Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024
УДК 37.032
Дата публикации 20.02.2024
Изучение особенности учебной мотивации студентов первого курса университета
Дворецкая Маргарита Александровна
старший преподаватель ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», РФ, г. Волгоград, dvoretskaya.m@mail.ru
Сапожкова Алёна Александровна
студент ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», РФ, г. Волгоград, alyona2055@mail.ru
Козырева Дарья Олеговна
студент ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», РФ, г. Волгоград, Dasha.kozyreva.05@bk.ru
Козырева Елизавета Олеговна
Обучающаяся МОУ Гимназия №1 Центрального района, РФ, г. Волгоград, liza.kozyreva.08@mail.ru
Аннотация: Учебная мотивация имеет важнейшее значение для определения профессиональной ориентации студентов. Само понятие учебно-профессиональной мотивации основано на системе мотивов, целей, побуждений и потребностей, влияющих на уровень активности освоения новой профессии. На основе актуальности, целью исследования выступает попытка анализа учебной мотивации студентов первого курса университета. Проведенное исследование продемонстрировало, что учебная мотивация студентов вуза первого курса требует целенаправленной систематической работы по ее развитию.
Ключевые слова: Учебная мотивация, студенты первого курса, университет.
Senior Lecturer, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia
student of the Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia
student of the Volgograd State Medical University, Volgograd, Russia
The student of the MOU Gymnasium No. 1 of the Central district, Russia, Volgograd
Abstract: Educational motivation is essential for determining the professional orientation of students. The very concept of educational and professional motivation is based on a system of motives, goals, motives and needs that affect the level of activity of mastering a new profession. Based on relevance, the purpose of the study is an attempt to analyze the educational motivation of first-year university students. The conducted research has demonstrated that the educational motivation of first-year university students requires purposeful systematic work on its development.
Keywords: Academic motivation, first-year students, university.
Дворецкая М.А., Сапожкова А.А., Козырева Д.О., Козырева Е.О. Изучение особенности учебной мотивации студентов первого курса университета // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/izuchenie-osobennosti-uchebnoj-motivatsii-studentov-pervogo-kursa-universiteta.html (Дата обращения: 20.02.2024)
Вводная часть и новизна
Роль мотивации и мотивов в определении активности и эффективности человеческой деятельности является значительной. В соответствии с теорией С. Л. Рубинштейна, психологические мотивы служат основой формирования успешной личности [1, с. 233]. В данном контексте особое внимание уделяется мотивационным аспектам профессиональной деятельности, поскольку отсутствие внутренней мотивации может привести к отсутствию желания развиваться, увеличению скучности и снижению продуктивности.
Мотивация побуждает к выстраиванию эффективной траектории образовательного маршрута, где мотивы являются не только внешними, а преимущественно внутренними [2, с. 96]. Внешние мотивы относятся к внешних факторам, среди которых награды и похвала, наказания и угрозы, материальная выгода, требования, давление группы и общества, ожидание будущих благ в перспективе. Внешние мотивы хоть и стимулируют действия студентов, но зачастую не способствуют росту эффективности профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка, основанная на данных мотивах, является вынужденной и не способствует глубокому освоению профессиональных компетенций. Внутренние мотивы являются внутренними побудителями для профессиональной подготовки. К ним относят интерес к новым знаниям, любознательность, потребность в получении информации, интеллектуальную удовлетворенность, стремление к росту профессионального и культурного уровня.
Понимание роли учебной мотивации является важным для формирования стимулирующей и поддерживающей обучающей среды в высшем учебном заведении, а поддержка развития внутренних мотивов способствует продуктивному освоению новых профессиональных знаний и навыков, активности и росту заинтересованности в развитии [3, с. 170].
В настоящее время проблема учебно-профессиональной мотивации студентов вузов становится все более актуальной. Высокий уровень мотивации является ключевым показателем успешности процесса профессиональной подготовки в вузе. Однако одной из основных проблем, с которыми сталкиваются современные университеты, является снижение учебной мотивации первокурсников после поступления в университет.
Работодатели ожидают от потенциальных кандидатов такие профессионально важные личностные качества, как инициативность, заинтересованность, высокий профессионализм, предприимчивость и способность принимать самостоятельные решения в меняющихся социально-экономических условиях [4, с. 551].
Важным аспектом успешного образовательного процесса в вузе является сформированная учебная мотивация, которая стимулирует активность, любознательность и заинтересованность студента, а также формирует представления о его будущей профессиональной деятельности [5, с. 88].
Целью проведенного исследования было изучение учебной мотивации обучения студентов университета.
Данные о методике исследования
Для решения исследовательских задач был проведен опрос через «Google Формы». Нами были сформулированы десять вопросов, представляющие исследовательский интерес авторов, и не являющиеся частью какого-либо авторского опросника. Поэтому полученные авторами результаты не претендуют на безоговорочную валидность.
Ответы на пять вопросов приведены ниже. Полученные результаты позволили выявить и проанализировать особенности учебной мотивации студентов первого курса. Анализ эмпирических данных опроса представлен в описании результатов исследования.
Экспериментальная часть, анализ, обобщение и разъяснение собственных данных или сравнение теорий.
В опросе приняли участие 66 студентов первого курса, обучающихся на бакалавриате педагогического университета. Из них 60 – девушки, 6 – юношей 17-19 лет.
Анализируя полученные результаты, мы видим, что 69,7% опрошенных первокурсников полностью согласны с ним и чувствуют себя мотивированными, когда у них есть ясные цели и стимулы для выполнения заданий; 21,2% респондентов частично согласны с ним; 7,2% - полностью не согласны; 1,2% - частично не согласны.
Выводы и рекомендации
На основании изученных научных источников, проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам, которые являются для нас принципиальными.
Значимость мотивации в процессе профессиональной подготовки в вузе является неоспоримой, и существует потенциал для оптимизации учебной мотивации путем создания специфических психологических условий [6, с. 27]. Эти условия способствуют повышению осознания жизненной стратегии, формированию внутреннего контроля, развитию системы ценностей, а также развитию способности строить профессиональные планы и находить эффективные способы их достижения [7, с. 42].
Для изменения мотивационного состояния студентов в высшем учебном заведении требуется от преподавательского состава поиск новых подходов к профессиональной подготовке будущих специалистов. Например, в данном контексте необходимо уделить больше внимания практическому применению знаний фундаментальных наук, что иногда может вызывать затруднения у студентов, особенно в аграрных университетах [8, с. 7].
Для повышения учебной мотивации в социокультурной среде педагогического университета необходимо совершенствовать подходы к преподаванию дисциплин, особенно с учетом практического применения фундаментальных наук. Усиление научно-исследовательской деятельности и проведение социально-психологического тренинга могут способствовать повышению мотивации студентов и улучшению их успехов в учебной деятельности.
Список литературы
1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. [и авт. вступ. статьи] Е. В. Шорохова; [Сост. и авт. коммент. К. А. Абульханова-Славская и А. В. Брушлинский]; Акад. пед. наук СССР. Ин-т философии АН СССР. Ин-т психологии АН СССР. - Москва: Педагогика, 1973. - 423 с.
2. Малошонок Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления //Вопросы образования. – 2015. – №. 3. – С. 92-121.
3. Царева В. М., Сильченкова С. В. Оценка учебной мотивации студентов первокурсников //Смоленский медицинский альманах. – 2019. – №. 3. – С. 167-174.
4. Агранович Н. В., Кнышова С. А. Изучение мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов и её роль в формировании готовности к будущей профессии //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №. 2-2. – С. 551.
5. Тенькова В. А. Особенности учебной мотивации студентов //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2015. – №. 4. – С. 87-90.
6. Марюхина В. В. Мотивация студентов к обучению в педагогическом университете (на примере Тувинского государственного университета) //Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. – 2014. – №. 4. – С. 26-34.
7. Максименко Н. В. Проблемы актуализации мотивации академических достижений студентов как факторы повышения качества обучения в университете //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – №. 6 (218). – С. 40-46.
8. Гнездилова Л. Б., Гнездилов М. А. Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе //Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2017. – №. 2 (2). – С. 4-11.