Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024

УДК 376.37

Дата публикации 22.02.2024

Особенности диагностики и коррекционной работы по преодолению фонематической дефицитарности у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Солдаткина Марина Алексеевна
старший преподаватель ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск, Россия, shmatchenko1997@mail.ru

Аннотация: В статье отмечается значимость фонематического слуха для понимания обращенной речи и коммуникации. Раскрываются этапы и особенности диагностики дефицита фонематического слуха у детей дошкольного возраста с учетом принципов анализа речевых нарушений (принципы развития, системности и взаимосвязи с другими сторонами психической деятельности). Описана возможность применения междисциплинарного и семейно-центрированного подходов при коррекционной работе с детьми с нарушением фонематического слуха. Логопедическое сопровождение детей с фонематическим дефицитом предполагает учет несформированных уровней фонематического слуха как на этапе диагностики, так и на этапе коррекционной работы. Нами разработаны и описаны задания по пяти модулям в соответствии с выявленными ошибками у детей, что позволит вариативно подходить к устранению фонематического дефицита.
Ключевые слова: фонематический слух, дефицит фонематического слуха, диагностика и коррекция, дети дошкольного возраста, принцип анализа речевых нарушений, междисциплинарный подход, семейно-центрированный подход, логопедическое сопровождение, несформированные уровни фонематического слуха.

Specifics of diagnosis and correctional work to overcome phonemic deficiency of preschool children with speech disorders

Soldatkina Marina Alekseevna
Senior Lecturer, Kursk State University, Kursk, Russia

Abstract: The article notes the importance of phonemic hearing for understanding spoken speech and communication. The stages and features of diagnosing phonemic hearing deficits in preschool children are revealed, taking into account the principles of analysis of speech disorders (principles of development, systematicity and relationship with other aspects of mental activity). The possibility of using interdisciplinary and family-centered approaches in correctional work with children with phonemic hearing impairment is described. Speech therapy support for children with phonemic deficits involves taking into account unformed levels of phonemic hearing both at the diagnostic stage and at the stage of correctional work. We have developed and described tasks for five modules in accordance with the identified errors in children, which will allow a varied approach to eliminating phonemic deficits.
Keywords: phonemic hearing, phonemic hearing deficit, diagnosis and correction, preschool children, principle of analysis of speech disorders, interdisciplinary approach, family-centered approach, speech therapy support, unformed levels of phonemic hearing.

Правильная ссылка на статью
Солдаткина М.А. Особенности диагностики и коррекционной работы по преодолению фонематической дефицитарности у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-diagnostiki-i-korrektsionnoj-raboty-po-preodoleniyu-fonematicheskoj-defitsitarnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-rechevymi-narusheniyami.html (Дата обращения: 22.02.2024)

 

Фонематический слух является ключевым элементом в речевой системе. Как пишет Т.Г. Визель, фонематический слух является основным «механизмом» понимания обращенной речи, что в свою очередь важно для коммуникации [3].

Фонематический слух имеет сложную структуру. Формирование каждой структурной составляющей происходит последовательно, начиная от формирования предпосылок, которыми являются слуховое восприятие на базе физического слуха, неречевой слуховой гнозис (восприятие неречевых звуков), речевой слуховой гнозис (восприятие речевых звуков), и заканчивается тем, что ребенок в полной мере дифференцирует фонемы родного языка, различает звуковой состав слова и понимает его смысл [2]. Также С.Н. Цейтлин отмечает, что фонематический слух выполняет функцию оценивания соответствия или несоответствия своего произношения установленному образцу [8].

Выявление фонематического дефицита у детей и констатация особенностей его проявления включает следующие этапы логопедического обследования, сформулированные О.Е. Грибовой: 1) ориентировочный – изучение медицинской, а так же психолого-педагогической документации; 2) диагностический – обследование экспрессивной, импрессивной речи, а так же детально обследование фонематического слуха и его базовых уровней (физический слух, неречевой слуховой гнозис, речевой слуховой гнозис I, речевой слуховой гнозис II); 3) аналитический – анализ анамнестических и диагностических данных; 4) прогностический – моделирование программы коррекционной работы с учетом особенностей фонематического дефицита; 5) информирование родителей – консультирование родителей по результатам диагностики и вопросам преодоления фонематического дефицита [4].

В рамках междисциплинарного подхода логопед изучает данные медицинской и педагогической документации и при необходимости может направить обследуемого ребенка к специалистам других профилей для уточнения его клинических диагнозов и психолого-педагогических характеристик. Специалисты медицинского профиля (особенно оториноларинголог, сурдолог, невролог, психиатр) помогут оценить физическое состояние ребенка, а специалисты педагогического профиля – психическое состояние (психолог – особенности эмоционально-волевой сферы, а дефектолог – особенности познавательной сферы). Это необходимо для понимания генеза речевого нарушения. В рамках семейно-центрированного подхода учитель логопед активно взаимодействует с семьей ребенка на этапе информирования.

Отметим, что при обследовании фонематического слуха следует учитывать принципы анализа речевых нарушений, заложенные Р.Е. Левиной [5]. Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Необходимо определить, является ли дефицит фонематического слуха следствием нарушения первичных полей (физического слуха), или несформированности вторичных полей (неречевого, речевого слухового гнозиса), или же третичных полей мозговой организации (собственно несформированность конкретно фонематического слуха)? Связан ли дефицит фонематического слуха с нарушениями в когнитивной сфере? Системный подход к анализу речевых нарушений позволяет выяснить не только то, сформирован ли у ребенка фонематический слух и какие особенности проявления его нарушений, но и какова взаимосвязь его с другими компонентами речи, на что оказало влияние его дефицитарность. Например, несформированность фонематического слуха может только сочетаться с нарушенным звукопроизношением, а может и проявляться еще и в трудностях понимания некоторых лексических и грамматических значений слов. Важно отметить связь с другими сторонами психического развития, так как восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Зрительное восприятие необходимо, так как для усвоения значения слова нужно увидеть его зрительный образ. Важную роль играют также первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем в отличие от других и сравнивает свою несовершенную речь с речью старших. Следовательно, для полноценного фонематического слуха необходима сформированность слухового, зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций.

Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста требует учета междисциплинарного и семейно-центрированного подходов в коррекционной работе, о которых пишут авторы в рамках организации ранней психолого-педагогической помощи [1, 6, 7]. Эти подходы позволяют индивидуально и дифференцированно осуществлять логопедическую помощь детям с нарушениями речи.

Так как все дети имеют различные психосоматические статусы, важен учет междисциплинарного подхода, который предполагает взаимодействие специалистов при реализации индивидуальной программы логопедического сопровождения конкретного ребенка. Планирование логопедического сопровождения учитывает особенности речевой, когнитивной, эмоционально-волевой сферы ребенка. Семейно-центрированный подход предполагает взаимодействие с семьей, включение родителей в образовательную деятельность, рассмотрение их как полноправных участников образовательных отношений. Для его реализации необходима организация взаимодействия с родителями и консультирование их в зависимости от проблем, с которыми они сталкиваются при выполнении рекомендаций и заданий, полученных специалистами. Индивидуально-дифференцированный подход является ключевым, осуществляется посредством аккумулирования междисциплинарного и семейно-центрированного и обеспечивает вариативный подход в реализации индивидуальной программы логопедического сопровождения с учетом особенностей проявления фонематического дефицита, генеза речевых нарушений каждого обучающегося.

В логопедической работе с ребенком, имеющим фонематический дефицит, следует учитывать особенности данного нарушения, а именно, какие уровни слуховой функции, предшествующие фонематическому слуху, сформированы. Для этого разработаны 5 модулей с заданиями с возрастающим уровнем сложности, направленных на формирование различных уровней фонематического слуха.

Модуль 1. Слуховое восприятие, внимание, память включает улавливание звуковых раздражителей на уровне физического слуха (игры «Поймай звук», «Коробочки»); восприятие и локализация неречевых звуков в пространстве (игры «Где музыка?», «Где спрятались?», «Найди игрушку»).

Игра «Поймай звук». Позвените погремушкой (и другими предметами, из которых можно извлечь звук) и стимулируйте  ребенка к хлопкам в ладоши на звук. Игра происходит с закрытыми глазами.

Игра «Коробочки». Подготовьте две одинаковых коробочки (их количество можно постепенно увеличивать и варьировать наполнение). Одну из них оставьте пустой, а в другую поместите маленький предмет, чтобы коробочка звучала. Извлекайте звуки из этих коробочек. Стимулируйте ребенка к хлопкам в ладоши при наличии звука.

Игра «Найди игрушку». Позвените погремушкой (и другими предметами, из которых можно извлечь звук) перед лицом ребенка и изменяйте локализацию игрушки, но с условием, что ребенок прослеживает ее взглядом. Потом закройте ребенку глаза, позвените слева, дождитесь поворота головы ребенка в сторону звучания игрушки (сзади, справа, снова сзади, слева, спереди, вверху и т.д.)

Игра «Где спрятались?». Одному из взрослых необходимо незаметно спрятаться и звать ребенка. Ребенок ищет взрослого по голосу.

Игра «Где музыка?». Возьмите любую музыкальную игрушку, закройте ребенку глаза, спрячьте ее в любом доступном для ребенка месте комнаты, включите звук, откройте ему глаза и попросите найти эту игрушку.

Модуль 2. Неречевой слуховой гнозис включает узнавание голосов родных (игра «Кто говорит»); различение темпа звучаний (игры «Танцы», «Юла и неваляшка», «День-ночь»); различение ритма звучаний (игра «Топай, хлопай»); различение неречевых звуков (игра «Угадай звук»).

Игра «Кто говорит». При нахождении людей из ближайшего окружения ребенка рядом, стимулируйте ребенка при закрытых глазах послушать голос, затем открыть глаза и подойти к тому, кто позвал. Можно сделать то же самое, но включая аудиозаписи с записанными голосами родных, рассматривая фото и указывая пальцем на того, чей голос прозвучал.

Игра «Танцы». Ознакомьте ребенка с характером движений под быструю музыку (бег, хлопки в ладоши) и под медленную (ходьба), взмахивание руками. Далее попеременно включайте противоположные по темпу мелодии и дождитесь выполнения им движений. Чтобы исключить угадывание, можете несколько раз включать мелодию одного и того же темпа.

Игра «Юла и неваляшка». Ознакомьте ребенка с характером движений юлы под быструю музыку, а неваляшки под медленную. Далее попеременно включайте противоположные по темпу мелодии и дождитесь выполнения им движений. Чтобы исключить угадывание, можете несколько раз включать мелодию одного и того же темпа.

Игра «День-ночь». Ознакомьте ребенка с характером движений под быструю музыку (куклу сажаем) и под медленную (куклу кладем спать) – покажите ему действия с куклой, сделайте их вместе с ним, показывая картинки с изображением дня и ночи. Далее попеременно включайте противоположные по темпу мелодии и дождитесь выполнения им движений. Чтобы исключить угадывание, можете несколько раз включать мелодию одного и того же темпа.

Игра «Топай, хлопай». С помощью игрушки задаете ритм, ребенок его повторяет. Ознакомьте ребенка с характером движений, покажите ему действия, сделайте их вместе с ним: топот и хлопки в такт по подражанию.

Игра «Угадай звук». Ознакомьте ребенка со звучанием реального предмета или изображенного на картинке предмета, существа или явления. Затем извлеките звук из предмета или включите аудиозапись и попросите ребенка найти соответствующий предмет или изображение.

Модуль 3. Речевой слуховой гнозис I включает различение звукоподражаний, извлекаемых из неречевых звуков (игры «Что так звучит?», «Кто так кричит?»).

Игра «Что так звучит?». После ознакомления со звучаниями различных предметов и явлений попросите ребенка показать на картинке названное вами звукоподражание.

Игра «Кто так кричит?». После ознакомления со звучаниями различных живых существ попросите ребенка показать на картинке названное вами звукоподражание.

Модуль 4. Речевой слуховой гнозис II включает различение звукоподражаний, неизвлекаемых из неречевых звучаний, то есть облегченных слов, различение простых названий предметов и действий обиходно-бытового плана (игра «Покажи»).

Игра «Покажи». Ознакомьте ребенка с изображением, озвучивая, его название. Затем попросите ребенка показать на картинке названное вами звукоподражание или слово.

Модуль 5. Фонематический слух включает различение слов с похожей звуковой оболочкой и слов-квазиомонимов, звуков раннего онтогенеза между собой (игра «Не перепутай»); различение правильного и ошибочного звучания слова (игра «Так правильно?»).

Игра «Не перепутай» (дифференциация слов, похожих по звучанию). Сначала озвучиваются названия картинок. Затем ребенку дается инструкция вслед за называнием логопедом слова, показать его изображение.

Игра «Так правильно?» (различения правильного и ошибочного звучания простых слов). Необходимо положить перед ребенком изображение нужного слова и называть его то правильно, то с ошибкой, обращаясь к ребенку с интонацией вопроса, например, «Это кот? Это тот? Это кут?». Отметим, что необходимо подбирать слова по фонетическому принципу орфографии (слова как слышатся, так и пишутся), а так же с постепенным увеличением количества звуков.

При трудностях понимания обращенной речи ребенком используются простые короткие инструкции с визуальными опорами: «Послушай внимательно», «Посмотри», «Покажи».

Коррекционная работа по устранению дефицита фонематического слуха запускается с того модуля, в котором при обследовании ребенка были выявлены трудности. Модуль, в котором ребенок успешен, опускается.

Отметим, что работа над фонематическим слухом не является автономной, она является одной из задач программы коррекционной работы. Поэтому кроме заданий на фонематический слух в планирование логопедических занятий обязательно должны быть включены задания на формирование импрессивной, экспрессивной речи, неречевых процессов.

Таким образом, предложенная нами вариативная стратегия позволит учителю-логопеду вариативно составлять программы логопедического сопровождения в зависимости от несформированных уровней фонематического слуха и особенностей проявления фонематического дефицита.


 


Список литературы

1. Астахова Л. Б. Реализация семейно-центрированного подхода в процессе логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста и их родителей // Педагогическое образование в России. 2018. № 4. С. 113-119
2. Визель Т. Г. Особенности коррекционной работы при нарушениях восприятия речи на слух // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 248-251. Режим доступа: https://sensint.ru:8443/sites/default/files/osobennosti-korrektsionnoy-raboty-pri-narusheniyah-vospriyatiya-rechi-na-sluh.pdf (Дата обращения: 20.01.2024)
3. Визель Т. Г. Приобретение и распад речи. Барнаул : АлтГПУ, 2016. 289 с.
4. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. М. : АРКТИ, 2019. 80 с.
5. Основы теории и практики логопедии: под ред. Левиной Р. Е. М. : Альянс, 2017. 368 с.
6. Мясникова Л. В. Ранняя коррекционная помощь детям с нарушениями развития: учебно-методическое пособие для студентов. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2016. 92 с.
7. Приходько О. Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О. Г. Приходько, О.В. Югова ; АНО «Совет по вопросам управления и развития». М. : «ЛексПраксис», 2015. – 145 с.
8. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Владос, 2000. 240 с.

Расскажите о нас своим друзьям: