Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 37+159.9
Дата публикации 30.04.2024
Теоретический анализ проблемы формирования вокальных навыков у младших школьников с задержкой психического развития
Сухонина Наталья Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова», РФ, г. Симферополь, talmia@mail.ru
Мировидова Любовь Георгиевна
студент кафедры специального (дефектологического) образования, ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова», РФ, г. Симферополь, luba200224@mail.ru
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска всевозможных методов, приёмов и средств формирования вокальных навыков у обучающихся специальных (коррекционных) школ. Целью статьи выступает рассмотрение проблемы формирования вокальных навыков у младших школьников с задержкой психического развития. На основании сравнительного анализа мнений различных исследователей относительно вокально-хоровых возможностей младших школьников с задержкой психического развития выясняются характерные особенности формирования вокальных навыков последних.
Ключевые слова: музыкальное воспитание, младшие школьники с задержкой психического развития, вокальные навыки, музыкальные способности, вокально-хоровая культура школьника.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education, GBOUVO RK «KIPU named after Fevzi Yakubov», Russian Federation, Simferopol
Student of the Department of Special (defectological) Education, GBOUVO RK "KIPU named after Fevzi Yakubov", Russian Federation, Simferopol
Abstract: The relevance of the article is due to the need to search for all possible methods, techniques and means of forming vocal skills among students of special (correctional) schools. The purpose of the article is to consider the problem of the formation of vocal skills in younger schoolchildren with mental retardation. Based on a comparative analysis of the opinions of various researchers regarding the vocal and choral capabilities of younger schoolchildren with mental retardation, the characteristic features of the formation of vocal skills of the latter are clarified.
Keywords: musical education, younger students with mental retardation, vocal skills, musical abilities, vocal and choral culture of the student.
Сухонина Н.С., Мировидова Л.Г. Теоретический анализ проблемы формирования вокальных навыков у младших школьников с задержкой психического развития
По словам В. А. Сухомлинского, музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека. Исходя из этого без музыкального воспитания невозможно полноценное гармоничное развитие личности человека. В этой связи уместно обратить внимание на музыкальное воспитание и образование той категории детей, которая нуждается в создании специальных образовательных условий в силу определённых нарушений психического развития для эффективной социализации и социальной адаптации в обществе.
Ведущую роль в музыкальном воспитании и образовании обучающихся с задержкой психического развития играет педагог-музыкант, имеющий качественную профессиональную подготовку, позволяющую ему взаимодействовать с данной категорией детей на уроках музыки и во внеурочное время в ходе различных видов музыкальной деятельности: слушания (восприятия) музыки, музыкально-ритмической деятельности, игры на музыкальных инструментах, вокально-хоровой подготовки. Здесь следует подчеркнуть формирование у обучающихся изучаемой категории вокально-хоровых навыков.
Изучением проблемы формирования вокально-хоровых навыков у детей и подростков занимались многие педагоги прошлого (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, В. А. Сухомлинский) и педагоги-новаторы (М. С. Осеннева, Д. Е. Огороднов).
Рядом учёных было рассмотрено формирование вокальных навыков у младших школьников с нормой развития (М. А. Давыдова, Н. Чжень, Е. Е. Шувалова, А. А. Ковешникова, Е. В. Бакшаева, Г. П. Стулова) и с задержкой психического развития (Е. Ю. Тишина, Е. А. Алентьева).
Формирование вокально-хоровых навыков у младших школьников с задержкой психического развития предусмотрено федеральным государственным образовательным стандартом и федеральными рабочими программами обучения и воспитания. Поднимаемая нами проблема исследования на сегодняшний день в специальном образовании остаётся не до конца изученной. Необходим активный поиск всевозможных методов, приёмов и средств формирования вокальных навыков в рамках образования обучающихся в специальных (коррекционных) школах.
В данном контексте представляется весьма актуальной проблема формирования вокальных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Прежде чем рассмотреть мнения исследователей относительно формирования вокальных навыков у младших школьников с задержкой психического развития, раскроем понятие «вокальные навыки».
Исходя из учения И. П. Павлова, основанного на условно-рефлекторных началах формирования любого рефлекса (привычки), вокальные навыки являются совокупностью таких певческих рефлексов, как: «работа голосового аппарата в пении, анализ установок педагога и их выполнение, приёмы вокализации, сложившиеся за время обучения [1, с. 31]».
Е. В. Бакшаева и Г. П. Стулова к вокальным умениями и навыкам относят: голосообразование, артикуляцию, певческое дыхание, слуховое восприятие, внутрислуховое представление и воспроизведение собственным голосом, эмоциональную выразительность вокального исполнения [2].
Несколько иную классификацию вокально-хоровых навыков предлагает Е. Е. Шувалова, выделяя среди них следующие: певческая установка (сидя и стоя); певческое дыхание; звукообразование; звуковедение; чистота интонирования (строй); артикуляция и дикция; ансамбль (ритмический, дикционный, динамический, темповый).
О. Ю. Швецова под вокальным навыком подразумевает такой сенсомоторный навык, при котором голосовая моторика выполняется под контролем слуха, как главного регулятора двигательной системы воспроизводящей звук. Исследователь категорически против того, чтобы считать вокальные навыки сугубо двигательными навыками.
Эту идею в своих исследованиях продолжает раскрывать А. А. Ковешникова, поясняя, что вокальные навыки – это совокупность тесно взаимодействующих друг между другом двигательных (вокальная моторика), умственных (операции сравнения, анализа, синтеза), сенсорных (выделение звука, его высоты, длительности) и культурно-поведенческих (певческая установка) стереотипов. Данная совокупность разнородных динамических стереотипов представляет собой сложный комплекс вокальных навыков и включает в себя: звукообразование, интонацию, строй, ансамбль, певческое дыхание, артикуляцию, дикцию, эмоциональную выразительность исполнения. Такие навыки, по А. А. Ковешниковой, являются «основой, без которой пение воспитательного значения иметь не может [3, с. 9]».
В этой связи уместно обратить внимание на воспитание и образование той категории детей, которая нуждается в создании специальных образовательных условий в силу определённых нарушений психического развития. Рассмотрим особенности психического развития обучающихся младших классов с задержкой психического развития.
В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. С медицинской точки зрения, задержка психического развития – это временное отставание в развитии отдельных психических функций и незрелость эмоционально-волевой сферы, вследствие парциального поражения коры головного мозга.
Младшие школьники с задержкой психического развития имеют: фрагментарное, неточное, замедленное восприятие; неустойчивое, кратковременное внимание; преимущественно наглядно-образную память; низкую мыслительную активность, недостаток образного мышления и, как следствие, нарушение воображения; смазанную, нечёткую речь; примитивные грамматические и синтаксические конструкции.
Известно, что формирование вокально-хоровых навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, внимания, воли и других свойств личности [3].
Приведённая выше взаимосвязь позволяет выдвинуть предположение о том, что задержка психического развития младшего школьника в той или иной мере может повлиять на задержку формирования и развития его вокально-хоровых навыков, и, как следствие, затормозить развитие остальных базовых свойств личности ребёнка.
Впервые систематическое специальное исследование проблемы формирования вокальных навыков у школьников с отклонениями в психическом развитии было начато Б. М. Тепловым. Учёный доказал, что определяющее влияние на формирование вокальных умений и навыков любого человека, в том числе человека с особенностями в психофизическом развитии, оказывает своевременное развитие основных (общих) музыкальных способностей: музыкального слуха, музыкально-ритмического чувства, ладового чувства [4, с. 238].
Музыкальные способности получают активное развитие в детские годы, в определённые сензитивные периоды (М. Монтессори). В детстве человек параллельно овладевает родной речью и музыкальной азбукой в виде чувств, эмоций, переживаний красоты мелодии. По мнению В. А. Сухомлинского, то, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.
Отсюда следует, что развитие музыкальных способностей, как важных составляющих всего комплекса вокально-хоровых умений и навыков, у любого ребёнка необходимо начинать с раннего школьного возраста.
С педагогической точки зрения, по мнению М. С. Осенневой, формирование навыков пения реализуется в процессе своевременного музыкального образования и воспитания обучающихся.
С физиологической точки зрения, Д. Е. Огороднов утверждает, что определённая роль в формировании навыков пения у обучающихся с задержкой психического развития должна отводиться пониманию учителем взаимовлияния возрастных физиологических процессов, происходящих в организме ребёнка и патологических процессов, происходящих в больших полушариях коры головного мозга, в ходе практического соприкосновения ребёнка с музыкальным материалом [5].
С психологической точки зрения, по мнению Л. В. Масленниковой, важно понимать, что формирование вокальных навыков возможно тогда, когда ребёнок научится эмоционально переживать музыку, когда он будет испытывать к ней особое отношение. Помочь в этом могут нестандартные формы проведения уроков музыки, требующие от учащихся проявления творчества.
Умение ребёнком использовать полученный в ходе музыкального исполнения и переживания эмоционально-эстетический опыт неразрывно связанный с пониманием содержания музыкального произведения говорит о наличии у него элементарного уровня вокально-исполнительской культуры.
В свете этого особый интерес приобретают исследования Н. Чженя. Исследователь акцентирует внимание на том, что механизмы формирования вокальной культуры и развитие личности человека (её эмоциональная и интеллектуальная стороны) – взаимосвязаны. Пение, при этом, на уроках музыки выступает центральным звеном, вокруг которого выстраивается процесс формирования общей культуры ребёнка. Так, с точки зрения учёного, «музыка помогает снять негативное эмоциональное напряжение на основе переживания эстетических чувств, постижения катарсиса, возникающего в процессе приобретения певческих навыков, элементарных теоретических, музыковедческих знаний и без назиданий учит ребёнка быть добрее [6, с. 132]», о чём некогда говорил Л. С. Выготский.
Также, по мнению Н. Чженя, пение должно сопровождать деятельность обучающихся и во время других занятий и режимных моментов дня, поскольку «постижение вокальной музыки происходит в процессе деятельности [6, с. 131]».
Исходя из вышесказанного, формирование вокально-певческой культуры ребёнка с задержкой психического развития и приобретение им соответствующих навыков в данной сфере основывается на пении, как виде регулярной деятельности младшего школьника.
Новая полоса изысканий в изучении проблемы формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития представлена в работах Е. Ю. Тишиной и Е. А. Алентьевой.
Для выявления у школьников имеющихся и не имеющихся вокальных задатков и способностей, а также для дальнейшего формирования и развития последних, необходимо учитывать индивидуальные особенности характера каждого школьника, его темперамента и психики в целом [7].
Исходя из мнения исследователя, формирование вокальных навыков у младших школьников с задержкой психического развития возможно с учётом индивидуально-дифференцированного и комплексного подхода.
Похожих взглядов придерживается Е. Ю. Тишина, исследуя закономерности и особенности формирования певческой культуры учащихся младшего школьного возраста и их музыкального воспитания и развития в целом. Педагог поясняет, что использование дифференцированного подхода помогает формировать у учащихся осознанное, ценностное отношение к музыке и выступает предпосылкой для формирования духовной культуры ребёнка [8].
Однако чтобы занятия музыкой и пением проходили успешно, и формировалась выше упомянутая культура, важно ребёнка заинтересовать. Деятельность на уроках музыки должна носить привлекательный характер, чтобы у ребёнка появился энтузиазм. Для этого необходимо создать положительную мотивацию. В качестве первичного вида деятельности для создания положительной мотивации на музыкальных занятиях Е. А. Алентьева выделяет хоровое и сольное пение учащихся.
Здесь мы намеренно обращаем внимание на виды пения, так как применение разных видов пения стимулирует эмоциональное переживание младших школьников с задержкой психического развития и развивает их художественную эмпатию, что, как известно из исследований приведённых выше, является неотъемлемым условием формирования их вокально-певческих навыков.
Исходя из проведённых теоретических исследований, можно сказать, что к настоящему времени сложилось несколько направлений исследования изучаемой нами проблемы.
Учёные-педагоги (М. С. Осеннева, Е. М. Барвинская, Е. Е. Шувалова, Е. В. Бакшаева, Г. З. Дайнова, Е. Ю. Тишина, Е. А. Алентьева) определяют работу над певческими навыками изучаемой категории детей, как целостный педагогический процесс, где ведущую роль играет учитель и его умение преподнести музыкально-певческий материал, сформировать вокально-хоровую культуру младшего школьника.
Ведущие учёные физиологи и дефектологи (Л. С. Выготский, Д. Е. Огороднов, Н. Чжень) уверены, что большое значение в процессе формирования вокальных навыков у младших школьников с задержкой психического развития имеет понимание учителем структуры дефекта.
С психологической точки зрения, формирование вокальных навыков является целенаправленной работой по пробуждению базовых музыкальных способностей личности младшего школьника (Б. М. Теплов, Л. В. Масленникова, М. Г. Ефремова, С. Н. Лосева).
Нельзя не заметить, что при кажущейся многоаспектности и обширности исследований еще многие аспекты относительно формирования вокальных навыков младших школьников с задержкой психического развития недостаточно познаны и требуют дополнительного рассмотрения.
Список литературы
1. Малишава В. П. Опыт теории вокальной педагогики в классе эстрадного пения / В.П. Малишава. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2024. – 52 с.
2. Стулова Г. П. Дидактические основы обучения пению: монография / Г.П. Стулова. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022. – 216 с.
3. Ковешникова А. А. Вокально-хоровой тренинг / А.А. Ковешникова. – 3-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2024. – 60 с.
4. Политаева Т. И. Развитие музыкальных способностей школьников посредством музыкально-компьютерных технологий / Т.И. Политаева // Педагогические традиции и инновации в национальных системах образования: Материалы V Международной научно-практической конференции: материалы конференции. – Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2022. С. 237-240.
5. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания / Д.Е. Огороднов. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2023. – 224 с.
6. Чжень Н. Сущность и структурно-содержательные характеристики понятия «Вокально-исполнительская культура младшего школьника» / Н.Чжень // Инновационная наука. 2021. № 7. С. 129-135.
7. Ефремова М. Г. Технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ (детской музыкальной школы): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ефремова Мария Геннадьевна. – Санкт – Петербург., 2013. – 21 с.
8. Тишина Е. Ю. Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Тишина Екатерина Юрьевна. – М., 2008. – 25 с.