Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №08 (49) Август 2020

УДК 37.015.3

Дата публикации 31.08.2020

Учет типа темперамента дошкольника при подготовке к школе

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Дорошенко Олеся Леонидовна
студентка 5 курса, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки

Аннотация: На основе проведения анализа научных источников по вопросам влияния типа темперамента детей дошкольного возраста на качество и уровень подготовки к школьному обучению, раскрыто понятие «темперамент», приведена характеристика детей дошкольного возраста с различными типами темперамента. Основное внимание в работе автор акцентирует на условия учета педагогами дошкольных образовательных учреждений типов темперамента при работе с детьми. Выделяются и описываются способы работы с детьми с различными типами темперамента при подготовке к школе в дошкольных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: Темперамент, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, дети дошкольного возраста, дошкольные образовательные учреждения, подготовка детей к школьному обучению, школьная успеваемость, учебная деятельность.

Taking into account the type of temperament of a preschooler in preparation for school

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki,
Doroshenko Olesya Leonidovna
5 year student, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Abstract: Based on the analysis of scientific sources on the influence of the type of temperament of preschool children on the quality and level of preparation for school education, the concept of «temperament», is disclosed, the characteristics of preschool children with different types of temperament are given. The author focuses on the conditions for the consideration of types of temperament by teachers of preschool educational institutions when working with children. The ways of working with children with different types of temperament in preparation for school in preschool educational institutions are highlighted and described.
Keywords: Temperament, sanguine, choleric, phlegmatic, melancholic, preschool children, preschool educational institutions, preparing children for schooling, school performance, educational activities.

Правильная ссылка на статью
Декман И.Е., Дорошенко О.Л. Учет типа темперамента дошкольника при подготовке к школе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 08 (49). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/uchet-tipa-temperamenta-doshkolnika-pri-podgotovke-k-shkole.html (Дата обращения: 31.08.2020)

Эффективное обучение ребенка в школе зависит от многих факторов. И определяющую роль в этом играет природная особенность человека - темперамент. Это базовая характеристика психологических отличительных черт человека. Темперамент, или тип высшей нервной деятельности - это «совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующих степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности» [6, с. 82].  Многими учеными проведены различного рода исследования и доказано влияние темперамента на качество усвоения детьми новых знаний. Проявления детьми темперамента наблюдается с раннего возраста. Наиболее активно ребенок познает окружающий его мир до возраста восьми лет. А тип темперамента, которым обладают дети, оказывает значительное влияние на успешность познания мира.

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы влияния темперамента на качество подготовки детей к школьному обучению: И.Ю. Агаповова, К.В. Бардина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожеца, В.С. Мухиной, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой. Отдельные сведения по проблеме взаимосвязи внимания и особенностей темперамента у дошкольников можно встретить в трудах И.Е. Осиной [2, с. 24].

Методологической основой исследования составили идеи отечественных исследователей об индивидуально-психологическом различии людей М.В. Бодунова,  Л.Б. Ермолаевой-Томиной, В.Д.Небылицина, И.П.Павлова, И.М. Палей, В.М.Русалова, Б.М.Теплова.

Теоретическую основу исследования составляют труды И.П. Павлова, Б.Г. Ананьева, типология К.Г. Юнга, С.Л. Рубинштейна, теория типов личности Г.Ю. Айзенка, конституциональная теория Э. Кречмера, Л.С. Выготского, А. Адлера, Р.Г. Лотце, гуморальная теория И. Канта и Гиппократа, Б.М. Теплова, регулятивная теория темперамента Я. Стреляу, теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, анатомическая теория темперамента П.Ф. Лесгафта,  теория формально-динамических свойств личности В.М. Русалова.

Взаимосвязь темперамента и школьной успеваемости  рассматривал психолог-академик А.В. Запорожец. Результаты его работы неоднократно обсуждались с Д.Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.

По мнению ученых-психофизиологов В.В. Белоуса и Е. Дзятковской, а также психологов А. Сиротюк и Т. Смирновой подготовка детей к учебной деятельности без учета их психофизиологических особенностей способствует возникновению стресса, тормозит развитие ребенка и влияет на его дальнейшую успеваемость в школе.

Таким образом, проблема индивидуального подхода в обучении и воспитании детей разрабатывается в отечественной науке давно и сейчас актуальность вышеперечисленных исследований также велика.

Для всестороннего развития личности в ходе учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях педагогам необходимо знать не только возрастные особенности детей, но и индивидуально-типологические особенности каждого ребенка. Эти знания помогут сформировать у каждого из детей индивидуальный стиль деятельности, найти к детям индивидуальный подход.

Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных и обучающих воздействий на детей создаются в раннем и младшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте нервная система ребенка пластична, находится в стадии становления, идет развитие основных свойств нервных процессов при взаимодействии с внешней средой (вне семьи ребенка) [3, с. 134].

Педагог дошкольного образовательного учреждения должен понимать, что в ходе определенного воспитания, педагогического воздействия у детей с различными типами темперамента можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого.

Знание особенностей проявления различных типов темперамента позволяет педагогам  понимать определенные закономерности в поведении детей и применять соответствующие им способы воздействия на детей, организовывать образовательную и воспитательную деятельность в соответствие с этими особенностями.

В результате соответствующего воспитания, педагогического воздействия у детей с разным темпераментом можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивающие развитие каждого дошкольника. К примеру, на ребенка с сильной нервной системой, упреки взрослого действуют как стимул, со слабой же нервной системой после замечаний педагога дети могут растеряться, утратить  веру в свои силы, быть подавленными. Из этого следует, что дети с различным типом темперамента нуждаются в индивидуальном  педагогическом воздействии [4, с. 35].

Дошкольники-сангвиники живые, общительные, энергичные дети, которые могут быстро переключаются с одного вида деятельности на другую и  поддерживать свое внимание на всем протяжении режима дня в дошкольном образовательном учреждении. В отношении таких детей нужно опираться на характерные для них качества,  способствовать их самоутвердению в среде сверстников и вырабке своего индивидуального стиля деятельности.

Однако, под кажущимися на первый взгляд положительными характеристиаками типа темперамента детей-сангвиников, скрываются и не очень привлекательные особенности. Так, податливость и пластичность нервной системы, которые способствуют быстрой ориентации в новой обстановке, новой деятельности, зачастую оборачиваются отрицательной стороной: дети меняет одну игрушку за другой, имеют много друзей, но ни одного друга, за всё берутся, но редко доводят начатое дело до конца.

Дети-сангвиники остроумны, быстро схватывают новое, легко переключают внимание. Таким детям в большей степени подходит работа, которая требует быстроту реакции. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее закончить и переключиться на новое дело. Плохо выполненную работу детям-сангвиникам необходимо предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.

Важным для ребенка является формирование с малых лет умение внимательно относиться к сверстникам, установление дружеских связей со сверстниками. Педагогам не следует ограничивать подвижность сангвиника, но вместе с тем важно учить его сдерживать свои порывы, считаться с притязаниями других. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка, отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников.

Холерики легко возбудимые дети, они энергечны, активны, подвижны, напористы и эмоциональны. Эти отличительные особенности позволяют детям занять благоприятное положение в детском коллективе.

Сложность обучения и воспитания детей-холериков состоит в неправильном отношении к ним взрослых, которые стараются препятствовать активности детей, сдерживают их подвижность. Важно поддерживать таких детей в их увлечениях, стремиться так организовать жизнь, чтобы активность детей-холериков имела полезное применение. Необходимо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. В связи с тем, что у таких детей от природы процессы возбуждения превалируют над процессами торможения, их не следует корить за это, а выстроить так взаимодействие с ребенком, чтобы помочь ему самому обуздать себя [1, с. 120].

Дети-холерики нуждаются в организации особого щадящего режима дня: важно ограничить все, что может возбуждать его нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном.

Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести и к осложнению его взаимоотношений со сверстниками. Ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужим мнением, желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. От дошкольников-холериков педагогу необходимо постоянно, в мягкой форме, и в то же время проявляя настойчивость, требовать обдуманных, спокойных ответов, ровного отношения к свнрстникам и взрослым. Во время выполнения игровой, учебной деятельности в детском саду у холериков необходимо формировать умение вести работу последовательно и требовать добросовестного отношения к ней. Вместе с тем, необходимо помнить о роди игры в процессе любого вида деятельности и опоре на значимые для ребенка мотивы деятельности.

Дети-флегматики медлительны, равнодушны, бывают излишне спокойны. Частая ошибка в воспитании флегматиков - предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью, окрики, угрозы, подталкивания. Еще одной ошибкой взрослых является стремление оградить ребенка от всего, что требует усилий, быстро прийти к нему на помощь. В этом случае дети не станут активными, разовьется неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро».

В процессе образовательной деятельности дошкольнику-флегматику нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем если такие дети что-то запоминают, то надолго и основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных детей, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности.

Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. В игровой, конструктивной  деятельности, особенно заметны для педагога такие важные качества детей-флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества важно операться при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности. Для преодоления малоподвижности важно включать детей в такие виды деятельности, требующие от них двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др.

В связи с тем, что дошкольники-флегматики трудно привыкают к новым условиям жизни, новым коллективам, важно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или с взрослыми. Такая деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов.

Если ребенок-флегматик начал дело, нельзя оставлять его одного, поскольку период «раскачки» может затянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупреждать его о необходимости закончить работу, но не прерывать его резко. Очень важна для ребенка-флегматика дружба с подвижными детьми, однако, необходимо  следить за тем, чтобы подвижный сверстник не брал всю инициативу в свои руки. Все это поможет превратить ребенка-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого, значимого для сверстников.

Дошкольники-меланхолики робки, неуверенны в себе, тревожны. Это дети со слабой нервной системой, интроверты, которые требуют бережного отношения к ним: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

В образовательном процессе дошкольного учреждения меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения. В обучении ребенка-меланхолика особенно важным является соблюдение щадящего режима и принципа постепенности: следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, так как малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь играть с новой игрушкой.

Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха. Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.).

Педагогам важно развить у детей-меланхоликов стремление к активности, умение преодолевать трудности, общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества, поддерживать положительные эмоции этих детей. Кроме того, педагогу необходимо работать над расширением круга знакомств детей-меланхоликов, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится, круг общения ребенка можно расширять. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают со сверстниками.

Все эти вышеперечисленные характеристики типов темпераментов дошкольников необходимо учитывать педагогам в организации учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении.

Исходя из вышеизложенного, нами выделены условия индивидуального подхода к детям различных типов темперамента  (рис. 1).

Рисунок 1. Условия учета педагогами типов темперамента дошкольников при работе с детьми [5, с. 52]

Таким образом, любая индивидуальность ребенка имеет свои плюсы и минусы. Следовательно, знание типов темперамента дошкольника позволяет правильнее понимать отличительные особенности их поведения, дает возможность педагогам варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий и обучения на детей. Должен быть не поиск негативных сторон индивидуальности ребенка и не борьба с ними, а создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построение на ее основе всего педагогического процесса.

В настоящее время среди родителей будущих первоклассников наблюдается тенденция  - еще за долго до обучения в школе  научить детей писать, читать, решать задачи и примеры по математике. Все это делается ими для того, чтобы, по их мнению, ребенку было легче и успешнее учиться. Однако, как показывает практика, умение детей читать и писать до поступления в школу, еще не гарантирует успешного обучения. Как показывает практика, ребенок хорошо читающий, умеющий считать до десяти и решать элементарные математические задачки, а также обладающий широким кругозором, в школе на уроках не может сосредоточиться, небрежно выполняет задание, а при изучении нового, более сложного материала, вообще не хочет проявить усердие, чтобы его освоить.

Подготавливая ребенка к школе, родители и воспитатели дошкольных учреждений должны учитывать прежде всего его индивидуально-типологические особенности, от которых во многом зависит способ его обучения, эффективность подходов, приемов и методов его воспитания и обучения. Ведь прямое заимствование школьных методов обучения без трансформации к каждому ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей, зачастую не приводят к желаемому результату, а иногда и приносят больше вреда, чем пользы.

Темперамент ребенка и является той основой с которой нужно начать индивидуализировать процесс подготовки ребенка к к школе. Типы темперамента и способы работы с детьми каждого типа при подготовке к школе отражены в таблице 1.

Таблица 1.  Типы темперамента и способы работы с детьми с различными типами темперамента при подготовке к школе

Тип темперамента ребенка-дошкольника

Способы работы с детьми с различными типами темперамента пр  подготовке к школе в ДОУ

Дети-флегматики

Задача взрослых при подготовке к школе – способствовать развитию их уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие выполнение задания в более быстром темпе. Зная особенности таких детей педагоги не должны торопить их, так как это нервирует малыша и может привести к еще большей скованности и потере инициативы. В этом помогут своевременно сформированные умения и навыки самостоятельной работы. Полезно использовать приемы опережающего воздействия, т.е. заблаговременно напоминать ребенку о необходимости подготовиться к заданиям, о приближении сроков завершения работы, о предстоящей деятельности и т. п. Это поможет ему вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело. Педагоги  должны часто хвалить ребенка, стимулируя его к более активным и целенаправленным действиям.

Дети-холерики

Главное в подготовке детей-холериков к школе – дать полезное направление детской энергии. Важно приобщать ребенка к интересным и полезным занятиям, играм, поручениям, в ходе которых найдет выход их природная активность. Можно попросить ребенка проверить, правильно ли выполняется та или иная работа, оценить ее. Нужно помочь ребенку освоить связь между излишней торопливостью и низким результатом труда, поощрять старание и терпение, организовывать спокойную деятельность для укрепления процессов торможения, использовать приемы сдерживания активности. Полезными являются приемы, которые ставят детей в позицию обучающего: «Расскажи и покажи мне....», «Научи меня ....».

Дети-сангвиники

Процесс подготовки детей-сангвиников к школьному обучению, у детей-сангвиников происходит быстро и благополучно. При подготовке таких детей к школе необходимо формировать у них умение доводить начатое дело до конца, не допускать появления привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность. К ребенку-сангвинику можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить выполнить заново и самому оценить полученный результат. Педагогам нужно попытаться углубить у него интерес к какому-нибудь занятию, показывать новые, привлекательные, стороны каждого дела, направлять активность на усвоение более сложных умений и навыков. В таких детях важно поощрять настойчивость, старательность и целеустремленность.

Дети-меланхолики

Главная задача педагогов при подготовке детей-меланхоликов к школе – вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Такие дети дольше других адаптируются к школе, с большими трудностями входят в новые условия. Важна положительная оценка их поведения, создания установок на проявление воли, настойчивости, выражения уверенности в их возможностях хорошо выполнить новое дело. Ребенку целесообразно поручать такие дела, с которыми он безусловно справится, и результат увидят сверстники. Успех его окрыляет и пробуждает уверенность в своих силах при решении более сложных задач. Большое значение для таких детей имеют контакты с родителями, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельным, развивают способность к взаимодействию.

Таким образом, если дети отличаются друг от друга типами темперамента, а поэтому  и  темпами работы, реакциями на раздражители, характером интеллектуальной деятельности, следовательно сам процесс обучения и усвоения учебного материала детьми также будет отличаться. Из этого выходит, что дети определенных типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению, а другие же, напротив. Вот почему важно принимать во внимание особенности темперамента дошкольников еще при подготовке к школьному обучению.


Список литературы

1. Егорова О.С. Особенности темперамента детей дошкольного возраста / О.С. Егорова // Вопросы науки и образования. 2020. № 2. С. 120.
2. Осина И.Е. Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста / И.Е. Осина // Дошкольное воспитание. 1997. №4. С.24.
3. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 209 с.
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. Ярославль: Академия развития, 2015. 210 с. 35.
5. Трубинова Е.А. Влияние типа темперамента на учебную деятельность / Е.А. Трубинова // Науки об образовании. 2017. № 3. С. 52.
6. Чиркова Т. Учет индивидуально - психологических особенностей детей. М.: МПСИ, 2018. - 198 с.

Расскажите о нас своим друзьям: