Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020

УДК 37.013.42

Дата публикации 25.10.2020

К вопросу о профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков

Кошкина Наталья Александровна
канд. биол. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, natalya-koshkina03@mail.ru
Агишева Дарья Андреевна
студентка факультета физической культуры и спорта, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, darya.shewelyowa@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профилактики употребления психоактивных веществ подрастающим поколением. Показана роль учреждений дополнительного образования в профилактике употребления психоактивных веществ подростками как одна из важнейших составляющих профилактики асоциального поведения у молодежи. Представлена методика определения уровня склонности к употреблению психоактивных веществ среди обучающихся 10 классов общеобразовательных учреждений города Кирова. В статье дана оценка проведенных профилактических мероприятий, показывающая снижение склонности к употреблению психоактивных веществ обучающимися со средних значений до низких. Показано, что с использованием данной экспериментальной методики можно проводить оценку эффективности профилактических мероприятий среди подростков. Рекомендуется по результатам интервьюирования систематическое обучение сотрудников учреждений дополнительного образования вопросам профилактической работы с обучающимися.
Ключевые слова: профилактическая работа, профилактика употребления психоактивных веществ, подростки, обучающиеся, учреждения дополнительного образования

On the issue of prevention of substance use among adolescents

Koshkina Natalya Aleksandrovna
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Vyatka State University, Russian, Kirov
Agisheva Darya Andreyevna
student of the faculty of physical culture and sports, Vyatka State University, Russian, Kirov

Abstract: The article is devoted to the current problem of preventing the use of psychoactive substances by the younger generation. The role of institutions of additional education in the prevention of substance use by adolescents is shown as one of the most important components of the prevention of antisocial behavior among young people. The article presents a method for determining the level of propensity to use psychoactive substances among students in grades 10 of General education institutions in the city of Kirov. The article gives an assessment of the conducted preventive measures, showing a decrease in the propensity to use psychoactive substances by students from average to low values. It is shown that using this experimental technique, it is possible to evaluate the effectiveness of preventive measures among adolescents. Based on the results of the interview, it is recommended to systematically train employees of institutions of additional education on issues of preventive work with students.
Keywords: preventive work, prevention of substance use, adolescents, students, institutions of additional education.

Правильная ссылка на статью
Кошкина Н.А., Агишева Д.А. К вопросу о профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-profilaktike-upotrebleniya-psikhoaktivnykh-veshhestv-sredi-podrostkov.html (Дата обращения: 25.10.2020)

Введение. Проблема употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков, на сегодняшний день, весьма актуальна. Употребление ПАВ представляет значительную угрозу здоровью населения, социальной сфере и правоохранительным органам, оказывает отрицательное влияние на различные сферы жизни общества [1, с. 27; 2]. Ситуация в социуме усугубляется стремительным ростом наркомании среди молодежи, все большее число несовершеннолетних приобретают «опыт» употребления наркотических веществ [3, с. 201; 4, с. 28].

В современных условиях система школьного образования зачастую перекладывает ответственность в вопросах воспитания личности в большей степени на родителей, в основном осуществляя лишь организацию процесса обучения. Дети и подростки оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и нестабильной реальности в иллюзорный мир посредством использования различных психоактивных веществ [5; 6, с. 9]. Длительное применение ПАВ становится причиной возникновения состояния психологической и физической зависимости у несовершеннолетних, негативно воздействуя на центральную нервную систему и приводя к изменению сознания.

Реализация «Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» (утв. Министерством образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г.). является основой для проведения профилактических мероприятий по предупреждению употребления ПАВ. Концепция предполагает создание системы принципов и организационных подходов, направленных на исключение причин и условий распространения и употребления ПАВ в образовательной среде.

По мнению, Крупницкой Т. О, количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества в школьном возрасте, увеличивается с каждым годом [7, с. 326]. Это вызывает тревогу, прежде всего, у педагогов и родителей и дает основание максимально усилить воспитательную работу в направлении профилактики и снижения интереса к ПАВ у подрастающего поколения, пропагандировать здоровый образ жизни [8, с. 52].

Одним из важнейших периодов развития человека, по мнению отечественных и зарубежных психологов и педагогов, является подростковый возраст – важнейший этап становления и развития личности. В этом возрасте происходят активные изменения физиологического и психологического состояния организма подростка. Вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Меняется отношение к нему окружающих, появляется постоянное стремление самоутвердиться, важными становятся темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения. Поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к употреблению ПАВ.

Важную роль в работе по профилактике асоциальных явлений среди подростков, связанных с потреблением ПАВ отводится учреждениям дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования занимают одно из значимых мест среди общественных институтов, деятельность которых способствует созданию условий для привлечения подростков к здоровому образу жизни, развитию творческого потенциала, правильному общению подростков и взрослых [9]. В учреждениях дополнительного образования осуществляется собственно образовательная, рекреационная, коррекционная деятельность, в том числе особое место занимает профилактика асоциального поведения у молодежи. Именно система дополнительного образования становится важным элементом, которое помогает ребенку не попасть под влияние негативных явлений, а также вернуть обучающего из «группы риска» в общество и адаптировать его к нормальной жизни.

Исходя из вышеизложенного, целью нашей работы стало изучение роли учреждений дополнительного образования в проведении профилактических мероприятий по предупреждению употребления психоактивных веществ обучающимися.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать научную и педагогическую литературу по теме исследования.

2. Изучить на основе анкетирования уровень склонности обучающихся к употреблению психоактивных веществ. Методом интервьюирования выявить способы поиска информации и проведения профилактических мероприятий сотрудниками учреждений дополнительного образования.

3. Оценить эффективность работы учреждений дополнительного образования по профилактике употребления обучающимися психоактивных веществ.

Методика исследований. В ходе проведения эксперимента применялись в качестве теоретических методов – анализ литературных источников и нормативных документов, в качестве эмпирических методов –анкетирование и интервью.

Исследование проводилось в МКУ ОПМК «Перекресток», в МБОУ СОШ с УИОП №51 и в МБОУ СОШ №59 г. Кирова. Педагогический эксперимент проходил с участием сотрудников молодежных клубов и организаций и учащимися 10-х классов МБОУ СОШ с УИОП №51 (25 человек) и МБОУ СОШ №59 (25 человек) г. Кирова. Всего в педагогическом эксперименте приняло участие 10 сотрудников молодежных клубов и организаций, а также 50 обучающихся. Для проведения входного анкетирования использовалась анкета «Наркотики и подросток», адаптированная авторами работы, и позволившая выявить уровень склонности к употреблению ПАВ у обучающихся, участвующих в педагогическом эксперименте. На основании проведенного анкетирования нами была разработана программа проведения профилактических мероприятий с учетом исходного уровня склонности к употреблению ПАВ среди подростков.

В содержание программы профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися входили профилактические мероприятия, проведенные в период с января по март 2020 года в общеобразовательных школах №51 и №59 города Кирова. Всего за данный период было проведено 10 профилактических мероприятий с подростками (по 5 мероприятий в каждой группе) с частотой проводимых занятий – 1-2 раза в неделю. Целью данных мероприятий являлось формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ, пропаганда здорового образа жизни, формирование убеждений о персональной ответственности каждого человека за принятое решение, а также на основе имеющихся у обучающихся знаний расширение и конкретизация их представлений о правах человека. Для реализации данной цели применялось лекционное изложение материала с элементами обсуждения и беседы по насущным вопросам профилактики, просмотр и обсуждение фильмов с последующим написанием эссе, проведение психологических игр и игровых занятий с моделированием возможных ситуаций и их обсуждением, решение ситуационных задач; приведение примеров и фактов статистики с дальнейшим дискуссионным обсуждением, анализом причин и формулированием соответствующих выводов.

После проведения системы мероприятий профилактики подростки прошли повторное анкетирование на выявление склонности к ПАВ. Данная анкета также была адаптирована авторами работы. При определении уровня склонности к ПАВ использовались следующие критерии оценки: 45 % ≤ низкий уровень; от 46 % до 70% средний уровень; от 70% до 100% высокий уровень.

В ходе интервьюирования представители организаций дополнительного образования отвечали на вопросы, касающиеся организации и проведения профилактических занятий с обучающимися. Вопросы для интервью были разработаны авторами работы.

Для подтверждения достоверности полученных результатов использовали U-критерий Манна-Уитни при уровне значимости (p≤0,05).

Экспериментальная часть. Для выявления особенностей работы в направлении профилактики употребления ПАВ в учреждениях дополнительного образования с обучающимися было проведено входное анкетирование. По результатам анкеты установлено, что только 25% обучающихся школы №51 имеют свободное время для организации своего досуга, у остальной части опрошенных школьников (75%) свободное время отсутствует. Большая часть респондентов школы №59 (60%) отметила отсутствие свободного времени для организации досуговой деятельности. В свободное время учащиеся школы №51 предпочитают заниматься в различных объединениях и спортивных секциях (25-30%), смотреть телевизор или проводить время в интернете (20%), при этом 5% респондентов предпочитают проводить время за чтением книг или слушанием музыки (8%). Стоит отметить, что 2% учащихся используют свободное время для сборов в подъездах, подвалах и дворах. Результаты входного анкетирования обучающихся школы №59 распределились следующим образом: 35% респондентов занимаются в различных объединениях, 18% – в спортивных секциях. При этом 23% используют свободное время для просмотра телевизора и работы за компьютером и лишь 2% учащихся посвящают свободное время чтению книг. Наибольший процент опрошенных учащихся школы №59 (7%), по сравнению с результатами опроса респондентов школы №51 (2%), проводит свободное время во дворе, подвалах и подъездах.

Более информированы в вопросе «… о пагубном действии наркотиков на здоровье человека» оказались учащиеся школы №51 по сравнению с обучающимися школы №59 (73 и 68% соответственно). При этом 22% подростков школы №51 имеют представление, но считают, что «…со мной этого не случится…», 5% всех обучающихся, участвующих в эксперименте, понимают, что «…всегда могут бросить принимать…». При ответе на вопрос «Предлагали ли тебе когда-нибудь наркотик?» большая часть участников педагогического эксперимента (школы №51 и №59 – 66 и 55% соответственно) ответила отрицательно. Однако около 45% подростков школы №59 были предложены ПАВ, что увеличивает риск их употребления.

Результаты входного анкетирования позволили разработать для обучающихся каждого класса с участием МКУ ОПМК «Перекресток» систему мероприятий по профилактике употребления ПАВ. Мероприятия реализовывались в рамках внеурочной деятельности. Приведем примеры некоторых мероприятий, которые были проведены с обучающимися общеобразовательных учреждений: в школе №51 – профилактическая лекция «Независимы», Психологическая игра «Я и другие», Просмотр и обсуждение фильма «Наркотики. Секреты манипуляции», Профилактическое занятие «Враги здоровья», Правовая лекция «Подросток и закон», Игровое занятие «Правда или миф». В школе №59 – Профилактическая лекция «Независимы», Диагностика по проблеме «Уровень здоровья и здорового образа жизни учащихся», Профилактическая лекция о влияние психоактивных веществ на здоровье «Твоя жизнь – твой выбор», Просмотр и обсуждение фильма «Наркотики. Секреты манипуляции», Игровое занятие «Правда или миф».

На заключительном этапе педагогического эксперимента было проведено итоговое анкетирование, которое позволило сравнить полученные результаты до и после эксперимента и сделать соответствующие выводы.

По результатам итогового анкетирования ответы учащихся распределились следующим образом. На вопрос «Большинство ПАВ не представляет собой серьезной угрозы здоровью, если принимаются в умеренных количествах?» большинство учащихся школ №51 и №59, не сомневаясь, ответили «представляют угрозу» (87 и 89% соответственно). Однако, около 13% учащихся школы №59 придерживаются мнения «Не представляют».

По мнению респондентов школы №51, (87%) считают, что «даже одноразовое применение психоактивных веществ может сформировать зависимость?». При этом, остальная часть участников педагогического эксперимента придерживается противоположного мнения (школы №51 и №59 – 13 и 19% соответственно).

На вопрос «Люди, употребляющие ПАВ, склонны совершать жестокие, криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят», свое согласие высказали 73% учащихся школы №51 и 65% учащихся школы №59. Остальные респонденты, участвующие в эксперименте, выразили свое несогласие.

Респонденты школы №51 считают, что «после употребления ПАВ, человек нуждается в еще большем их количестве», однако 23 и 31% учащихся школ №51 и №59 соответственно, придерживаются другого мнения.

После проведения системы мероприятий по профилактике употребления ПАВ установлено, что уровень склонности к употреблению психоактивных веществ снизился со средних значений до низких: у обучающихся школ №51 и №59 – на 14 и 18% соответственно (рис. 1).

Рисунок 1. Уровень склонности к употреблению ПАВ обучающимися

* – различия статистически значимы (p ≤ 0,05)

 

Для подтверждения достоверности полученных результатов использовали U-критерий Манна-Уитни. Эмпирическое значение критерия U Манна-Уитни (Uemp) составило 156,5. При этом критическое значение критерия U Манна-Уитни (UКр) при p≤0,05 – 227. Полученное значение Uemp меньше UКр, следовательно, различия в рассматриваемых выборках статистически значимы. Таким образом, эмпирическое значение Uэмп (156,5) находится в зоне значимости при р≤0,05.

Проведение интервьюирования показало, что среди общего числа сотрудников молодежных клубов и организаций только 30% респондентов проходят специальное обучение в КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» и активно принимают участие в Молодежном антинаркотическом проекте «Открытая встреча» для проведения занятий по профилактике употребления ПАВ обучающимися. Большая часть (70%) из числа опрошенных в основном находит методический материал из интернет-источников. При этом, лишь 20% респондентов отслеживают результативность проведенной работы.

Таким образом, результаты исследования показывают эффективность привлечения учреждений дополнительного образования к профилактике употребления ПАВ обучающимися. В ходе исследования данного вопроса представление авторов работы о проблеме употребления психоактивных веществ обучающимися совпадает с мнением других авторов (Коробкина Ж.В., 2004, Белов В.Л., 2012, Казин Э.М, 2018), которые также считают, что для повышения эффективности проведения профилактических мероприятий необходимо привлекать учреждения дополнительного образования [4; 5; 10, с. 32].

На основании полученных результатов сделаны следующие выводы:

  1. Анализ литературных источников позволил выявить, что учреждения дополнительного образования привлекают подростков к различным видам досуговой деятельности с целью проведения мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ.
  2. Проведение анкетирования позволило определить уровень склонности учащихся к употреблению ПАВ и разработать систему мероприятий по профилактической работе с учетом данного уровня. Проведение интервью 10 сотрудников и добровольцев выявило проблемы в нахождении методического материала в проведении и подготовке занятий, отслеживании результативности проведенной работы. В связи с этим для сотрудников учреждений дополнительного образования необходимо проводить систематическое обучении по вопросам проведения профилактической работы.
  3. Результаты исследования показывают, что эффективность проведения профилактической работы, если изначально выявить уровень склонности к употреблению ПАВ у обучающихся по методике, предложенной автором работы, будет выше. Показано, что с использованием этой методики можно проводить оценку эффективности профилактических мероприятий среди обучающихся общеобразовательных учреждений.

Список литературы

1. Хашаев З.М. О проблеме подростковой наркомании в России // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 6. – С. 25-28.
2. Невирко Д.Д. Наркоситуация как социальное явление в контексте мониторинговых исследований: социологический аспект. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. – 283 с.
3. Клям Е.А. Профилактика употребления психоактивных веществ у детей и подростков в рамках учреждения дополнительного образования // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: матер. V всерос. науч.-практ. конф. с межд. уч. для студ., магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов. 19-20 апреля 2018 г. – Пермь: ФГБОУ ВПО ПГГПУ, 2018. – С. 201-203.
4. Казин Э.М. Реализация комплексного подхода профилактики употребления психоактивных веществ старшими подростками в образовательных организациях // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2018. – № 3 (31). – С. 27-33.
5. Белов В.Л. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. – М.: Нарконет, 2012. – 502 с.
6. Шупляк Н.И. Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками // Журнал Школьная педагогика. – 2018. – № 5. – С. 9-11.
7. Крупницкая Т.О. Опыт работы учреждения дополнительного образования по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками: задачи, средства, возможности // Социальное воспитание как целевая функция дополнительного образования детей: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. – 2019. – С. 325-329.
8. Колышницына Т.С., Молоков Д.С., Ходырев А.М. Профилактика употребления детьми и подростками психоактивных веществ // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 1. – С. 52-58.
9. Бузина Т.С. Психологическая профилактика наркотической зависимости. – М.: Когито-Центр, 2015. – 410 с.
10. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

Расскажите о нас своим друзьям: