Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 159.9

Дата публикации 18.05.2023

Роль игровых ситуаций в коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития

Ибрагимова Алие Рустемовна
канд. пед. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Абхаирова Пакизе Эскендеровна
студентка, кафедра специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

Аннотация: Статья рассматривает вопрос о роли игровых ситуаций в коррекции произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития. В результате исследования было показано, что использование игровых ситуаций в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с задержкой психического развития позволяет эффективно развивать у них произвольное внимание.
Ключевые слова: игровые ситуации, коррекционный процесс, произвольное внимание, младший школьный возраст, задержка психического развития.

The role of game situations in the correction of arbitrary attention of younger schoolchildren with mental retardation

Ibragimova Aliye Rustamovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Abhairova Pakize Eskenderovna
student, Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol

Abstract: The article considers the role of game situations in the correction of arbitrary attention in younger schoolchildren with mental retardation. As a result of the study, it was shown that the use of game situations in correctional and developmental work with younger schoolchildren with mental retardation allows them to effectively develop arbitrary attention.
Keywords: game situations, correctional process, attention achievement, primary school age, mental retardation.

Правильная ссылка на статью
Ибрагимова А.Р., Абхаирова П.Э. Роль игровых ситуаций в коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-igrovykh-situatsij-v-korrektsii-proizvolnogo-vnimaniya-mladshikh-shkolnikov-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 18.05.2023)

В современном обществе все большее количество детей с задержкой психического развития сталкивается с проблемами на уроках и в повседневной жизни. Одной из основных трудностей, с которыми они сталкиваются, является неспособность концентрироваться и удерживать внимание на задании в течение продолжительного времени. Это, в свою очередь, приводит к трудностям в усвоении нового материала и затягиванию выполнения заданий.

Игровые ситуации могут помочь в решении данной проблемы. Они способствуют развитию произвольного внимания, улучшают память и мышление, увеличивают мотивацию к учению. В играх дети учатся лучше ориентироваться в ситуации, быстро переключаться с одной задачи на другую, а также управлять своим поведением и эмоциями.

Однако, не все игры могут быть эффективными для коррекции произвольного внимания. Необходимо учитывать возраст, психологические особенности и интересы детей с задержкой психического развития. Кроме того, игровые ситуации должны быть специально разработаны для улучшения концентрации и удержания внимания.

В своих трудах К.Д. Ушинский подчеркивал важность игры в образовательном и воспитательном процессе. Он считал, что игра является естественной формой деятельности для детей и одновременно может быть использована как средство воспитания и обучения. К.Д, Ушинский считал, что «в игре дети могут обнаружить свои способности, учиться новым навыкам, развивать свои качества и достигать целей, что в свою очередь приводит к успеху в учебе и в жизни в целом. Таким образом, игра имеет большое значение для успешного развития личности ребенка» [4, c. 50].

Исследования Е.Е. Чернявской подчеркивают, что игра не только помогает детям развивать свои интеллектуальные и физические способности, но и учиться взаимодействовать с другими людьми, принимать решения и находить решения проблем. Кроме того, игры способствуют развитию воображения и творческого мышления детей. Поэтому важно, чтобы родители и воспитатели создавали детям возможности для игры и поддерживали их интерес к этому занятию [5].

В педагогике есть прекрасные традиции использования игры. Как утверждает исследование Д.Б. Эльконина, игра является одним из основных видов деятельности человека, поэтому игровые элементы фактически можно использовать на любых этапах учебно-воспитательной работы [6].

Исследователями О.А. Степановой, М.Э. Вайнер и Н.Я. Чутко подчеркивается, что игровые ситуации могут быть использованы как один из методов активного обучения, поскольку они действительно позволяют организовать обучение в свободной форме и максимально приблизить его к реальной жизни. Суть этого метода состоит в том, что обучение происходит через активное участие учеников в игровых ситуациях, что способствует не только более глубокому усвоению материала, но и развитию креативности, критического мышления и социальных навыков [3].

То, что в обычной неигровой ситуации для ребенка скучное, неприятное и утомительное, в игре благодаря его эмоциональной привлекательности, преодолевается успешно и легко.

Процесс игры может быть увлекательным и интересным для детей, повышая их мотивацию и настроение. Кроме того, игра позволяет ребенку сосредоточиться на интересующих его вещах и забыть о том, что происходит вокруг, что также может помочь в преодолении неприятных ситуаций. Большинство детей более относительно свободно и без страха себя проявляют в рамках игровых ситуаций [1].

Игровые ситуации имеют важную роль в коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития. В игровой форме обучения все участники игры активно включаются в процесс и учатся новому, не замечая для себя утомления и напряжения.

В играх можно использовать различные задания, которые требуют сосредоточенности и внимания. Например, задания на поиск предметов, сбор пазлов, выполнение различных логических задач, описание и запоминание объектов и др. Такие игры и задания помогают развивать произвольное внимание, улучшают визуальное и слуховое восприятие, укрепляют память, улучшают концентрацию внимания.

В процессе игры можно также повысить мотивацию ребенка к обучению и развить его творческие способности. Кроме того, игровые ситуации способствуют формированию социальных навыков и умения работать в команде [1].

Далее приведем примеры игровых ситуаций в коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития:

1. «Ищем пары». Ребенку предлагаются две кучки картинок (например, картинки животных) и он должен найти пары и расположить их рядом.

2. «Золотой ключик». Ребенку показываются несколько фотографий, а он должен запомнить, какие изображения были на них. Затем преподаватель задает вопросы о том, что было на каждом изображении.

3. «Найди отличия». Ребенку показываются две картинки, и он должен найти и назвать различия между ними.

4. «Что забыл заяц?». Ребенку показывается рисунок, на котором изображены несколько предметов. Затем рисунок скрывается, и ребенок должен назвать все предметы, которые видел.

5. «Лабиринт». Ребенку предлагается найти выход из лабиринта, последовательно переходя от одного круга к другому.

6. «Особое слово». Ребенку предлагается назвать все слова, которые начинаются на определенную букву.

7. «Какое число?». Ребенку показываются цифры и он должен сложить или вычесть их в зависимости от заданного числа.

8. «Поиск предметов» – ученику даются 5-10 предметов, которые нужно расположить в определенном порядке на столе. Затем предметы снимаются со стола, и ученик должен восстановить их положение по памяти.

9. «Спрятанные буквы» – ученику даются листки, на каждом из которых спрятана одна буква. Ученик должен найти и отметить их.

10. «Концентрация внимания на уменьшение шума» – ученики играют в парах, один ученик шумит, а второй должен сконцентрировать внимание на задании, не обращая внимание на шум.

11. «Следи за мячом» – ученик должен следить за мячом, который перебрасывается с одной руки на другую.

12. «Последовательность цифр» – ученику предлагают последовательность цифр, которую нужно запомнить и воспроизвести.

13. «Игра в 20 вопросов» – ученики играют в игру, в которой нужно задавать друг другу вопросы, отвечая на которые можно угадать загаданное слово [2].

Важно отметить, что игровые ситуации должны быть адаптированы к уровню развития каждого конкретного ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. Таким образом, использование игровых ситуаций в коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития имеет положительный эффект и помогает развитию важных навыков [3].

Таким образом, что использование игровых ситуаций оказывает положительный эффект на развитие произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития. В игровой ситуации дети учатся концентрировать свое внимание на конкретной задаче или действии, а также развивают пространственное и временное восприятие. Они становятся более уверенными в своих действиях, улучшают координацию движений и развивают логическое мышление. Игровые ситуации можно использовать как в контексте индивидуальной работы с детьми, так и в рамках групповых занятий. Главное, чтобы игры были интересными и понятными для детей, подходили к их возрасту и уровню развития.

 


Список литературы

1. Абрамов, Д.В. Коррекция и развитие произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития / Д.В. Абрамов, И.А. Годылева // Вестник науки и образования. 2021. №5-3 (118). – C. 1–3.
2. Завьялова, Т.Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников / Т.Л. Завьялова, И.В. Стародубцева. – М.: Аркти, 2008. – 56 с.
3. Степанова, О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: учеб. пособие для сред. проф. образ. / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко. – М.: Академия, 2003. – 271 с.
4. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. – М: Педагогика, 2009. – 528 с.
5. Чернявская, Е.Е. Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста / Е.Е. Чернявская // Вестник экспериментального образования. 2015. №3. – [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-proizvolnogo-vnimaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.02.2023).
6. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС. – [Электронный ресурс] – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000599457 (дата обращения: 17.02.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: