Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №09 (74) Сентябрь 2022

УДК 378

Дата публикации 30.09.2022

Самостоятельная работа студентов первого курса: сформированность навыков и особенности организации

Дмитриева Ульяна Михайловна
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», e-mail: ulyana2019@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию навыков самостоятельной работы студентов первого курса. В статье представлен краткий обзор использования термина «самостоятельная работа» в современной педагогической литературе. На основе декомпозиции универсальных компетенций и с учетом результатов обучения по дисциплине были сформулированы вопросы анкеты. Пять групп вопросов направлены на самооценку студентами своих способностей самостоятельной работы. Результаты исследования легли в основу доработки содержания дисциплины «Технология организации самостоятельной работы», в частности, были разработаны практико-ориентированные задания, нацеленные на формирование навыков самостоятельной работы. Сверхзадачей исследования можно рассматривать повышение осознанности студентов университета при организации самостоятельной работы.
Ключевые слова: самостоятельная работа, тайм-менеджмент, студенты университета, навыки самостоятельной работы, технологии самостоятельной работы.

Independent work of first-year students: the formation of skills and features of the organization

Dmitrieva Ulyana Mikhailovna
PhD in Philology, associate Professor of the preschool education’s theory and methods’ Department, Novosibirsk State Pedagogical University

Abstract: The article is devoted to the study of independent work skills of first-year students. The brief overview of the usage of the term "independent work" in modern pedagogical literature is presented. The questions of the questionnaire were formulated, based on the decomposition of universal competencies and the discipline learning results. Five groups of questions are aimed at students' self-assessment of their abilities for independent work. The results of the study formed the basis for finalizing the content of the discipline "Technology of organizing independent work", in particular, practice-oriented tasks were created aimed at developing independent work skills. The overriding task of the study can be considered to increase the awareness of university students in the organization of independent work.
Keywords: independent work, time management, university students, independent work skills, independent work technologies.

Правильная ссылка на статью
Дмитриева У.М. Самостоятельная работа студентов первого курса: сформированность навыков и особенности организации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (74). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/samostoyatelnaya-rabota-studentov-pervogo-kursa-sformirovannost-navykov-i-osobennosti-organizatsii.html (Дата обращения: 30.09.2022)

Вопросы самостоятельности студентов не теряют своей актуальности. Повышение объема самостоятельной работы по сравнению с контактной, необходимость обучаться с применением дистанционных образовательных технологий, проведение исследований и работа над проектами требуют повышения уровня самостоятельности и самоорганизации.

В педагогической литературе самостоятельная работа в университете и других образовательных организациях высшего образования рассматривается как «высшая форма учебной деятельности» [1], «вещь напряженная, трудозатратная, притом для обеих сторон – и студента, и преподавателя» [2, с. 61], один из «важнейших видов познавательной деятельности в формировании специалиста» [3, с. 144]. Кроме того, педагогами высшей школы анализируется зависимость навыков самостоятельной работы от сформированности временной компетентности студентов [4, 5], использование игровых заданий как средства повышения мотивации студентов к самостоятельной работе [6]. Для нашего исследования наиболее подходящим является определение, сформулированное Л.С. Пичковой: «Самостоятельная работа рассматривается как высшая форма учебной деятельности, которая носит интегральный характер и по сути есть форма самообразования» [1].

Особенно остро проблема сформированности навыков самостоятельной работы и ее организации стоит в отношении студентов первого курса очной формы обучения. После поступления в университет им часто приходится перестраиваться из-за смены образа жизни и повышения уровня самостоятельности. В связи с этим в программы бакалавриата федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» была включена дисциплина «Технология организации самостоятельной работы», направленная на формирование двух универсальных компетенций: УК-3 (способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде) и УК-6 (способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни). Указанные компетенции являются требованием федерального государственного образовательного стандарта – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 февраля 2018 г. № 122, и федерального государственного образовательного стандарта – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогичексое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 февраля 2018 г. № 125.

Целью представленного исследования являлось определение уровня сформированности навыков и культуры самостоятельной работы у студентов первого курса очной формы обучения и использование этих результатов в образовательной деятельности для восполнения выявленных дефицитов. Исследование проводилось с помощью анкетирования в первую неделю обучения. Анкета состояла из 15 вопросов, разработанных на основе декомпозиции универсальных компетенций и с учетом результатов обучения по дисциплине Вопросы направлены на самооценку студентами таких способностей, как: самостоятельность в обучении и некоторых жизненных ситуациях (вопросы 1, 2, 10); целеполагание и достижение целей (вопросы 4, 5, 12); способность управлять своим временем (вопросы 3, 6, 9); взаимодействие с членами команды, группы (вопросы 11, 13, 14); способность добывать информацию и работать с ней (вопросы 7, 8, 15). При ответе студенты должны были оценить собственные навыки и способности по десятибалльной шкале, в которой несформированный навык или отсутствие способности оценивается одним баллом, великолепно сформированный навык или максимальное развитие этой способности оценивается десятью баллами.

В исследовании приняли участие 19 студентов: 9 обучающихся по образовательной программе 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль): Психология и педагогика дошкольного образования и 10 обучающихся по образовательной программе 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль): Дошкольное образование и Иностранный (английский) язык. В дальнейшем мы будем приводить результаты исследования без дифференциации студентов по образовательным программам.

Количественные данные, полученные в результате анкетирования, можно ранжировать по пяти уровням: очень низкий (1 – 2 балла), низкий (3 – 4 балла), средний (5 – 6 баллов), высокий (7 – 8 баллов) и очень высокий (9 – 10 баллов). Количественные результаты исследования представлены в виде среднеарифметического значения по каждому студенту в отдельности (табл. 1) и по группам вопросов (рис. 1).

Таблица 1. Результаты анкетирования студентов

Условный номер испытуемого

Результаты анкетирования (в баллах)

студент 01

6,7

студент 02

6,9

студент 03

7,3

студент 04

6,7

студент 05

6,3

студент 06

8,5

студент 07

7,1

студент 08

8,6

студент 09

7,5

студент 10

6

студент 11

7,3

студент 12

8,1

студент 13

7,1

студент 14

7

студент 15

5,5

студент 16

5,3

студент 17

7,5

студент 18

7,3

студент 19

6,4

Из полученных данных видно, что студенты в основном оценивают свои навыки самостоятельной работы и самоорганизации достаточно высоко. Трое обучающихся показали средний уровень сформированности навыков самостоятельной работы (5 – 6 баллов), 13 обучающихся – высокий уровень (> 6 – 8 баллов) и трое – очень высокий (>8 баллов). Такой высокий уровень самооценки, естественно, не исключает проблем в самоорганизации. Какие именно трудности испытывают обучающиеся первого курса, показывают результаты анкетирования в аспекте содержания вопросов, которые для удобства анализа представлены также среднеарифметическим значением.

По одному показателю студенты продемонстрировали средний уровень сформированности навыков, по четырем – высокий. Способность управлять своим временем была оценена 6 баллами, способность добывать информацию и работать с ней – 6,9 баллами, взаимодействие с членами команды, группы – 7,2 баллами, целеполагание и достижение целей – 7,4 баллами, самостоятельность в обучении и некоторых жизненных ситуациях – также 7,4 баллами. Таким образом, наиболее уязвимое место в способности самостоятельно работать, по мнению самих испытуемых, является управление временем. Значительно выше студенты оценили свои способности добывать информацию и работать с нею и взаимодействовать с членами команды. Графически результаты анкетирования в аспекте содержания вопросов представлены на диаграмме (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты анкетирования в аспекте содержания вопросов

Представленные результаты анкетирования дают широкие возможности для их интерпретации. Мы представили только «вершину айсберга», так сказать, поверхностный срез в самооценке студентами своей способности работать самостоятельно. Дальнейший анализ и сопоставление результатов одного и того же студента по разным вопросам или результаты разных студентов по одному вопросу дают любопытные сведения. Например, испытуемый под условным номером 02 показал очень высокий уровень самостоятельности в принятии решений в конкретной жизненной ситуации (10 баллов), но при этом низкий уровень готовности и способности самостоятельно обучаться (3 и 4 баллов). Испытуемый под условным номером 13 показал противоположные результаты: средний и высокий уровни готовности и способности самостоятельно обучаться (6 и 8 баллов), но при этом низкий уровень в принятии решений в конкретной жизненной ситуации (4 балла).

Еще один пример. Подавляющее большинство испытуемых оценили свою способность искать информацию в сети Интернет гораздо выше (в среднем 7,7 баллов), чем свою же способность искать информацию в других источниках (книги, наблюдения, устные источники) (в среднем 6,8 баллов). Возможно, вчерашние школьники оценивают работу с интернет-ресурсами как более легкую, не принимая во внимание многие нюансы, с которыми они столкнутся в дальнейшем обучении.

Полученные данные легли в основу адаптации дисциплины «Технология организации самостоятельной работы» для обучающихся, прошедших анкетирование. Дисциплина включает пять тем: 1. Специфика и задачи высшего образования в современных условиях, организация социального взаимодействия; 2. Тайм-менеджмент; 3. Виды организации самостоятельной работы; 4. Технологии самостоятельной работы с текстами; 5. Технологии организации самостоятельной работы с научными и образовательными электронными ресурсами. Первые две темы изучались на лекционных и семинарских занятиях, а также в форме самостоятельной работы. Оставшиеся три темы изучались только на семинарских занятиях и в форме самостоятельной работы. Необходимо отметить, что дисциплина реализовывалась по всем программам бакалавриата единообразно. Специально созданная рабочая группа создала рабочую программу дисциплины, предусмотрев, с одной стороны, необходимость развить у студентов первого курса нужные навыки самостоятельной работы, а с другой – возможность варьировать задания в зависимости от направленности образовательной программы.

На протяжении всей дисциплины акцент делался на использовании практико-ориентированных заданий, максимально приближенных к тому, что может потребоваться студенту университета в процессе получения высшего образования. В рамках первой темы студенты сначала познакомились с современной системой образования в Российской Федерации, определили свое место на уровнях образования и узнали о том, какое образование они смогут получить после завершения программы бакалавриата. Затем первокурсники выполнили задания по использованию электронно-образовательной информационной системы университета. Задания были построены по типу квеста: студенты собирали требуемую информацию на официальном сайте университета (https://www.nspu.ru/) и отчитывались в краткой форме. В процессе выполнения задания они потренировались в поиске органов управления, образовательного стандарта, стипендий и иных форм материальной поддержки, требований к курсовой и выпускной квалификационной работам, электронного расписания, личного кабинета и собственного портфолио, разных изданий в электронном каталоге библиотеки и персональных сайтов преподавателей. Поиск всего перечисленного сопровождался индивидуальными и групповыми заданиями. Так, студенты определили, какие факультеты / институты входят в состав университета; на основе компетенций ФГОС ВО составили портрет выпускника, нашли разные виды стипендий и определились, в конкурсах на какие стипендии они могут участвовать, нашли образец оформления списка литературы, разобрались со структурой своего личного кабинета и портфолио, научились искать свой учебный план, календарный учебный график и определять количество часов и вилы отчетности по дисциплинам и практикам, а также определять сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий и каникул. Основная цель была не просто познакомить первокурсников с сайтом университета, а научить их пользоваться его ресурсами, показать, как много полезной информации можно извлечь из него.

Во время изучения второй темы студенты познакомились с приемами постановки целей, способом Брайана Трейси по определению собственной цели, расстановкой приоритетов с помощью матрицы Эйзенхауэра, научились распознавать проактивную и реактивную позиции, потренировались в применении SMART-технологии по достижению целей.

Третья тема была посвящена видам самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работе с научными текстами. Студенты освоили правила цитирования, оформления постраничных и концевых ссылок, а также правила конспектирования письменной и устной речи. Была проработана тема поиска информации в сети Интернет и оценка ее достоверности. Студенты узнали, каким типам источников информации можно доверять в большей степени, решили кейс по отбору достоверного источника.

При освоении четвертой темы студенты научились писать аннотацию научного текста, оформлять библиографические описания изданий разного типа (учебник, монография, статья из сборника, статья из журнала), самостоятельно подбирать УДК для своих будущих статей, потренировались в составлении линейных презентаций в программе Power Point и нелинейных с использованием prezi.com.

Изучение пятой темы предусматривало не просто знакомство с научными и образовательными электронными ресурсами, а активное их использование. Так, студенты зарегистрировались на сайтах elibrary.ru, cyberleninka.ru, pedlib.ru и подобрали список литературы с этих ресурсов. Во время изучения третьей. четвертой и пятой тем в качестве иллюстративного и дидактического материала использовались издания и ресурсы, которые были связаны с дошкольной педагогикой, что позволило уже в первые недели обучения в университете сориентировать первокурсников в их будущей профессии.

Эффективность дисциплины «Технология организации самостоятельной работы» в совершенствовании навыков самостоятельной работы первокурсников можно оценить по ряду заданий, выполненных студентами самостоятельно. Поэтому вместо повторного анкетирования на контрольном этапе мы проанализировали выполненные задания по пятибалльной шкале.

Самостоятельная работа студентов по первой теме логически продолжила лекционное и практическое занятия. Студенты составляли глоссарий видов образовательных организаций, которые осуществляют профессиональное образование; с помощью технологии фишбоун составляли схему необходимых студентам знаний и умений. Это задание в среднем было выполнено на 4,5 балла.

За выполнение самостоятельной работы по второй теме студенты получили в среднем 4,6 балла. В качестве одного из домашних заданий был использован мини-эксперимент: студентам требовалось выявить свои хронофаги и отказаться от одного из них на одни сутки. Затем студенты описывали свои ощущения и результаты. Основное впечатление от мини-эксперимента – удивление, студенты поражались, как много запланированных и дополнительных дел они успели сделать. Следующим домашним практическим заданием, введенным в освоение дисциплины, стало наведение порядка в местах приема пищи, хранения одежды и на рабочем месте. При необходимости можно было реорганизовать свое рабочее место так, чтобы стало удобно работать. После этого нужно было описать свои ощущения и понаблюдать, помогло ли это сэкономить время. Результаты были разные. Примерно половина студентов отметила, что в указанных трех местах они всегда поддерживают порядок, значительная часть студентов написали, что стало удобнее работать, вещи стали находиться быстрее. Одна студентка отметила, что наведение порядка, наоборот, затормозило всю работу и никак не сказалось на эффективности.

В рамках самостоятельной работы по третьей теме студенты составляли глоссарий по параграфу 1.1 «Понятие «детство». Философско-педагогические концепции детства» (из учебника «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения» под редакцией А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцевой). По этому же параграфу нужно было составить конспект и написать эссе о том, какая из представленных в параграфе концепций оказалась близка им. Таким образом, сложный, но при этом основополагающий для профессии дошкольного педагога материал был проработан с учетом принципа «от простого к сложному» и стал основой для тренировки навыков самостоятельной работы с учебным текстом. По результатам этих заданий первокурсники получили в среднем 4 балла.

Самостоятельная работа по четвертой теме включала в себя анализ аннотаций студенческих научных статей по дошкольной педагогике, составление собственной аннотации к студенческой научной статье, составление библиографического списка 5 источников, включая электронные ресурсы, по дошкольному образованию и создание нелинейной презентации. По итогам этих заданий студенты получили в среднем 4,5 балла.

В рамках пятой темы студенты освоили определение, структуру курсовой и выпускной квалификационной работ, требования к их оформлению и содержанию, критерии оценивания согласно внутренним университетским требованиям, содержащимся в локальных нормативных актах. За выполнение этих заданий студенты в среднем получили 4,5 балла.

Исследование показало, что проблемы организации самостоятельной работы волнуют не только преподавателя, но и самих обучающихся. Студенты первого курса испытывают некоторые трудности в самоорганизации, они осознают несовершенство собственных навыков управления временем. Другие же навыки самостоятельной работы, по их представлениям, находятся на более или менее высоком уровне, однако даже эти навыки требуют развития, потому что система высшего образования предъявляется к обучающимся более высокие требования. Вся работа по дисциплине «Технология организации самостоятельной работы» была направлена на формирование и развитие навыков, требующихся студентам для освоения образовательной программы высшего образования. Как показал анализ результатов самостоятельной работы студентов по каждой теме дисциплины, такие навыки были сформированы успешно. Навыки самостоятельной работы первокурсников были не только усовершенствованы, но и в значительной степени расширены под задачи получаемого образования. Это оказалось возможным благодаря соблюдению во время преподавания дисциплины дидактических принципов системности, постепенности и практико-ориентированности. Задания, имеющие связь с жизнью, всегда вызывали интерес у студентов, при их использовании не требовались дополнительные приемы мотивации. Таким образом, был сделан первый шаг на пути формирования у первокурсников навыков самостоятельной как «высшей формы учебной деятельности» и повышения их осознанности в организации самостоятельной работы.


Список литературы

1. Пичкова Л.С. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации: материалы конференции. М.: МГИМО-Университет, 2008. Режим доступа: https://mgimo.ru/files/113958/113958.pdf (Дата обращения: 17.08.2022).
2. Гречко П.К. Самостоятельная работа студента – что это такое? // Социология образования. 2015. № 7. С. 60 – 71.
3. Мукашева А.К., Мустафина М.Н., Шатанова Р.К. Самостоятельная работа студентов в кредитной системе обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: материалы XLIY Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2015. С. 143 – 148.
4. Танаева З.Р., Смаглий Т.И., Петрушка А.Ю. Разработка модели формирования временной компетентности будущих учителей // Вестник КГПИ. 2020. № 2 (58). С. 86 – 93.
5. Кузнецова М.В., Кохан Н.В., Дмитриева У.М. Педагогические условия развития временной компетентности студентов педагогического университета // Вестник педагогических инноваций. – 2020. № 3 (59). С. 27 – 34.
6. Борзова Т.А. Опыт эффективного использования игровых заданий в смешанном обучении (на примере курса «Русский язык и культура речи») // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2020. Т. 12. № 3. С. 170-183.

Расскажите о нас своим друзьям: