Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №09 (74) Сентябрь 2022

УДК 378.147

Дата публикации 30.09.2022

Теоретические аспекты использования дидактического потенциала онлайн-сервисов в образовательном процессе вуза

Камышева Елена Юрьевна
канд. пед.наук, доцент кафедры иностранных языков факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения, Российский государственный гуманитарный университет, РФ г. Москва, ejkamysheva@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты использования дидактического потенциала онлайн-сервисов в образовательном процессе вуза. Выделены основные структурно-функциональные характеристики и этапы реализации дидактического потенциала цифрового образовательного сервиса Wizer как одного их эффективных инструментов управления индивидуальной образовательной траекторией студентов в процессе обучения иностранному языку. В контексте описания этапов большое значение придается актуализации мотивационного, когнитивного, операционного и результативного компонентов дидактического потенциала цифрового образовательного сервиса Wizer. Сделан вывод о том, что дидактический потенциал цифрового образовательного сервиса Wizer влияет на эффективность управления образовательной траекторией обучающегося, что является значимым для всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: цифровой образовательный сервис, дидактический потенциал, структурный компонент, участник образовательного процесса, индивидуальная траектория.

The theoretical aspects of implementing the didactic potential of online services in the digital learning environment of higher education

Kamysheva Elena Yurievna
Cand. Sci (Pedagogy), associate professor of foreign languages department, faculty of international relations, political science and area studies, Russian State University for the Humanities, Russia, Moscow

Abstract: The study focuses on the theoretical aspects of implementing the didactic potential of online services in the digital learning environment of higher education. The article reveals the key structural and functional features of the didactic potential of the Wizer digital service as one of the comprehensive pedagogical tools of managing an individual educational trajectory of university students in foreign language teaching. Moreover, the main stages of implementing the motivation, cognitive, operation, and result-oriented components of the Wizer didactic service in online foreign languages teaching practices have been presented. In conclusion the author underlines that the use of the Wizer didactic potential impacts the effectiveness of managing the individual educational trajectory of the students, and is essential for all participants of foreign language learning and teaching process in the digital environment.
Keywords: digital educational service, didactic potential, structural component, participant of the educational process, individual trajectory.

Правильная ссылка на статью
Камышева Е.Ю. Теоретические аспекты использования дидактического потенциала онлайн-сервисов в образовательном процессе вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (74). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/teoreticheskie-aspekty-ispolzovaniya-didakticheskogo-potentsiala-onlajn-servisov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza.html (Дата обращения: 30.09.2022)

Стремительные трансформационные процессы, происходящие в развивающей цифровой образовательной среде на всех уровнях системы образования, формирование инновационных навыков современной молодежи невозможны без использования дидактического потенциала цифрового инструментария в образовательном пространстве. Использование различных онлайн сервисов, цифровых платформ «не влечет резкой смены парадигмы обучения, а только предоставляет один из возможных путей ее развития» [3, c. 72], что приводит к формированию новых способов управления цифровыми ресурсами. Реализация данных способов осуществляется через информационно-технический программный комплекс, предоставляющий участникам учебного процесса инструменты для создания образовательного продукта, организации изучения и обмена образовательного контента. Грамотное управление цифровым инструментарием позволяет педагогу построить индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, обеспечить мониторинг его личностного и профессионального развития; вовлечь каждого обучающегося в активную деятельность, поддерживая его интерес и мотивацию через интерактивные задания;  предоставить оперативную обратную связь, быстрое и объективное оценивание результатов работы  в ходе выполнения поставленных учебных задач.

Решение вышеуказанных  педагогических задач возможно благодаря эффективной реализации дидактического потенциала цифрового инструментария в образовательной среде.

Большое значение для организации данного процесса  с целью создания образовательного продукта, его реализации в образовательном процессе, обмена и изменения имеет выбор цифрового образовательного сервиса. Под цифровым образовательным сервисом как учебно-методическим сопровождением следует понимать совокупность дидактических информационных продуктов, представленных в четко организованном цифровом формате, с удобным для использования в образовательном процессе интерфейсом и идентифицируемом веб-адресом. Цифровые образовательные сервисы являются одним из компонентов Интернет-ресурсов как «информационной системы, которая интегрирует разнообразные источники данных и индивидуальные функциональные системы с общей точкой входа и персонифицированными правилами представления, обработки и хранения информации» [2, c. 58].  

В настоящее время среди преподавательского сообщества большой популярностью в образовательных целях пользуются такие цифровые образовательные сервисы как  LearningApps.org (https://learningapps.org/), Online Test Pad (https://onlinetestpad.com/), Банк Тестов (https://banktestov.ru/), MadTest (https://madtest.ru/) для создания интерактивных упражнений, конструирования тестов, викторин, кроссвордов, Quizizz (https://quizizz.com/) для создания викторин и опросов, iSpringSuite (https://www.ispring.ru/ispring-suite), QuizLet (https://quizlet.com/ru) для формирования  флэш-карточек с целью  формирования, развития и совершенствования навыков чтения, письма, аудирования и говорения, Тhinglink (https://www.thinglink.com) для подготовки интерактивного мультимедийного плаката, блок-схемы занятия, интерактивной экскурсии в процессе обучения иностранному языку.

Широкий диапазон цифровых образовательных сервисов значительно расширяет границы образовательного пространства, приводит к формированию модернизированного формата обучения, поэтому «каждый преподаватель задумывается о том, как сделать занятия в университетах интересными, обновленными, посредством применения новых технологий, и как успеть за развитием студентов поколения Z» [6, c. 64]. 

Выбор цифровых образовательных сервисов и подходов к разработке методики их применения в процессе обучения иностранному языку во многом обусловлен богатством их дидактического потенциала, под которым понимается совокупность функций и свойств, обеспечивающих эффективность достижения педагогических задач с учетом содержания, закономерностей и принципов реализации образовательного процесса. Дидактические функции описывают возможности цифровых образовательных сервисов в процессе их реализации в учебном процессе. Исходя из того, что цифровой образовательный сервис (далее ЦОС) является перспективным средством обучения, обратимся в качестве примера к дидактическому потенциалу цифрового образовательного сервиса Wizer (https://app.wizer.me/) как одному из эффективных инструментов управления индивидуальной образовательной траекторией студентов в процессе обучения иностранному языку. Доступ к сервису Wizer является свободным и бесплатным. Данный цифровой образовательный сервис аккумулирует разработанные преподавательским сообществом со всего мира интерактивные листы с учебными материалами для дальнейшего использования и преобразования в соответствии с педагогическими задачами образовательного процесса. Анализ содержательной и технической стороны интерактивных листов позволил выделить ключевые функции цифрового образовательного сервиса Wizer: функцию визуализации, информационную, адаптивную, интегративную, интерактивную и контролирующую. Рассмотрим выделенные функции.

Функция визуализации является основной функцией, призванной обеспечить эффективность восприятия, запоминания, осмысления и усвоения учебного материала благодаря использованию визуально-техническим средств обработки, передачи информации, способов ее предъявления в удобном формате. Значимость данной функции объясняется внедрением в образовательную среду мощных технологических способов визуализации объектов разнообразной природы, что позволяет сделать учебный материал управляемым. Различные инструменты позволяют регулировать масштаб объекта на экране, демонстрировать материал в динамической и статической, вербальной и невербальной формах, изучать явления, воспроизведение которых в реальных условиях невозможно или небезопасно повторно просматривать необходимый материал, самостоятельно осуществлять разные учебные действия в процессе изучения материала и т.д. Ценность реализации данной функции заключается в том, что она «кроме практичности, вносит положительный, стимулирующий элемент в методическую канву» занятия [1, с.107].

Информационная функция связана с четким отбором, наполнением информацией составляющих компонентов ЦОС, ее распределением, обработкой, хранением, передачей и использованием для удовлетворения образовательных потребностей субъектов образовательного процесса. Результатом реализации данной функции является формирование у обучающегося комплекса знаний для практического решения поставленных  задач.

Адаптивная функция связана с возможностью ЦОС оперативно применять его вариативные инструменты в целях корректировки, изменения образовательного контента в соответствии с требованиями и нормами образовательного процесса. Данная функция позволяет при минимальных затратах педагогических ресурсов повысить уровень получаемой компетенции посредством, мониторинга, анализа,  контроля и регулирования во времени и пространстве.

Интегративная функция объединяет отдельные компоненты образовательного контента в единое целое благодаря использованию рабочих онлайн инструментов. Такие инструменты позволяют конструировать разные типы заданий, такие как открытые вопросы, множественный выбор ответа, сопоставление, установление соответствия, упорядочивание информации, заполнение пропусков в тексте, таблицы, написание комментариев к графическим изображениям, подготовка аудиозаписи ответа и др. Использование разнообразных заданий в  процесс обучения  положительно отражается на  поддержании  интереса  обучающихся  к  изучению предмета. Содержательный аспект аутентичных текстовых материалов, аудиозаписей, видеофрагментов создает условия для поддержания интереса обучающихся, формирования системного знания и служит стимулом для  развития познавательной активности обучающихся.

Интерактивная функция основывается на постоянном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса при работе с дидактическими материалами сервиса Wizer, что  позволяет сделать образовательный процесс гибким, открытым и доступным. Обучающиеся могут использовать цифровые образовательные ресурсы в любом месте, в любое время, с удобного для них устройства, тем самым управлять собственной образовательной траекторией. Инструменты управления ЦОС обеспечивают постоянный контакт между участниками образовательного процесса, удобство и оперативность отслеживания индивидуальной траектории развития  обучающегося, прозрачность и  объективность его оценивания. Интерактивность актуализирует познавательный процесс обучающихся, способствует самостоятельному освоению материала.

Контролирующая функция дает возможность оценивать получаемые знания, умения и навыки, в случае необходимости оказать своевременную  помощь и достичь поставленных образовательных целей. Банк тестовых заданий разного типа позволяет сравнить достигнутые результаты с планируемыми.

Корректирующая функция нацелена на улучшение уровня учебных достижений обучающихся посредством выстраивания индивидуальной траектории деятельности с помощью подбора ресурсов, соответствующих уровню знаний обучающегося, его ближайшим и перспективным стратегическим целям развития.

Опираясь на функциональную характеристику цифрового образовательного сервиса Wizer, определим дидактические свойства данного педагогического феномена. «Свойства представляют собой основные характеристики ресурса, признаки, отличающие его от других, качества, которые могут быть использованы в дидактических целях» [5]. К основным дидактическим атрибутам цифрового образовательного онлайн сервиса следует отнести аттрактивность, функциональность, надежность, эргономику, доступность, мобильность, модульность.

Аттрактивность предполагает способность ресурса эмоционально привлекать, вызывать интерес, повышать мотивацию к учебной деятельности за счет использования разных цифровых средств обучения.

Функциональность интерфейса включает наличие комплекса функций различного характера, таких как визуализация образовательного контента, передача и сохранение контента, интерактивность его реализации, автоматизированная обработка информации, обеспечение  коммуникации посредством чатов, форумов, е-mail, управление мониторингом и анализом активности обучаемых (предоставление возможности выбора индивидуально темпа работы, способа предоставления готового продукта, самодиагностики учебных достижений и самоконтроля).

Надежность обеспечивает удобство администрирования, управления и защиты от внешних воздействий, что оказывает существенное  влияние на отношение пользователей к сервису и эффективности его использования.

Эргономика включает простоту и удобство использования интерфейса.  Наличие инструментов разработки контента предоставляет возможность  создания, редактирования, форматирования, корректировки, внесение изменений и дополнений в образовательный контент, тем самым не только облегчает разработку образовательных продуктов, но и позволяет интегрировать в единую систему  образовательные материалы различного назначения.

Доступность гарантирует отсутствие препятствий для получения доступа к образовательному контенту, связанных с  их расположением во времени и пространстве.

Мобильность дает возможность создавать, просматривать, редактировать и пересылать материалы с разных  устройств. 

Модульность представляет собой комплекс блоков или микроблоков образовательного контента, которые могут быть использованы в разных темах.

Как показывает практика использования цифровых образовательных сервисов в учебном процессе, их эффективность зависит от системы управления, включающей этапы их структурирования, реализации и оптимизации в образовательном пространстве. Опираясь на функциональную характеристику дидактического функционала цифрового образовательного сервиса Wizer, опишем основные этапы управления учебным контентом на данной платформе. Мы считаем, что необходимыми и достаточными этапами управления учебным контентом на цифровой платформе Wizer являются подготовительный, деятельностный и рефлексивный. Рассмотрим особенности работы с сервисом Wizer на каждом этапе.

Подготовительный этап включает педагогическую и техническую составляющие.

Педагогическая составляющая интегрирует реализацию мотивационного, когнитивного, результативного компонентов дидактического потенциала цифрового образовательного сервиса.

Мотивационный компонент связан с эмоционально-ценностным отношением субъектов образовательной деятельности к процессу использования цифровых дидактических материалов и эффектам его  продуктивности. Когнитивный компонент относится к системе  знаний субъектов образовательного процесса, которые необходимы, с одной стороны, для создания сценария реализации цифрового образовательного продукта, а с другой стороны, его использования обучающимися для приобретения необходимых компетенций в соответствии с поставленной задачей. Грамотный выбор темы, постановка цели и задач, разработка содержания и общего сценария его реализации приведет к созданию качественного образовательного продукта, который будет «важным элементом обеспечения процесса обучения при профессиональной подготовке будущих специалистов» [4, c. 18]. Результативный компонент отражает процессы, связанные с прогнозированием продуктивности и значимости образовательных результатов деятельности участников педагогического взаимодействия.

Техническая составляющая подготовительного этапа при работе с сервисом Wizer относится к актуализации операционного компонента, который требуют применения элементарных навыков компьютерной грамотности (прохождение по ссылке https://app.wizer.me/, регистрация на платформе «Join Now», выбор роли «Teacher», регистрация аккаунта удобным для вас способом). После входа на платформу сервиса пользователю становится доступным  огромный банк готовых интерактивных рабочих листов четко структурированных по предметам и тематике. Интерактивный рабочий лист представлен в свободном доступе для использования в готовом виде или модификации в учетной записи педагога. Дизайнерское наполнение  интерактивного рабочего листа (фон, шрифт, типы заданий) тщательно продумано с тем, чтобы преподаватель мог оформить его в соответствии со своим вкусом и поставленными образовательными задачами. Важно определить на данном этапе типы заданий. Преподаватель может выбрать задания с открытым ответом, множественный выбор ответа, текст с заполнением пропусков, описание изображения, установление соответствия, заполнение таблицы, классификация, создание рисунка, создание текста, работа с видеофрагментом и др.

Деятельностный этап связан с реализацией операционного компонента дидактического потенциала цифрового образовательного сервиса и  представлен способностью участников образовательного процесса осуществлять управление деятельностью на основе определенных операций и действий с целью достижения желаемого результата. Основными действиями являются наполнение ресурса содержанием (текстовыми видео, аудио материалами, тренировочными, контролирующими заданиями) в соответствии с требованиями содержания обучения. Сервисные функции платформы Wizer позволяют преподавателю добавлять мультимедийные файлы (аудио, видео) в задания интерактивного листа. Задания с открытым ответом могут быть представлены в текстовом, графическом или аудио формате. При составлении задания преподаватель может записать инструкцию, текст задания, вопросы к заданию в виде аудиофайла. После наполнения рабочего листа дидактическим материалом преподаватель отправляет обучающимся ссылку на материалы, используя удобные для управления данной операцией инструмент «Assign worksheets to students». Интерактивные инструменты данного сервиса позволяют преподавателю открыть доступ к изменению ответов обучающихся. Когда доступ открыт, обучающиеся могут изменять свои ответы. После того, как преподаватель закрывает доступ, обучающиеся больше не смогут вносить изменения в свои ответы, но имеют возможность просматривать отправленные преподавателем комментарии к выполненным заданиям. Благодаря интерактивным инструментам сервис Wizer предоставляет возможность организации совместной работы с другим преподавателем. Для этого необходимо использовать инструмент «Share with teachers». Проверка работ обучающихся осуществляется преподавателем в разделе «Answers». Преподаватель получает доступ к списку студентов, работы которых уже представлены на оценивание или находятся в процессе завершения. Готовые ответы обучающихся появляются в бланке рабочих листов. В этом разделе преподаватель видит имя студента и статистику (количество верных ответов, время работы, время завершения работы). Привлекательной функцией является возможность отметить понравившиеся ответы «сердечком» или оставить голосовой или текстовый комментарий при использовании соответствующего инструмента. Добавить отзыв о работе или дополнительные комментарии преподаватель сможет в диалоговом окне в нижней части интерактивного листа обучающегося. Отзыв должен быть сохранен и отправлен в качестве обратной связи. Способы подачи информации в текстовом, видео- и звуковом сопровождении, высококачественная графика делают образовательный продукт мощным дидактическим инструментом, информационно насыщенным и удобным для изучения благодаря способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации. Технические возможности цифрового образовательного ресурса Wizer позволяют реализовывать его на различных этапах занятия, например на этапе предъявления нового материала, этапе тренировки, актуализации знаний, закрепления, контроля и оценки полученных знаний, умений навыков.

Одним из наиболее часто используемых преподавателем методических инструментов обучения, с помощью которого проводится предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений являются задания в форме тестов для самопроверки студентов. На платформе Wizer представлены тесты разных типов, например, тесты  с выбором одного варианта ответа; с выбором нескольких вариантов ответов; тесты с однозначным ответом (да/нет); тесты на соответствие; тесты на расположение вариантов ответа в последовательности. Цифровой инструментарий предполагает разработку тестов  разного уровня сложности, что позволяет осуществлять оценивание обучающегося дифференцированно в зависимости от степени усвоения материала. Кроме того, для оценивания умений и навыков критического мышления в распоряжении платформы имеются инструменты для конструирования индивидуальных творческих заданий: представление творческого продукта речемыслительной деятельности как в письменном (эссе, комментарии и т.д.), так и в устном формате (аудиозапись).

Рефлексивный этап связан с критическим осмыслением, обобщением и анализом результативного компонента реализации учебного материала на цифровой платформе Wizer и соотнесением полученных результатов с поставленной педагогической целью. Результативный компонент  «характеризуется целым рядом показателей, а именно: 1) творческой активностью, являющейся одним из показателей личностного роста; 2) уровнем усвоенных знаний; 3) овладением приемами самоконтроля, проявляющихся в активности, самостоятельности и осознанности действий, планировании их выполнения, регулировании и оценивании собственной деятельности, что стимулирует процесс самообучения участников образовательного процесса» [8, c. 297]. Анализ, синтез, сопоставление результатов деятельности дают основание говорить о продуктивности и значимости дидактического потенциала цифрового образовательного ресурса Wizer для всех участников учебного процесса.

Таким образом, практика использования образовательного сервиса Wizer показала, что дидактический потенциал платформы является не только удобным  цифровым инструментом управления образовательным контентом в учебном процессе для преподавателя, но и пространством формирования необходимых компетенций для обучающихся. С позиции преподавателя, данный сервис предоставляет богатство выбора не только готового образовательного контента, но и возможность добавления, модификации учебного материала, создания в комфортном интерфейсе цифрового формата собственных образовательных продуктов, соответствующих особенностям развития, интересам и потребностям современного поколения. Со стороны обучающегося, данная платформа является педагогическим инструментом, который пробуждает внутренний стимул, мотивацию постигать новое, открывая доступ к разным  операционным возможностям выполнения действий с образовательным контентом, таким как поиск, анализ, структурирование, обработка, создание, передача информации, способствуют продуктивному запоминанию информации. Широкий спектр технологических возможностей выполнения  действий с информацией способствует «формированию студент-центрированной образовательной траектории (с помощью подбора ресурсов, соответствующих уровню знаний обучающегося); персонализации за счет личностно ориентированного подхода в обучении (обучающийся сам выбирает для себя темп обучения и обработки информации)» [7, c. 57].

Эффективность использования дидактического потенциала цифровых образовательных сервисов в учебном процессе вуза побуждает педагогическое сообщество к дальнейшему изучению их безграничных возможностей и разработке технологий, нацеленных  на совершенствование педагогического, методического и технологического инструментария реализации.


Список литературы

1. Аранова С.В. Культурологическая тенденция визуализации учебной информации в школьном обучении // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. №193. С. 107–115. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskaya-tendentsiya-vizualizatsii-uchebnoy-informatsii-v-shkolnom-obuchenii/viewer (дата обращения: 22.09.2022)
2. Гаджикурбанова Г.М., Муртузалиева А.С. Роль применения интернет-ресурсов в профессиональной деятельности педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58 (4). С. 58–61. URL: file:///C:/Users/1/Downloads/rol-primeneniya-internet-resursov-v-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga%20(2).pdf (дата обращения: 22.09.2022)
3. Грубин И.В., Кудрявцева Е.В. Вебинар как средство реализации цифровых технологий в языковой подготовке студентов транспортного вуза // Гуманитарный научный вестник. 2021. №12. С. 72–75. URL: http://naukavestnik.ru/doc/2021/12/Grubin.pdf (дата обращения: 22.09.2022)
4. Ибрагимова Л.А., Скобелева И.Е. Электронные образовательные ресурсы как важный элемент обеспечения качественной подготовки будущих специалистов среднего звена // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. №3. С. 16–20. URL: file:///C:/Users/1/Downloads/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-kak-vazhnyy-element-obespecheniya-kachestvennoy-podgotovki-buduschih-spetsialistov-srednego-zvena%20(2).pdf (дата обращения: 22.09.2022)
5. Исупова Н. И., Суворова Т. Н. Использование электронных образовательных ресурсов для реализации активных и интерактивных форм и методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. С. 136–140. URL: http://e-koncept.ru/2014/64328.htm. (дата обращения: 22.09.2022)
6. Карпова А.В. Вызов времени: усиление тенденций цифрового образования в высших учебных заведениях / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). С. 64-75 URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vyzov-vremeni-usilenie-tendentsij-tsifrovogo-obrazovaniya-v-vysshikh-uchebnykh-zavedeniyakh.html (Дата обращения: 22.09. 2020)
7. Омарова С.К. Характеристика и дидактический потенциал мобильно-цифровых технологий обучения иностранным языкам // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2018. 1 (190). С. 52–58. URL: file:///C:/Users/1/Downloads/harakteristika-i-didakticheskiy-potentsial-mobilno-tsifrovyh-tehnologiy-obucheniya-inostrannym-yazykam%20(1).pdf (дата обращения: 22.09.2022)
8. Тельтевская Н.В., Шорина А.В. К проблеме уровней сформированности рефлексивных умений у студентов // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 2А. С. 292–300. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2018-2/35-teltevskaya-shorina.pdf (дата обращения: 22.09.2022)

Расскажите о нас своим друзьям: