Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020
УДК 372.881.111.1 37
Дата публикации 20.10.2020
Тест с множественным выбором вариантов ответов и объективное оценивание знания английского языка
Масимова Асель Джоробаевна
Преподаватель кафедры иностранных языков, Военная Академия им. А.Ф. Можайского, РФ, г. Санкт-Петербург, aselmasimova@yahoo.com
Швец Татьяна Анатольевна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков, Военная Академия им. А.Ф. Можайского, РФ, г. Санкт-Петербург, tanyashvetz@gmail.com
Аннотация: Так как тесты с множественным выбором вариантов ответов прочно входят в систему нашего образования в качестве промежуточного и рубежного контроля, поддерживаются многими педагогами и имеют много преимуществ, автор статьи пытается представить причины, по которым такой тест на знание английского языка, включающий в себя все языковые аспекты: аудирование, грамматика, чтение, письмо и говорение не совсем точно может отображать реальные знания абитуриентов и обучающихся в вузах.
Ключевые слова: тест английского языка, варианты ответов, абитуриент, студент, объективное оценивание, содержание, аспекты.
Professor of Foreign Languages Department, Mozhaisky Military Space Academy, Russia, Saint-Petersburg
Senior Lecturer of Foreign Languages Department, Mozhaisky Military Space Academy, Russia, Saint-Petersburg
Abstract: Since multiple choice tests are firmly embedded in the system of our education, are supported by many teachers and have many advantages, the author of the article tries to present the reasons why such a test for English proficiency with all linguistic aspects: Listening, Grammar, Reading, Writing and Speaking may not accurately reflect the real knowledge of students.
Keywords: English language test, multiple choice, applicant, student, adequate assessment, content, aspects
Масимова А.Д., Швец Т.А. Тест с множественным выбором вариантов ответов и объективное оценивание знания английского языка // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/test-s-mnozhestvennym-vyborom-variantov-otvetov-i-obektivnoe-otsenivanie-znaniya-anglijskogo-yazyka.html (Дата обращения: 20.10.2020)
Вступительные и промежуточные экзамены в вузах - важный момент в жизни каждого учебного заведения. От качества проведения процедуры экзаменации зависит уровень академической успеваемости обучающихся, профессионализм будущих специалистов, и благосостояние нашего общества. В стремлении усовершенствовать процесс проверки знания ученые педагоги все чаще выбирают экзамен в форме теста с множественным выбором вариантов ответов. Несмотря на растущую популярность, простоту и структурированность таких тестов, не все дисциплины одинаково успешно подходят для такого формата проверки. Английский язык –одна из таких дисциплин.
Особую важность в этом вопросе представляет правильность составления и объективность теста. На этом этапе появляется возможность недооценить достойного абитуриента или обучающегося. Степень необъективности и некорректности теста прямо пропорциональна вероятности не выбрать потенциально умных студентов. Если раньше результат экзамена зависел не
только от уровня подготовки обучающегося, но и субъективного мнения преподавателя, и момента удачи (что предполагалось билетной системой экзамена), то современный тест английского языка с множественным выбором вариантов ответов полностью исключает субъективизм. В целом, роль теста в учебном процессе огромна. Периодическое применение правильно построенных тестов облегчает процесс обучения, выявляет учащихся, неспособных к отдельным видам обучения, измеряет успехи в выполнении корригирующих программ, обеспечивает мотивациями учащихся, быстро и правильно информирует учащегося о допущенных ошибках в тех или иных разделах курса [4]. Но в данной статье мы хотим обратить внимание на некоторые недостатки теста в том виде, в котором он предлагается для обучающихся в качестве вступительного или текущего экзамена по английскому языку. Для справедливого суждения об объективности теста и насколько он адекватно отражает реальные знания необходимо определить цели и задачи, возлагающиеся на этот тест.
Тест по иностранному языку на этапе распределения студентов по уровню (Placement Test) предназначен для дифференциации абитуриентов по уровню подготовки и в значительной степени нацелен на выявление знаний, навыков и умений, необходимых для обучения в вузах. Ниже перечислены моменты, которые помогут выяснить причины необъективности оценивания знания английского языка как иностранного и объяснят, почему тест не может являться справедливым критерием отбора студентов.
1. Непривычная формализованная процедура тестирования может стать причиной замешательства у некоторых обучающихся. Рамки и процедура теста очень строги и негибки [2]. Тест, как правило, состоит из нескольких разделов, отвечающих за разные языковые аспекты (Listening, Grammar, Reading и т.д.) с ограниченным количеством вопросов [4].
Listening (аудирование) – чаще всего состоит из двух-трех частей. Здесь вы должны прослушать диалог и вопрос, основанный на содержании этого диалога и среди предложенных написанных вариантов выбрать правильный
ответ. Также могут быть предложены более длинные диалоги, монологи, и серия вопросов с вариантами ответов. Трудность и жесткость теста состоит в том, что между вопросами дается, как правило, 12 секундная пауза, в течение которой учащемуся надо успеть ответить на вопрос и просмотреть варианты ответов на следующий. При чем отвечать надо сразу, так как времени вернуться и доделать не будет.
Grammar (грамматика) – раздел может тестировать как грамматические структуры, так и письменные выражения.
- Грамматические структуры
Здесь необходимо выбрать вариант заполнения пропущенных частей так, чтобы получилось грамматически правильное предложение.
Например: Most Russian families _____ at least one automobile. (A) have (B) in (C) that (D) has
Корректное предложение - "Most Russian families have at least one automobile". Следовательно, вы должны выбрать ответ под буквой (A). [5]
- Письменное выражение
Здесь необходимо найти неправильные части предложения. The octopus is a unique animal because they has three functioning hearts. A B C D
Корректное предложение - "The octopus is a unique animal because it has three functioning hearts". Следовательно, вы должны выбрать вариант C. [5]
В данном разделе время тоже ограничено. Например, на 40 вопросов может быть выделено 25 минут.
Reading Comprehension (Чтение) – в этом разделе содержатся вопросы по содержанию пяти или шести прочитанных отрывков, вы читаете отрывки и
отвечаете на вопросы. Сюда также включены вопросы о смысле слов в контексте отрывка.
Например, вы видите следующий отрывок:
The flamingo is a beautiful water bird with long legs and a curving neck like a swan's. Most flamingos have deep red or flame-colored feathers with black quills. Some have pink or while feathers. The long legs and webbed feet are well suited for wading. The flamingo eats in a peculiar manner. It plunges its head underwater and sifts the mud with a fine hairline "comb" along the edge of its bent bill. In this way, It strains out small shellfish and other animals. The bird nests on a mound of mud with a hollow on lop to hold its single egg. Flamingos are timid and often live together in large colonies. The birds once lived in the southern United States, but plume hunters killed them faster than they could breed, and the flamingo no longer lives wild in the United States.
Пример I The flamingo can eat shellfish and other animals because of its (A) curved neck (B) especially formed bill (C) long legs (D) bought colored feathers Из отрывка следует, что правильный ответ (B). Следовательно, вы должны выбрать ответ под буквой (B).
Пример II In line 6, the phrase "strains out" is closest in meaning to (A) propels (B) exerts pressure on (C) separates (D) rejects Выражение "strains out" означает "separates". Следовательно, правильный выбор (C). [5]
Строгая форма теста может способствовать временной эмоциональной дестабилизации мышления и процесса припоминания. Для успешной сдачи теста необходима привычка, длительная подготовка и наработка навыков [2]. Хотя ребята и успели поверхностно познакомиться с системой тестов в школе, нельзя забывать, что тест был введен в нашу систему образования относительно недавно и необходимого опыта абитуриентам и студентам не хватает. Здесь нельзя приводить как контраргумент статистику западных школ, где ведется длительное использование теста для самых разных целей, так как тесты хорошо соответствуют характеру и менталитету проживающих там людей.
2. Другой момент недостаточности состоит в том, что, так как языковые тесты, в основном, продукт научно-образовательных изданий англоговорящих стран, содержание диалогов и текстов наполняется нормами и стандартами, соответствующими сообществам и культурам этих стран.
Например, звучит диалог:
- Что вы проходили на предыдущем уроке? К сожалению, я отсутствовал.
- Ничего конкретного. Профессор раздал Силлабус и долго отвечал на наши вопросы.
Вопрос: в какое время семестра происходят разговор?
A) В середине семестра
B) В конце года
C) В начале семестра
D) Летом
Здесь знание языка не может помочь студенту. Для правильного ответа на этот вопрос необходимо знать, что такое Силлабус. И лишь знающий, что Силлабус — это план занятий, который раздается преподавателем на первом занятии курса, выберет правильный вариант (C). При большом количестве таких вопросов велика вероятность, что наиболее удачно сдаст тест тот, кто был в этих странах или тот, кто в силу каких-то причин знает их историю, науку, образование, экономику, политику и т. д. Конечно, есть диалоги, где необязательно знать специфику другой жизни, но количество таких очень невелико, чтобы повлиять на конечный результат теста. Примеры «удачных» диалогов могут стать объектом обсуждения другой книги о предложениях и поправках в тесте.
3. Следующая погрешность вытекает из неравного распределения баллов по разделам. Типичный тест состоит из нескольких частей. При одинаковом количестве правильных ответов в разных разделах начисляется разное количество баллов. Так, грамматика может давать больше баллов, чем аудирование или чтение, что уже ведет к необъективности оценки знания. Из 825 проанализированных работ можно сделать вывод, что, студенты, побывавшие в англоговорящих странах и прекрасно общающиеся с иностранцами, но не прошедшие курс грамматики набирают меньше баллов, чем те, которые там не были и испытывающие языковой барьер, но прекрасно разбирающиеся в грамматических структурах языка.
4. Следующий минус теста состоит в отрицании дифференцированного подхода и отсутствии учета индивидуальных и психологических особенностей тестируемого.
Общеизвестно, что есть такие люди, психические особенности которых не позволяют полностью соответствовать тестовой методике и получать высокие оценки (соответственно, есть и такие, чьи тестовые оценки завышены). Сюда относятся, прежде всего, обучающиеся с замедленным процессом обработки информации, а также обучающиеся, испытывающие панический страх перед самой процедурой тестирования (тестофобы) [1].
Теперь представьте себе, сколько неправильных вариантов выберет человек с более замедленной реакцией в аудировании, и тот, кто реагирует быстрее, учитывая, что пауза между диалогами всего 12 секунд. И знание языка здесь совсем ни при чем. Кроме того, время, выделенное на грамматику и чтение, тоже лимитировано. В стандартном языковом тесте выделяется 25 секунд на один ответ. А что делать тем, кому требуется больше времени для понимания сути? Здесь тест безжалостен: не отвеченные из-за нехватки времени вопросы будут расцениваться как неправильные.
В группу дискриминируемых можно отнести студентов с функциональной асимметрией полушарий. Научно доказано, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако, содержание теста почти всегда сконструировано таким образом, что учитываются только возможности людей с развитым левым полушарием (праворуких), тем самым лишая левшей возможности набрать высокий бал. По оценкам экспертов не более 50% учащихся попадают в «область объективности» тестовых технологий [3].
5. Для анализа следующей причины необходимо вспомнить теорию вероятности, в конкретном случае процент попадания в цель наугад.
Для определения точного результата мы проделали следующий эксперимент: 100 студентам были выданы типичные листки для ответов. 1 раздел – 50 вопросов, 2 раздел – 40 вопросов, 3 раздел – 50 вопросов.
На каждый вопрос предлагалось 4 (A, B, C, D) варианта ответа. Они должны были проставить ответы наугад на все 140 вопросов. Работали кто как хотел: кто-то на все вопросы отвечал одним вариантом В, кто-то ставил подряд A, B, C, D. Затем эти листки мы наложили на ответы совершенно конкретного теста. После небольших математических калькуляций мы получили 28.8% вероятности правильного ответа. Такой большой процент случайности никак не может указывать на адекватность оценивания проверяемых знаний.
6. Сужение содержания проверяемого предмета.
Плохо поддаются формализации предметы, требующие не только формальных знаний и навыков, но и понимания, умения логически мыслить и рассуждать. Это мешает отражению в тесте главного содержания предмета. Языки подпадают под эту категорию некачественно тестируемых дисциплин.
Как известно, стандартный тест чаще всего состоит из трех-четырех разделов, и редко, когда включает четвертую Writing (Письмо). Эти разделы нашего экзамена не могут отобразить все аспекты языка. Технологические ограничения, связанные с форматом заданий, условиями массового тестирования, ручной обработкой результатов не позволяют в настоящее время
проверить продуктивные умения говорения и письма. Для проверки таких заданий необходимы эксперты, что снижает скорость и объективность суждения и требует дополнительных материальных затрат для подготовки экспертов. Поэтому основное внимание уделяется отбору объектов контроля рецептивных видов речевой деятельности: чтения и аудирования, что резко сужает рамки корректности теста.
7. Тесты могут быть «взломаны», если неоднократно используются в нескольких учебных группах и в течение продолжительного времени.
Учитывая все вышеперечисленные отрицательные моменты, мы пришли к выводу, что тест с множественным выбором ответов служит не очень качественным показателем успеваемости студента. Если тест используется в качестве промежуточного контроля успеваемости, то вышеописанные недостатки не несут особой критичности. Однако, в случае использования теста в качестве главного критерия при отборе абитуриентов, поступающий может лишиться возможности поступления в желаемый ВУЗ.
Список литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Москва: Педагогика, 1982. Т.1, 2.
2. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. Киев: ПАН Лтд., 1994.
3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с разным типом мышления. Москва, 2003
4. Организация и методика составления тестов для абитуриентов (на английском языке) (тезисы доклада). Всероссийская конференция по проблемам тестирования учащейся молодежи. Омск: ОмГУ, 1995. - С.17.
5. Petrson’s Toefl Success. USA, Publisher Peterson’s Guides. USA, 1998