Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024
УДК 376.3
Дата публикации 21.02.2024
Особенности обследования звукопроизношения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
Меженцева Галина Николаевна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, galmezh@mail.ru
Мовсумова Екатерина Дмитриевна
Студентка психолого-педагогического факультета, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, kozyachaya2017@mail.ru
Аннотация: В данной статье авторы рассматривают особенности диагностики звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В статье анализируется состояние звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста до и после коррекционной работы. Авторы представляют итоговые данные по проделанной работе, описывают особенности, на которые необходимо обратить внимание при обследовании звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Ключевые слова: особенности обследования звукопроизношения, фонетико-фонематическое недоразвитие, дошкольный возраст.
Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk
student of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Abstract: The authors consider in the article the diagnostic features on the sound pronunciation in middle preschool age children with phonetic-phonemic speech underdevelopment. They analyze the state of sound pronunciation of middle preschool age children before and after correctional work. The authors present the final data on the work done, describe the features that need to be paid attention in examining sound pronunciation in preschool children with phonetic-phonemic speech underdevelopment.
Keywords: features of sound pronunciation examination, phonetic-phonemic underdevelopment, preschool age.
Меженцева Г.Н.,Мовсумова Е.Д. Особенности обследования звукопроизношения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-obsledovaniya-zvukoproiznosheniya-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem.html (Дата обращения: 21.02.2024)
Вводная часть. Человеку необходимо общаться с другими людьми, то есть владеть навыком речи, чтобы гармонично существовать и жить в мире. В повседневной жизни человек чаще всего пользуется устной речью. Устная речь помогает человеку достичь разнообразных целей в его повседневной жизни, донести мысли человека до остальных людей, поэтому данный вид речи так важен.
В настоящее время у детей дошкольного возраста наблюдается множество самых разных проблем с речью, нарушение звукопроизношения – одна из распространенных проблем речи детей. Обследования речи детей, проводимые М.Е. Хватцевым в середине ХХ века в Ленинграде, выявили 17% дефектов звукопроизношения. В начале XXIвека Б.М. Гриншпун приводит такие показатели, как 25-30% у дошкольников, 17-29% у школьников 1-2-х классов [1, с. 12]. Нарушению звукопроизношения и коррекционной работе также посвятили труды А.Г. Богомолова, Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, О.В.Правдина, Е.Ф. Рау, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева и другие ученые.
Поэтому вопрос о выявлении детей с фонетико-фонематическим нарушением (ФФН) является актуальным на сегодняшний день. Знание особенностей диагностики звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста с данным дефектом речи помогает специалистам сделать ее эффективной. Статья ставит целью показать, какие особенности обследования учитывались авторами при проведении экспериментальной работы.
Данные о методике исследования. На констатирующем этапе для диагностики состояния звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста с ФФН была использована методика Е.С. Зайцевой, В.К. Шептуновой «Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет» [2]. Обследовалось только состояние звукопроизношения.
Во время обследования детей на каждого ребенка заполнялась таблица (табл. 1).
Таблица 1. Состояние звукопроизношения
После обследования всех детей данные по каждому ребенку сводятся в одну таблицу, в которой по каждому ребенку прописывается состояние его звукопроизношения: замены, пропуски, искажения звуков, характер произношения звуков. Вышеуказанные таблицы составляются и заполняются на констатирующем и контрольном эксперименте.
Помимо вышеуказанной методики для обследования состояния звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста с ФФН, были подобраны дополнительные материалы: «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой [3], прямые и обратные слоги с обследуемым звуком (отдельно на шипящие, свистящие, соноры), слова и предложения.
Экспериментальная часть. Для выявления уровня сформированности состояния звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста с ФФН речь детей обследовалась изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Каждая группа заданий оценивалась по следующим критериям:
- 3 балла – нет ошибок;
- 2 балла – нарушена 1 группа звуков;
- 1 балл – нарушены 2-3 группы звуков;
- 0 баллов – нарушены 4 и более групп звуков.
В конце обследования у каждого ребенка можно было выявить тот или иной уровень речевого развития:
- 1 уровень (низкий) – нарушено произношение более 4 звуков;
- 2 уровень (средний) – нарушено произношение от 1 до 4 звуков;
- 3 уровень (высокий) – все звуки сформированы.
В эксперименте участвовало 10 детей 4-5 лет с ФФН.
Обследование проводилось следующим образом. Ребёнку предъявлялась картинка, просили ответить на вопрос: «Что нарисовано на картинке?». Подобные инструкции предъявлялись и при обследовании звукопроизношения в словах, слогах и предложениях. Логопед давал следующую инструкцию: «Я буду говорить слоги (слова, предложения), а ты повтори за мной». Картинки, слоги, слова и предложения предъявлялись по очереди с определенной группой звуков (свистящие, шипящие и соноры), где исследуемый звук находился в разных позициях: в начале, середине и конце слова (слога). Если ребенок сам не мог назвать то, что видит на картинке, логопед произносил слово и просил повторить за ним ребенка.
Особое внимание уделялось тому, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи. Фиксировались случаи, когда ребенок правильно произносил изолированные звуки, однако в речи их не дифференцировал и заменял. Звуки [р], [р’] не обследовались, так как в речи они могут появляться у детей и после 5 лет.
При исследовании соблюдались правила проведения диагностики: детей приглашали по одному, обследование занимало около 20 минут. Если ребенок утомлялся раньше, то обследование проводилось в несколько этапов в разные дни.
При обследовании звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста с ФФН составлялась общая таблица на детей по каждому компоненту: на произношение звуков в слогах, в словах, в предложениях.
У 10 детей среднего дошкольного возраста с ФФН выявлены следующие нарушения звукопроизношения:
- шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяются на свистящие звуки;
- нарушение двух и более фонетических групп звуков;
- межзубное произношение переднеязычных звуков [л], [ш].
Звукопроизношение может зависеть от фонетического аспекта, то есть от позиции звука в слове, от сложности слоговой структуры слова. Нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер и выражаются в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замена, смешение) дефектах.
В итоге 10 обследованных детей среднего дошкольного возраста с ФФН распределились по следующим уровням развития звукопроизношения (рис. 1).
Положительная динамика зафиксирована. Некоторые дети нерегулярно посещали занятия из-за болезни, поэтому не достигли максимального результата, некоторых не удалось сразу заинтересовать, поэтому дети не сразу включились в активную работу. При дальнейшей работе дети смогут выйти на высокий уровень речевого развития.
Выводы и рекомендации.
Исходя из проведенной работы, отметим особенности, соблюдение которых поможет добиться хороших результатов при обследовании у детей среднего дошкольного возраста с ФФН правильного звукопроизношения:
1.Картинки для обследования должны быть четкие и яркие, изображения на картинках должны быть знакомы и понятны детям среднего возраста. Желательно, чтобы была более «сказочная» и простая рисовка, чтобы детям было легче узнать изображение [4, с. 78].
2.Индивидуальный подход к каждому ребенку. У всех детей свои интересы, поэтому при проведении индивидуальных занятий следует учитывать то, что им нравится и включать интересную детям тематику или персонажей в свои занятия, это повысит интерес детей к работе.
3.Использование игровых приемов. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому этот прием должен быть использован на каждом занятии. Детям гораздо интереснее помогать герою, отправляться в путешествие, чем просто ставить звуки. Д.Б. Эльконин описывал важность использования ведущего вида деятельности в работе с детьми[5].
4.Разделение обследования на несколько частей, если ребенок устал. Если видно, что ребенок устал от работы, можно спокойно прерваться и закончить обследование на другой день. Нельзя принуждать ребенка, иначе достоверность результатов и дальнейшие отношения с ним будут под вопросом.
5.Дружелюбный настрой педагога. Конечно, приятное и вежливое общение логопеда с ребенком поможет быстрее установить с ним контакт и плодотворнее проводить работу. Если на ребенка повышать голос, то это, наоборот, оттолкнет его и вряд ли он захочет работать с вами дальше.
6.Четкие инструкции к заданиям. Чтобы ребенок понял, что ему требуется сделать, логопеду необходимо четко и ясно формулировать инструкцию. Не нужно использовать сложных и непонятных ребенку слов. Инструкция должна быть короткой, четкой. Произносить инструкцию также следует четко, не торопясь.
Теоретический анализ использованных и упомянутых в статье источников показал, что для работы над обследованием звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста с ФФН существует множество разнообразных игровых приемов, наглядных материалов и пр. Все ученые отмечали, как важен индивидуальный подход в обучении, а также ориентация на ведущий вид деятельности.
Список литературы
1. Меженцева Г.Н., Рыхликова Е.А. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 02 (67). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/korrektsiya-narushenij-zvukoproiznosheniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-dislaliej.html (Дата обращения: 09.02.2024).
2. Зайцева Е.С., Шептунова В.К.Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет. СПб.: КАРО. 2012. 72 с.
3. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: Изд.центр ВЛАДОС, 2023. 279 с.
4. Шураева Е.В., Шрейбер Е.А. Современные технологии коррекции речи дошкольников на логопедическом занятии // Логопед в детском саду. 2021. № 1(94). С. 78-82.
5. Эльконин Д.Б. Детская психология / ред.-сост.Б.Д. Эльконин. М.: Изд. Центр«Академия», 2007. 384 с.