Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024
УДК 796.011.3
Дата публикации 22.02.2024
К вопросу о профессиональной подготовке тренеров по баскетболу в вузах КНР и России
Ли Идин
аспирант, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», yidingli@126.com
Аннотация: Ключевыми задачами в процессе развития карьеры баскетболистов являются грамотно составленная система руководства над работой спортсменов, а также их правильное мотивирование к активной и эффективной деятельности. Это позволит будущим баскетболистам вырасти в профессиональном плане за счет формирования силы воли, укрепления их веры в важность профессии тренера, а также поможет справиться с любыми сложностями в трудовой деятельности и преодолеть профессиональные барьеры. Тренер должен обладать не только развитыми спортивными способностями и педагогическими умениями, но и иметь понимание о важности преподавательской деятельности. Поэтому с самого начала обучения в будущих тренеров необходимо закладывать образовательные ценности, передавать им любовь к преподавательской деятельности, учить ответственности и инициативности в работе. При этом и российские, и китайские студенты-баскетболисты не показывают серьезного стремления к своей подготовке в качестве тренера, отдавая предпочтение саморазвитию в спортивной сфере. В результате этого тренеры по баскетболу обладают недостаточными навыками образовательной деятельности и зачастую не способны передавать воспитанникам даже основы баскетбола, что приводит к простому копированию действий тренера со стороны учеников. Целью исследования является анализ профессиональной подготовки тренеров по баскетболу в ВУЗах КНР и России. Основные результаты полученные в ходе исследования - делаем вывод, что университеты в процессе подготовки тренеров не уделяют достаточно внимания таким факторам, как эмоциональная составляющая студентов, их ценности, потребности и ожидания, ставя основной акцент на качество педагогического образования, повышение уровня знаний студентов и расширение сферы действия их способностей.
Ключевые слова: развитие образования, тренер по баскетболу, повышение квалификации тренера, тренеры по баскетболу в России, тренеры по баскетболу в КНР, мировые стандарты тренерства.
Postgraduate student, Immanuel Kant Baltic Federal University
Abstract: The key tasks in the process of developing the careers of basketball players are a well-designed system of guidance over the work of athletes, as well as their proper motivation for active and effective activities. This will allow future basketball players to grow professionally by building willpower, strengthening their belief in the importance of the coaching profession, and will also help to cope with any difficulties in their work life and overcome professional barriers. The coach must have not only developed sports abilities and teaching skills, but also have an understanding of the importance of teaching. Therefore, from the very beginning of training, it is necessary to inculcate educational values in future trainers, convey to them a love for teaching, and teach them responsibility and initiative in their work. At the same time, both Russian and Chinese basketball students do not show a serious commitment to their preparation as a coach, preferring self-development in the sports field. As a result, basketball coaches have insufficient educational skills and are often unable to convey even the basics of basketball to their students, which leads to students simply copying the coach’s actions. The purpose of the study is to analyze the professional training of basketball coaches at universities in China and Russia. The main results obtained during the study - we conclude that universities in the process of training trainers do not pay enough attention to such factors as the emotional component of students, their values, needs and expectations, placing the main emphasis on the quality of teacher education, increasing the level of knowledge of students and expanding the scope of the actions of their abilities.
Keywords: development of education, basketball coach, advanced training of a coach, basketball coaches in Russia, basketball coaches in China, world coaching standards.
Ли И. К вопросу о профессиональной подготовке тренеров по баскетболу в вузах КНР и России // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-professionalnoj-podgotovke-trenerov-po-basketbolu-v-vuzakh-knr-i-rossii.html (Дата обращения: 22.02.2024)
Особенностью кадрового тренерского состава в Китайской Народной Республике при подготовке баскетболистов в школах и ВУЗах является преобладание спортсменов, которые уже закончили свою карьеру, а также тренеров с громким именем. Подготовка тренеров по баскетболу из года в год сталкивается с одной и той же проблемой: студенты не хотят связывать свою профессиональную карьеру со спортивной деятельностью. Вместо этого они отдают предпочтение специальностям, которые не имеют отношения к спорту. Это происходит из-за спортивной идентичности и отсутствия должной мотивации в спортивной сфере. [1, с. 89]
Высшие учебные заведения КНР занимаются подготовкой кадров для тренерского состава исключительно для ведения профессиональной деятельности в так называемом большом спорте или в образовательной отрасли. Кадры для общего спорта и начальной подготовки спортсменов готовятся, как правило, в квалификации “учитель”. Стоит отметить и такую проблему, как несоответствие педагогической и спортивной подготовки тренеров их будущей профессиональной деятельности. Студенты обучаются слишком короткий срок, который не позволяет освоить необходимые знания, навыки и умения в полной мере. Это вызывает необходимость стимулирования внутренней мотивации студентов, чтобы они продолжали развивать свои профессиональные навыки и педагогические умения даже после окончания ВУЗа. [2, с. 105]
Исследование опыта российских спортсменов позволило заключить, что высококвалифицированные студенты-баскетболисты, которые профессионально занимаются спортом в баскетбольных командах и клубах, не имеют достаточного представления о своей дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому зачастую они лишь развивают свою спортивную карьеру, даже не пытаясь углубиться в педагогическую деятельность. Причиной этого являются частые разъезды по стране во время соревнований, что забирает необходимое для развития педагогического потенциала время. Студенты не успевают сформировать четкий план своего будущего, поставить правильные цели, раскрыть в себе потенциал для развития воспитательных и образовательных способностей, необходимых для ведения спортивной педагогической деятельности на всех уровнях.
Следует сказать о совпадении периода перехода от юноши к молодому человеку с периодом выбора будущей специальности и поступлением в ВУЗ. Это наводит на мысли о наличии еще одной проблемы, которая заключается в активном внедрении современных подходов к образовательной деятельности, направленных не только на развитие знаний и практических навыков студентов, но и на совершенствование их личности. Данные подходы требуют от студентов высокой выдержки, так как в процессе обучения в университете они сталкиваются с серьезными сенсорными, учебными, физическими и психоэмоциональных нагрузками. Для того чтобы эффективно заниматься учебной деятельностью, а также повышать качество спортивно-педагогических навыков, спортсмены должны обладать развитыми психофизиологическими возможностями, уметь подстраиваться под быстроменяющуюся среду, а также обладать необходимыми для установления контакта с другими членами коллектива способностями. [3, с. 94]
Однако, как правило, время поступления в ВУЗ - это период окончания полового созревания у молодых людей, поэтому им довольно сложно сосредоточиться на учебе из-за перестройки организма. В результате отсутствия внимания и сосредоточенности на поставленных задачах возможна перегрузка организма, которая нередко приводит к перенапряжению нервной и гормональной систем, что становится причиной других проблем: с едой, с отдыхом, со сном и т.д. Кроме того, в это же время дополнительный стресс доставляет необходимость привыкания к требованиям нового тренера, к работе в новом коллективе и с новой командой.
Как показывает практика и десятки лет наблюдений, школьный и ВУЗовский уровни подготовки баскетболистов значительно различаются, что нередко негативно сказывается на отношении спортсменов к своей профессиональной подготовке. Зачастую студенты даже в конце обучения в университете не могут четко ответить на вопрос о целях их обучения и задачах будущей профессиональной деятельности. После поступления в высшее учебное заведение многие спортсмены сталкиваются с несоответствием спортивной подготовки баскетболистов в “довузовский” период и период после поступления в университет, что вносит коррективы в их представление о будущей трудовой деятельности. Не каждый желающий способен попасть в сборную команду или баскетбольный клуб, а задачи ВУЗовского образования не совпадают с целями студентов, которые хотят развивать свою карьеру в качестве профессиональных спортсменов, а не тренеров или педагогов. [4, с. 199]
В этой связи остро встают два вопроса. Первый содержит в себе медленное развитие спортивного мастерства будущего тренера и отсутствие у него должного уровня мотивации для активных занятий баскетболом, что является следствием отсутствия понимания своего будущего как спортсмена. Второй вопрос касается баскетболистов, которые не попали в сборную команду из-за несоответствия их способностей и навыков необходимым, а также тех, кому сложно дается адаптация к новому режиму спортивной и учебной деятельности, - это также замедляет получение нужных знаний и овладение новыми профессиональными навыками со стороны студентов.
Серьезным является вопрос и о том, что делать спортсменам, которые не могут продолжать спортивную карьеру из-за полученной травмы или высокой конкуренции в спорте. Важно определить направление их дальнейшего развития и профессионального роста.
Для решения указанных вопросов необходимо разработать систему, при которой будет гарантировано успешное формирование личностной мотивации студентов, помогающей выявлять таланты и способности, прививать позитивные качества, способствовать развитию профессионального потенциала для эффективного обучения в университете и передачи своих умений и навыков будущим воспитанникам. [5, с. 62]
При определении эффективных ресурсов необходимо двигаться в направлении выявления мотиваторов, которые содержатся в сущности совершенствования спортивно-педагогических умений и навыков, а также их компонентов, применяемых как для улучшения физических качеств и способностей студентов, так и для развития в них коммуникативной, исследовательской и информационной составляющих.
Совершенствование спортивно-педагогических умений и навыков с практической точки зрения позволяет определять и развивать потенциал баскетболистов, анализируя их поведение при решении поставленных задач и в процессе реализации целей практического образования, которые в сущности своей направлены на: [6, с. 251]
- применение в спортивной деятельности ключевых приемов определения готовности студентов в результате саморазвития в профессиональном плане;
- проработку физических кондиций студентов посредством планирования и целеполагания в спортивно-педагогической деятельности, в процессе разработки системы занятий, а также при оценке полученных результатов;
- перенятие знаний и навыков для освоения самопознания, а также определения спортивно-педагогических основ игры в баскетбол;
- разработку модели поведения во время соревновательной деятельности, в процессе чего будут учтены полученные навыки, умения и знания, личный опыт баскетболиста, а также профессиональный опыт, полученный во время обучения в университете и во время практической педагогической деятельности.
Совершенствование спортивно-педагогических умений и навыков является более эффективным при его реализации на основе: [7, с. 552]
- умения и желания взаимодействовать с детьми, обучать их, передавать им свои навыки и знания;
- способности к проявлению тактичного и уважительного отношения, хорошего воображения, отличных организаторских и коммуникативных способностей;
- уравновешенной нервной системы, высокого физического развития, умения противостоять раздражителям извне;
- результативной методики планирования, проведения и управления самостоятельной деятельностью баскетболистов;
- личностных особенностях студентов, то есть их силы воли, мотивированности, характера, темперамента, обучаемости и т.д.;
- способности определять пригодность человека к участию в баскетболе, учитывая имеющиеся у него навыки, способности и его спортивный потенциал;
- использования преподавателями университета стиля организации деятельности - фасилитация;
- обладания необходимыми знаниями и навыками для составления собственной методики и плана тренировок в соответствии с требования учебного заведения.
Одной из ключевых причин, негативно влияющих на степень эффективности обучения будущих тренеров, является совместное обучение баскетболистов с разным уровнем подготовленности, что нередко заставляет студентов либо отказываться от участия в занятиях вследствие отсутствия у них необходимых способностей, либо пропускать занятия из-за большой соревновательной загруженности. [8, с. 111]
Движение в этом направлении не позволяет баскетболу дорасти до мировых стандартов. В это же время, если рассматривать данный процесс с философской точки зрения, то стоит сказать о важности поиска потенциала в соревновательной и педагогической составляющих спортивно-педагогической деятельности, что может положительно сказаться на образовании спортсменов и позволит усовершенствовать их профессионализм.
В последние годы сложность добавляет желание молодежи быстро добиться профессиональных успехов, вырасти в спорте и показать высокие результаты, вследствие чего отмечается снижение активности соревновательного духа. Здесь же отметим, что в обучении баскетболу существуют и другие недостатки, которые происходят в результате неразвитой системы обучения и отсутствия всесторонности.
Список литературы
1. Система показателей готовности тренеров студенческих команд по баскетболу к тренерской деятельности / Е. С. Горовенко, В. В. Шиповская, А. А. Окунева [и др.] // Известия Российской военно-медицинской академии. – 2020. – Т. 39, № S2. – С. 88-89.
2. Карпов, В. А. Педагогическое мастерство тренера по баскетболу в работе со студенческими командами / В. А. Карпов, Л. В. Куриленко // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 101-106.
3. Показатели готовности тренеров студенческих команд по баскетболу к тренерской деятельности / Е. С. Горовенко, С. А. Семенов, Н. П. Тагирова, О. Н. Галлямова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 2(180). – С. 92-95.
4. Юй, Ц. Сравнительное исследование культуры профессионального баскетбола в Китае и России / Ц. Юй // Успехи гуманитарных наук. – 2023. – № 6. – С. 198-200.
5. Ованесян, И. С. Субъективные оценки тренеров Китая: сложности технических приемов в баскетболе / И. С. Ованесян, А. Н. Корольков, Ч. Чжан // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2022. – № 6. – С. 61-63.
6. Гу, Э. Требования к квалификации тренерских кадров по баскетболу в КНР / Э. Гу // Обзор педагогических исследований. – 2023. – Т. 5, № 5. – С. 248-253.
7. Разработка аналитического инструментария для системы поддержки принятия решений тренера по баскетболу / А. С. Сазонова, Р. А. Чумаков, Ю. А. Леонов, Л. Б. Филиппова // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2023. – № 7. – С. 549-553.
8. Макеева, В. С. Специфика профессиональной подготовки тренера по баскетболу в вузах Китая / В. С. Макеева, Д. Гу, Ф. Жао // Перспективы науки. – 2022. – № 2(149). – С. 110-112.