Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024
УДК 371
Дата публикации 22.02.2024
Проблема трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в контексте современного образования
Сармутдинова Галия Бирикетовна
Ассистент кафедры педагогики и социологии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, galia_biriketovna@mail.ru
Аннотация: В статье автор рассматривает актуальность трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Провел теоретический анализ и практический опыт исследования и выявил о недостаточной готовности к труду младших школьников во внеурочной деятельности. Описывает проблемы в контексте современной образовательной политике. Утрачен интерес к работе у младших школьников; нет желания у младших школьников участвовать в ежедневных мероприятиях; авторитарная модель управления трудом в семье, выраженная в угрозе наказания за отношение к работе; «быстрое выключение» из работы.
Ключевые слова: проблема трудового воспитания, внеурочная деятельность, младший школьник, трудовое воспитание, трудовая деятельность.
Assistant of the Department of Pedagogy and Sociology Orenburg State University Pedagogical University", Orenburg
Abstract: In the article, the author examines the relevance of labor education of younger schoolchildren in extracurricular activities. He conducted a theoretical analysis and practical experience of the study and revealed the lack of readiness for work of younger schoolchildren in extracurricular activities. Describes the problems in the context of modern educational policy. Younger schoolchildren have lost interest in work; younger schoolchildren have no desire to participate in daily activities; an authoritarian model of labor management in the family, expressed in the threat of punishment for their attitude to work; "quick shutdown" from work.
Keywords: the problem of labor education, extracurricular activities, junior high school student, labor education, labor activity.
Сармутдинова Г.Б. Проблема трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в контексте современного образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problema-trudovogo-vospitaniya-mladshikh-shkolnikov-vo-vneurochnoj-deyatelnosti-v-kontekste-sovremennogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 22.02.2024)
Вводная часть и новизна. Изменение подготовки учащихся к работе в результате приоритетного влияния цифровой экономики и информационного общества требует обновленного подхода к трудовому воспитанию младших школьников. Это обновление недостаточно учитывается образовательными организациями, что приводит к отсутствию мотивации к работе. Вклад в социальную и профессиональную жизнь обучающихся становится главным приоритетом, но немногие школьники видят связь между образованием и будущей профессией из-за отсутствия тяжелой работы, что является ключевым фактором в профессиональном успехе. В современном мире человек, который работает организованным образом, является дисциплинированным, трудолюбивым и способным рационально использовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Трудовое образование такого человека должно начинаться в начальной школе, быть приоритетной целью внеурочной деятельностью и учитывать ценности и мотивы школьников этого возраста.
Задачи трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности решаются в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» и государственной программой Российской федерации «развитие образования» на 2018-2025 годы. Они направлены на формирование осведомленности школьников о ценности работы в жизни человека и общества, ухода за результатами работы, развития навыков для участия в различных типах работы и интереса к профессиям. Необходимо обновить образовательный процесс с учетом современных научных достижений, основанных на внутренних традициях, трудовом образовании и профессиональном самоопределении, чтобы сформировать уважение детей к работе, работников и достижения труда. Стратегия развития образования в российской федерации в течение периода до 2025 года привлекает внимание к продвижению развития и реализации программ в образовательных организациях, направленных на повышение трудовой деятельности и участия детей в интеллектуальных и трудовых процессах.
Внеурочная деятельность, предоставляет дополнительные возможности для образования и воспитания в условиях тяжелой работы. Развитие способностей и приобретение трудовых навыков позволяют младшим школьникам активно заниматься практической деятельностью, чувствовать себя уверенно, осознавать их важность и стремиться к самосовершенствованию. Тем не менее, результаты исследования показывают, что 58% учащихся начальных классов называют себя ленивыми, а 76% сосредоточены на материальных ценностях в своей работе [4]. Это указывает на то, что внимание к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности недостаточно.
Данные о методике исследования. Проблема трудового воспитания становится все более и более неотложной, особенно в начальной школе. К сожалению, в настоящее время школы не обращают достаточно внимания на обучение детей для работы в раннем возрасте, учителя уходят от этой проблемы. Тем не менее, сегодня многие учителя думают о возвращении трудового воспитания в школу. В настоящее время детям предоставляется больше теоретических материалов в школе, а вторичный уровень готовит их к экзаменам. Многие предметы являются чисто теоретическими и имеют мало общего с практическими занятиями и образованием молодого поколения [1].
Таким образом, объединяя концепции «труд» и «воспитание», мы можем определить трудовое воспитание как процесс организации и стимулирования творческих занятий школьников, развития их навыков и способностей на работе, формирование ответственного отношения к своей работе, поощрение творчества, инициатива и стремление к достижению наилучших результатов.
Следовательно, проблемы, которые возникли в ходе трудового воспитания, выявили необходимость осуществлять развитие учащихся в процессе трудовой деятельности. Для адекватной оценки названного вопроса необходимо определить трудовое воспитание у младших школьников во внеурочной деятельности. Особенно важно выяснить, насколько основательно разбираются младшие школьники в понимании особенностей трудовой деятельности. Предстоит выявить достаточный уровень освоения и понимания характера и содержания труда младших школьников, его образовательного и воспитательного потенциала. Всю проведенную нами экспериментальную работу можно условно разделить на два этапа: констатирующий и формирующий эксперименты. На первом этапе экспериментальной работы, в ходе констатирующего эксперимента, стояла задача в процессе наблюдения исследуемого явления в созданных и контролируемых исследователем условиях выявить уровень качества знаний у младших школьников к трудовому воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности [3].
Нами был разработан опросник из 10 вопросов, которые помоги определить начальный уровень знаний младших школьников по интересующей нас проблеме, младшие школьники отвечали на вопросы: Помогаешь ты в уборке по дому? Охотно ты посещаешь субботники (уборку территории)? Есть ли у тебя творческое хобби? У вас есть в классе график дежурств? Посещал ли ты трудовые акции? Изготавливал ли ты кормушку для птиц? В своем шкафу ты убираешься самостоятельно? Если товарищ будет нуждаться в помощи, поможешь? Помогаешь делать домашнее задание одноклассникам?
Экспериментальная часть, анализ, обобщение и разъяснение собственных данных или сравнение теорий. Анализ данных, позволяет сделать выводы о том, что из 46 опрошенных младших школьников только 5 школьников (10,9%) оказались на высоком уровне, на среднем уровне было зафиксировано – 21 человек (45,6%), на низком уровне – 20 школьников (43,5%). Беседы показали, что причиной низкого уровня их ответов является недостаточность теоретических знаний и практических умений по вопросам трудового воспитания. Полученные результаты анкетирования младших школьников показывают, что они не чувствуют себя готовыми к осуществлению процесса трудовой деятельности. Выделим основные проблемы, связанные с трудовым воспитанием:
• Утрачен интерес к работе у младших школьников из-за желания взрослых делать все самостоятельно.
• Нет желания у младших школьников участвовать в ежедневных мероприятиях из-за того, что сами учителя выполняют большую часть работы при организации совместной деятельности. Дети получают только несколько задач, таких как «Принесите», «дай», «Помоги», что не вызвает их интереса к трудовым процессу.
• Авторитарная модель управления трудом в семье, выраженная в угрозе наказания за отношение к работе, наказание трудом за плохое поведение и неудовлетворенность неспособностью ребенка.
• «Быстрое выключение» из работы, младшие школьники приступают к делу и через некоторое время бросают и не доводят до результата, берутся за другое дело либо вообще уходят в сторону от трудовой деятельности.
С начальной школы необходимо привить детям привычку к работе. Уже с раннего детства, мы учим детей собирать игрушки и играть с ними до взрослой жизни, где мы готовим «еду» на пластиковой кухне, носим «грузы» на самосвальных грузовиках, играем в поездах и читаем книги. На этом этапе мы формируем идеи о обязанностях через игру, поскольку это основная деятельность детей. Важно понимать, что это творческая работа – создание материальных ценностей, как подчеркивается А.С. Макаренко. Он считал, что задача учителя состоит в том, чтобы научить молодежь творческой работе, и это должно начаться с раннего возраста. Таким образом, методология А.С. Макаренко, используемая в своей колонии для воспитания детей с девиантным поведением, была основана на работе и командной работе. Она считалась одним из наиболее эффективных методов воспитания того времени [5].
В.Г. Рындак выделяет, современного младшего школьника поколение «Альфы», они «эрудированны, быстро соображают, но ни одного термина, ни одной даты не знают. Им это не важно. Для них важно знать, где искать нужную информацию, как ее классифицировать и использовать. Могут выполнять несколько заданий одновременно. Увлекающиеся, любят учиться, но при условии, что им это интересно» [2]. Но как отмечает автор, что поколению альфа будут одновременно заняты на двух и более работах. Развитие эмоционального интеллекта (навыки, позволяющие распознавать, понимать чужие эмоции и на-мерения, контролировать свои) позволит альфам конкурировать с искусственным интеллектом. Для успешной карьеры альфам важно обладать адаптивностью, умением работать с информацией, способностью контактировать с любым человеком.
Выводы и рекомендации. В настоящее время у младших школьников есть много возможностей для развития дополнительных навыков. В рамках своего школьного образования они могут изучать различные специальности. Тем не менее, современные школы больше сосредоточены на обучении теоретических специалистов. Это приводит к снижению времени, посвященного практической подготовке, что является важным элементом образования будущего гражданина. Хотя школы оказывают ограниченное влияние на содержание учебных программ, мы должны использовать новые технологии обучения труда и образования, начиная с начальных классов.
Возникает вопрос о роли родителей в воспитании и развитии детей. Только вместе с родителями мы можем научить детей работать. Без их поддержки работа будет абстрактной. Дети заберут домой, где у них мало обязанностей, категорически против школы, где их просят что-то сделать. Проблема трудового воспитания должна обсуждаться на собраниях родителей и учителей. Многие родители имеют неправильное представление о роли работы в воспитании детей и недооценивают ее важность. Некоторые люди считают, что третий класс не должен иметь возможность выполнять простые домашние задачи. Школа должна рассказать родителям о текущем положении дел и объяснить, как дети могут работать в семье.
Кроме того, учителям необходимо развивать позитивное отношение к работе среди младших школьников, стимулировать их желание учиться, быть независимыми и иметь возможность решать возникающие проблемы. Они должны помочь детям получить опыт, развивать свои интересы и потребности в приобретении трудовых навыков.
Таким образом, важным аспектом трудового воспитания является отказ от формализма в организации трудовых событий в пользу творческого подхода. Работа не должна рассматриваться как бремя или наказание, а как возможность осознать ваши способности и сделать день более полезным, используя свободное время для чего-то полезного и необходимого. Эта идея должна быть ясной и понятной для каждого младшего школьника. Положительные результаты в трудовом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности могут быть достигнуты только с согласованными усилиями учителей и семьи.
Список литературы
1. Гиниятуллина Л.Э., Головнева Н.А. Трудовое воспитание младших школьников // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа. – URL:
2. Рындак В.Г. Педагогика счастья: как учить и учиться быть счастливым: монография. Оренбург: Издательство ОГПУУ 2020. 179 с.
3. Юсупхаджиева Т.В. Актуальные подходы к реализации трудового воспитания в современной начальной школе // Мир культуры, науки, образования. 2016. № 3. С. 59
4. Сармутдинова Г.Б. Теория и практика трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности / Г.Б. Сармутдинова // Вестник самарского Государственного технического Университета.серия «Психолого-педагогические науки». 2022. Т. 19. №4. С. 5–16.
5. Яковлева Е.В. Особенности организации внеурочной деятельности по формированию культуры безопасного социального поведения у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. С. 165-173.