Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №08 (49) Август 2020

УДК 378.016

Дата публикации 31.08.2020

К вопросу об организации проектной работы студентов на преддипломной практике

Ткаченко Валерий Викторович
доцент кафедры дизайна архитектурной среды и технической графики, член Союза архитекторов РФ, член Союза дизайнеров РФ, Смоленский государственный университет, РФ, Смоленск, projektor53@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрена проблема организации преддипломной практики студентов направления подготовки 07.03.03 «Дизайн архитектурной среды», представлен опыт руководства проектной работой студентов-архитекторов, обозначен подход к построению линии ведения проектной работы архитектора-дизайнера в учебном процессе. Автор рассматривает методические осо-бенности работы со студентами в зависимости от направления их проектной работы, приводит примеры формирования профессиональных умений, позволяющих осуществить взаимосвязь художественных, инженерно-конструкторских и архитектурно-проектных аспектов при вы-полнении выпускной квалификационной работы.
Ключевые слова: образовательный процесс, студенты, проектная работа, дизайн архитектурной среды, производ-ственная учебная практика

On the question of organization of project work Students in undergradu-ate practice

Tkachenko Valery Viktorovich
Associate Professor Smolensk State University, Member of the Union of Аrchitects of the Russian Federation, Member of the Union of Designers of the Russian Federation, Smolensk State University, Russia, Smolensk

Abstract: The article discusses the problem of organizing pre-graduation practice for students of the 07.03.03 training area 'Design of the architectural environment', presents the experience of managing the project work of students-architects, outlines an approach to building a line of conducting project work of an architect-designer in the educational process. The author examines the methodological fea-tures of working with students, depending on the direction of their design work, gives examples of the formation of professional skills that make it possible to implement the relationship of artistic, engineer-ing and design and architectural and design aspects in the implementation of the final qualification work.
Keywords: Educational process, students, project work, design of the architectural environment, industrial training practice

Правильная ссылка на статью
Ткаченко В.В. К вопросу об организации проектной работы студентов на преддипломной практике // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 08 (49). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-ob-organizatsiya-proektnoj-raboty-studentov-na-preddiplomnoj-praktike.html (Дата обращения: 31.08.2020)

Сегодня дизайн архитектурной среды – это неотъемлемая составляющая процесса архитектурного проектирования зданий, сооружений, комплексов, городских территорий.  Специалист по дизайну архитектурной среды, так же, как и архитектор-проектировщик, должен обладать обширной базой знаний из области строительного проектирования, нормативных документов, конструктивных аспектов зданий и сооружений, но, кроме этого, ему необходимы еще и некоторые дополнительные, специфические для этого направления подготовки, знания и умения. К примеру, это умение анализировать архитектурную и природную среду, окружающие проектируемый объект, учитывать при создании проекта сложившиеся урбанистические и ландшафтные особенности пространств, взаимодействующих с объектом проектирования, их взаимное влияние на композицию городских и природных ландшафтов, цветовое и композиционное воздействие объектов проектирования на психологическое восприятие среды обитания потребителем, наличие навыков организации светового оформления пространственных объектов в темное время суток, и еще многие другие, специфические компетенции и умения  [2, 6].

Большинство необходимых знаний и компетенций студенты приобретают в процессе учебного архитектурно-дизайнерского проектирования различных тематик. Но в период преддипломной практики именно практические навыки проектной работы выходят на первый план. В Смоленском государственном университете на направлении подготовки «Дизайн архитектурной среды» определились несколько типов выпускных квалификационных работ:  1) разработка комплексных решений урбанистических территорий или общественно-значимых объектов, 2) организация зон различного функционального назначения в городской среде, 3) проектирование «небольшого» архитектурного объекта или территории, имеющих значение для провинциального или сельского населенного пункта, 4) реновация различных архитектурных объектов [3].

Наиболее ярко проектная работа специалиста по дизайну архитектурной среды проявляется в первых двух направлениях, но, естественно, не исключается и из оставшихся.  Рассмотрим некоторые особенности ведения руководителем проектной работы студентов на преддипломной практике.

Опыт организации преддипломных практик в нашем ВУЗе показал, что производственная преддипломная практика на базе аудиторных занятий в учебном заведении – это очень продуктивный метод подготовки дипломных проектов. Здесь возможно очень четко организовать плановость и постепенность решения задач проектирования средовых объектов, организовать серию лекций по различным вопросам, касающимся проблем проектирования, пригласить специалистов различного профиля и преподавателей для консультаций. И что главное – появляется возможность на самом первом этапе, этапе анализа территории и окружающей среды выбранного участка, провести планомерные и тщательные изыскания под надзором опытного руководителя, четко сформулировать задачи проектных решений и составить график работ над дипломной темой.

Прошедшие практики по подготовке дипломных проектов позволили отработать четкую систему этапов подготовки проектных решений и предложений по тематике студенческих ВКР:

- сбор и анализ градостроительной и топографической информации об участках для проектирования, выбор наиболее подходящего по функциональному назначению участка, фотофиксация территории и окружающих объектов,

- разработка функциональной схемы проектируемого объекта или территории, подготовка эскизов планировочных и объемных решений по теме проекта,

- подбор конструктивных систем и систем инженерного обеспечения для проектируемых зданий и сооружений, средовых комплексов,

- отработка в проектном плане планировочных решений зданий, композиционных подходов к средовым объектам, подготовка элементов проектной документации и подсчеты ТЭП проектируемых комплексов,

- создание демонстрационных материалов проекта.

Таким образом, основная проектная подготовка выпускной квалификационной работы проводится практически в процессе прохождения практики. На основании опыта прошлых преддипломных практик вырисовываются некоторые особенности работы руководителя ВКР по направлению подготовки «Дизайн архитектурной среды». Так, достаточно большое внимание мы уделяем самому первому этапу работы студента: четкому формулированию темы и названия проекта, стараясь очень конкретно, без расплывчатых формулировок, обозначить цели и задачи выполняемой работы. В противном случае опасность отклонения конечного результата ВКР от заявленной темы возрастает многократно, смысловое и творческое наполнение проекта может даже противоречить заявленной тематике.

Серьезного внимания от студента и руководителя требует этап сбора и углубленного анализа исходных данных по проекту, особенно если это проект организации городских территорий, улиц, площадей. На этом этапе как раз и формируется взгляд на проблему, вырисовываются приемы, методы, технологии решения выявленных анализом задач проекта. Особый интерес вызывают у студентов и преподавателей территории со сложным рельефом, позволяющими находить нетрадиционные, индивидуальные решения жилых и общественных пространств, формировать очень интересные композиции из архитектурных объектов, существующих и предлагаемых, и ландшафтов, разрабатывая приемы гармоничного сочетания одного и другого. Так же на первых этапах проектирования ВКР важно привлечь внимание студента к экономической составляющей его работы. Даже весьма приблизительные прикидки стоимости выполнения проектных предложений заставляют практиканта искать логичные, экономичные методы и приемы решения задач проекта, а экономическое, пусть и весьма дилетантское, обоснование полезности или необходимости для общества разрабатываемой проектом тематики, придает его работе практический смысл и желание довести проект до логического, максимально реалистичного завершения.

 На последующих этапах работы над ВКР вышеперечисленные материалы изыскательско-аналитической деятельности дипломника становятся прочным «фундаментом» творческих, художественно-архитектурных, композиционных решений, максимально приближенных к реальности, что имеет огромное значение не только при защите ВКР, но и для самооценки молодого специалиста, так как в дальнейшей работе он всегда будет вынужден учитывать реальные факторы воздействия экономики, социального и технического развития общества на его проектные решения.

Большую помощь в подготовке проектных работ ВКР может оказать сотрудничество выпускающей кафедры с административными органами города или района. В частности, это может быть подготовка списка тем для дипломного проектирования, составляемого органами архитектурно-строительного регулирования городской администрации с учетом их интереса к проектным предложениям по организации отдельных участков городских территорий, в рамках Федеральных проектов, перспективных наработок по реорганизации депрессивных территорий города.

По темам реконструкции или реновации объектов очень плодотворным может быть сотрудничество с региональными представительствами Российского военно-исторического общества, с общественными или государственными организациями профильного назначения. Такое сотрудничество создает атмосферу нужности проектной деятельности выпускников, повышает их ответственность за выполняемую работу, дает надежду на возможность реализации основных предложений ВКР студента.

   Все этапы практики сопровождают преподаватели ВУЗа, каждый по своей дисциплине: «Архитектурно-дизайнерское проектирование», «Строительные конструкции, технологии, инженерное обеспечение и инженерная подготовка территорий», «Визуальная презентация проекта». Такой методикой достигается возможность консультаций по основным вопросам проектирования и конкретным вопросам дипломного проекта у специалистов различных направлений. Таким образом, руководители дипломных проектов, вместе с дипломниками, имеют возможность сосредоточить усилия на творческой, архитектурно-художественной составляющей своего проекта, что хорошо сказывается на качестве и индивидуальности проектных предложений и решений.

Создавая поэтапную систему проведения преддипломной практики для студентов направления подготовки «Дизайн архитектурной среды» преподаватели выпускающей кафедры и руководители дипломных проектов получают возможность проведения контрольных мероприятий по этапам проектирования, оценивания уровень подготовки студента-дипломника по различным аспектам будущей специальности. Кроме того, всегда есть возможность своевременно устранить недоработки любого этапа проектирования или пересмотреть концепции проекта в целом на ранних стадиях проектирования. Проверка выполнения разделов и этапов дипломного проекта проводится в виде регулярных и публичных докладов студентов, перед кафедрой и группой. Доклады сопровождаются демонстрацией проектных материалов, эскизов, расчетов, композиционных и цветовых решений.

Организация преддипломной практики на базе ВУЗа, а не сторонних, хотя и профильных, организаций позволяет студентам сосредоточится на подготовке дипломного проекта. Разбиение процесса практического архитектурно-дизайнерского проектирования на смысловые этапы, или разделы, дисциплинирует исполнителей и консультантов, четко организует процесс прохождения преддипломной практики студентами, позволяет контролировать компетенции и трудовую дисциплину дипломников. Промежуточные отчеты о проделанной работе и их оценивание держат студента в рабочем тонусе, задавая темп проектирования, согласующийся со временем, отпущенным программой обучения на подготовку выпускной квалификационной работы.

Такая организация преддипломной практики и методика проведения проектной работы дает возможность успешного завершения обучения в ВУЗе и подготовки дипломного проекта максимальному количеству студентов, так как им, после прохождения практики, остается только работа по организации и подготовке демонстрационных и теоретических материалов выпускной квалификационной работы к защите.


Список литературы

1. Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования. Издание второе, переработан-ное и дополненное. М. «Стройиздат», 1982. – 224 с., ил.
2. Шимко В. Т., Никитина Е. В., Кудряшев Н. К. Архитектурно-дизайнерское проектирова-ние. Специфика средового творчества. М. «Архитектура-С», 2016. – 240 с., ил.
3. Жахова И.Г. Обеспечение процесса подготовки архитекторов-дизайнеров в соответствии с требованиями ФГОС ВО в областном вузе. - Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. Нижний Новгород: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2019. №6 (35).
4. Наносов П.С. Управление проектом. / Учебное пособие. — М.: АСВ, 2000.
5. Пособие по методикам прикладных архитектурных исследований. — М.: Стройиздат, 1979.
6. Шулика Т.О. Методология проектно-художественного синтеза в архитектурно дизайнер-ском образовании: учебное пособие. – М.: «Архитектура-С», 2016. – 152 с.
7. А. Степанов, В. Орлов, Г. Иванова Объемно-пространственная композиция. / Учебник. – М: «Архитектура-С», 2014. – 256 с.
8. Эллард К. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. © Альпина Диджитал, 2015.

Расскажите о нас своим друзьям: