Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020
УДК 159.99
Дата публикации 12.10.2020
К обзору научных исследований о роли волевых качеств в профессиональном становлении спортсменов
Харитонова Елена Геннадьевна
кандидат исторических наук, начальник отдела научно-исследовательской работы,Филиал ФГАОУ ВО РГППУ в г. Нижнем Тагиле,onir_ntgspi@mail.ru
Сибирцев Богдан Станиславович
студент 4 курса, факультет спорта и безопасности жизнедеятельности, Филиал ФГАОУ ВО РГППУ в г. Нижнем Тагиле, sibirtsevbogdan@yandex.ru
Аннотация: В работе предлагается классификация научных исследований по проблеме формирования волевых качеств спортсменов: труды по анализу понятия «воля»; исследования в области профессионального отбора в спорте; работы по формированию конкретно волевых качеств спортсменов; а также научные исследования по выявлению особенностей формирования волевых качеств спортсменов конкретных видов спорта. Анализ выделенных групп работ выявил, что интерес к указанной теме в отечественной науке до начала 2010-х гг. развивался зигзагообразно.Авторы выдвинули предположение, что причиной этого является повышение государственной поддержки спорта в целом, а также организация и проведение олимпиады 2014 года, в частности.
Ключевые слова: волевые качества спортсменов, импульсивное и волевое поведение, инстинктивные и не инстинктивные мотивы, профессиональный отбор в спорте, психологическая подготовка спортсменов, физическая культура.
PhD in History, head of the research Department Branch of Russian state vocational pedagogical university in Nizhny Tagil, Nizhny Tagil
4th year student, faculty of sport and life safety, Russian state vocational pedagogical university in Nizhny Tagil, Nizhny Tagil
Abstract: The paper proposes a classification of research on the problem of formation of volitional qualities of sportsmen: works on analysis of the concept of "will"; research in the field of professional selection in sports; work on the formation of a specifically strong-willed qualities of athletes; as well as scientific research to identify characteristics of the formation of strong-willed qualities of athletes of specific sports. Analysis of the selected groups of works revealed that interest in this topic in Russian science developed in a zigzag pattern until the early 2010-s. The authors suggested that the reason for this is the increase in state support for sports in General, as well as the organization and holding of the 2014 Olympics, in particular.
Keywords: strong-willed qualities of athletes, impulsive and strong-willed behavior, instinctive and non-instinctive motives, professional selection in sports, psychological training of athletes, physical culture
Харитонова Е.Г., Сибирцев Б.С. К обзору научных исследований о роли волевых качеств в профессиональном становлении спортсменов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-obzoru-nauchnykh-issledovanij-o-roli-volevykh-kachestv-v-professionalnom-stanovlenii-sportsmenov.html (Дата обращения: 12.10.2020)
Не секрет, что одним из важных направлений подготовки профессиональных спортсменов является развитие их волевых качеств. Последние позволяют им подвергать свой организм тяжёлым физическим и психологическим нагрузкам с целью победы на соревнованиях.
Интересно, но несмотря на повышенный интерес к теме спорта в наши дни (его популяризация и поддержка на федеральном и местном уровнях, в т.ч. и непрофессионального спорта), научные исследования по данному вопросу малочисленны.
Это обстоятельство подчёркивает актуальность представленной статьи, цель которой заключается в систематизации отечественных и зарубежных исследований по проблеме волевых качеств спортсменов.
Первая категория работ, к которой предлагаем обратиться при изучении роли волевых качеств в профессиональном становлении спортсменов — труды по анализу понятия «воля». Данная группа исследований наиболее представлена в литературе, среди их авторов — Т. Рибо [1], Р. Мей [2], У. Джемс [3], К. Левин [4], А. Лазурский [5], В. Селиванов [6], Ш. Чхартишвили [7].
Каждый из перечисленных учёных рассматривает волю под разными углами. Например, по мнению Т. Рибо, в основе воли находится страсть, — как главная мотивирующая сила.
В противовес ему, американский психолог Р. Мей считает, что категория «воля» обладает осознанностью, возможностью выбора и отличается большей зрелостью.
У. Джеймс исследовал волю через мотивы поведения, которые он разделил на инстинктивные и не инстинктивные. При этом, воля, по его мнению, должна хорошо работать только в случае усиления не инстинктивных (т. е. культурных) мотивов.
В работах К. Левина понятие «воля» отождествляется с «мотивацией».
Более глубоко изучением категории «воля» занимался А. Лазурский, предполагавший, что она может быть представлена в элементарной и сложной формах. В первом случае волевой процесс проявляется в сознательных произвольных движениях. Сложной формой волевого акта считаются процессы, в которых принятию решения предшествует борьба мотивов.
Похожие взгляды у В. Селиванова и Ш. Чхартишвили: оба исследователя рассматривают проблему воли и волевых действий через поведение, подразделяя его на два вида — импульсивное и волевое. Мотивом импульсивного поведения является субъективная ценность (эмоции). Цель волевого поведения заключается в приобретении результатов, имеющих объективную ценность. Началом волевого поведения и его последующим управлением служит не потребность, а личность, как субъект воли.
В целом, подходы отечественных и зарубежных исследователей в изучении вопросов воли и волевого поведения отличаются. Зарубежные авторы рассматривают волю исключительно в качестве сознательного действия. В то время как отечественные учёные подходят к категории «воля» со стороны мотивации, объясняя это тем, что интенсивность волевых усилий зависит от мотивационных побуждений человека, от желаний, потребностей, от внешних и внутренних препятствий, на которые он наталкивается при выполнении волевого действия.
Вторая категория работ представлена исследованиями в области профессионального отбора в спорте. Ключевыми трудами здесь являются работы А. Пуни [8] и Л. Серовой [9].
Авксентий Цезаревич Пуни был основателем кафедры психологии в иИнституте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта (1946 г.). В 1952 году защитил докторскую диссертацию по теме «Психология спорта». В 1959 году опубликована его монография «Очерки психологии спорта».
Как и диссертация, монография стала первой в своём роде научной работой в СССР, в которой поднимались проблемы спорта и физического воспитания. Кроме того, кафедра Пуни занималась разработкой и чтением курсов по психологии для будущих тренеров и преподавателей физической культуры.
В работах доктора психологических наук Лидии Константиновны Смирновой подчёркивается важность отбора одарённых людей в спорте высших достижений — если не делать отбор на всех этапах подготовки спортсменов, тренер не сможет вырастить мастера, профессионала. В своей книге «Профессиональный отбор в спорте», Смирнова предлагает методику спортивного отбора, уделяя внимание отбору на начальных стадиях занятий спортом, психологическому разделу отбора, а также профессиональных качествах спортсменов.
К третьей группе исследований относятся работы по формированию конкретно волевых качеств спортсменов.
В советский период существенное внимание данной проблеме уделял К. Жаров [10], высказавший идею о том, что способами самовоспитания спортсмена могут быть любые формы его деятельности по преодолению трудностей. Таким образом, волевой рост спортсмена зависит от его умения проводить самомобилизацию и соблюдать внутренние самоограничения (самоубеждение, самопобуждение, самоактивация, самоприказы и проч.).
Среди современных авторов отметим Ю. Анисимову, Г. Каменеву, Г. Прыгина [11], М. Рушину [12], Н. Фомину, В. Голубеву [13].
Данные авторы анализируют психологические особенности волевых качеств спортсменов командных и индивидуальных видов спорта, а также особенности факторной структуры уверенности профессиональных и не профессиональных спортсменов и спортсменов подросткового возраста.
В целом исследователи выявили такие наиболее важные, по их мнению, волевые качества спортсменов, как настойчивость, организованность, осмысленность и энергичность.
В эту же категорию можно включить исследования преемников А. Пуни из Санкт-Петербурга — Г. Горбунова, А. Шленкова [14], А. Ловягину, Е. Хвацкую [15],— которые продолжили работы основателя ленинградской научной школы психологии спорта в области разработки научно-практической проблемы психологической подготовки спортсменов.
Наконец, говоря о роли воли в профессиональном спорте, можно обратиться к научным исследованиям по выявлению особенностей формирования волевых качеств спортсменов конкретных видов спорта — работы Е. Воронковой [16], А. Иванова [17], Е. Ильина [18].
В частности, говоря о важности физической и технической подготовки спортсменов-кикбоксеров, перечисленные авторы предлагают собственные методики развития воли посредством их психологической подготовки. По их мнению, психологической подготовке кикбоксеров должно уделяться больше внимания, поскольку это позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (например, страху перед возможным поражением, неуверенность в своих силах и проч.)
Таким образом, рассмотрев основные научные исследования, посвящённые роли воли в профессиональном становлении спортсменов, авторы статьи пришли к следующему.
Во-первых, все исследования в рамках указанной темы можно разделить на четыре группы: труды по анализу понятия «воля»; исследования в области профессионального отбора в спорте; работы по формированию конкретно волевых качеств спортсменов; а также научные исследования по выявлению особенностей формирования волевых качеств спортсменов конкретных видов спорта.
Во-вторых, если работы по изучению психологической категории «воля» широко представлены в трудах зарубежных и отечественных исследователей, то труды в области формирования волевых качеств спортсменов — являются самыми малочисленными. Первые работы по данной проблеме появляются в 1950-х гг. и связаны с исследованиями А. Пуни в области психологии спорта. Вплоть до сегодняшнего времени ленинградская научная школа является лидером в этом вопросе.
В-третьих, установлено, что обращение научного сообщества к теме волевых качеств спортсменов было и остаётся «зигзагообразным», не системным, — после выхода первых работ Пуни в 1950-е гг., вновь интерес учёных к этой теме возникает лишь в 1970-е гг. Небольшая волна подобных исследований приходится на конец 1990-х. И только с начала 2010-х гг. наблюдается стабильное повышение интереса исследователей к вопросу об особенностях формирования волевых качеств спортсменов. Возможно, причинами этого выступили объективные факторы — повышение государственной поддержки спорта и олимпиада 2014 года.
Список литературы
1. Рибо Т. Воля в ее нормальном и болезненном состояниях. — Санкт-Петербург: В.И. Губинский, 1916. —127 с.
2. Мэй Р. Любовь и воля. — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. — 384 с.
3. Джемс У. Психология. — М.: Педагогика, 1991. — 367 с.
4. Левин К. Динамическая психология. — М.: Смысл, 2001. — 572 с.
5. Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. — М.: Юрайт, 2016.— 245 с.
6. Селиванов В. И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психологический журнал. — Т. 7. —1986. — № 6. — С. 110—121; Селиванов В. И. Психология волевой активности. — Рязань. Изд-во: РГПИ, 1974. — 150 с.
7. Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии // Вопросы психологии. — 1967. — № 4. — С. 72-81.
8. Пуни А. Ц. Состояние психической готовности и психологическая подготовка к соревнованиям в спорте // Вопросы психологии в спорте. — Л.: Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, 1973. — 31 с.; Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. — М.: ФиС, 1969. — 88 с.; Пуни А. Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте. — Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1979. — 51 с.
9. Серова Л. К. Профессиональный отбор в спорте. — М.: Человек, 2011. —159 с.
10. Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 151 с.
11. Анисимова Ю. Н., Каменева Г. Н., Прыгин Г. С. Психологические особенности волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2018. — № 4 (40). — С. 44-54.
12. Рушина М. А. Факторная структура уверенности профессиональных и непрофессиональных спортсменов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2012. —№ 4. — С. 91-96.
13. Фомина Н. А., Голубева В. А. Особенности и психологическая структура настойчивости спортсменов подросткового возраста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2012. —№ 2. — С. 71-76.
14. Гобунов Г. Д., Шленков А. В. Развитие идей А. Ц. Пуни в разработке научно-практической проблемы психологической подготовки // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. — 1998. — № 11. URL: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1998n11-12/p7-10.htm (дата обращения: 05.10.2020).
15. Ловягина А. Е., Хвацкая Е. Е. Психология спорта в Ленинграде и Санкт-Петербурге // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2015. — Сер. 16. — Вып. 4. — С. 187-200.
16. Воронкова Е. В. Особенности психической подготовки юных кикбоксеров 14–15 лет // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 198-200. URL: https://moluch.ru/archive/148/41551/ (дата обращения: 05.10.2020).
17. Иванов А. Л. Кикбоксинг. — Киев: Перун, 1995. — 312 с.
18. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2001. — 368 с.