Социальная психология | Мир педагогики и психологии №09 (50) Сентябрь 2020

УДК 159.9

Дата публикации 30.09.2020

К вопросу о детско-родительских отношениях

Световец Марина Семеновна
магистрант 3 курса кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», РФ, г. Магнитогорск, svetmarina21@mail.ru
Научный руководитель Слепухина Галина Владимировна
кандидат пед. наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», РФ, г. Магнитогорск, g.slepukhina@mail.ru

Аннотация: Ведущее место в жизни современных родителей занимает карьера. Для современной семьи больше важны супружеские отношения. В этой связи происходит изменение детско-родительских отношений. Необходима новая система взаимоотношений. Данный факт также должен учитываться родителями во взаимоотношениях с современными детьми подросткового возраста. Принципиальное отличие детско-родительских отношений в этом возрасте состоит во внутренней противоречивости двух тенденций – тенденции к автономизации и самостоятельности и тенденции к сохранению и развитию прежних доверительных близких отношений с родителями.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, подростковый возраст, прогресс, дефицит общения, взаимоотношения.

On the issue of child-parent relations

Svetovets Marina Semenovna
3rd year master of social work department and psycho-pedagogical education, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia, Magnitogorsk
Scientific adviser Slepukhina Galina Vladimirovna
Cand. ped. of sciences, associate professor of the department of social work and psycho-pedagogical education, scientific advisor, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia, Magnitogorsk

Abstract: Career plays a leading role in the life of modern parents. For a modern family, marital relations are more important. In this regard, there is a change in the child-parent relationship. A new system of relationships is needed. This fact should also be taken into account by parents in their relationships with modern children of adolescent age. The fundamental difference between child-parent relations at this age is the internal contradiction of two trends – the tendency to autonomy and independence and the tendency to preserve and develop the previous trusting close relationships with parents.
Keywords: child-parent relationships, adolescence, progress, lack of communication, relationships.

Правильная ссылка на статью
Световец М.С., Слепухина Г.В. К вопросу о детско-родительских отношениях // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 09 (50). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-detsko-roditelskikh-otnosheniyakh.html (Дата обращения: 30.09.2020)

В настоящее время происходит характерная для современных семей трансформация взаимоотношений между родителями и детьми в направлении углубления изоляции и увеличения дефицита общения членов семьи, главным образом, родителей и детей. В настоящее время происходит снижение роли детско-родительских отношений и причин для этого очень много.

Если раньше ведущая роль принадлежала отношениям между родителями и детьми, то для современной семьи больше характерны супружеские отношения.

Образ жизни современного общества предполагает приоритет карьеры, удовлетворения личных потребностей и т.п. в ущерб общению в семейном кругу и заботе о детях.

В российском обществе происходит постепенное распространение процессов, образов, личностей и явлений, характерной чертой которых является их внутреннее содержательное несоответствие социальных практик по воспитанию подрастающего поколения и общественного сознания относительно современного статуса детства. Именно появление детей постепенно «формирует родителей», провоцирует их на выполнение новых ролей, приобретение знаний, умений и навыков. Ребенок сегодня не является главным проектом молодежной семьи, он выступает, как один из многих проектов, и поэтому определенная часть родителей хотят упростить выполнение родительских задач, в результате чего появляются «дети без детства» в традиционном понимании и «родители без родительства» [2].

Мы согласны с автором [2], который рассматривает детско-родительские отношения не просто как социопсихологический феномен, а как социальное явление, которое несет в себе определенный потенциал для развития общества

Мир меняется, поэтому и детско-родительские отношения меняются вместе с ним. Подростковый период – интересный и сложный возраст: детство уже ушло, но взрослость ещё не наступила [1].

Некоторые авторы считают, что причины, влекущие установление дисгармоничных детско-родительских отношений, заложены в самой общественной системе и обусловлены темпами прогресса.

С развитием научно-технического прогресса, появлением новых современных технологий и возможностей, ускорением темпа жизни, происходит быстрое взросление детей. Новое поколение детей подросткового возраста совсем по-другому мыслит, воспринимает информацию и весь мир в целом, как безграничное информационное поле. У них так называемое клиповое мышление, они больше визуалы, и многие из них вообще живут в своем виртуальном пространстве.

Сейчас и возрастные границы вообще сдвинулись очень сильно. У некоторых детей уже в 10-11 лет проявляются подростковые признаки, т.е. они взрослеют быстрее. Современные подростки физически растут также как их сверстники минувшего ХХ века, а вот развиваются совсем по-другому. Если анатомо-физиологический аспект развития детей подросткового возраста не претерпел существенных изменений, то со стороны интеллектуального, нравственного и социального развития произошли кардинальные перемены.

Мы видим, что у детей подросткового возраста есть возможность самим зарабатывать посредством интернета. Они придумывают такие вещи, которые совершенно неожиданно могут захватить внимание большой аудитории, тем самым принося им популярность и доход. Поколение молодежи 80-х и 90-х годов даже и не мечтали об этом. Не все взрослые, пользуясь инструкцией, могут понять, как именно играть в популярные детские игры, ребята же делают это интуитивно, методом «проб и ошибок».

В связи с этим, происходит дисгармония отношений между родителями и детьми, которая мешает родителям понять и принять новые устои, взгляды и мнения детей, а дети не могут понять старые уклады и традиции своих родителей.

Но видеть причину всех вышеперечисленных проблем только темпами прогресса нельзя, да и к тому же это будет неправильно, но стоит очень серьезно отнестись к тому, что во многих случаях прогресс является катализатором развития данных проблем.

Особый акцент на значимость детско-родительских отношений в семье приходится в период взросления подростка Подростковый возраст подразумевает наличие противоречия между стремлением казаться и неумением «быть взрослым», между стремлением к независимости и необходимостью беспрекословно выполнять указания родителей [3].

В подростковом возрасте основными задачами развития становятся: освобождение от родительской опеки и построение новой системы отношений, что определяет существенное влияние семьи на развитие подростка на этой возрастной ступени.

Большое количество авторов предлагают свои рекомендации для родителей, но, каждая семья вместе со своим ребенком переживает этот период совершенно по-своему, порой чувствуя безграничное одиночество и отчаяние [4]. Родителям используют «старые установки» в воспитании, которые закладывались их родителями, а это отголоски прошлой эпохи. Данный факт должен учитываться родителями во взаимоотношениях с современными детьми подросткового возраста. Родителям необходимо абстрагироваться от мышления «старого образца», посмотреть на своих подрастающих чад по-новому, построить новую систему взаимоотношений.

Форма отношений между детьми и родителями, доминирующая на современном этапе, выступает ресурсом развития общества в будущем. От опыта детско-родительских отношений, установок, полученных сегодня, зависит, будут ли выросшие поколения стремиться завести свою семью, воспитывать, а не просто родить и растить детей, будут ли заботиться о старшем поколении.


Список литературы

1. Лидере, А. Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие-прак-тикум для студентов факультета психологии высших учебных заведений / А. Г. Лидере. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательский центр «Ака¬демия», 2007. — 432 с.
2. Майорова-Щеглова, С. Н. Трансформации детства в начале XXI в. М. : к уточнению концепции социального конструирования детства / С. Н. Майорова-Щеглова // Вестник РГГУ. — 2014. — № 4. — С. 173-183.
3. Световец, М. С. Влияние детско-родительских отношений в семье на становление личности подростка / М. С. Световец – // EUROPEAN SCIENCE FORUM : сборник статей III международной научно-практической конференции (12 марта 2020 г.). — Петрозаводск, 2020. - С. 166-170.
4. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д. И. Фельдштейн. — Москва : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 1997. — 158 с. : ил.

Расскажите о нас своим друзьям: