Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024

УДК 376.42

Дата публикации 16.02.2024

Теоретические основы развития навыков самообслуживания у детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью

Моцовкина Елена Владимировна
Кандидат педагогических наук, кафедры специального (дефектологического) образования, РФ, г. Симферополь, mozovkina_helen@mail.ru
Парфенюк Юлия Валериевна
Бакалавр кафедры специального (дефектологического) образования, РФ, г. Симферополь, parfenyuk_julya@mail.ru

Аннотация: В статье дается теоретический анализ проблемы самообслуживания детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью в исследованиях отечественных ученых. Рассматриваются особенности проявления этого процесса у детей исходя из психолого-педагогической характеристики. Выделены особенности протекания данного процесса у детей. Раскрыты методические приемы формирования навыков самообслуживания с учетом нозологии и индивидуальных особенностей детей. Охарактеризованы основные формы и методы работы специалистов по формированию навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью.
Ключевые слова: навыки самообслуживания, умственная отсталость, самостоятельность, методы и формы, навык одевания.

Theoretical foundations for the development of self-service skills in children of secondary school age with mental retardation

Motsovkina Elena Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Department of Special (Defectological) Education, Russia, Simferopol
Parfenyuk Yulia Valerievna
Bachelor of the Department of Special (defectological) education, Russia, Simferopol

Abstract: The article provides a theoretical analysis of the problem of self-care for children of secondary school age with mental retardation in the research of domestic scientists. The features of the manifestation of this process in children are considered based on psychological and pedagogical characteristics. The features of this process in children are highlighted. Methodological techniques for developing self-care skills are revealed, taking into account the nosology and individual characteristics of children. The main forms and methods of work of specialists in developing self-care skills in children with mental retardation are characterized.
Keywords: self-care skills, mental retardation, independence, dressing skills, personal hygiene.

Правильная ссылка на статью
Моцовкина Е.В., Парфенюк Ю.В. Теоретические основы развития навыков самообслуживания у детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/teoreticheskie-osnovy-razvitiya-navykov-samoobsluzhivaniya-u-detej-srednego-shkolnogo-vozrasta-s-umstvenno-otstalostyu.html (Дата обращения: 16.02.2024)

В современных социально-экономических условиях наибольшую актуальность приобретают процессы социализации ребенка, в том числе и навыки самообслуживания. Каждый ребёнок для более полноценного развития должен владеть определёнными умениями и навыками. Наиболее важными для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью являются навыки самообслуживания. Они необходимы для самостоятельности и участия в обществе, а их отсутствие может привести к зависимости от других людей и ограничить возможности детей с умственной отсталостью. Приобретение этих навыков позволяет детям справляться с базовыми задачами повседневной жизни, такими как кормление, одевание, пользование туалетом и личной гигиеной, поэтому тема навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью имеет высокую актуальность в современном обществе.

В психолого-педагогической литературе проблема формирования различных навыков у детей с нарушением интеллекта отражена достаточно полно (Г.Г. Зак, Ю.Карвялис, Е.Л. Ковалева, В.В. Коркунов, В.Ф. Мачихина, С. Л. Мирский, Н.П. Павлова, В.А. Пашков, Б.И. Пинский, В.И. Лубовский, Н.Б. Лурье, Е.А. Стребелева и другие).

Вопросами развития навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью занимались такие педагоги, как Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, М. Монтессори, С.Д. Забрамная, В.В. Воронкова, С.А. Казаков и другие.

Самообслуживание – это, прежде всего стремление и способность к самостоятельности. Как отмечает Г.В. Белокурова: «Сдерживая инициативу ребенка, взрослый способен привести к проблемам в отношениях ребенка и взрослого. Поэтому нужно быть терпеливыми и понимающими [1, с. 8]».

Навыки самообслуживания, по мнению исследователей, - это способность ребенка выполнять основные ежедневные задачи без вмешательства других людей. Они включают такие навыки, как одевание, кормление, мытье рук, использование туалета, купание и поддержание личной гигиены.

Важнейшими сферами, в которых должна быть достигнута самостоятельность, являются: прием пищи, пользование туалетом, уход за телом, одевание и раздевание. Это очень важная проблема для родителей и учителей, так как дети, отстающие в развитии, долгое время не в состоянии выполнять самостоятельно эти жизненно важные функции. Названные функции по уходу за собой должны быть включены в ежедневную тренировку дома, в детском саду и школе [4, с. 91].

Обучение этим навыкам необходимо, так как они готовят детей к выходу во взрослую жизнь, к самостоятельности, учат культуре поведения в семье и обществе. Они необходимы для формирования максимально возможных умений и навыков самообслуживания.

Успех интеграции умственно отсталого ребенка в обществе в значительной степени зависит от развития его навыков в обслуживании себя, способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому главной задачей коррекционной педагогики является  подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни. В целом, весь процесс обучения и воспитания ребёнка с умственной отсталостью направлен на то, чтобы обеспечить определённый уровень качества жизни, его социальную адаптацию в обществе.

При нормальном развитии у детей среднего школьного возраста навыки самообслуживания развиваются достаточно хорошо. В этом возрасте они уже умеют самостоятельно заботиться о своей личной гигиене, включая чистку зубов, купание, мытье рук, расчесывание волос. Также умеют самостоятельно одеваться и понимают, как правильно выбирать одежду для разных ситуаций. Дети среднего школьного возраста обычно обладают достаточными навыками самостоятельного питания. Они могут самостоятельно готовить завтрак или легкие закуски, используя микроволновку или плиту, а также могут помогать в уборке своего помещения, умеют складывать одежду, собирать игрушки, протирать пыль, прислуживать за столом и тому подобное.

В свою очередь дети с умственной отсталостью не обладают многими навыками из вышеперечисленных. У большинства из них наблюдается пониженный темп деятельности: они совершают мало предметных действий, «застревают» на первоначальном способе их выполнения, склонны к стереотипным действиям и персеверациям. Можно выделить следующие особенности [3, с. 3]:

1. Ограниченная самостоятельность: дети с умственной отсталостью могут испытывать трудности в выполнении самостоятельных задач, таких как одевание, чистка зубов или уход за собой. Они могут требовать постоянной поддержки и направления со стороны взрослых.
2. Задержка в развитии навыков самообслуживания: умственная отсталость часто приводит к задержке в развитии навыков самообслуживания у детей. Они могут требовать дополнительного времени и инструкций для освоения таких навыков, как кормление себя, одевание или использование туалета.

3. Ограниченная моторика: у них отмечается дискоординация движений, астенизация, вялость, снижение мышечного тонуса, плавности движений, чувства темпа и ритма движений. Например, они могут испытывать трудности в застегивании пуговиц, завязывании шнурков или использовании приборов для еды [6, с. 231].

4. Слабая концентрация внимания: дети с умственной отсталостью могут иметь трудности с концентрацией внимания, что затрудняет выполнение некоторых задач самообслуживания. Например, они могут отвлекаться во время умывания или чистки зубов.

5. Социальные навыки: у некоторых детей с умственной отсталостью могут быть ограничены социальные навыки, что может затруднить взаимодействие с другими людьми и выполнение задач самообслуживания в общественных местах, например, в столовых или общественных туалетах.

6. Зависимость от помощи взрослых: дети с умственной отсталостью могут испытывать зависимость от помощи взрослых для выполнения задач самообслуживания. Они могут требовать постоянного наблюдения и помощи в выполнении рутинных задач, таких как гигиена или одевание.
В целом, дети среднего школьного возраста с умственной отсталостью могут иметь ограниченные навыки самообслуживания, требующие поддержки и индивидуального подхода для их развития и улучшения.

При правильном обучении и воспитании дети с умственной отсталостью овладевают навыками самообслуживания (одеваться, есть, умывать лицо), овладевают простейшими навыками поведения во время еды, приобретения навыков личной гигиены.

Педагог должен поставить пред собой цель, чтобы каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, содержания в чистоте жилища, научился пользоваться различными бытовыми электроприборами [5, с. 294].

Обучая учащихся среднего школьного возраста общетрудовым умениям, учитель не только формирует у них самостоятельность в домашнем труде, но и решает важнейшую задачу вспомогательной школы — коррекцию недостатков умственной деятельности детей-олигофренов. К числу практических методов, как известно, относятся упражнения, моделирование реальных ситуаций. Эти методы широко применяются на занятиях по развитию навыков самообслуживания. Так, с помощью упражнений формируются двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных работ [5, с. 295].

Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения в их последовательности [2, с. 24].

При обучении приемам одевания, умывания, поддержания личной гигиены необходимо сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. В ситуациях непонимания ребёнком выполнения упражнений стоит с терпением и осторожностью объяснить и показать ему ещё раз [7, с. 62].

Для того, чтобы дети научились правильно одеваться, умываться, необходимо прежде всего убедиться, что они поняли, как нужно это делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Некоторым детям нужно меньше времени, чтобы научиться тому или иному умению, другим — больше.

С помощью специальных методов и форм развития, такие навыки могут быть эффективно развиты. Вот некоторые из них:

1. Игровые методы: используйте игровые формы, чтобы дети могли понять цель и задачи самообслуживания. Введение разнообразных учебных игр, которые помогут развить навыки самообслуживания, такие как надевание одежды, самостоятельное кормление, мытье рук и лица и т.д. Здесь важно использовать игры, которые будут интересны и мотивирующих для развития умственной деятельности этих детей.

2. Постепенное введение навыков: начните с простых действий самообслуживания и постепенно усложняйте задачи. Например, сначала попросите ребенка самостоятельно надеть одежду, а затем постепенно добавляйте другие действия, такие как застегивание пуговиц или шнуровка.

3. Моделирование: важно демонстрировать детям правильные способы выполнения задач самообслуживания. Они могут наблюдать и следовать за вашим примером. При этом старайтесь быть ясными, последовательными и давать четкие инструкции.

4. Постепенное увеличение самостоятельности: по мере того, как дети научатся выполнять простые действия самообслуживания, поощряйте их к самостоятельности. Дайте им возможность продолжать упражняться и развиваться, предоставляя подходящие задачи для исполнения.

Итак, чтобы развивать у детей определенные навыки самообслуживания, необходимо использовать разнообразные методы обучения, такие как упражнения, дидактические игры и так далее.

Например, упражнения на одевание и раздевание для детей с умственной отсталостью необходимо проводить с учетом их индивидуальных потребностей и уровня развития. Здесь можно использовать одежду с легкими застежками: начинать с одежды, на которой использованы легкие застежки, такие как молнии или крючки, чтобы дети могли самостоятельно одеваться и раздеваться. Для лучшей эффективности можно использовать специальные обучающие пособия, которые помогают детям учиться одеваться и раздеваться, например, специальные игровые панели. Также параллельно с этим проводить упражнения, направленные на развитие моторики рук, такие как застегивание кнопок, застежек-молний, завязывание шнурков и т.д.

Упражнения на развитие навыков умывания должны быть доступными и понятными. На начальном этапе необходимо повторить и закрепить знания детей о правильной последовательности действий при умывании. Затем разработать игровую формулу для умывания, чтобы сделать этот процесс более интересным. Например, можно использовать песенку или стихотворение о правильном умывании, которое дети будут петь или читать во время умывания. Также, чтобы они почувствовали себя более активными участниками процесса и повысить их мотивацию к умыванию, нужно представит им возможность выбора средств умывания, например, разные ароматы мыла или разные цвета губок.

Очень важным фактором является регулярность этих повторений и положительная эмоциональная атмосфера, которую мы создаем путем одобрения, акцентирования важности и успехов ребенка в его деятельности [9, с. 75].

Эти методы и формы развития помогут детям с умственной отсталостью развивать навыки самообслуживания, постепенно становиться более независимыми и самостоятельными, но важно помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свои специфические потребности и возможности. Поэтому рекомендуется индивидуализировать упражнения в зависимости от конкретных навыков и способностей ребенка.

Таким образом, формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью происходит с большими трудностями, причинами чего являются особенности их познавательной деятельности, двигательной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сфер, а также недостаток внимания к систематическому и целенаправленному воспитанию самостоятельности со стороны педагогов образовательных организаций и родителей. Из этого следует вывод о том, что овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка отокружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребенком), но и направлено на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению впсихомоторном развитии и формированию общей структуры деятельности, создаетважные предпосылки другим видам деятельности [8, с. 2].


 


Список литературы

1. Белокурова, Г.В. Педагогические условия формирования социальных умений дошкольника средствами этикета: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Белокурова Галина Васильевна. – Ульяновск, 2008. – 29 с.
2. Ветлугина, В. П. Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта / В. П. Ветлугина. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 188-191. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7308/ (дата обращения: 22.01.2024)
3. Зак, Г.Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома / Г.Г. Зак // Специальное Образование. — 2013. — № 3. — С. 56-62. — ISSN 1999-6993. — Текст: Электронный //Лань: Электронно-Библиотечная Система. — URL: Https://E.Lanbook.Com/Journal/Issue/289320 (Дата Обращения: 23.01.2024). — Режим Доступа: Для Авториз. Пользователей. — С. 3.
4. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с расстройствами аутистического спектра: учебное пособие / составители Т. М. Кожанова [и др.]. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2022. — 119 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/354302 (дата обращения: 16.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 91.
5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
6. Подвижные игры в физическом воспитании: учебно-методическое пособие / составители И. В. Ветрова [и др.]. — Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2019. — ISBN 978-5-00102-298-5. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/167672 (дата обращения: 16.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 231.
7. Пузанов, Б.П., Коняева Н. П., Горскин Б. Б. и др. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития / под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Академия, 2000.
8. Трудовое воспитание и обучение детей с умственной отсталостью / А. Д. Повещенко, A. D. Poveshchenko, Ю. Я. Савенкова, Y. Y. Savenkova // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". — 2023. — № 15-3. — С. 157-161. — ISSN 2522-4824. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/334058 (дата обращения: 23.01.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 2.
9. Швецова, В. А. Специальная психология и коррекционное обучение : учебное пособие / В. А. Швецова, А. О. Шарапов. — Белгород : НИУ БелГУ, 2020. — ISBN 978-5-9571-2888-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/329306 (дата обращения: 16.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 75.

Расскажите о нас своим друзьям: