Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024

УДК 371.1174

Дата публикации 30.04.2024

Творческие мероприятия как средство повышения мотивации к изучению и сохранению родных языков коренных малочисленных народов Севера

Иванова Татьяна Анатольевна
научный сотрудник отдела научно-инновационных технологий в образовании бюджетного учреждения, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», г. Ханты-Мансийск, e-mail: ilem210@mail.ru.

Аннотация: В статье представлен опыт реализации социально значимого мероприятия, направленного на выявление одарённых, творческих талантливых детей и молодёжи. В работе рассматриваются способы и методы мотивации детей к чтению, к изучению и сохранению родного языка и литературы. В качестве эффективного механизма достижения цели предлагается конкурсная деятельность, выделяются особенности, принципы их организации. Для современной культуры характерно многообразие конкурсов, а также поиск новых форм состязаний. Данная статья знакомит с образовательной акцией «Говори на родном языке», проводимой в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Цель данной работы – показать роль мероприятия, направленного на сохранение родных языков, традиций, культуры коренных малочисленных народов Севера в современных условиях. Акцентировать внимания не только педагогов, специалистов в области образования и всей общественности в целом к проблеме сохранения родных языков коренных малочисленных народов Севера в современных условиях через различные формы деятельности, в частности – проведение образовательной акции. Рассматривается инновационный метод организации творческого конкурса как механизм его развития и популяризации (например, использование дистанционных технологий), дан анализ подготовки и проведения образовательной акции «Говори на родном языке». Практическая значимость обусловлена тем, что результаты проведенного мероприятия могут быть использованы в образовательных целях, для мотивации детей и молодёжи к участию в конкурсах, а также принятия управленческих решений администрацией образовательных организаций по дальнейшему организационно-методическому сопровождению будущих конкурсантов. При написании статьи использованы ссылки на научные статьи по данной проблематике, нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и проведение подобных мероприятий, аналитические справки и отчеты, результаты проведенных мероприятий. Статья носит информационный характер.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера; Югра; нравственное воспитание, акция, родной язык и литература, мотивация, конкурс.

Creative events as a means of increasing motivation to study and preserve the native languages of the indigenous peoples of the North

Ivanova Tatiana Anatolyevna
Researcher at the Department of Scientific and Innovative Technologies in Education of a budgetary institution Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra "Ob-Ugric Institute of Applied, Research and Development" , Khanty-Mansiysk

Abstract: He article presents the experience of implementing a socially significant event aimed at identifying gifted, creative talented children and youth. The paper discusses ways and methods of motivating children to read, to study and preserve their native language and literature. Competitive activities are proposed as an effective mechanism for achieving the goal, the features and principles of their organization are highlighted. Modern culture is characterized by a variety of contests, as well as the search for new forms of competition. This article introduces the educational campaign "Speak your native language", held in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra. The purpose of this work is to show the role of the event aimed at preserving the native languages, traditions, and culture of the indigenous peoples of the North in modern conditions. To focus the attention of not only teachers, education specialists and the general public on the problem of preserving the native languages of the indigenous peoples of the North in modern conditions through various forms of activity, in particular, conducting an educational campaign. An innovative method of organizing a creative competition is considered as a mechanism for its development and popularization (for example, the use of remote technologies), an analysis of the preparation and conduct of the educational campaign "Speak your native language" is given. The practical significance is due to the fact that the results of the event can be used for educational purposes, to motivate children and youth to participate in competitions, as well as to make managerial decisions by the administration of educational organizations on further organizational and methodological support for future contestants. When writing the article, references to scientific articles on this topic, regulatory documents regulating the organization and conduct of such events, analytical reports and reports, and the results of the events were used. The article is informational in nature.
Keywords: indigenous peoples of the North; Yugra; moral education, action, native language and literature, motivation, competition.

Правильная ссылка на статью
Иванова Т.А. Творческие мероприятия как средство повышения мотивации к изучению и сохранению родных языков коренных малочисленных народов Севера // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tvorcheskie-meropriyatiya-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-k-izucheniyu-i-sokhraneniyu-rodnykh-yazykov-korennykh-malochislennykh-narodov-severa.html (Дата обращения: 30.04.2024)

С 2019 года в Российской Федерации реализуется Национальный проект «Образование», основная цель которого улучшение качества общего образования и воспитания гармонично развитой, социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанную на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся – одно из важных мероприятий Национального проекта «Образования».

 Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей, помочь претворить в жизнь их планы и мечты.

 Одним из направлений по организации оптимальных условий выявления и развития одарённых детей является их участие в различных конкурсах, викторинах и олимпиадах. Развитие творческого потенциала имеет научную и практическую значимость в силу индивидуальности и творческой инициативы как ребёнка, так и взрослого, который ему помогает и участвует вместе с ним. Результатом творчества является продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Конкурс как социокультурный феномен отображает соревновательную природу, предоставляет участнику возможность проявить собственную уникальность и оценивает его с точки зрения установленных культурно-ценностных норм.

В Толковом словаре Ожегова дается определение конкурса – как соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы [4].

 Актуальность участия детей в конкурсах обусловлено тем, что в основу детского творчества заложено воображение. Его механизм описан в работе отечественного психолога Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте». В данной книге рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей, как необходимое условие участия детей в различных конкурсах. Педагогам и родителям будут полезны сведения о литературном, театральном и изобразительном творчестве детей [1].

 Конкурсная деятельность учащихся как педагогическая категория изучается также современными теоретиками и практиками. Исследовательский интерес обусловлен уникальностью, своеобразием творческих проявлений личности ребёнка, как в процессе подготовки к конкурсу, так и в представлении итогового результата. Значение разнообразных конкурсов для развития личности обучающегося рассматривали О.Н. Волик, Г.И Кириллова, А.И. Савенков, Ксенофонтова А.Н. и др. Они определяют конкурс как форму организации внеурочной деятельности учащейся молодёжи. В статье «Педагогические условия самоопределения старшеклассников в конкурсной деятельности» Ксенофонтова А.Н. выделяет конкурсную деятельность как «процесс взаимодействия людей, проходящий в состоянии конкуренции, соревнования, имеющий социально или личностно значимый результат деятельности и реализующийся в конкурсах» [2, 91]. Кузнецова О.В., Мелекесова Р.М. считают, что в образовательном процессе целесообразно понимать конкурс в более широком смысле как особую форму организации такой образовательной деятельности, которая направлена на выявление наилучших участников, и которая может проводиться во время урочной так и во внеурочной деятельности (любые соревнования, олимпиады, игры, турниры, конкурсы, конференции, фестивали и т.д.) [3].

 Чтобы обучающиеся и молодёжь захотели принять участие в каком-либо конкурсе, нужна мотивация. В Современном педагогическом словаре дается следующее определение мотивации. «Мотивация – система причин (факторов, условий), побуждающих человека к активной целенаправленной и продуманной деятельности… Мотивация – это одновременно и процесс формирования мотивов какой-либо деятельности…Различают мотивацию внешнюю, когда мотивирующего фактора выступает среда и ее элементы, а также внутреннюю, когда мотивация «лежит» внутри человека – его характера, особенностях восприятия и мышления и т.д.» [5]. Цуприк В.Д., Родина А.А. выделяют психолого-педагогические аспекты развития креативности, эмоционально-чувственного интеллекта и мотивации к творчеству у детей [6].

 В связи с многообразием творческих и интеллектуальных мероприятий, которые организовываются различными организациями, обучающаяся молодёжь стоит перед выбором – какому конкурсу, олимпиаде или турниру отдать предпочтение. Задача взрослых (педагогов и родителей) помочь им в этом выборе, мотивировать их на участие.

 В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре ежегодно проводятся различные мероприятия не только для детей, но и для всех желающих: образовательная акция «Говори на родном языке», «Фронтальный диктант на хантыйском, мансийском и ненецком языках», конкурс «Самая читающая семья из числа коренных малочисленных народов Севера» и др. Задача педагогов и воспитателей, реализующих программы по сохранению родного языка коренных малочисленных народов Севера, родителей мотивировать детей и молодёжь к участию в вышеназванных мероприятиях.

 Проблема приобщения детей к народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учёными и практиками. В исследованиях подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

 Компоненты, позволяющие реализовать выше названные принципы, включают в себя комплекс языковых, этнокультурных особенностей на основе знакомства с культурно-историческим наследием Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: историей и культурой, традиционной хозяйственной деятельностью народов ханты, манси, ненцев, их обычаями, устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством и др.

 Организация конкурсных программ – процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. Все конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанных на один час и один класс, до грандиозных, охватывающих всю школу, муниципалитет и регион, подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму.

Итогом всей предварительной работы становится «Положение о конкурсе (мероприятии)», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и объявляется о награждении победителей и призёров.

Рассмотрим особенности проведения Акции (конкурса) «Говори на родном языке» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

 Образовательная акция на родных языках коренных малочисленных народов Севера «Говори на родном языке» проводится с 2017 года в соответствии с Положением о проведении Акции, утверждённое приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [7]. Цель Акции – популяризация родных языков коренных малочисленных народов Севера, привлечение внимания подрастающего поколения Югры к родному языку, литературе и культуре как важным факторам сохранения и развития духовных традиций и ценностей народа, укрепления живой связи поколений, формирование чувства патриотизма.

 Задачами Акции являются:

– предоставление возможности всем желающим продемонстрировать владение родным языком;

– развитие и укрепление дружеских отношений между образовательными организациями, общественными и другими объединениями гражданского общества, заинтересованными в сохранении родных языков;

– сохранение духовных и нравственных межпоколенческих связей;

– обеспечение условий для реализации творческих способностей детей и молодёжи;

– формирование единого виртуального этнокультурного образовательного пространства;

– привлечение общественности, носителей языка и культуры коренных малочисленных народов Севера к использованию IT-технологии для популяризации.

Результатом проведенной Акции является создание информационных ресурсов в виде видеороликов, содержащих выступления на родных языках коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 В 2023 году БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок организована и проведена образовательная акция на родных языках коренных малочисленных народов Севера «Говори на родном языке» в соответствии с приказом. По требованиям к конкурсным материалам участники должны были создать видеоролик на родном языке, которым владеют. При этом содержание видеоролика должно представлять действие, демонстрирующее знание и активное владение родным языком, отражать тематическое направление Акции.

 За пять лет на участие в Акции подано 144 заявки. В 2019 году подано 6 заявок, в 2020 году – 13 заявок, в 2021 году – 27 заявок, 2022 году – 42 заявки, в 2023 году – 56 заявок. Как видим из статистических данных, доля участников Акции с каждым годом увеличивается. Также в Акции принимали участие и представители редакции программ народов Севера ОТГРК «Ямал регион» (г. Салехард), представитель общественной организации Совета старейшин Е.А. Нёмысова (г. Ханты-Мансийск), сотрудники БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (В.Н. Соловар) и др. В 2023 году участниками Акции стали воспитанники дошкольных образовательных организаций, обучающиеся общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования.

 Как уже было отмечено выше, в 2023 году на конкурс видеороликов по Акции подано 56 заявок. С каждым годом ширится география участников Акции. Если в 2022 году были поданы заявки из 12 муниципальных образований автономного округа, то в 2023 году – из 13. Заявки на конкурс представляли 4 вида образовательных организаций – школы, детские сады, учреждения дополнительного образования, колледжи. Возраст участников варьировался от 3 лет до 67 лет.

 По условиям Акции видеоролики могли быть представлены как индивидуально, так и творческими группами. Нужно отдать должное педагогам, преподающим родной язык как в дошкольных, общеобразовательных организациях, а также в организациях дополнительного образования детей. Благодаря им привлекаются к участию в таких мероприятиях не только дети, но их родители, а также представители старшего поколения, являющиеся носителями родного языка.

 В таблице представлены сведения об участниках Акции в разрезе муниципальных образований и организаций в 2023 году. Данные таблицы свидетельствуют о том, что в основном принимают участие в Акции представители и жители сельских поселений и районов.

Таблица 1. «Сведения о представленных заявках для участия в Акции «Говори на родном языке» в 2023 году

п/п

Наименование МО

ОО (школы

ДОО (детские сады)

ДОО

(учреждения доп.образ-я)

СПО

(колледжи)

Итого

1

Берёзовский р-н

3

1

 

 

4

2

Белоярский р-н

3

1

 

 

4

3

Кондинский р-н

1

 

 

 

1

4

Нефтеюганский р-н

3

 

 

 

3

5

Нижневартовский р-н

5

 

 

 

5

6

Октябрьский р-н

2

 

 

 

2

7

Сургутский р-н

7

3

 

 

10

8

Ханты-Мансийский р-н

1

 

 

 

1

9

г. Лангепас

1

1

 

 

2

10

г. Сургут

 

1

 

 

1

11

г. Урай

 

1

 

 

1

12

г. Ханты-Мансийск

3

3

6

6

18

13

г. Югорск

2

 

 

 

2

14

Белоярский ЭКЦ

 

 

2

 

2

 

ВСЕГО:

31

11

8

6

56

 

 Отрадно, что в 2023 году из 145 участников видеороликов 35% составили мальчики и юноши. Также надо отметить, что в конкурсе принимали участие и представители старшего поколения. Например, в видеоролике из Варьёганской средней школы принимала участие жительница села, носитель ненецкого языка (лесной диалект).

 Согласно Положению о проведении Акции жюри оценивало работы по утвержденным критериям.

 Видеоролик должен содержать звуковое сопровождение (голос, фоновая музыка) на родном языке.

 Речь на родном языке сопровождается субтитрами с переводом на русский язык.

 Виды, формы, жанр работы не ограничиваются (стихотворение, рассказ, песня на родном языке).

 Не допускается использование мультимедийных презентаций и слайд-шоу в качестве основного видеоряда.

 Хронометраж видеоролика должен составлять не менее 1 минуты и не более 5 минут.

Минимальные требования к качеству видеоролика: разрешение видео не менее 1280x720 пикселей, частота кадров не менее 25 в секунду. Допустимые типы файлов: mp4, wmv. Размер файла не должен превышать 400 Мб.

Вот так выглядит экспертный лист данного мероприятия.

 Экспертный лист конкурсных материалов Акция «Говори на родном языке»

____________________________________________________

(фамилия имя отчество, должность, ученая степень (при наличии)

№ п/п

Ф.И.О. участника

соответствие сюжета заявленной теме

(1-5 б.)

Оригинальность

(1-5 б.)

Звуковое сопровождение (голос, фоновая музыка)

(1-5 б.)

Сопровождение субтитрами с переводом на русский язык

(1-5 б.)

Хронометраж (не менее 1 мин. и не более 5 мин.)

(1-5 б.)

Текстовый документ

(1-5 б.)

Общее количество баллов

(30 б.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По итогам конкурса жюри определило лучшие видеоролики на родных языках. Все участники Акции отмечены электронными сертификатами Организатора. Участники, создавшие лучшие ролики, награждены Дипломами Организатора – Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 Члены жюри отметили, что в 2023 году конкурсные работы (видеоролики) выполнены более качественно, с соблюдением всех требований Положения. Выдержан хронометраж. При создании видеороликов участниками использованы произведения обско-угорских писателей и поэтов – В. Волдина, А. Тарханова, Ю. Шесталова, А. Сенгепова и др.

 Ежегодное проведение таких мероприятий подтверждает, что мероприятия актуальны и необходимы для обучающихся, являющихся представителями носителей языка. В этом направлении продолжает работу Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. Сотрудниками института проводится большая работа по популяризации данных мероприятий – конкурсов, таких как «История культуры Югры», «Самая читающая семья из числа коренных малочисленных народов Севера».

Проводятся:

– семинары для учителей родного языка по подготовке к олимпиаде, где проводятся анализ положительных моментов, рассматриваются все ошибки и недочеты в выполненных участниками заданий, даются рекомендации по их решению;

– научно-практический семинар «Обско-угорская литература как философия мировидения»;

– лектории на темы: «Обско-угорские литературы и философский взгляд на мир», «Обско-угорские литературы как слово и знаковые структуры», «Концептуальное осмысление обско-угорской литературы»;

 – конкурсы, такие как «История и культура Югры», «Самая читающая семья из числа коренных малочисленных народов Севера»;

– научно-практические конференции «Югорские чтения».

Большую помощь педагогам родного языка оказывает сайт БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» www.ouipiir.ru.

Особо хочется отметить размещенный на сайте института интернет – ресурс http://map.ouipiir.ru/ «Литературная карта Юры» [8]. Данная платформа помогает пользователю получить информацию о писателях и поэтах автономного округа не только прошлого века, но и современных авторов. Познакомиться с их биографией, библиографией, с их произведениями. Это дает возможность учащимся и их педагогам-наставникам в подготовке к конкурсным мероприятиям, олимпиадам по родным языкам и литературе КМНС, проводимым в автономном округе. Ресурс систематически пополняется новыми авторами и новыми произведениями. Каждое произведение авторов имеет не одностороннее направление воспитания.

 Конкурс не только поддерживают и развивают интерес к родному языку и литературе, но и стимулируют активность обучающихся при подготовке к выполнению заданий, выходящих за рамки программы, вопросов, требующих дополнительных знаний и креативного подхода к их рассмотрению. Именно таким образом выявляется группа одарённых детей, показывающих высокие результаты по родному языку и национальной культуре и которые готовы участвовать в конкурсах разного уровня.

Вывод. Участие в конкурсах важная составляющая творческой жизни ребёнка, в ней заложены огромные образовательные возможности, главное ими правильно воспользоваться. Потому что каждому, а тем более ребёнку, важно знать, что его творчество востребовано и оценено по достоинству. Ему важен успех, и от нас, взрослых, зависит – будет ли участие в конкурсах интересным, полезным и ведущим к успеху.

Выбор конкурса, организация и содержание подготовки к конкурсу – это ежедневная, сложная и не всегда победная работа преподавателя. Главное не опускать рук и не терять веры в свое преподавательское предназначение - быть проводником в мир искусства для своих учеников. От нас с вами зависит, что собой будут представлять конкурсы и фестивали сегодня – образовательное пространство и территорию творческого роста или выставку достижений и амбиций.

 Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет. Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы, фестивали и праздники выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей.

 Участие детей и молодёжи в творческих конкурсах полезно и необходимо, способствует развитию личности, работает на становление мотивации к познавательной и творческой деятельности.

Конкурс – это состязание нескольких (или многих) участников в области науки, искусства и прочего с целью выявить достойных участников или наилучшие конкурсные работы.

 Участие в конкурсах позволяет сравнить свой уровень с другими, узнать много нового. Конкурсы различного уровня объединяют обучающихся и педагогов, побуждают их к сотрудничеству. Каждый ребёнок, участвуя в конкурсе, преследует свои цели. Для самых маленьких этот опыт будет полезным дополнением на первых этапах обучения. Ценно участие в конкурсах и для старшеклассников. Это хороший способ углубить свои знания, возможность проявить себя. Полученные дипломы и сертификаты могут стать хорошим дополнением для дальнейшей ступени образования.

 Данная проблематика интересна не только педагогам, которые работают в этом направлении и готовят к участию в соревнованиях, но также и родителям, активно участвующим в процессе образования своих детей. Эти вопросы заслуживают особого внимания административных работников в сфере образования.

 

Рисунок 1. Герляк Александра, воспитанница МБУ ДО «Детский этнокультурно- образовательный центр» г. Ханты-Мансийск, поет песню на хантыйском языке (руководитель Федоркив Л.А., педагог дополнительного образования)

Перевод ролика

– Здравствуйте! Меня зовут Герляк Александра. Сейчас я вам песенку спою.

Тёй – тёй, Рапс – рапс.

Моя доченька расти!

Тёй – тёй, Рапс – рапс.

Моя доченька расти!

Тёй – тёй, Рапс – рапс.

Красивые, добрые дела делать.

Маленькие ручки пусть руками станут.

Тёй – тёй, Рапс – рапс.

Тёй – тёй, Рапс – рапс.

Чтобы водные, лесные

Красивые тропы проложить,

Маленькие ножки

Пусть быстрее сильными ногами станут.

Тёй – тёй, Рапс – рапс. Моя доченька расти!

Тёй – тёй, Рапс – рапс.

Моя доченька расти!

Тёй – тёй, Рапс – рапс.

 

Рисунок 2. Потпот Константин, обучающийся 9 класса МАОУ Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа с. Казым», читает стихотворение А. Сенгепова «Моя земля» на хантыйском языке (руководитель Каксина С.М., учитель родного языка и литературы)

Рисунок 3. Творческая группа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Ю.Г. Созонова» г. Ханты-Мансийск (руководитель Пятакова А.А., заместитель директора).

Перевод видеоролика:

Все вместе: Паща олэн! (Здравствуйте)

  1. Ман Ханты-Мансийск уст олэв (Мы живем в г. Ханты-Мансийске)
  2. Ман овыл ишколат ханищтахтэв (Мы учимся в школе № 1)
  3. Ты тал ман хурмит классыт минасув (Мы учимся в начальных классах)
  4. Исшкола похт Дзержинский усхулт ахвтас скульптурат люлейт, танан
    Мифологическое время намталаве. Ман нанан тан урыл потыртэв.
    овыл ахвтас скулптура «Космическое деление мира» (Школа находится рядом с ул. Дзержинского, где расположена скульптурная композиция «Мифологическое время». Начинается она со скульптуры «Космическое деление мира»)
  5. Ты ахвтас скульптура «Мир-Сусне-Хум» рущ латын: «За миром смотрящий» намталаве. Маньщи ос ханты мойт лававе мир суснэ хум лувныл мувлахи ма тыламлым яласы, сунсы хомус ман олэв. (Скульптура «Мир-Сусне-Хум» по-русски называется «За миром смотрящий». Он жизнью людей управляет.)
  6. Ты ахвтас скульптура «Сотворение земли» намталаве тыт тахт Лули послым олы. Тав мойтыт лававе ман ма витныл вит лыви вистэ. Тох ман ма емтыстэ. (Эта скульптура называется «Сотворение мира». На ней изображена гагара Лули. По легенде она достала из воды кусок ила. Так наша земля появилась.)
  7. Ты скульптура «Мать Калтащ». Тав, мойтыт лавейт, овыл щань пусын мирн. Таи маис тав тит апат послым олы. (Эта скульптура называется «Мать Калтащ». Посвящена она многоликой богине материнства.)
  8. Ты ахвтас скульптура «Дух леса» намталаве. Тыт ворн нак послым олы. Тав ворт олы, сунсы хомыс вортолнут олэйт, йивыт, ос луптат янымейт. (Эта скульптура посвящена лесному духу, он обитает в лесу, следит за лесом, его обитателями.)
  9. Ахвтас скульптура «Вит-Хон» рущ латын «Дух воды» намталаве вит хон вит олы. Пусын хулыт ят, ос турхулыт мань ос яный урылтытэ, танан пор мийтэ. (На даной скульптуре водяной дух изображен. Он следит за всеми рыбами в реках и озерах. Раздает им икру.)
  10. Ты скульптурат Яный хотал урыл «Уринэква хотал» послым олы. Ты Яный хотал туи порат янытлавет, хунь уринэкват тыламлэйт. (Данная скульптура посвящена большому празднику «Вороний день. Его празднуют весной по прилету Ворон.)

Список литературы


1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
2. Ксенофонтова А.Н. Педагогические условия самоопределения старшеклассников в конкурсной деятельности / А.Н. Ксенофонтова, Е.П.Табакова // Вестник ОГУ. 2006. - №10. Часть 1. – 88-94.
3. Кузнецова О.В., Мелекесова Р.М. К вопросу о конкурсной деятельности учащихся / О.В. Кузнецова, Р.М. Мелекесова // Интернет-журнал «НАУ
4. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
5. Энциклопедический словарь педагога. Основы духовной нравственности. [Электронный ресурс] / http://cult-lib.ru/doc/dictionary/spiritual-culture/fc/slovar-204-4.htm#zag-1287 (дата обращения: 06.05.2024).
6. Цуприк В.Д., Родина А.А. Психолого-педагогические аспекты развития креативности, эмоционально-чувственного интеллекта и мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба // Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей/Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: [б. и.], 2020. – Часть 3. – 352 с. – Текст: непосредственный.
7. Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об организации и проведении в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре образовательных акций на родных языках коренных малочисленных народов Севера» от 20.02.2017 № 246/47/28 Говори на родном языке | Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок (ouipiir.ru)
8. Интернет ресурс «Литературная карта Югры» http://map.ouipiir.ru/ (дата обращения 12.04.2024 г.)

Расскажите о нас своим друзьям: