Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №09 (74) Сентябрь 2022

УДК 159.9

Дата публикации 30.09.2022

К вопросу о необходимых личных качествах и профессиональных компетенциях руководителя образовательной организации

Иванова Александра Минзяитовна
Группа ОППУ, 20286, Курс 3, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, РФ, г. Чебоксары

Аннотация: Личностные качества руководителя – это первое, что отмечается в любом коллективе. Личностные качества – это фактор, который оценивается наравне с профессиональными качествами, а часто даже выше профессиональных, поскольку профессионализм приходит, как правило, с опытом управленческой деятельности. Настоящая статья посвящена изучению взаимосвязи личностных качеств руководителя и стиля его взаимодействия с подчиненными с эффективностью работы целого коллектива. С учетом ситуации, складывающейся в современной России, необходимо обращать особое внимание на качество руководящих кадров в образовании, для того, чтобы одну из наиболее важных сфер сделать наиболее эффективной.
Ключевые слова: руководитель, коллектив (штат), кадровый состав, управленческая деятельность, личностные качества, эффективный руководитель.

On the question of the necessary personal qualities and professional competencies of the head of an educational organization

Ivanova Aleksandra Minzyaitovna
Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russian Federation

Abstract: The personal qualities of a leader are the first thing that is noted in any team. Personal qualities are a factor that is evaluated on a par with professional qualities, and often even higher than professional ones, since professionalism comes, as a rule, with managerial experience. This article is devoted to the study of the relationship between the personal qualities of a manager and the style of his interaction with subordinates with the effectiveness of the work of the whole team. Taking into account the current situation in modern Russia, it is necessary to pay special attention to the quality of senior personnel in education in order to make one of the most important areas the most effective.
Keywords: manager, team (staff), personnel, managerial activity, personal qualities, effective manager.

Правильная ссылка на статью
Иванова А.М. К вопросу о необходимых личных качествах и профессиональных компетенциях руководителя образовательной организации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (74). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-neobkhodimykh-lichnykh-kachestvakh-i-professionalnykh-kompetentsiyakh-rukovoditelya-obrazovatelnoj-organizatsii.html (Дата обращения: 30.09.2022)

Тема профессиональных качеств руководителей  образовательных организаций, в том числе и образовательных, находится на волне актуальности, поскольку в современном российском обществе остро стоит вопрос качества образования и воспитания подрастающих поколений. Более того, перемены направлены на качество руководящих кадров во всех областях деятельности общества [4, 9]. Иными словами, для Российской Федерации сегодня нужно и важно, чтобы местные администрации назначали на руководящие должности как в любой сфере деятельности общества так и в образовательной сфере, не просто специалиста исполнительного, а специалиста инициативного, продвигающего свои собственные идеи и преследующего потребности своей команды. Иными словами, исполнительные руководящие директора школ остаются в прошлом, а руководители, которые не боятся собственной инициативы и  более того, инициативы своих подчиненных – это руководители ближайшего будущего в экономических, политических и социальных реальностях современной России [1, 15-66].

Сегодня у нас есть возможность на примере сферыобразования сравнивать ту руководящую систему, от которой наше общество постепенно отходит, когда каждый руководитель стремился выполнить свой фронт работ, который спускался к нему на исполнение от вышестоящего руководства. Эта система имела достаточно плюсов, в частности была стабильной и надежной. На таких руководителей всегда можно было опереться вышестоящему руководителю, поскольку ценилась исполнительность [4].

Однако, работа в создавшихся социальных условиях, в условиях нарастающей конфронтации общества и назревающих в этой связи угрозах, эффективное управление педагогическими кадрами, через обратную связь, через поощрение инициативы – это было в ничтожно малых объемах, исключительно благодаря энтузиазму и смелости небольшого ряда идейных руководителей образовательных организаций [2, 45-46].

Иными словами на первый план сегодня выходят несколько иные личностные качества руководителя. Среди них: инициативность, смелость, трудолюбие, готовность вкладывать как время, так и усилия ради достижения поставленных целей, энтузиазм, честность, патриотизм [4].

Важно, чтобы руководитель умел не только организовать работу своего коллектива, но и строго отбирать для себя кадры. Всегда ценятся кадры, которые стремятся выполнить работу качественно и в срок. Но еще более ценятся кадры, способные вкладывать творческие начала в процесс достижения целей, умеющие лавировать в череде обстоятельств и негативных условий, заинтересованные в качестве своего труда [4, 9].

Теоретики в сфере управленческой деятельности (Абрамова М.В., Виханский О.С., Захаров В.М., Л. Сурат) абсолютно уверены в том, что руководителем может стать любой желающий. Однако, не каждый руководитель имеет возможность стать эффективным и привести коллектив к успеху. И дело здесь даже не в том, что у неэффективного руководителя недостаточно профессиональных качеств, для успешной деятельности, а в том, что несмотря на профессионализм, опыт и глубокое познание с ним не хотят работать подчиненные. Это достаточно трагичная ситуация, как для руководителя, так и для педагогического коллектива. Поскольку все самые лучшие идеи, самые благие начинания не имеют нужного эффекта. Профессиональная подготовка руководителя и подчиненных также не находит практического продолжения, поскольку упускается одна очень важная деталь – качества личности руководителя.

В первую очередь, это организационные способности. Организовать рабочий коллектив, используя только теоретические знания невозможно. Руководитель должен уметь правильно ставить перед коллективом задачи и задавать цели для каждого сотрудника. При этом, задачей самого руководителя является, не заставить подчиненного провести работу, а вызвать у него желание выполнить работу качественно и в срок.

В данном аспекте руководителю важно понимать границу и меру между формальным и неформальным межличностным общением с сотрудниками, поскольку любые перегибы, чреваты негативными последствиями, как для руководителя, так и для коллектива в целом. Чтобы избежать перегибов и найти баланс в процессе межличностного общения с педагогическими кадрами, директор может опираться на стандарты и должностные обязанности.

Есть ряд незаменимых качеств, которые необходимы современному руководителю в работе с подчиненными. Это ответственность, психологическая устойчивость, смелость, честность, готовность к продуктивному диалогу. Их дополняют компоненты коммуникативной компетенции и навыки, такие как, умение наладить обратную связь. А главное, это желание работать вместе со своим коллективом, вместе достигать целей и приносить пользу обществу и государству. Ни в коем случае не дистанцироваться от своих подчиненных, пытаясь возвыситься, самоутвердиться или усилить свой авторитет [4].

Термин «руководитель» говорит сам за себя – рукой водить, управлять, организовывать работу подчиненных. Качественному руководителю, заинтересованному в плодотворности своей работы и работы коллектива, совершенно не важно, сколько у него в подчинении людей. Если он знает, как организовать работу трех сотрудников, то он сумеет организовать и работу трех сотен и трех тысяч сотрудников.

Руководитель неизбежно занимает доминирующее положение в коллективе. Поэтому, одной из важных личностных черт хорошего, эффективного руководителя является адекватное восприятие власти и властных полномочий [3, 41-42].

Одной из наиболее сложных ситуаций для руководителя – это необходимость идти вразрез с мнениями педагогического коллектива. При этом важно, чтобы руководитель понимал значение своих решений и был абсолютно убежден в их правильности и эффективности. Если руководитель не испытывает внутренней уверенности, то коллектив будет это чувствовать. В связи с этим, возникает еще одно важное качество руководителя образовательной организации – это рациональное использование властных полномочий. Достигать целей посредством манипулирования коллективом сотрудников – это легкий путь, но далеко не единственный и совершенно неверный.

Достигать целей, идущих вразрез с мнениями коллектива посредством продуктивного диалога с педагогами, приведения веских аргументов и объемного разъяснения необходимости каждого последующего шага – это уже не просто управленческая деятельность, а искусство [4].

Тонко чувствовать настроения в коллективе и адекватно воспринимать обратные информационные потоки – это еще одно важное коммуникативное умение руководителя образовательной организации. Когда подчиненный вынужден скрывать от руководителя реальное положение вещей – это признак нездорового коллектива и неэффективного руководства. Но, если подчиненный приходит к непосредственному руководителю с ситуацией, требующей дополнительного авторитетного решения – это большое достижение в управленческой деятельности.

Умение контролировать свои эмоции – это также важно, как и предыдущие два личностных качества. Это качество обеспечивает стабильность взаимопонимания руководителя с педагогическим составом школы, не позволяя вмешиваться в них личным предпочтениям и стрессоустойчивость, поскольку в управлении часто возникают непредвиденные ситуации и обстоятельства, под которые необходимо подстраиваться [4].

Таким образом, очевидно, что многие личностные качества, как и профессиональные качества, как и багаж знаний, приходят к директору образовательной организации с опытом. Но этот фактор обосновывает еще один важный компонент коммуникативной компетенции, одно важное качество руководителя – это стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Назначение на должность руководителя не должно завершать стремления к успеху. Конечной целью для руководителя, независимо от уровня и сферы деятельности, должно быть освоение искусства самоотдачи ради общественно полезного дела.


Список литературы

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 2021. - С. 69.
2. Захаров В.М. Кадровая служба: Учеб. пособие. - М.: Аспект, 2021. - С. 90.
3. Сурат Л. Взаимосвязь управленческих умений и стиля руководства менеджеров российских компаний // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). / Л. Сурат, О. Чернова - 2019. - № 6. - С. 65.
4. Шпалинский В. В. Психология менеджмента. - М.: Педагогика, 2020. – 254 с.
5. Профессионально важные качества руководителя. Электронный ресурс. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/103/23842/. (Дата обращения 26.04.2022)

Расскажите о нас своим друзьям: