Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 372.874
Дата публикации 30.04.2024
Развитие колористических навыков на уроках изобразительного искусства
Белозерова Дарья Сергеевна
Студентка кафедры искусств, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень, stud0000240536@utmn.ru
Научный руководитель Евсеева Ольга Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень, o.y.evseeva@utmn.ru
Аннотация: В статье изучается проблема развития колористических навыков на уроках изобразительного искусства. Анализируя литературу по теме исследования, авторы рассмотрели понятия «колорит», «навык» и «колористические навыки». Также авторы рассмотрели возможность использования потенциала применения колористических упражнений, для создания в дальнейшем творческих работ с учетом теории о цвете. По их мнению, эффективными методами в этом процессе являются упражнения и творческие задания.
Ключевые слова: колористические навыки, колорит, цветовой круг, упражнение, творческое задание, искусственный интеллект.
Art student, Tyumen State University, Russia, Tyumen
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Arts, Tyumen State University, Russia, Tyumen
Abstract: The article studies the problem of developing color skills in fine arts lessons. Analyzing the literature on the research topic, the authors examined the concepts of “color,” “skill,” and “color skills.” The authors also considered the possibility of using the potential of using coloristic exercises to create future creative works taking into account the theory of color. In their opinion, effective methods in this process are exercises and creative tasks.
Keywords: color skills, coloring, color wheel, exercise, creative task, artificial intelligence.
Белозерова Д.С., Евсеева О.Ю. Развитие колористических навыков на уроках изобразительного искусства // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-koloristicheskikh-navykov-na-urokakh-izobrazitelnogo-iskusstva.html (Дата обращения: 30.04.2024)
Постановка проблемы. В настоящее время все больше профессий требуют от человека развития его творческого потенциала. Нестандартный, креативный подход становится большим преимуществом среди конкурентов. Но встает вопрос развития в себе такого потенциала. Ответ на этот вопрос дает искусство. Еще с малых лет необходимо начинать развитие особых навыков, способствующих раскрытию потенциала в дальнейшем. В ходе обучения в общеобразовательной школе мы получаем необходимый нам в дальнейшем опыт на уроках изобразительного искусства, но не всегда программа позволяет в полной мере добиться желаемого уровня их развития. Как, например, появляется проблема владения цветом обучающихся, что связано с недостаточным уровнем владения колористическими навыками. И в дальнейшем вызывает затруднения в цветовосприятии уже взрослого человека, а следовательно, он становится менее конкурентоспособным в современном мире.
Изложение основного материала исследования.
В связи с выдвинутыми современным миром требованиями, перед педагогами изобразительного искусства встает проблема развития особых навыков, напрямую связанных с цветом, решение которой может способствовать успешному воспитанию художественного и эстетического восприятия. Что предполагает не только успешное обучение по предмету, но и существенный вклад в развитие современной личности.
Считается, что в основе духовно-нравственного воспитания школьников творчество и искусство рассматриваются как базовые национальные ценности. Колорит на прямую влияет на развитие эстетического вкуса. Поскольку является художественно-выразительным средством. [1, с. 19].
Колорит, понятие широкого спектра: «национальный колорит», «местный колорит», «колоритная внешность» и тому подобное… Он есть везде, в литературе, музыке, искусстве, жизни. Каждый день мы сталкиваемся с цветом. Идя в городе по улице, видя рекламные щиты, сидя дома, за компьютером, листая ленту социальных сетей в телефоне, рассматривая различные картинки и фотографии. Везде мы сталкиваемся с определенной системой цветов. В нашем случае, мы будем говорить о колорите в контексте изобразительного искусства.
Многие учащиеся младшего школьного возраста не имеют навыков, позволяющих находить гармоничные сочетания, не умеют пользоваться цветом как средством выразительности и как следствие применять такие навыки на практике.
Тогда педагогу необходимо способствовать дальнейшему развитию эстетического вкуса, стремлению и приобщению младшего школьника к прекрасному, к цвету, во всем его многообразии влияющим на настроение и чувства человека. Понятие колорита, в силу особенностей данного возраста является непростым для понимания. Но развитие колористических навыков необходимо с первых шагов обучения живописи даже в общеобразовательной школе. Это позволяет улучшить зрительную память, воображение, чувство цвета, помогать решать не только учебные, но и творческие задачи. [2, с.87]
Чтобы раскрыть понятие «колористические навыки», нам необходимо обратиться сперва к определению самого колорита, а далее к определению навыка.
Колорит – характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности.
Также колорит можно интерпретировать как определенную композицию цвета, где все оттенки подчинены друг другу по тому или иному признаку, имеют тоновую согласованность.
Понятие колорита в своих работах также рассматривал Алексеев С.С., в его понимании колорит определяется как система цветов. Система, которая закономерна, обладает единством и целостностью. [3, с. 4].
С точки зрения психологии цвет влияет на человека как психически, так и эмоционально.
Значит справедливо будет сказать, что определенная система цветов может совершенно по-разному воздействовать на зрителя. Колорит имеет особую силу в изобразительном искусстве и соответственно, в жизни.
Известный академик Новиков А.М. считал, что навык — это лишь составная часть умения, сформировавшаяся при многократных повторениях (упражнениях, тренировках).
– это специфические (автоматизированные) компоненты умения
Навык – действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения [4, с.149].
Имея представления о колорите и навыках, мы можем сделать собственные выводы и вывести новое понятие.
Колористические навыки – это выработавшиеся при неоднократных повторениях (упражнениях, заданиях) автоматизированные действия, связанные с навыками владения цветом, а именно навыками построения сочетания цветотонов на нюансах и контрастах; распознавания доминирующего цвета в произведении; распознавания тепло холодности цветов и выстраивания пространственных взаимоотношений цветотонов.
Цвет в колорите играет одну из главных ролей. Алексеев С.С. отмечает, что «цвет – одно из средств живописи, всегда участвующее в создании художественного образа совместно с другими средствами. Он приобретает определенную художественную выразительность лишь тогда, когда вступает в содружество с остальными цветами, т.е. в систему цветов. Но система цветов – это уже колорит»
Цвет является средством художественной выразительности, в процессе изучения которого происходит приобщение ребенка к изобразительному искусству. Благодаря освоению языка цвета, дети раскрывают все многообразие и смысловую наполненность живописных образов. «Как бы ни развивалось искусство живописи в будущем, сила воздействия цвета на чувства и восприятие зрителя никогда не ослабнет», «цвет в живописи… играет главную роль в передаче задуманного состояния природы или композиционного сюжета» [5, с.47].
Исследовав научные труды Т.С. Комаровой и С.Е. Игнатьевой мы выявили, что авторы выделяют три этапа развития цветовосприятия, определяя возрастные нормы восприятия цветов. Что является крайне важной информацией для нашей работы, поскольку цветовосприятие влияет на уровень колористических навыков. И совершенно любая образовательная практика должна быть основана на нормах и закономерностях психического развития человека в различных возрастных периодах. [6, с.97].
Первый этап характеризуется усвоением материала об «эталонной» системе цветов. Тут важную роль играет наименование цвета, для формирования его восприятия ребенком. В процессе чего развивается способность выделять определенный цвет из остальных. Дети определяют цвет предмета как локальный, при этом не учитывая разнообразие его оттенков. Например, если яблоко зеленое, то и изображая его, школьники просто берут одну зеленую краску, не прибегая к помощи остальных цветов. Они не видят неоднородность того самого зеленого, не учитывают и то, что яблоко находится в пространстве и все это в совокупности влияет на его реальный окрас. Все вышеперечисленное приводит к шаблонности в детских рисунках. Кроме того, выбор доступного ребенку цвета оказывает влияние на общую гамму рисунка. А насколько нам известно, детские наборы могут состоять не только из благородных оттенков, которые принято использовать на занятиях живописи, но и яркие, кислотные, неоновые, неестественные цвета. Дети также не имеют опыта смешивания цветов для получения разных оттенков, что еще больше усугубляет ситуацию.
На этом этапе дети стараются передать форму предмета, а не его многочисленные оттенки. Поэтому развитие чувства цвета требует большого внимания со стороны педагога, важно помочь детям понять особенности применения цвета.
Второй этап характеризуется разрушением стереотипный представлений ребенка о цвете и пониманием того, что цвет объекта зависит от условий освещения и пространства. Например, цвет неба может быть оранжевым на закате или серым в пасмурную погоду. Небо может быть не только голубым.
На занятиях по изобразительному искусству, при выполнении заданий творческого характера, таких как сюжетная композиция, рисование по представлению, ученикам приходится решать задачи связанные с использованием цвета, что зачастую становится для них проблемой. Вызывает затруднение разработка колорита композиции, что связано с сформированными стереотипами и привычными цветовыми ассоциациями для передачи определенной темы или отдельных деталей. Сложности вызывает, в процессе освоения живописных техник и приемов, решение взаимодействия «цвет — форма — свет — пространство». Но, в ограниченных временных рамках урока, на поиск цветовой гармонии в сочетании цветов, в рамках заданных общеобразовательной программы по предмету выкроить время не представляется возможным, это обусловлено еще и тем, что учащиеся, в основном, не владеют техниками работы различными художественными материалами. Все обозначенные факторы напрямую влияют на способность учащихся выполнять на высоком уровне в сжатые временные рамки, предусмотренные учебной программой задания, усложняющиеся на последующих уровнях обучения
Рассмотренные условия, учитывая роль изучение цветовой гармонии, теории цвета, как важных составляющих обучения изобразительному искусству соответственно диктуют определенные требования у организации учебного процесса. Из основным можно выделить быстроту решения проблемы, простота и эффективность методов обучения, формирующих основные навыки применения цвета в практической деятельности.
Восприятие в младшем школьном возрастном периоде тесно связано с действиями, с практической деятельностью ребенка, поэтому применение наглядного метода обучения способствует развитию наблюдательности.
Внимание младших школьников продолжает сохранять непроизвольный характер: дети легко и быстро отвлекаются, с трудом концентрируют внимание на изучаемом явлении.
Для младших школьников характерно непосредственное выражение своих эмоций, они ярко выражают их в своих движениях и мимике, эмоциональный фон неустойчив. Детям этого возраста еще не подвластен полный контроль над своим эмоциональным настроением, они поддаются им стихийно. У детей данного возраста часто не хватает выдержки, способности настойчиво добиваться требуемого результата, одни цели у них сменяются другими. [7, с. 2]
Занятия, направленные на развитие цветовосприятия ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач педагогу крайне важно придерживаться определенной системы и иметь в своем арсенале разнообразную методику работы с учениками. Также стоит уделить внимание к творческому подходу к занятиям, чтобы удерживать внимание ребят и мотивировать их познавать новое. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, и, в связи с этим продуманно строить методику работы с детьми.
Таким образом, эффективным методом развития колористических навыков на уроках изобразительного искусства для учащихся младшего школьного возраста мы выявили упражнения.
Колористические упражнения являются быстрой, простой для понимания и легкой в исполнении формой обучения для младших школьников.
Благодаря упражнениям, дети на практике способны закреплять материал параллельно с теоретической базой, выполняя их на уроках. Это не переутомляет и в доступной форме для данного возраста преподносит материал.
Например, упражнение по растяжке цвета, где один цвет плавно перетекает в другой положительно сказывается на развития такого колористического навыка как: навык построения сочетания цветотонов на нюансах и контрастах. Поскольку направлен на получение различных оттенков, приближенных к друг другу, плавно смешивающихся в шкале. Также эффективно упражнение тоновой растяжки цвета. Так появляется возможность проследить динамику интенсивности цвета.
А упражнение по заполнению цветового круга позволяет развивать сразу несколько навыков владения цветом: навык построения сочетания цветотонов на нюансах и контрастах» и навык распознавать тепло холодность цветов. За счет получения новых оттенков в результате смешения первичных, вторичных и третичных цветов ученики лучше запоминают и усваивают пройденный материал о теории цвета.
Также, на сегодняшний день все большую популярность набирают различные приложения с использованием искусственного интеллекта. Интересно, что некоторые нейросети способны генерировать новые изображения и «дорисовывать» уже написанные произведения. Грамотно составив текст, мы можем создать новую картину. В частности, появляется возможность изменить колорит работы, что может положительно повлиять на учебный процесс. Поскольку использование современных технологий подразумевает скорость и нестандартность решения поставленных задач. Так, не совсем удачную работу ученика по цвету учитель может преобразовать и получить результат за пару минут, показав обучающемуся различные колористические решения.
Вывод. Таким образом, уроки изобразительного искусства с использованием различных упражнений на цветовые сочетания и гармонии, перед выполнением основной творческой работы, будут способствовать развитию колористических навыков обучающихся. При этом выполнение данных упражнений закрепляет полученные теоретические знания сразу на практике и позволяет качественно повлиять на результат творческой деятельности школьников.
Список литературы
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков B.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, B.А. Тишков - М.: Просвещение, 2009. - 26 с.
2. Березина, Ю.Ю. Методические основы формирования цветовосприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста / Ю.Ю. Березина, О.В Князева // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2016. – Т. 10, № 2. – С. 86-93.
3. Алексеев С.С. О колорите / С.С. Алексеев - М.: Изобразительное искусство, 1974 . - 176 с.
4. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. – М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 1617 с.
5. Игнатьев Е.И. Восприятие цвета у детей школьного возраста при обучении рисованию//Вопросы психологии. 1957. № 1. С. 45-52.
6. Комарова, Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т. С. Комарова, А. В. Размыслова. - Москва: Пед. о-во России, 2007. - 144 с.
7. Вишняков А.И. Особенности изобразительной деятельности учащихся младших классов общеобразовательной школы // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, Том 7.
Список источников:
8. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. — М. : Советский художник. 1961. – 193 с.
9. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А. М. Новиков. – Изд. 2-е, стер.. – Москва : Эгвес, 2013. – 267 с