Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №07 (84) Июль 2023

УДК 159.922

Дата публикации 20.07.2023

Толерантность подростков к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья

Сидорова Лина Ильдаровна
студентка 5 курса Института педагогики и психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург, linasidorova95@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается содержание понятий «толерантность» и «интолерантность» к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Представлен анализ факторов, влияющих на толерантность нормотипичных детей и подростков к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья: закономерностей личностного развития в подростковом возрасте, низкой информированности нормотипичных учащихся о сверстниках с ограниченными возможностями здоровья, отсутствия опыта общения с ними и характерных для лиц с ограниченными возможностями здоровья трудностях межличностных отношений.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, подростки, лица с ограниченными возможностями здоровья.

Tolerance of adolescents to peers with disabilities

Sidorova Liana Ildarovna
5th year student of the Institute of Pedagogy and Psychology, Orenburg State Pedagogical University, Russian Federation, Orenburg, linasidorova95@mail.ru

Abstract: The article examines the content of the concepts of "tolerance" and "intolerance" to persons with disabilities. The analysis of factors influencing the tolerance of normotypic children and adolescents to peers with disabilities is presented: patterns of personal development in adolescence, low awareness of normotypic students about their peers with disabilities, lack of experience in communicating with them and the difficulties of interpersonal relationships characteristic of people with disabilities.
Keywords: tolerance, intolerance, adolescents, persons with disabilities.

Правильная ссылка на статью
Сидорова Л.И. Толерантность подростков к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (84). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tolerantnost-podrostkov-k-sverstnikam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyamihtml.html (Дата обращения: 20.07.2023)

Актуальность проблемы толерантности к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), связана со сложной социальной реальностью современного общества. Это особенно очевидно в процессе обучения и организации коммуникативной среды между нормотипичными детьми и детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования. Инклюзивное образование лиц с ОВЗ актуализирует проблему их межличностных отношений с нормотипичными сверстниками. Справедливо отмечается, что толерантность одноклассников является необходимым условием инклюзивного образования детей и подростков с ОВЗ [1].

С.Д. Бакулина определяет толерантность как уважение, принятие и понимание разнообразия богатой культуры нашего мира, формы самовыражения и способа выражения собственной индивидуальности [2].

Толерантность - многозначное понятие, в котором исследователи подчеркивают разные аспекты. Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и О.Д. Шарова выделяют критерии толерантности общества: равное для всех право доступа к социальным благам, образовательным и экономическим возможностям, участие в политической жизни всех членов социума, неприкосновенность культурной самобытности и национальных языков, свобода вероисповедания и сотрудничество при решении общих проблем [3].

Анализируются факторы препятствующие развитию толерантности и способствующие формированию противоположного феномена - интолерантности. Феномен интолерантности определяется как «личностная готовность к конфликтному взаимодействию, связанному с восприятием субъектом различий между собой и другим человеком, которое сопровождается отрицанием права на них в другом, переживанием неодобрения, непринятия, порицания» [4, с.256]. Высказывается предположение, что интолерантности способствуют недостаточная информированность нормотипичных учащихся о сверстниках с ОВЗ, отсутствие у нормотипичных детей опыта общения с детьми с ОВЗ, подростковый возраст и мужской пол нормотипичных детей, а также неготовность детей с ОВЗ к общению со сверстниками.

Информированность учащихся о трудностях сверстников с ОВЗ необходимое условие для интеграции детей с ОВЗ в класс и развития к ним толерантного отношения, основанного на понимании причин и специфики их проблем [5]. Установлено, что с увеличением опыта общения с детьми с ОВЗ у нормотипичных школьников уточняются представления о сверстниках с ОВЗ и возрастает количество их положительных характеристик [5].

Исследования показывают, что в подростковом возрасте закономерно развивается интолерантность [4; 6]. Подростки по сравнению с дошкольниками, младшими школьниками, юношами и девушками более склонны к проявлениям нетерпимости и порицания отличий сверстника от поведения, типичного для подростка и его референтной группы. Именно подростки проявляют максимальную готовность к конфликтному взаимодействию на основе различий между собой и не входящим в референтную группу сверстником. Рост интолерантности подростков объясняется интенсивным личностным развитием, формированием образа «Я» в основе которого лежит идентификация себя с референтными сверстниками и взрослыми. Сущность идентификации заключается в отождествлении субъекта со значимыми лицами, в стремлении воспроизводить их поведение и личностные черты. Механизм идентификации способствует формированию личностных качеств, положительно оцениваемых референтной группой, но снижает вариативность представлений о допустимом поведении [4; 6].

Гендерные исследования толерантности установили более низкую толерантность мальчиков в сравнении с девочками. Эти результаты объясняются усилением в подростковом возрасте влияния традиционных представлений о мужественности и женственности на поведение подростков, а также недостаточным опытом общения детей со взрослыми мужчинами, что может приводить к гипертрофированным проявлениям мужских черт в поведении мальчиков-подростков [5].

Исследования специфики межличностных отношений детей с ОВЗ показывают «неточность представлений и трудность оценки ситуаций и субъектов межличностного и формального взаимодействия, недостатки понимания сложившихся межличностных отношений и трудности рефлексии своего места в них, трудности восприятия и понимания индивидуальности сверстников, снижение адекватности в оценке их личностных качеств» [7, с.124]. Вышеперечисленные особенности межличностных отношений детей с ОВЗ препятствуют формированию толерантного отношения к ним и указывают на необходимость разработки мероприятий по коррекции и профилактики недостатков межличностных отношений детей с ОВЗ, важности обобщения опыта коррекционно-профилактической работы в методических пособиях и рекомендациях.

Таким образом, особенности подросткового возраста, низкая информированность нормотипичных учащихся о сверстниках с ОВЗ, отсутствие опыта общения с ними и характерные для лиц с ОВЗ трудности межличностных отношений затрудняют спонтанное становление толерантности подростков к сверстникам с ОВЗ. Проблема разработки методов и содержания развития толерантности к лицам с ОВЗ требует своего решения. Необходимость изучения и выявление решений в ее познании должно происходит не только в рамках образовательных учреждений, а также в обществе. Для возрастания толерантности среди подростков к сверстникам с ОВЗ должны осуществляться ряд определенных условий: развитие программы «Доступная среда для лиц с ОВЗ»; развитие информационных технологий, позволяющим детям с ОВЗ активно коммуницировать со сверстниками, педагогами; создание специальных занятий, позволяющих информировать нормотипичных детей о трудностях детей с ОВЗ; побуждать здоровых детей оказывать физическую и моральную помощь детям с ОВЗ, принимать их личности, активно вовлекать сверстников с ОВЗ в общественную жизнь класса и школы; развивать у подростков такие чувства, как эмпатия, сопереживание. Качественный и систематический подход к выполнению всех условий развития толерантности подростков поможет детям с ОВЗ в социализации, позволит сформировать благоприятные межличностные отношения, повысит уверенность в себе.


Список литературы

1. Додзина О.Б. Толерантность одноклассников как условие позитивной социализации подростков с ОВЗ в инклюзивном образовании // Актуальные проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования: сб. ст. по матер. Междунар. науч.-практ. сем. 27 февраля, 2020 г. – Киров: МЦИТО, 2020. С. 47-53.
2. Бакулина С.Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам: учебное пособие. М.: Флинта, 2016. 111с.
3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2011. 112 с.
4. Додзина О.Б. Гендерные особенности толерантности подростков // Казанский педагогический журнал 2020. №2. С. 254-260.
5. Соловьев Н.Н. Социально-психологические факторы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис…….канд. психол. наук: 19.00.10 / Соловьев Николай Николаевич. – СПб., 2003. – 23 с.
6. Кравцов О.Г. Роль толерантности в личностном развитии ребёнка // Вестник РГГУ, Серия: психология, педагогика, образование 2009. № 7. С. 189-198.
7. Додзина О.Б. Особенности межличностных отношений подростков с умственной отсталостью // Наследие В.И. Лубовского и современные тенденции развития специального и инклюзивного образования: сб. ст. по матер. XVI Междунар. науч.-практ. конф. посвящ. памяти проф. Р.Е. Левиной, «Встреча поколений…..февральские чтения» 28 февраля – 01 марта 2023 г. – Курск: КГУ, 2023. С. 118-124.

Расскажите о нас своим друзьям: