Социальная психология | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024

УДК 159.9.018

Дата публикации 30.04.2024

Социально-психологические особенности граффити

Уварова Людмила Николаевна
кандидат психологических наук, доцент, кафедра психолого-педагогического образования Стерлитамакский филиал Уфимского университета, РФ, г. Стерлитамак, l.n.uvarova@struust.ru
Максимова Анастасия Дмитриевна
студент филологического факультета Стерлитамакский филиал Уфимского университета, РФ, г. Стерлитамак, maximovanastya5@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются социально-психологические особенности граффити как массового социального явления. Граффити – это любой рисунок или надпись, нанесенная на поверхность стены, мебели, книги. Подобное явление способно изменить внешний вид города, поэтому зачастую рассматривается как вандализм. Однако некоторые группы молодых людей предпочитают таким образом показать свои мотивы, интересы, внутренний мир.
Ключевые слова: граффити, особенности, психология, мотив, интерес.

Socio-psychological features of graffiti

Uvarova Lyudmila Nikolaevna
PhD in Psychological Sciences, Associate professor, Department of Psychological and Pedagogical Education of Sterlitamak branch of Ufa University, Russian Federation, Sterlitamak
Maksimova Anastasia Dmitrievna
Student of the Faculty of Philology of Sterlitamak branch of Ufa University, Russian Federation, Sterlitamak

Abstract: This article examines the socio-psychological features of graffiti as a mass social phenomenon. Graffiti is any drawing or inscription applied to the surface of a wall, furniture or book. Such a phenomena can change the appearance of a city, so it is often considered as a vandalism. However, some groups of young people prefer to show their motives, interests and inner world in this way.
Keywords: graffiti, features, psychology, motive, interest.

Правильная ссылка на статью
Уварова Л.Н., Максимова А.Д. Социально-психологические особенности граффити // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sotsialno-psikhologicheskie-osobennosti-graffiti.html (Дата обращения: 30.04.2024)

В современном мире происходят различные изменения в сферах социальной жизни, что также сказывается на состоянии социально-культурной сферы. Молодые люди находятся в поиске себя, выбирают поведенческие альтернативы. Некоторые группы молодежи предпочитают выражать себя путем рисования граффити. Граффити не относится ни к искусству, ни к литературе, ни к лингвистике, потому рассматривается с точки зрения социальной психологии. Ежедневно каждый человек хоть раз встретит на своем пути надпись или рисунок, что были оставлены на стене. Каждая такая метка может рассказать не только о характере автора, но и о его мировоззрении, показать текущие интересы и настроения в молодой части общества. Именно поэтому изучение социально-психологических особенностей граффити является актуальной темой.

Термин «граффити» известен с давних времен, он означает нацарапанные на древних памятниках рисунки и надписи. Первым граффити считаются петроглифы времен палеолита. Изначально на таких рисунках были изображены животные, однако вместе со сменой деятельности сменился и сюжет – люди стали схематично изображать себя. Сегодня под граффити понимают любые публичные тексты и рисунки, нанесенные на какую-либо поверхность [1].

Граффити в том виде, в каком мы знаем его сегодня, сформировался в 1930 году. С помощью рисунков латиноамериканские группировки обозначали границы своих территорий, а активисты доносили свои мысли и убеждения до общественности. В середине XX века началось систематическое изучение граффити, а большая часть работ принадлежит зарубежным ученым.

В 60-х годах прошлого века в Нью-Йорке произошел бум граффити – сотни подростков стали писать свои имена на стенах домов. Все началось из-за мальчика по имени Таки, который жил на 183-й улице Манхэттена. Работая посыльным и объезжая все районы города, он оставлял метку «TAKI 183» на вагонах и станциях метро. Заметив такие надписи, сотни подростков стали подражать Таки, мечтая заполучить его славу [2].

В России граффити появилось лишь в 80-х годах прошлого столетия, однако наибольшее развитие его прослеживается в 90-е годы. На стенах домов стали появляться эмблемы футбольных клубов, а также названия рок-групп. В начале 80-х годов появляются граффити панков, хиппи, пацифистов и других субкультур. На сегодняшний день граффити является неотъемлемой частью российского города. Существуют команды художников, которые на легальных основаниях занимаются росписью зданий [3].

Классификаций граффити насчитывается великое множество. Например, граффити бывает конструктивным и деструктивным. Первое относится к рисункам в разрешенных местах, с определенным социальным посылом. Второй же вид является прямой противоположностью, нарушает внешний облик города, а также ломает представление о прекрасном.

В зависимости от автора граффити бывают индивидуальными и групповыми. Граффити на стенах подъезда, заборах и партах являются индивидуальными и помогают подростку удовлетворить свои потребности, показать интересы. Граффити на фасадах зданий в основном являются коллективным творчество [4].

Существует такая форма субкультурной деятельности, что называется бомбинг. Бомбинг означает нанесение рисунков в неположенных, запрещенных публичных местах. Прямой противоположностью бомбинга выступает райтинг – официально разрешенное рисование в специально отведенных для этого местах. Райтинг требует художественного мастерства, кропотливая работа занимает большой промежуток времени и площади.

Граффити выполняет несколько функций. Первая и, наверное, самая главная функция – манифестация. По характеру содержания данная функция подразделяется на: 1. Граффити, отражающие групповые ценности; 2. Граффити, отражающие индивидуальные качества. Вторая функция – коммуникативная. Сам факт нанесения граффити рассматривается как послание от автора к обществу. Также зачастую сам нанесенный текст является диалогом [5].

В современной психологии граффити рассматривается как продукт подавленных бессознательных интересов человека [6]. Существуют определенные культурные запреты, что не позволяют человеку реализовать свои инстинкты, однако ему удается выразить свои чувства через настенный рисунок. В доказательство этой мысли выступает тот факт, что множество граффити содержит текст или непристойности, что выражают протест.

Ряд ученых рассматривает граффити как средство выражения личности, самоутверждения [7]. Написание граффити приравнивается к агрессивному поведению. Человек создает граффити для того, чтобы выразить свои чувства, свое мировоззрение и для того, чтобы самоутвердиться среди других людей. Таким образом, написание граффити способствует снижению напряжения и уменьшением негатива.

Я. Щукин и О. Бочарова считают, что граффити является способом снятия напряжения, средством борьбы со страхом: авторы граффити изображают себя или объект страха. Исследователи также считают граффити одним из этапов социализации [8].

В ходе исследования был определен ряд причин, которые могли придать мотивацию авторам граффити: утверждение идентичности, протест против норм, агрессия, творческие мотивы, развлечение.

В ходе процесса нанесения граффити человек удовлетворяет свои социальные потребности – самоактуализация и идентичность. Было проведено исследование среди студентов СФ УУНиТ, использован метод наблюдения и анализа полученной информации. Исследование показало, что оставленные на стенах надписи отражают психологическое состояние личности, предпочтения, а также определяют реакцию на негативные эмоции и межличностные отношения. Многие студенты делились логотипами любимых исполнителей, кто-то писал фразы из видеоигр, были также те, кто таким способом признавался в любви.

При изучении литературы по теме исследования, был сделан вывод о том, что общество рассматривает граффити в качестве вандализма – разрушительного поведение человека. Многие исследователи причисляют к авторам таких граффити мужчин до 25 лет. Поиск внимания, потребность в любви, авторитете, безопасности, общении, нарушение социализации – это лишь несколько причин, которые приводят к появлению мотивации для нанесения граффити [9].

Написание граффити рассматривается как процесс осваивания или завоевания территории, при этом добавляется не только физическое пространство, но и социальное. Граффити можно считать вызовом или бунтом против сложившихся обстоятельств [10].

Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день граффити отражает психологическое состояние человека, показывает его предпочтения, а иногда и вовсе страхи. Исследования показали, что наиболее активной группой, занимающихся граффити, являются студенты, которые часто не согласны с общественным мнением, обучением, чем и делятся на стенах.

 


Список литературы

1. Белкин А.И. Феномен граффити: психологические аспекты//Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 2009.–№ 2.–С. 291-299.
2. Хорева Е.А., Хорева О.В. Граффити как социально-психологическое явление // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017030097(дата обращения: 20.03.2024 ).
3. Кожанов А. П., Приказчикова Н. П.. Граффити: «Искусство или вандализм?» // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. –2020.–№3.– С. 34-39.
4. Белкин А.И.. Социально-психологические особенности студенческих граффити имеющих неинституциональный характер//Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2009.– №4.– С. 909-912.
5. Махмутова Д.О. История возникновения и развития граффити, популярные граффитчики и принятие граффити как одного из видов искусства в музеях // Вестник науки.–2023.–№12–С. 1100-1106.
6. Порозов Р.Ю. Клюсова П.С. Анализ классификации граффити: опыт России и Китая // Политическая лингвистика.–2021.–№ 5 (89).–С. 151-156.
7. Психологический аспект граффити / Е.А. Рыбина, Л.К. Широкова., А.О. Горшенкова, С.М. Сущева, В.В. Разумова // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/07/50532 (дата обращения: 21.02.2024).
8. Бочарова О., Щукин Я. Минитекст молодежных граффити // Искусство кино. 1997. № 1. Янв. С. 100-109
9. Порозов Р.Ю. Клюсова П.С. Молодежь как субъект вандальной активности в субкультуре граффити // Политическая лингвистика.–2020.–№ 6 (84).–С. 150-155.
10. Яскина В.Э. Граффити как новый вид объектов почерковедческого исследования. Стили и виды // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.–2021.–№4.–С. 165-171.

Расскажите о нас своим друзьям: