Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №09 (50) Сентябрь 2020

УДК 796.011.3

Дата публикации 08.09.2020

Совершенствование техники легкоатлетических упражнений средствами мультипликации

Быстрова Елена Алексеевна
преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и физической культуры, ФГАОУ ВО Российский государственный профессионально-педагогический университет, ms.lenochk@list.ru

Аннотация: В статье затронута тема совершенствования легкоатлетических упражнений. Выявлено противоречие между новыми требованиями образовательной среды и применением в школах традиционных методов совершенствования физических упражнений. Определена проблема поиска эффективного средства совершенствования техники физических упражнений. Целью статьи является изучение возможности создания и применения конкретных ситуаций с использованием мультипликации при совершенствовании легкоатлетических упражнений на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте. Автором приведены примеры конкретных ситуаций, разработанных на основе мультипликационных фильмов. В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению мультипликации в процесс совершенствования упражнений. Данная статья будет интересна для ознакомления учителям физической культуры начальной школы тренерам.
Ключевые слова: мультипликационный фильм, конкретные ситуации, совершенствование легкоатлетических упражнений, легкая атлетика, бег

Improvement of athletic exercise technique by means of multiplication

Bystrova Elena Alekseevna
Lecturer at the Department of Life Safety and Physical Education, FGAOU VO Russian State Professional Pedagogical University

Abstract: The article deals with the topic of improving athletics exercises. There is a contradiction between the new requirements of the educational environment and the use of traditional methods of improving physical exercises in schools. The problem of finding an effective means of improving the technique of physical exercises is determined. The purpose of the article is to study the possibility of creating and applying specific situations using animation when improving athletics exercises at physical education lessons in primary school age. The author gives examples of specific situations developed on the basis of animated films. The article presents the results of experimental work on the introduction of animation in the process of improving exercises. This article will be of interest to primary school physical education teachers and coaches.
Keywords: animated film, specific situations, improving track and field exercises, athletics, running

Правильная ссылка на статью
Быстрова Е.А. Совершенствование техники легкоатлетических упражнений средствами мультипликации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 09 (50). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sovershenstvovanie-tekhniki-legkoatleticheskikh-uprazhnenij-sredstvami-multiplikatsii.html (Дата обращения: 08.09.2020)

Еще в глубокой древности человеку необходимо было уметь быстро бегать, ловко преодолевать различные препятствия, метать разного рода снаряды. От умения человека догнать и метко поразить добычу, от способности быть стойким и закаленным в борьбе с таинственными силами природы зависела его охотничья удача, а значит – и жизнь. Жизненно важные движения – ходьба, бег, прыжки, метания – основные элементы легкой атлетики.

Легкая атлетика – один из древнейших видов спорта. Первые сведения о легкоатлетических соревнованиях относятся к 776 году до н.э. [2].

Легкая атлетика является частью физической культуры, котораяпредставляетсобой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей. Она представлена во всех структурных элементах системы физической культуры: физкультурном образовании, физической рекреации, двигательной реабилитации, адаптивной физической культуре [8].

Основу легкой атлетики составляют пять видов: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья.

Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам: группы видов легкой атлетики, половой и возрастной признаки, места проведения [5].

По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения преобладающего проявления какого-либо физического качества - скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной выносливости, специальной выносливости.

С развитием человеческого общества сходство между трудовыми действиями и собственно физическими упражнениями утрачивалось. Из сложной двигательной деятельности, связанной с процессом труда, постепенно вычленялись отдельные действия, которые затем стали применяться в физическом воспитании как упражнения (бег, метание, прыжки и др.).

Термин «упражнение» в теории и практике физического воспитания имеет два значения: им определяют виды двигательных действий, сложившиеся в качестве средств физического воспитания, а также процесс неоднократного воспроизведения действий, которые организуются в соответствии с методическими принципами. Хотя эти понятия взаимосвязаны, однако имеются и различия между ними. Чтобы четко разграничить эти значения, необходимо внести терминологическое уточнение: в первом случае целесообразно пользоваться термином «физическое упражнение», во втором – термином «метод (или методики) упражнения» [6].

К физическим упражнениям относятся только те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям.

В сфере физического воспитания и спорта знание изучаемых двигательных действий существует как «техника физических упражнений».

В настоящее время понятие «техника» определяется как «способ выполнения двигательного действия, с помощью которого двигательная задача решается целесообразно, с относительно большой эффективностью» (В. С. Янанис).

Д. Д. Донской подчеркивает, что технику можно понимать в нескольких аспектах: как действие, как характеристику качества движения, как сведения о движении [4].

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов в учебнике «Теория и методика физического воспитания и спорта» предлагает следующие определение понятию техника физических упражнений: способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью [8].

Э. Я. Степаненкова определяет технику физических упражнений как способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача [6].

Совершенствование техники физических упражнений начинается в начальной школе.

Современный младший школьник живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологичные информационные средства обучения и развития: аудио-видео, мультимедиа технологии и др.

Таким образом, возникает противоречие между новыми требованиями образовательной среды и применением в школах традиционных методов совершенствования физических упражнений. Возникает проблема в поиске эффективного средства совершенствования техники физических упражнений.

На уроках физической культуры для совершенствования техники легкоатлетических упражнений мы предлагаем дополнительно использовать конкретные ситуации с использованием мультипликации.

Мультипликация (от лат. multiplicatio – умножение) – это экранное произведение, информация которого представлена на пленочном носителе со сменой кадров посредством проекции на экран. Благодаря выразительным возможностям позволяет не только «оживить», но и «одушевить» героев литературных произведений, сказок, сценариев и т.д., сделать их понятными для детей [1].

Мультипликационный фильм - это фильм, полученный с помощью киносъёмки рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения [5]. Для каждой страны характерен свой стиль мультипликации.

Мультипликационный фильм строится в первую очередь на визуальных образах, для создания которых широко используются выразительные средства графики, живописи, музыки, и восприятие зрителем происходящего на экране основывается именно на них. Сточки зрения перевода это означает необходимость учета переводчиком связи текста перевода с визуальными образами на экране [5].

Педагогический потенциал мультипликации позволяет при методически грамотном использовании успешно решать цель и задачи современного образования – создавать условия для формирования и совершенствования техники физических упражнений младших школьников [3].

Диагностическое исследование по выявлению эффективности использования конкретных ситуаций на основе мультипликационных фильмов проводилось на базе МБОУ СОШ №58 г. Нижний Тагил. В исследовании принимали участие обучающиеся 4«А» и 4«Б» классов в количестве 42 человек.

Для диагностики техники бега мы использовали метод наблюдения и выявления ошибок в технике выполнения данного легкоатлетического упражнения.

На основе классификации ошибок в двигательных действиях (по Б. А. Ашмарину) мы выявили основные ошибки в выполнении техники бега у обучающихся:

1. Положение туловища при беге – прогиб спины в области поясницы.

2. Техника работы руками – руки двигаются не параллельно туловищу, поднимаются выше уровня груди, локти отводятся вверх в стороны.

3. Низкая частота движения рук, отвлечённость от бегового процесса.

4. Несогласованность движения рук и ног.

5. Осуществление дыхания исключительно через рот.

Критерии оценивания техники бега:

– высокий уровень:обучающимися допущены 0–1 ошибок;

– средний уровень: обучающимися допущены 2–3 ошибки;

– низкий уровень: обучающимися допущены 4–5 ошибок.

Эксперимент проходил в спортивном зале. Обучающимся было предложено продемонстрировать технику бега на 30 метров. Ошибки, выявленные во время выполнения упражнения, были занесены в матрицу наблюдения. Далее, по критериям были выявлены уровни владения техникой бега.

Результаты входного тестирования представлены на рисунке 1 (рис. 1).

Рисунок.1. Уровень сформированности техники бега на 30 метров при входном тестировании

Анализ результатов наблюдения показал:

В 4«Б» 71% обучающихся продемонстрировали низкий уровень владения техникой бега. Средний уровень выполнения техники бега имеют 29% обучающихся. Высокий уровень выполнения техники бега в данном классе не выявлен.

В 4«А» выявлены следующие результаты:

– низкий уровень владения техникой бега продемонстрировали 67% обучающихся;

– средний уровень выполнения техники бега имеют 29% обучающихся;

–высокий уровень показали всего 4% обучающийся.

Общий уровень показателей в классах практически одинаковый. Экспериментальным классом мы определили – 4«Б», т.к. результаты незначительно ниже, в качестве контрольного– 4«А» класс.

Для экспериментального класса мы разработали банк конкретных задач с использованием мультипликации для применения их в качестве дополнительного метода совершенствования техники выполнения легкоатлетических упражнений. Работая с ними, обучающиеся могли определять ошибки, совершенные героями мультфильмов, анализировать их, трансформировать на собственную технику выполнения легкоатлетических упражнений.

В основу задач мы подобрали ряд известных мультипликационных фильмов, не предназначенных специально для совершенствованиятехники легкоатлетических упражнений.

В разработанный нами банк вошли такие мультфильмы, как «Суперсемейка» (автор сценария: Брэд Бёрд), «Черепаха и заяц» (автор сценария: Ларри Клеммонс), «Цыпленок Цыпа» (автор сценария: Стив Бенсич, Рон Джей Фридмен), «Губка Боб» (автор сценария: Стивен Хилленберг), «Почувствуй ветер» (автор сценария: Стивен Хилленберг) и другие, мелькающие каждый день перед детьми на экране телевизора.

Задачи использовались в основной части урока при совершенствовании техники легкоатлетических упражнений.

Обучающимся было предложено посмотреть фрагмент мультипликационного фильма, проанализировать и ответить на вопросы.

На уроке по совершенствованию техники бега обучающимся был продемонстрирован отрывок мультфильма «Губка Боб» (2 сезон 7 серия «Последняя неделя перед зимней спячкой», время от начала фильма 06:48), где была представлена ошибка в технике работы руками – в процессе бега руки главного героя двигались не параллельно туловищу, а так же поднимались выше уровня груди с отведением локтей в стороны вверх.После просмотра этого мультипликационного фильма обучающиеся, благодаря ответам на вопросы, должны были выявить данную ошибку, спрогнозировать последствия и предложить пути решения данной ситуации.

Вопросы, предложенные после просмотра мультипликации:

1. Какую ошибку совершил Губка Боб при беге?

2. Каковы могут быть последствия при выполнении техники бега таким образом?

3. Как бы вы поступили в данной ситуации ?

На этом же уроке был показан отрывок из мультипликационного фильма «Суперсемейка» (время от начала фильма 1:42:00), где обучающиеся имели возможность отследить следующую закономерность: чем чаще происходит работа рук, тем быстрее будет бег и наоборот. Так же, главный герой данного мультфильма Шастик, отвлекался от бега (смотрел по сторонам, в результате чего начинал отставать от соперников). После просмотра отрывка обучающимся были предложены следующие вопросы для анализа:

1. Какие ошибки совершил Шастик?

2. На что повлияли ошибки Шастика?

3. Как можно было исправить данную ситуацию?

На следующем уроке мы предложили посмотреть обучающимся отрывок из мультипликационного фильма «Почувствуй ветер» (время от начала фильма 10:56). В данной ситуации бегуны совершили следующую ошибку – дышали исключительно через рот, что противоречит правильной технике бега.

Вопросы для анализа ситуации:

1. Какие ошибки в беге допустили герои мультфильма?

2.К каким последствиям привели данные ошибки?

3. Как бы вы поступили в данной ситуации?

В контрольном классе совершенствование бега происходило с использованием только подводящих и специальных упражнений, предусмотренных программой.

После внедрения в процесс совершенствования разработанных нами конкретных ситуаций с использованием мультипликаций мы провели повторную диагностику.

Итоговая диагностика осуществлялась как и входная при помощи наблюдения, с использованием матрицы.

Результаты итоговой диагностики представлены на рисунке 2 (рис.2).

Рисунок. 2. Динамика уровней сформированности техники бега на 30 метров при входном и итоговом контроле

На рисунке представлены результаты входного и итогового контроля. Наблюдается улучшение показателей контрольной и экспериментальной группы.

В контрольной группе произошли следующие изменения:

–низкий уровень изменился на 48 % в лучшую сторону;

– средний уровень понизился на 1 %;

– процент обучающихся с высоким уровнем владения техникой бега повысился на 6%.

В экспериментальной группе изменения произошли более значительные:

– процент обучающихся с низким уровнем владения техникой бега уменьшился на 36 %;

– процент обучающихся со средним уровнем владения техникой бега повысился на 8 %;

– высокий уровень изменился на 28 % в положительную сторону.

При анализе результатов, полученных по окончании итогового контроля, выявили, что у обучающихся экспериментальной группы показатели изменились существеннее, чем в контрольной. Это подтверждает эффективность использования конкретных ситуаций, в основе которых заложены мультипликационные фильмы, в совершенствовании легкоатлетических упражнений.

Таким образом, можно сделать вывод, что мультипликация в педагогическом процессе в современное время является одним из влиятельных средством обучения и совершенствования. Использование мультипликации целесообразно на всех этапах обучения, в особенности на ступени начального образования в силу психологических особенностей детей младшего школьного возраста.


Список литературы

1. Иванова Ю. Н. Мультфильмы. Секреты анимации / Ю. Н. Иванова – М.: Издательство «Настя и Никита» , 2017. –24с.
2. Легкая атлетика: учебник / М.Е. Кобринский [и др.]; под общ. ред. М.Е. Кобринского, Т.П. Юшкевича, А.Н. Конникова. – Мн.: Тесей, 2005. – 336 с.
3. Мультипликационный фильм как средство создания учебной ситуации, способствующей формированию универсальных учебных действий младших школьников (Режим доступа: http://progimnaziya1.ucoz.ru/Webinar/multiplikacionnyj_film_kak_sredstvo_sozdanija_uche.pdf дата обращения: 31.08.2020)
4. Никитин В. И. Основы техники легкоатлетических упражнений: учебное пособие / В.И.Никитин – Екатеринбург: Урал. гос.пед. ун-т., 2016. – 40с.
5. Павлов С.Н., Вахитов И.Х. Физиологические основы легкой атлетики: Учебное пособие /С.Н.Павлов, И.Х.Вахитов. – Казань: КФУ, 2013. – 105 с.
5. Скороходько С.А., Коган М.А. Мультипликационный фильм как переводческая проблема // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. – 2015 – (2) – С. 90–96.
6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C.Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.

Расскажите о нас своим друзьям: