Социальная психология | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020
УДК 159.9
Дата публикации 22.10.2020
Психологическая помощь семьям с подростками в разрешении внутрисемейных конфликтов
Лытенкова Татьяна Михайловна
Студентка магистратуры, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, РФ, Нижний Новгород
Аннотация: Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме внутрисемейных конфликтов. Важность данной темы очевидна, в связи с возрастающим ежегодно количеством разводов. Семейные конфликты имеют свои особенности, учет которых необходим при их предупреждении и разрешении. В статье представлены результаты эмпирического исследования в рамках формирующего эксперимента, которые направлены на оказание психологической помощи семьям с подростками в разрешении внутрисемейных конфликтов. Нами выявлено, что в исследуемых семьях имеются сложности в межличностном взаимодействии, конфликты, деструктивные типы поведения, низкая удовлетворенность интересов и потребностей супругов. На основании этого разработана и апробирована программа психологической помощи. Результаты повторного экспериментального исследования доказывают эффективность предлагаемой программы: выявлена положительная динамика гармонизации взаимоотношений в супружеских парах.
Ключевые слова: семья, конфликт, подростки, семейный кризис, дисгармония, внутрисемейный конфликт, кризис, психологическая помощь.
Master's degree student, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Russian Federation, Nizhny Novgorod
Abstract: This article is devoted to the current problem of intra-family conflicts. The importance of this topic is obvious, due to the increasing number of divorces every year. Family conflicts have their own characteristics, which must be taken into account when preventing and resolving them. The article presents the results of an empirical study in the framework of a formative experiment aimed at providing psychological assistance to families with adolescents in resolving intra-family conflicts. We found that in the studied families there are difficulties in interpersonal interaction, conflicts, destructive behaviors, low satisfaction of interests and needs of spouses. Based on this, a program of psychological assistance was developed and tested. The results of repeated experimental research prove the effectiveness of the proposed program: a positive dynamics of harmonization of relationships in married couples is revealed.
Keywords: family, conflict, teenagers, family crisis, disharmony, intra-family conflict, crisis, psychological support
Лытенкова Т.М. Психологическая помощь семьям с подростками в разрешении внутрисемейных конфликтов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskaya-pomoshh-semyam-s-podrostkami-v-razreshenii-vnutrisemejnykh-konfliktov.html (Дата обращения: 22.10.2020)
Семья представляет собой базовую составляющую общества, в которой традиционно взращивается подрастающее поколение. Это группа людей, ведущих совместное домашнее хозяйство, основой взаимоотношений которых являются супружеские взаимоотношения между парой. В своей жизнедеятельности семья реализует множество функций, являясь многофункциональной сложной системой, в которой неизбежно возникают споры, кризисные периоды и конфликты, влияющие на жизнь каждого семейного элемента. Важнейшей семейной функцией, на наш взгляд, является воспитательная, реализующаяся в процессе воспитания детей на каждом этапе их развития. Родители в полной мере несут ответственность за воспитание своих детей, во многом перенимая на себя их возрастные кризисы развития. Как правило, особо остро семья переживает подростковые кризисы своих детей, которые «как снежный ком» собирают все прошлые не решенные конфликты в семейной системе, в последствии превращаясь в сильные внутрисемейный конфликты, являющиеся самой сложной и пролонгированной формой.
По мнению известного конфликтолога С.М. Емельянова, семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам [1].
Конфликт – это столкновение, противоборство двух людей, групп, противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок. Кризисные ситуации имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений. Для эффективного решение возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение. устойчивость или нестабильность брака можно рассматривать через удовлетворение потребностей супругов. Для каждого супруга в совместной жизни должен быть достигнут необходимый уровень удовлетворенности потребностей, иначе возникает дискомфорт, формируются и закрепляются отрицательные эмоции и чувства. На базе неудовлетворенных потребностей может возникнуть временное или хроническое физиологическое, психическое напряжение, которое постепенно подтачивает эмоционально-психологическую стабильность брака.
Психологическими особенностями семей с подростками является, как правило, кризис семейный отношений, который несет в себе сложности с межличностным общением в системах родитель-ребенок и жена-муж. В период становления и оформления самостоятельности у подростков часто случаются нервные срывы и зарождаются комплексы, которые могут повлиять на всю их будущую жизнь. Главная причина, из-за которой могут пострадать взаимоотношения между родителями и подростками, кроется в том, что именно на этом возрастном этапе дети начинают добиваться самостоятельности. Подросток начинает стремиться к равноправию в отношениях с родителями, поэтому прежде привычные социальные роли наставников и учителей, с которыми был связан образ отца и матери, уже не имеют прежней силы. Возникает определенная противоречивость и в том, как подросток определяет своё место в семье: с одной стороны, это её равноправный участник, с другой, он до сих пор продолжает ориентироваться на взрослых, копируя черты их поведения, подражая, в попытке выработать свою линию поведения [3].
Возможности психологической помощи семьям с подростками по решению внутрисемейных конфликтов зависят от кризисных периодов в жизни семьи, которые несут в себе конфликты. Разные периоды подразумеваю разные варианты оказания психологической помощи. Профилактика, предупреждение и разрешение семейных конфликтов зависит от отношения к ним. Прежде всего, необходимо научиться правильно действовать во время ссоры: определить проблему, обсудить выявленную проблему; Если дискуссия накаляется и начинает перерастать в ссору, сделать перерыв, чтобы все могли остыть и вернуться к спокойному обсуждению; придумать решение проблемы и коллективно согласовать его; применить ваше решение на практике.
Исследование особенностей внутрисемейных конфликтов в семьях с подростками проводилось на базе ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям города Арзамаса». В исследовании приняли участие клиенты социально-реабилитационного центра, семейные пары в количестве 20 человек. Возраст испытуемых от 35 до 50 лет. 10 человек (5 пар) явились контрольной группой, 10 человек (5 пар) - экспериментальной
На первом этапе было проведено психодиагностическое исследование, направленное на изучение особенностей внутрисемейных конфликтов в семьях с подростками. Для этого использовался следующий комплекс методик: «Межличностные отношения» Т.Лири; тест «Измерение установок в семейной паре» Ю.Е. Алешиной для выявления супружеских установок; опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой. Подробные полученные результаты представлены в прошлой статье, мы рассмотрим только краткое их описание [2].
Анализируя результаты первичной диагностики можно сделать вывод о том, что у данных супружеских пар наблюдаются некоторые сложности в межличностном взаимодействии, а так же имеются конфликты, предполагаемыми причинами которых являются: пессимистичные представления о людях; ориентация респондента на долг по сравнению с удовольствием; лояльное отношение к разводу; сексуальная сфера в семейной жизни представляется мало значимой и запретной; не традиционное представление о роли женщины в семье. Так же в исследуемых парах преобладают авторитарный, эгоистичный, подчиняемый, зависимый типы поведения во взаимоотношениях, что является не конструктивным и несет в себе деструктивную роль, склоняя к конфликтам. Так же в хозяйственно-бытовых отношениях имеется определенная устоявшаяся согласованность представлений о семейных ценностях, но по шкалам социальной активности и эмоционально-психотерапевтической функции процент удовлетворенных интересов и потребностей крайне низок.
Нами была разработана программа психологической помощи семьям с подростками по решению внутрисемейных конфликтов. Целью ее стало предоставление возможности супругам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения конфликтов.
Задачи программы: предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах, об особенностях семейных конфликтов; обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации; помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности; способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению; развивать умения и навыки командного взаимодействия.
Данная программа была реализована на практике в экспериментальной группе нашего исследования. Она включала в себя 7 занятий продолжительностью 2–2,5 часа (всего 14 часов). Встречи проходили 2 раза в неделю в течение месяца. Для достижения цели использовались следующие приемы и техники: игра, упражнение, дискуссия, диалог, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, рефлексия, групповое обсуждение. На занятиях моделировались реальные ситуации из семейной жизни, в ходе обсуждения которых супруги приобрели навык анализа ситуации, нашли компромиссное решение в конфликте. Специфика программы данной программы в том, что участники обучились не только умению анализировать конфликт, но навыкам посреднической деятельности при разрешении конфликта.
Для оценки степени эффективности проведенной программы психологической помощи семьям с подростками по решению внутрисемейных конфликтов была проведена повторная диагностика.
При выполнении методики «Межличностные отношения» Т.Лири показала следующие результаты, представленные ниже на рисунке 1.
Рисунок 1. Сравнительные результаты исследования по методике «Межличностные отношения» Т.Лири в контрольной и экспериментальной группах
Анализ результатов повторной диагностики в контрольной группе показывает, что полученные данные не изменились.
Анализ результатов повторной диагностики в экспериментальной группе показывает, что на 10% меньше людей, использующих авторитарный тип взаимоотношений с людьми, что говорит о его диктаторском, властном, деспотическом характере. На 20% уменьшилось количество пар, проявляющих эгоистичный тип во взаимоотношениях, они стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Так же на 10% снизилось количество семей, в основе общения которых преобладал агрессивный тип межличностных отношений, что говорит о них как о требовательных, прямолинейных. Так же на 10% снизилось количество семей, в основе общения которых преобладал зависимый тип поведения - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый. На 30% увеличилось количество семей, в основе общения которых преобладает дружелюбный тип: они любезны со всеми, ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации. На 20% увеличилось количество семей, в основе общения которых преобладает альтруистический тип: они ответственны по отношению к людям, деликатны, мягки, добры, эмоциональное отношение к людям проявляют в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеют подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстны и отзывчивы.
При проведении повторной диагностики по методике «Измерение установок в семейной паре» Ю.Е. Алешиной для выявления супружеских установок. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 2.
Рисунок 2. Сравнительные результаты исследования по методике «Измерение установок в семейной паре» Ю.Е. Алешиной в экспериментальной группе
Анализ результатов повторной диагностики в контрольной группе показывает, что полученные данные не изменились.
Анализ результатов повторной диагностики в экспериментальной группе показывает, что по первой шкале «отношение к людям (позитивность отношения к людям)» на 10% увеличилось количество людей, имеющих оптимистичнее представление респондента о людях вообще. Согласно второй шкале «альтернатива между чувством долга и удовольствием» данные после проведения программы не изменились. По третьей шкале «отношение к детям (значение детей в жизни человека)» на 20% стало больше значимой представляться роль детей в жизни семьи. По четвертой шкале «ориентация на преимущественно совместную или же преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или же зависимость супругов друг от друга» на 20% стало больше людей с высокой выраженностью ориентации на совместную деятельность супругов во всех сферах семейной жизни. По пятой шкале «отношение к разводу» на 20% стало меньше людей с лояльным отношением к разводу. По шестой шкале «отношение к любви романтического типа» данные после проведения программы не изменились. По седьмой шкале «оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни» на 10% стало больше супругов, для которых сексуальная сфера в семейной жизни представляется мало значимой. По 8 шкале «отношение к «запретности секса» (представление о запретности сексуальной темы)» данные после проведения программы не изменились. Так же по девятой шкале «отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи (ориентация на традиционные представления)» на 10% стало менее традиционное представление о роли женщины.
На следующем этапе исследования была повторно использована методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова), которая показала следующие результаты, представленные ниже на рисунке 3.
Рисунок 3. Сравнительные результаты диагностики по методике «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова) в контрольной и экспериментальной группах
Анализ результатов повторной диагностики в контрольной группе показывает, что полученные данные не изменились.
Анализ результатов повторной диагностики в экспериментальной группе показывает, что по первой шкале хозяйственно-бытовых отношений на 10% увеличилось количество супружеских пар, для которых характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях. По шкале родительско-воспитательских ценностей на 20% увеличилось количество пар, у которых имеется согласованность в плане данных действий. По шкале социальной активности на 20% увеличилось количество пар, у которых имеется общность взглядов и интересов. По шкале эмоционально-психотерапевтической на 20% увеличилось количество пар, у которых имеются удовлетворенные интересы и потребности. Так же по шкале внешней привлекательности данные не изменились.
Таким образом, проведенная повторная диагностика выявила положительную динамику гармонизации особенностей супружеских пар в семьях с подростками в экспериментальной группе. Анализ результатов повторной диагностики в контрольной группе показывает, что полученные данные не изменились. Об этом говорят следующие результаты: улучшились стили межличностных взаимоотношений в исследуемых парах: преобладают дружелюбный и альтруистический типы. Так же улучшилось отношение к детям, супруги стали более ориентированы на преимущественно совместную деятельность, уменьшилось количество людей, лояльно относящихся к разводу. Кроме того, для исследуемых пар стала более характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях, общность взглядов и интересов, интересы и потребности стали взаимно более удовлетворены. Следовательно, полученные данные позволяют сделать вывод о результативности проведенной программы психологической помощи семьям с подростками по решению внутрисемейных конфликтов.
Список литературы
1. Емельянов С.М. Конфликтология: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.М. Емельянов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 322 с. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/410898 (дата обращения: 26.09.2019). 241с.
2. Лытенкова Т.М. Психологическая помощь семьям с взрослыми детьми в налаживании супружеских отношений // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (48).
3. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов. / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Речь. – 2010. – 425 с.
4. Соловьева Е. А. Психология семьи и семейное воспитание : учебное пособие для вузов / Е. А. Соловьева. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 255 с. – URL: https://urait.ru/bcode/453513
5. Шнейдер Л. Б. Семейная психология : учебник для вузов / Л. Б. Шнейдер. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 503 с. – URL: https://urait.ru/bcode/454759
6. Шнейдер Л. Б. Семейное консультирование. Молодая семья и ребенок-дошкольник : учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер, М. С. Рогач. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 576 с. – URL: https://urait.ru/bcode/454896