Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024
УДК 796.011.3
Дата публикации 22.02.2024
Образовательные технологии в подготовке тренеров по баскетболу в России и Китае
Ли Идин
аспирант, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», yidingli@126.com
Аннотация: В середине 90-х годов прошлого столетия в Китае был принят план успешных выступлений олимпийских спортсменов и здоровья нации в целом. В рамках разработанных программ была сформулирована стратегия баскетбола в стране, как важной оставляющей физического воспитания и спорта. Сегодня баскетбол в КНР занимает ведущие позиции среди других командных видов игр, в связи с чем в системе высшего образования и спортивной сфере происходят серьезные трансформации. Система обучения студентов игре в баскетбол в России и в Китае имеет схожие черты. Так каждый обучающийся баскетболу независимо от национальности обретает особый образ жизни, где главенствуют правильные привычки в питании, высокие физические нагрузки, эмоциональная выдержка; тренировки преобладают над другими сферами деятельности. Баскетбол, как игра имеет соревновательный характер и здесь каждый студент-спортсмен может проявить свои волевые качества, индивидуальные личностные характеристики и умение работать в команде, показать свою выносливость и трудоспособность.
Ключевые слова: развитие педагогики, подготовка тренеров по баскетболу, подготовка тренеров по баскетболу в России, подготовка тренеров по баскетболу в КНР, правильное питание, физические нагрузки, эмоциональная выдержка, тренировки.
Postgraduate student, Immanuel Kant Baltic Federal University
Abstract: In the mid-90s of the last century, China adopted a plan for the successful performance of Olympic athletes and the health of the nation as a whole. Within the framework of the developed programs, a strategy for basketball in the country was formulated as an important part of physical education and sports. Today, basketball in China occupies a leading position among other team games, and therefore serious transformations are taking place in the higher education system and the sports field. The system of teaching students to play basketball in Russia and China has similar features. Thus, every student of basketball, regardless of nationality, acquires a special way of life, where correct eating habits, high physical activity, and emotional endurance prevail; training takes precedence over other areas of activity. Basketball, as a game, is competitive in nature and here each student-athlete can demonstrate his strong-willed qualities, individual personal characteristics and ability to work in a team, show his endurance and ability to work.
Keywords: development of pedagogy, training of basketball coaches, training of basketball coaches in Russia, training of basketball coaches in the PRC, proper nutrition, physical activity, emotional endurance, training.
Ли И. Образовательные технологии в подготовке тренеров по баскетболу в России и Китае // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/obrazovatelnye-tekhnologii-v-podgotovke-trenerov-po-basketbolu-v-rossii-i-kitae.html (Дата обращения: 22.02.2024)
Опираясь на результаты анализа спортивных программ российских ВУЗов, автором установлено, что всего 48 учебных заведений государства проводит подготовку бакалавров – будущих тренеров по баскетболу. [1, с. 552]
Исследование отечественной Российской системы подготовки тренеров по Баскетболу говорит нам о том, что ее основы были заложены еще в Советское время, когда баскетбольная сборная Советского Союза была очень сильна и принимала участие практически во всех мировых соревнованиях, показывая достойный результат. В настоящее время школа баскетбола утратила свое значение, это можно подтвердить тем, что на олимпийских играх 2016 и 2022 года, Российская сборная по баскетболу вообще не принимала участие, так как не прошла отборочный этап. Представить такое во времена СССР было просто невозможно.
В настоящее время в России обучение баскетболу происходит в детских спортивных школах на базе спортивных школ и секций баскетбола. Профессиональным обучением тренеров по баскетболу занимаются Российские университеты на базе факультетов физической культуры и спорта.
Приведем примеры некоторых ВУЗов, которые реализуют образовательные программы в данном направлении:
- ГЦОЛИФК Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»;
- МГАФК Московская государственная академия физической культуры;
- УралГУФК Уральский государственный университет физической культуры;
- ВГИФК Воронежская государственная академия спорта;
- ДВГАФК Дальневосточная государственная академия физической культуры.
Так, заслуживает особого внимания трехэтапная система подготовки спортсменов, разработанная в Советском Союзе в ДЮШ и принятая до сих пор в России. Первый этап – это этап начальной подготовки спортсмена, основной задачей на этом этапе является приобретение базовых знаний и навыков. Второй этап – этап систематических учебных тренировок, направленных на достижение определенных спортивных результатов. Третий этап – спортивное совершенствование и самосовершенствование спортсмена высшей квалификации, добивающегося рекордов.
В качестве примера высшего профессионального спортивного образования, реализующего третий этап подготовки, можно привести программы подготовки бакалавров и магистров, дисциплины «Спортивно-педагогическое совершенствование баскетболистов», «Теория и методика подготовки высококвалифицированных баскетболистов», «Профессионально-физкультурное совершенствование», «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование». Эти программы нацелены на подготовку к успешной тренерской деятельности в меняющихся социокультурных условиях, предусматривают развитие у студентов умения решать профессиональные задачи и социально-личностные потребности, повышать индивидуальное спортивное и педагогическое мастерство в процессе тренировочных занятий, соревнований, совершенствовать владение спортивными навыками, обеспечивающими достаточный уровень спортивных компетенций, обогащаться качествами, составляющими профессионализм спортивного тренера.
Программа «Спортивно-педагогическое совершенствование» предназначается для комплексной спортивной и психолого-педагогической подготовки студентов и осуществляется в русле закономерных принципов форсированной специализации и профессионализации, объясняемых тем, что студенты командных видов спорта приходят в вуз с опытом работы в области физической культуры и спорта или результативного участия как спортсмена в составе спортивной команды, то есть с уже сложившимися, конкретными и отчетливыми представлениями о собственной спортивной деятельности, своих профессиональных и личностных запросах, перспективах развития, траектории движения в профессии и жизни. Подготовка к тренерской деятельности по этим и подобным программам в Российской Федерации ведется в 48 вузах, что говорит об их актуальности и востребованности.
Внимание сосредоточивается на практическом, деятельностном аспекте образования, что проявляется в решающем значении практических занятий и самостоятельной работы, в технологическом и методическом содержании дисциплин: «Методика построения тренировочного процесса», «Моделирование и прогнозирование в спортивной тренировке», «Соревновательная деятельность в спорте», «Подготовка спортивного резерва в баскетболе» и др. Организация отбора спортсменов и формирование команды, проведение тренировочных занятий с командой, организация соревновательной деятельности спортивной команды, обеспечение единства в работе наставников и специалистов, готовящих команду, согласование и контроль взаимодействия спортивных организаций, общественных и правовых учреждений в осуществлении программ развития спорта – такие профессиональные действия должен уметь осуществлять студент и будущий тренер. Участие студентов в соревнованиях рассматривается как обязательная часть учебной программы с тем, чтобы возможно полнее реализовать свои возможности, выполнить требования разряда или получения спортивного звания.
Исследования Китайской системы подготовки спортсменов-баскетболистов в ВУЗах доказывают, что названная система имеет ряд существенных недостатков. Так, в процессе профессионального отбора многие спортсмены «отсеиваются»; наблюдается нехватка спортсменов именно для большого спорта и международных соревнований; низкое качество тренировок; сложность устройства на работу для спортсменов не прошедших отбор в команду, что создает большую финансовую и кадровую нагрузку на государство. Вместе с тем важно отметить и ряд негативных факторов, которые тормозят развитие баскетбола в частности и спорта в целом: между спортом и обучением существуют множественные противоречия; прием абитуриентов в ВУЗы происходит по разным правилам; тренеры-преподаватели имеют низкий уровень подготовки; тренировочный процесс организован слабо и неэффективно и т.д. Очевидно, что в таких условиях требуется полная трансформация процесса обучения студентов. [2, с. 111]
В Китае баскетбольные школы и тренировочные лагери пользуются популярностью у молодежи, однако в трехуровневой китайской системе образования не хватает специалистов, которые обучают детей в начальной школе. В России схожая проблема: ученики младших классов сталкиваются с жестким отбором и не попадают в команду, поскольку не соответствуют в своем возрасте требованиям баскетбольных стандартов. Таким образом, общая проблема развития баскетбола обеих стран – низкая эффективность подготовки спортсменов младших и начальных групп. Для того чтобы воспитать талантливых спортсменов юношей и девушек и вернуть баскетбол в ВУЗы, необходимо повышать квалификации учителей начальных и средних классов. [3, с. 12]
Немаловажной проблемой обеих стран в рассматриваемой сфере является то, что выпускники ВУЗов являются неподготовленными к решению задач и вопросов, связанных с развитием баскетбола, поэтому требуется внести корректировки в образовательные программы и пересмотреть систему оценивания результатов обучения. Необходимо совершенствовать педагогический процесс (включая спортивные тренировки), что позволит студентам-баскетболистам добиться высокого уровня самостоятельности, осознать и развивать свои конкурентные преимущества, быть более мобильными, принимать решения и нести за них ответственность, как личную так и при работе в команде.
Еще одним важным вопросом подготовки спортсменов Китая и России является организация учебного и тренировочного процесса: студент должен успешно совмещать занятия и тренировки. Подготовка тренеров в обеих странах происходит по типу «тренировки превыше всего», то есть студент в первую очередь посещает тренировки и спортивные занятия, а остальная учебная деятельность подстраивается под этот процесс. Данный подход является малоэффективным и должен быть пересмотрен, поскольку не получая знания, навыки и опыт по другим дисциплинам, студент лишается личностного роста, его кругозор сужается, что в итоге тормозит еще будущее развитие как тренера. Образовательный процесс необходимо построить таким образом, чтобы тренировки не мешали основной учебной деятельности.
В современном постоянно меняющемся мире знания быстро устаревают, поэтому образование представляет собой процесс «обучения всю жизнь». В ходе получения высшего физкультурного образования, для студента особенно важно получить те способности, которые пригодятся ему в будущей профессии, будут соответствовать требуемым стандартам и обеспечат ему карьерный и личностный рост. В связи с этим ведущие позиции в сфере высшего физкультурного образования занимают такие качества как готовность и способность к самостоятельной деятельности; стремление к самореализации, саморазвитию; освоение новых знаний и навыков в смежных со спортом дисциплинах; участие в научной и исследовательской деятельности. Однако, как показывает практика, названные ориентиры в российских ВУЗах развиты слабо, либо отсутствуют вовсе: наблюдается низкая эффективность организации воспитательного процесса; имеются проблемы в технологическом аспекте; психологические и педагогические мероприятия проводятся редко и несвоевременно и т.д. Таким образом, необходима смена ориентиров при подготовке российских студентов-баскетболистов и в первую очередь переход к внеаудиторным тренировкам, как к ключевой форме подготовки высококвалифицированных спортсменов. [4, с. 301]
В своей профессиональной деятельности тренер сталкивается с большим количеством задач и выполняет множество функций: управленческие, исследовательские, педагогические и прочие. Основная цель деятельности тренера по баскетболу – подготовить профессиональных спортсменов при помощи различных подходов, спортивных инструментов, способов и средств. Также важно сформировать, развить и поддерживать у студентов спортивный потенциал, что позволит им достичь успехов в будущей профессии. [5, с. 104]
Исходя из вышеизложенного, тренер по баскетболу должен обладать высоким уровнем профессионального мастерства, а также следующими профессиональными знаниями и навыками высокого уровня: [6, с. 89]
- в сфере биологии, анатомии и психологии, поскольку тренер должен понимать какие биологические и психологические процессы происходят в организме студента в зависимости от его возраста, уровня спортивного мастерства и иных характеристик;
- специальные инструменты, средства, формы и методы, которые применяет тренер в ходе учебного процесса и во время соревнований;
- стремление к самосовершенствованию, участие в научной деятельности;
- физическая и техническая подготовленность к занятиям;
- определенные свойства и качества личности.
Многие тренеры не могут достичь эффективности на тренировках, поскольку сталкиваются с внутренними препятствиями и личными убеждениями: сомнения и неуверенность в собственных профессиональных перспективах. Для получения высоких результатов при обучении будущих тренеров - баскетболистов педагогам необходимо руководствоваться общими мотивами, которые направлены на достижение следующих ориентиров: [7, с. 68]
- умение работать в команде, способность взаимодействовать с другими членами команды и соперниками;
- здоровый образ жизни, физическое развитие и поддержка силы духа;
- стремление показывать максимальные результаты своей работы;
- здоровая конкуренция, соперничество;
- эмоциональное удовольствие от игры;
- способность к самовыражению, самосовершенствованию;
- стремление побить рекорды;
- способность управлять эмоциями и контролировать их
Названные мотивы в процессе обучения трансформируются в определенные установки будущей профессиональной деятельности. Через спортивную и образовательную деятельность у студента меняются приоритеты, формируется потребность организовывать свое время препровождение таким образом, чтобы постоянно касаться сферы баскетбола или спорта. Соревновательный дух проявляется во всех сферах жизни; появляется желание постоянно испытывать свои способности и возможности, чтобы достичь максимального результата. Важно отметить, что мотивы устанавливаются в соответствии с приоритетами, которые в свою очередь, определяются особенностями игры в баскетбол, возрастом, полом, стажем тренировок, уровнем профессионализма, личностными качествами и т.д.
Мотивация на конкретном занятии, тренировке или соревновании через призму общей мотивации становится актуальной и проявляется в осознании задач, которые нужно решить в данном случае и самооценки своих педагогических и функциональных возможностей,
Среди побуждающих мотивов можно выделить мотивацию долга, самоутверждения и развития, которые проявляются в следующих качествах: любознательность, активность и интерес как в теории, так и на практике; преодоление трудностей и препятствий в деятельности; проявление творческих способностей; престиж, авторитет, уважение со стороны других игроков и болельщиков; чувство долга и ответственности, умение отвечать за свои поступки; стремление добиться максимальных результатов и получить поощрение. Если студент уверен, что баскетбол – это его будущее, то на занятиях он выходит за пределы требуемых нормативов, проявляет больше активности по сравнению с другими членами коллектива. [8, с. 62]
По результатам исследования можно сделать вывод, что современный образовательный процесс подготовки спортсменов-баскетболистов в ВУЗах основан на предметно-ориентированной парадигме образования. Функциональный подход является основным в сфере студенческого спорта, что приводит к ослаблению связи между физической культурой и другими дисциплинами.
В рамках исследования был проведен анализ подходов к подготовке студентов – баскетболистов в России и Китае. Результаты анализа свидетельствуют о том, что функции студенческого спорта в названных станах разнятся. Так, в России студенческий спорт выполняет функции поддержки, поиска и сопровождения, тогда как в КНР его основная функция – сформировать резерв профессиональных спортсменов готовых к выступлению на международных соревнованиях.
Ведущим фактором при обучении студентов-баскетболистов, является профессиональная деятельность тренера, его настрой, активность, а также психологические и физические усилия, которые он прикладывает на тренировках и занятиях. Большинство исследователей, как теоретиков, так и практиков сходятся во мнении, что важнейшая задача государства в области развития физической культуры и спорта – это создание профессионального кадрового резерва и обеспечение ВУЗов квалифицированными тренерами-преподавателями.
Сегодня необходимо выстаивать процесс обучения баскетболу таким образом, чтобы тренер мог сохранить на занятиях необходимый уровень нагрузок и приспособить студентов к условиям и требованиям в их будущей профессиональной деятельности. Также важно, чтобы тренер был готов «шагнуть за рамки» и обеспечить студентам их профессиональное становление, готовность осуществлять профессиональную деятельность в условиях современных реалий.
Список литературы
1. Разработка аналитического инструментария для системы поддержки принятия решений тренера по баскетболу / А. С. Сазонова, Р. А. Чумаков, Ю. А. Леонов, Л. Б. Филиппова // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2023. – № 7. – С. 549-553.
2. Макеева, В. С. Специфика профессиональной подготовки тренера по баскетболу в вузах Китая / В. С. Макеева, Д. Гу, Ф. Жао // Перспективы науки. – 2022. – № 2(149). – С. 110-112.
3. Ильина, Е. К. К вопросу подготовки студентов учебно-спортивных групп по баскетболу к соревнованиям по баскетболу 3х3 / Е. К. Ильина, Е. С. Никитина, Н. В. Курова // Фитнес: теория и практика. – 2023. – № 16. – С. 8-14.
4. Мостовая, Н. В. Инновационные технологии подготовки студенческих команд по баскетболу / Н. В. Мостовая, А. А. Стрельников, В. С. Шабанов // Наука и образование транспорту. – 2019. – № 2. – С. 300-301.
5. Карпов, В. А. Педагогическое мастерство тренера по баскетболу в работе со студенческими командами / В. А. Карпов, Л. В. Куриленко // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 101-106.
6. Система показателей готовности тренеров студенческих команд по баскетболу к тренерской деятельности / Е. С. Горовенко, В. В. Шиповская, А. А. Окунева [и др.] // Известия Российской военно-медицинской академии. – 2020. – Т. 39, № S2. – С. 88-89.
7. Виноградова, А. С. Некоторые особенности личности тренера в баскетболе / А. С. Виноградова, И. В. Рудой // Вопросы педагогики. – 2021. – № 6-1. – С. 67-69.
8. Ованесян, И. С. Субъективные оценки тренеров Китая: сложности технических приемов в баскетболе / И. С. Ованесян, А. Н. Корольков, Ч. Чжан // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2022. – № 6. – С. 61-63.