Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 376

Дата публикации 19.05.2023

Теоретической обзор исследований особенностей мыслительных операций у младших школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Григорьева Диана Павловна
студент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», РФ, г. Симферополь, dianochka-grigoreva-2000@mail.ru
Научный руководитель: Андрусева Ирина Владимировна
к. п. н., доцент кафедры специального (дефектологического) образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», РФ, г. Симферополь, irinandrusyova@yandex.ru

Аннотация: В данной статье осуществлён теоретический обзор исследований по проблеме изучения особенностей мыслительных операций у младших школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Отмечается взаимосвязь аналитико-синтетической деятельности и языковой способности. Проводится анализ работ учёных, изучавших данную проблему.
Ключевые слова: мыслительные операции, аналитико-синтетическая деятельность, дисграфия, языковой анализ и синтез, младшие школьники.

Theoretical review of studies of the features of mental operations in primary school students with dysgraphia on the basis of violations of language analysis and synthesis

Grigoryeva Diava Pavlovna
student, Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University, Russia, Simferopol
Scientific adviser: Andrusyova Irina Vladimirovna
к. p. n., assistant Professor of the Department of Special (Defectology) Education, Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University, Russia, Simferopol

Abstract: This article provides a theoretical review of research on the problem of studying the features of mental operations in younger schoolchildren with dysgraphy on the basis of violations of language analysis and synthesis. The interrelation of analytical-synthetic activity and language ability is noted. The analysis of the works of scientists who have studied this problem is carried out.
Keywords: mental operations, analytical and synthetic activity, dysgraphia, language analysis and synthesis, junior schoolchildren.

Правильная ссылка на статью
Григорьева Д.П., Андрусева И.В. Теоретической обзор исследований особенностей мыслительных операций у младших школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/teoreticheskoj-obzor-issledovanij-osobennostej-myslitelnykh-operatsij-u-mladshikh-shkolnikov-s-disgrafiej-na-pochve-narusheniya-yazykovogo-analiza-i-sinteza.html (Дата обращения: 19.05.2023)

Мышление представляет собой единый познавательный процесс, который совершается благодаря взаимодействию всех его звеньев (мотивационного, ориентировочного, операционного, вербального). Мыслительная деятельность человека осуществляется с помощью мыслительных операций. Основная их функция – познание сущности предметов и явлений окружающего мира.

В общей и специальной психологии существует несколько классификаций мыслительных операций разных авторов (А.Г. Маклаков, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков), однако, в нашем исследовании мы используем классификацию С.Л. Рубинштейн. В данной классификации автор выделяет следующие операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстракция. Рассмотрим их более подробно.

Анализ – это мысленное разделение целого на части. В основе данной операции лежит познавание целого путём более глубокого изучения каждой его части по отдельности. Выделяют два вида анализа: собственно анализ, как мысленное расчленение целого на части и анализ как мысленное выделение отдельных признаков этого целого. Синтез – мысленное объединение частей в единое целое. Так же, как в анализе, различают два вида синтеза: синтез как мысленное сочетание различных признаков и свойств предметов и явлений окружающего мира и собственно синтез, как мысленное объединение частей в одно целое. Сравнение – это мысленное определение сходств и различий между предметами и явлениями, их свойствами или особенностями. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных. Обобщение – это мысленное объединение множества предметов или явлений на основе их общих признаков и свойств; процесс приведения менее в результате этой операции из менее общих понятий рождается понятие более широкого объёма [1; 8; 11].

Все мыслительные операции производятся не самостоятельно, а в различных сочетаниях. При решении определённой задачи человек использует соответствующий комплекс операций. Так, например, в процессе чтения в тексте выделяются буквы, слова, фразы и в то же время они постоянно объединяются друг с другом: буквы в слова, слова – в предложения, а предложения – в тексты  [6].

В целом, овладение письменной речью предполагает функционирование симультанных и сукцессивных процессов и их непосредственное взаимодействие. А.Р. Лурия в своих трудах подчёркивал, что все чувственные импульсы, которые мы воспринимаем в виде информации, проходят двойную обработку, в частности, выполняется сукцессивный (последовательный, временной) анализ и синтез и, соответственно, симультанный (пространственный, мгновенный) анализ и синтез [5]. 

Выполняемые человеком операции анализа и синтеза дают ему возможность применять алгоритмы лингвистики в процессе использования языка. Также аналитико-синтетические операции управляют закономерными процессами в языке и речи. Таким образом, значение анализа и синтеза в развитии речи и мыслительной активности человека является ведущим. Данные операции лежат в основе восприятия и понимания слов и связей между ними, определяют различение значения и смысла слов, а также формируют способность оперировать правилами языка [7].

Термин «языковой анализ и синтез» и различные его варианты упоминаются в трудах многих авторов, изучающих методы коррекции нарушений письменной речи и развития языковой способности: навыки языкового анализа, языковые представления, языковой анализ и синтез. В своих работах В.А. Ковшиков утверждает, что языковой анализ и синтез представляет собой «широкую область операций над языком, включающей, в том числе, и фонематический анализ» [2, с. 16].

Термин «языковой анализ и синтез» часто применяется в теории и практике логопедии. Так, в трудах Р.И. Лалаевой, посвящённых нарушениям письменной речи, именно нарушения различных форм данного процесса выступают в качестве ведущего механизма дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и выражаются в виде «специфических» ошибок на письме [4].

По исследованиям А.А. Таракановой, у детей с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеа сукцессивный анализ и синтез характеризуется замедленным темпом. Сукцессивные аналитико-синтетические операции неразрывно связаны с другими мыслительными операциями. При их неправильном функционировании в свою очередь нарушаются операции обобщения и абстрагирования [9].

Учащиеся с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза испытывают трудности при выделении одного главного признака, при абстрагировании от других его признаков. Трудности выполнения заданий на сукцессивный анализ и синтез вызваны тем, что у детей с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеа нарушается выделение главного в воспринимаемой информации. При этом особую сложность вызывает вычленение признаков отвлечённого характера, таких как время, количество и т.д. Довольно часто при совершении анализа дети не могут выделить все значимые признаки предметов. Обычно в первую очередь детьми выделяются именно детали, находящиеся на первом плане, являются самыми яркими, крупными, эмоционально окрашенными. Более существенные детали, расположенные на втором плане, детьми обычно не выделяются. Аналитико-синтетическая деятельность осуществляется в основном на конкретно-ситуативном уровне [9].

Таким образом, для детей с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза характерны проблемы с контролем над собственной деятельностью. Данные особенности часто сочетаются с нарушением распределения внимания и недостаточным объемом кратковременной памяти. Анализ работ А.А. Таракановой свидетельствует о специфичном недоразвитии симультанного анализа и синтеза как в неречевой, так и в речевой деятельности у младших школьников с дисграфией на почве нарушения анализа и синтеза [9, 10].

Л.В. Венедиктова и Р.И. Лалаева в своих исследованиях выделяют следующие особенности формирования языкового анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией:

· трудности  языкового анализа и синтеза – проявляются в однообразии синтаксических конструкций и аграмматизмах. Дети испытывают затруднения в определении границ предложений, количества слов, определении места слова в предложении, составлении предложений с опорой на схемы, а так же на данном уровне ребенку сложно выделить из текста предложение по определенному критерию, а  так же деление предложений на слова; неспособности определения границ слов (на основании этого выявляются такого рода ошибки как контаминации – слияние частей разных слов), для таких детей составляет сложность написание приставок и предлогов, первое они в свою очередь пишут слитно, а вторые – раздельно;

· трудности на уровне слога: сложности вызывают определение количества слогов в слове и их последовательность; анализ последовательности звуков в слоге; дифференциация гласных и согласных звуков; выделение гласных и определение их количества в слоге; чаще всего дети испытывают трудности при составлении слов из данных слогов;

· трудности фонематического анализа – заключаются в том, что ребёнок испытывает затруднения в определении количества звуков, их позиции и последовательности в слове, выделении ударного гласного;

· трудности фонематического восприятия – проявляются в затруднениях при различении сходных звуков, отличных по одному фонематическому признаку,  при различении сходных, и дискретных слогов [3].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что у младших школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза имеются выраженные искажения в деятельности мыслительных операций, в особенности операций анализа и синтеза, которые выражаются на письме в виде описанных ранее специфических ошибок. В связи с этим, в процессе коррекции данного нарушения у младших школьников основной упор стоит делать на развитие всех форм языкового анализа и синтеза.


Список литературы

1. Психология: учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан [и др.] / под ред. И.В. Дубровина. — М.: Академия, 2014. — 496 с.
2. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. — СПб.: Каро, 2018. — 128 с.
3. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учебное пособие для студентов. — М.: Владос, 2013. — 2013 с.
4. Венедиктова Л.В., Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. — СПб.: Союз, 2009. — 156 с.
5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — СПб.: Питер, 2023. — 384 с.
6. Рахимова М. И. Синтез и анализ лингвистической системы // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1159-1161.
7. Рубанова О. Б. Коррекция дисграфии у учащихся младших классов с лёгкой степенью умственной отсталости // Научный альманах. — 2021. — № N 6-1(80). — С. 68-73.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — М: АСТ, 2020. – 960 с.
9. Тараканова А.А. Особенности операций мышления и их коррекция у младших школьников с нарушениями письма: учеб. пособие. — М.: Форум; Инфра-М, 2016. — 176 с.
10. Елецкая О. В., Тараканова А. А., Щукин А. В. Особенности неречевых процессов у школьников с нарушениями письма. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 288 с.
11. Татаров А. С. Психология: учебно-методическое пособие для медицинских специальностей. — М.: Академия Естествознания, 2010. — 284 c.

Расскажите о нас своим друзьям: