Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №09 (50) Сентябрь 2020

УДК 378.14

Дата публикации 30.09.2020

Тьюторское сопровождение студентов в условиях дистанционного обучения в университете

Винокуров Игорь Олегович
старший преподаватель кафедры инженерной гидрологии, Российский государственный гидрометеорологический университет, РФ, г. Санкт-Петербург, vinig@rshu.ru
Дрегваль Мария Станиславовна
старший преподаватель кафедры инженерной гидрологии, Российский государственный гидрометеорологический университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Решин Николай Алексеевич
ассистент кафедры инженерной гидрологии, Российский государственный гидрометеорологический университет, РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация: В статье описан опыт тьюторского сопровождения студентов гидрологического отделения РГГМУ во время дистанционного обучения в условиях пандемии. Показаны ключевые действия тьюторов на основе их деятельности в этот период. Опыт организации работы тьюторов в столь сжатые сроки признан положительным.
Ключевые слова: дистанционное обучение, тьютор, студент, адаптация, пандемия

Tutoring Support of University Students during Distance Learning

Vinokurov Igor Olegovich
senior lecturer, department of engeneering hydrology, Russian State Hydrometeorological University, St.Petersburg, Russia
Dregval Maria Stanislavovna
senior lecturer, department of engeneering hydrology, Russian State Hydrometeorological University, St.Petersburg, Russia
Reshin Nikolay Alekseevich
assistant, department of engeneering hydrology, Russian State Hydrometeorological University, St.Petersburg, Russia

Abstract: The article describes the process of tutoring students of hydrological department at Russian State Hydrometeorological University during distance learning ceased by the COVID pandemic. It shows tutors' key actions throughout this period. Organizing tutoring under such stringent deadlines has received positive feedback.
Keywords: distance learning, tutor, student, adaptation, pandemic

Правильная ссылка на статью
Винокуров И.О, Дрегваль М.С, Решин Н.А. Тьюторское сопровождение студентов в условиях дистанционного обучения в университете // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 09 (50). Режим доступа https://scipress.ru/pedagogy/articles/tyutorskoe-soprovozhdenie-studentov-v-usloviyakh-distantsionnogo-obucheniya-v-universitete.html (Дата обращения: 30.09.2020)

Термин "дистанционное обучение" используется в отечественной научной литературе уже более двух десятков лет, но за это время исследователи не пришли к единому мнению и описывают данный вид обучения и как форму, и как технологию его проведения [1]. Дистанционное обучение как современная форма образования, посредством современных компьютерных технологий, должно обеспечивать процесс передачи, получения, обмена и усвоения учебной информации на расстоянии, а также осуществлять администрирование и контроль учебного процесса. При этом замечено, что продуктивность дистанционного образования во многом зависит от качественного установления взаимодействия студентов и преподавателей, а не только от факта использования современных цифровых технологий [2, 3].

В Российском государственном гидрометеорологическом университете дистанционное обучение применялось при подготовке на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки [4]. В марте 2020 года вузы России вынуждены были перевести процесс обучения в дистанционную форму в связи с пандемией COVID-19. В условиях резкого перехода от традиционного очного образования к дистанционному в условиях пандемии для успешной реализации дистанционного обучения было введено тьюторское сопровождение учебного процесса и проведено развитие информационно-образовательной интернет-среды.

Тьютор – педагог, сопровождающий индивидуальный или групповой образовательный маршрут обучающегося [5 - 8]. Основная цель тьюторского сопровождения заключается в целенаправленном создании оперативного процесса передачи информации между преподавателем или администрацией и студентом, а также отслеживании выполнения поставленных задач. Эффективная работа тьютора предполагает знания и умения как в области информационных и сетевых технологий, так и в области педагогики и психологии.

На гидрологическом отделении РГГМУ за каждой учебной группой были закреплены тьюторы из числа преподавателей. Выделим ключевые действия тьюторов на основе их деятельности в этот период.

В течение нескольких дней произошло быстрое установление контакта со всеми участниками процесса дистанционного обучения посредством сетевых сервисов (в основном использовались социальные сети). Тьюторы проинформировали студентов о режиме дистанционного обучения и ознакомили  с регламентом дальнейшей работы. Была сформирована база контактов (номер личного телефона, адрес электронной почты, контакты в мессенджерах и социальных сетях) студентов закрепленной группы, и преподавателей, осуществляющих учебный процесс в соответствии с текущим расписанием занятий.

В дальнейшем тьюторы адаптировались к индивидуальным потребностям обучаемых, мотивировали студентов к активной деятельности в системе дистанционного обучения, поддерживали постоянный контакт и наладили совместную деятельность в сети со всеми участниками процесса дистанционного обучения. По утвержденному графику тьюторы получали от преподавателей задания для самостоятельной работы учебной группы над учебным материалом и передавали в электронном виде старосте группы для дальнейшего распространения заданий среди студентов группы любым удобным для них способом. В это время тьюторы контролировали полноту и своевременность как передаваемой преподавателями информации, так и  распространения старостой заданий среди студентов.

Ежедневно или по мере проведения занятий тьюторы запрашивали информацию о текущей успеваемости студентов у преподавателей и еженедельно готовили сводные отчеты для предоставления директору института о работе студентов закрепленной за ним группы в данный период, а начальнику учебно-методического управления – отчет о работе преподавателей со студентами закрепленной за ним группы.

Отметим, что оценка эффективности деятельности тьютора происходила, среди прочего, и через оценку успеваемости и отчетности студента, что не всегда является правильным.

Важным моментом является также условие знакомства тьюторов со студентами, а также другими преподавателями до начала работы. Это позволяет быстрее и качественнее адаптироваться к новым условиям [9]. В условиях необходимости быстрого перехода на дистанционное обучение это условие не было соблюдено во всех учебных группах.

Параллельно происходило развитие образовательного электронного ресурса. В рамках реализации дистанционного обучения основными ресурсами университета, которые использовали тьюторы, преподаватели и студенты, были личные кабинеты студентов и преподавателей, облачное хранилище, сервер дистанционного обучения Moodle и библиотечные системы. Переход на дистанционное обучение неизбежно привел к изменениям в осуществлении преподавательской деятельности. Для удобства проведения лекционных, практических и семинарских занятий использовались платформы Skype, Discord и Zoom.

В заключении отметим, что первый опыт организации работы тьюторов в столь сжатые сроки стоит признать положительным. Тьюторы помогли как преподавателям с адаптацией перевода общения со студентами на дистанционную составляющую, так и студентам в планировании работы, контролем над взаимодействием с преподавателями,  разрешением административных вопросов.


Список литературы

1 Яшина Л.И. Дистанционное обчение в вузе: содержание и технологии // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. №1 (58). С. 15

2. Филатова Н. С. Место дистанционного обучения в образовательной системе вузов // Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Цифра в помощь учителю». Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2020. С. 68-73.
3 Церюльник А.Ю. Функционирование университета в условиях дистанционного формата обучения в период пандемии COVID-19 // Гуманитарный научный вестник. 2020. №5. С. 139-143.
4. Черемных А.В., Скорик Я.В., Сабанчиева Д.Х., Подгайский Э.В. Дистанционное обучение в Российском государственном гидрометеорологическом университете: направления, системы, инструменты // Гидрометеорология и экология: научные достижения и перспективы развития. Труды II Всероссийской конференции. 2018. С. 681-684.
5. Борисова Е.В. Роль преподавателя в цифровой системе образования // Человеческий капитал. 2020. № 3 (135). С. 104-110.
6. Смирницкая А.В., Чалый Д.Ю. Модель тьюторского сопровождения в классическом вузе //Актуальные проблемы совершенствования высшего образования. Тезисы докладов XIV всероссийской научно-методической конференции. 2020. С. 279-281.
7. Чегринцова С.В., Беденко Н.Н., Мамагулашвили Д.И. Структура профессиональной компетенции тьютора в системе WBL высшего образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 1 (49). С. 109-118.
8. Юрьева Л.В., Васильева Н.А. Организация работы студентов на уроках дисциплин профессионального цикла с использованием системы дистанционного обучения // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития. Материалы международной научно-практической конференции. 2020. С. 116-117.
9. Винокурова Е.Ю., Винокуров И.О. Теоретический аспект социальной адаптации первокурсников к новым условиям жизнедеятельности // Инновационные социально-экономические технологии в реализации государственной молодежной политики: возможности и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 54-56.

Расскажите о нас своим друзьям: