонизируются отношения с миром, либо, наоборот, происходит их разрушение. Детство выступает тем пространством свободы ребёнка, в котором душа ребёнка становится или эмоционально открытой миру, или отчуждается, озлобляется по отношению к другим - взрослым и сверстникам» [1, с.9].

 Потому, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, учителю необходимо своевременно начать работу по формированию у них моральных качеств, а также самостоятельности и инициативности именно через организацию внеклассной работы этической направленности. «От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, как будет строить он свои отношения с окружающим миром, чего достигнет он сам в дальнейшем» [2, с.3]. «Надо научить детей стоять за себя, занимать своё место в жизни, иметь свою позицию. Быть таким – чтобы в его жизни всё получилось. Самое важное, что мы должны сделать для наших детей – научить их быть сильными и уверенными в себе» [6, с. 23].

В данной статье кратко охарактеризована опытно-экспериментальная работа, проведённая на констатирующем и формирующем этапах (в настоящее время работа продолжена на контрольном этапе). В нашем материале мы хотели показать, что введение в начальное звено общеобразовательной организации регулярных внеклассных занятий на нравственную тематику делает начальное образование более гуманным. Но чтобы добиться успеха в воспитании младших школьников, учителю необходимо своевременно начинать деятельность по формированию нравственных качеств и работать в данном направлении целенаправленно и систематически. Воспитатель должен помнить слова Л.Н. Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния» [8, с.76].


Список литературы

1. Анохина Е.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Е.Ю. Анохина. – Москва: Флинта, 2015. – 210 с.
2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях образовательного учреждения / С.Ю. Дивногорцева. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2019. – 52 с.
3. Косова В.В. Основные условия и признаки создания новых педагогических форм внеурочной практики школы / В.В. Косова. – Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2017. – № 2. – С. 18 – 22. (№199 перечня рецензируемых научных изданий)
4. Петрова С.М. Методика «Пословицы» [Электронный ресурс] https://psylist.net/praktikum/00177.htm (Дата обращения: 26.04.2020).
5. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996. – 198 с.
6. Светлова М.Л. Воспитание по-новому / М.Л.Светлова – М.: ИГ Весь, 2014. – 336 с.
7. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. общество России, 2000. – 182 с.
8. Толстой Л.Н.Воспитание в свободе. Избранные педагогические статьи / Л.Н.Толстой / – М.: Карапуз, 2015. – 200 с.

Расскажите о нас своим друзьям: