Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №09 (74) Сентябрь 2022

УДК 373.1

Дата публикации 30.09.2022

Направленное формирование личности в процессе физического воспитания студентов вуза

Дунаева Вероника Владимировна
студент, Казанский государственный энергетический университет, РФ, г.Казань, veronikadunaeva55@mail.ru
Гусев Павел Михайлович
ст. преподаватель кафедры физического воспитания, Казанский государственный энергетический университет, РФ, г.Казань, p.kazof@mail.ru

Аннотация: Цель статьи: обобщение опыта профессиональной подготовки будущих специалистов высшего учебного заведения «Казанский государственный энергетический университет», осваивающих дисциплины на кафедре физического воспитания, ориентированной на формирование личности в процессе физического воспитания. Задачи статьи: - изучить процесс подготовки будущих специалистов высших учебных заведений; - провести теоретическое исследование формирование личности в процессе физического воспитания; - выявить результаты исследования. Объект исследования: вуз: Казанский государственный энергетический университет, направление подготовки студентов: кафедра физического воспитания. Результаты: установлено, что для повышения эффективности профессиональной подготовленности будущих специалистов важно учитывать направленность образовательного процесса на формирование личности в процессе физического воспитания. Кроме того, было отмечено, что на профессиональную подготовленность будущих специалистов большое влияние оказывает внедрение современных технологий формирования личности в процессе физического воспитания в учебно-воспитательный процесс. Средства физического воспитания, ориентированные на эстетику, имеют большое оздоровительное и рекреационное значение. Выводы: образовательный процесс должен быть ориентирован на поддержку активного двигательного функционирования, мотивацию к занятиям физическими упражнениями и ведению здорового образа жизни.
Ключевые слова: физическая культура, формирование личности, студенты Казанского государственного энергетического университета, средства направления подготовки на кафедре физического воспитания.

Directed personality formation in the process of physical education of university students

Dunaeva Veronika Vladimirovna
student, Kazan state power engineering university, Kazan, RF
Gusev Pavel Mikhailovich
senior lecturer of Physical Education Department, Kazan state power engineering university, Kazan, RF

Abstract: The purpose of the article is to summarize the experience of professional training of future specialists of the higher educational institution Kazan State Power University, mastering disciplines at the Department of physical education, focused on the formation of personality in the process of physical education. Objectives of the article: - to study the process of training future specialists of higher educational institutions; - to conduct a theoretical study of the formation of personality in the process of physical education; - identify the results of the study. Object of research: university: Kazan State Power Engineering University, direction of training of students: Department of Physical Education. Results: it is established that in order to increase the effectiveness of professional training of future specialists, it is important to take into account the orientation of the educational process to the formation of personality in the process of physical education. In addition, it was noted that the professional readiness of future specialists is greatly influenced by the introduction of modern technologies of personality formation in the process of physical education in the educational process. The means of physical education focused on aesthetics are of great health and recreational importance. Conclusions: the educational process should be focused on supporting active motor functioning, motivation for physical exercise and healthy lifestyle.
Keywords: physical culture, personality formation, students of Kazan State Energy University, means of training at the Department of Physical Education.

Правильная ссылка на статью
Дунаева В.В., Гусев П.М. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания студентов вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (74). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/napravlennoe-formirovanie-lichnosti-v-protsesse-fizicheskogo-vospitaniya-studentov-vuza.html (Дата обращения: 30.09.2022)

Вхождение России в европейское образовательное и научное пространство обусловлено реформированием высшего образования и повышением требований к профессионализму выпускников высших учебных заведений в условиях рыночной конкуренции [2, с. 110]. Следует подчеркнуть, что на этапе развития современного общества в системе образования происходит модернизация учебно-воспитательного процесса, направленная на личностно ориентированное обучение. В этом случае организация профессиональной подготовки будущих специалистов на  кафедре физического воспитания, приобретает характер диалога, сотрудничества, совместного творчества. Наряду с проблемами здоровья молодого поколения все больше внимания уделяется профессиональной подготовке специалистов высшего образования на  кафедре физического воспитания, в рамках которой перед студентом открываются широкие возможности для подготовки к успешной реализации.

В современном обществе физическая культура рассматривается как процесс и результат целенаправленного функционирования человека, направленный на формирование физической и духовной природы человека. В системе воспитания молодого поколения физическая культура является средством социального становления будущих специалистов подготовки физического воспитания, активного развития их индивидуальных и профессионально значимых качеств [1, с. 55]. Именно поэтому формирование физической культуры личности студента является важной составляющей подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Совершенствованию образовательной системы и развитию личности в образовательном процессе в сфере физической культуры уделяли внимание такие ученые, как: М.И. Кабышева [3], Е.Т. Кузнецова [4], Н.А. Усцелемова [5].

Среди других исследований можно выделить работы, ориентированные на проблемы мотивации студентов к самостоятельному обучению, формирования позитивного отношения к собственному здоровью, социально-психологическая адаптация к новым условиям заработка, профессионально-прикладная направленность занятий, повышение показателей здоровья.

Несмотря на значительное количество исследований, формирование личности в процессе физического воспитания является актуальной.

Существуют нерешенные проблемы формирование личности в процессе физического воспитания.

Целью исследования является анализ научно-методической литературы по теме исследования, изучение передового опыта профессиональной подготовки будущих специалистов, ориентированной на формирование личности в процессе физического воспитания.

Материал и методы: методами исследования являются анализ и обобщение научно-методической литературы.

Результаты исследования. Непрерывное образование обеспечивает постоянный прогресс, совершенствование и творческое обновление специалиста на протяжении всей его жизни. Объективное содержание образования определяется социальным заказом, а также задачами, которые общество ставит перед образованием. Субъективное содержание выражается в индивидуально-личностном смысле и основывается на принципах активного, системного, индивидуального и дифференцированного подходов [2].

По мнению многих авторов [1-5], одним из побочных эффектов научно-технического прогресса является увеличение объема знаний человечества. К категории лиц, занятых умственным трудом, относятся и студенты. В последние годы значительно увеличился поток научной информации, что требует ее обработки в короткие сроки. Кроме того, расширяется применение различных средств обучения. Все это приводит к интенсификации образовательного процесса в вузе и предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке будущих специалистов в области физической культуры и менеджмента.

Смысл понятия «физическое воспитание личности» в контексте профессиональной подготовки будущего специалиста рассматривается нами следующим образом:

- сочетание требований, мотивов, знаний, ориентированных на формирование здоровой, успешной личности и физического совершенства;

- формирование профессионально важных качеств;

- тренировка двигательных навыков;

- способность осуществлять учебное, научное, двигательное, связанное со здоровьем функционирование физической культуры и спорта для обеспечения здорового образа жизни;

- обучение техникам мобилизации, расслабления, совершенствования тела.

В таком контексте возникает потребность в радикальных изменениях системы физического воспитания в вузе на основе понимания смысла, цели, задач и содержания педагогического процесса, функционирования инструкторов по физической культуре. Это вызвано пониманием того факта, что физическое воспитание не должно сводиться к компенсации дефицита двигательных функций. Дефицит двигательного функционирования приводит к отсутствию индивидуальности учебного процесса, усреднению требований к физической подготовленности студентов. В основе образовательной системы должны лежать идеи развития личности, студента с его индивидуальными особенностями как высшей ценности. При этом система физического воспитания должна создавать максимально благоприятные условия для комплексного развития учащихся (духовного, эстетического, двигательного), для их сознательного занятия здоровым образом жизни.

В современных условиях регулярные занятия физической культурой, несомненно, являются эффективным средством укрепления здоровья, профилактики заболеваний, повышения сопротивляемости организма. Кроме того, это средство благоприятного влияния на формирование активного образа жизни молодого поколения, развитие интереса к социальной информации, расширение информационных контактов.

Наиболее популярными и интересными были те виды физических упражнений, которые имеют эстетическую направленность: аэробика, фитнес, бодибилдинг, восточные единоборства. Таким образом, настоящее время предъявляет требование внедрять в учебный процесс интересные для студентов средства физического воспитания, а также средства, способствующие формированию физической культуры личности студента, ориентированной на взаимосвязанное физическое и эстетическое воспитание.

Наблюдения за социальной адаптацией молодых специалистов в рабочем коллективе показали, что более высокий уровень физкультурно-спортивной квалификации выпускников (при условии знания ими иностранных языков) способствует лучшему и более эффективному использованию их потенциала в производственной деятельности.

В институте физического воспитания и спорта по специальностям «физическая культура», «здоровье человека», «физическая реабилитация», «фитнес и рекреация» иностранным языкам отведено сравнительно мало классных часов. Самостоятельное изучение иностранных языков не привлекает студентов. Изучая эту проблему, работодатели обращают особое внимание на высокий уровень культуры и знание иностранных языков (особенно в сфере менеджмента и маркетинга).

Физическая культура студентов высших учебных заведений была исследована через формирование мотивации будущих преподавателей к здоровому образу жизни и создание необходимой образовательной среды в высшем учебном заведении. Такая среда направлена на повышение интереса студентов к состоянию собственного здоровья, развитие студента как личности, индивидуальности, активного субъекта профессионального функционирования. Результаты нашего исследования подтвердили данные других авторов [2], что достижение высоких показателей в системе подготовки гармонично развитых специалистов невозможно без научного подхода к организации физического воспитания в высших учебных заведениях. В основе такого подхода должны лежать гуманистические, этические и педагогические идеи. Соответственно, гуманистически ориентированное образование не должно ограничивать независимость личности. Такое образование должно основываться на внутренней, естественной жажде человека к самосовершенствованию и давать ему возможность выбора и самостоятельного решения проблем, связанных с физическим самосовершенствованием.

Для достижения вышесказанного необходимо изменить направленность физического воспитания студентов, которое теперь ориентировано на физическую подготовку и физическую подготовленность. Направленность физического воспитания студентов должна подразумевать формирование системы специальных знаний, которые позволили бы студентам осознанно организовывать свою жизнедеятельность, приобщать студентов к ценностям оздоровительной физической культуры и отдыха.

Выводы.

Анализ теоретических исследований и практического опыта показал, что формирование физической культуры личности студентов, чтобы они были готовы к творческому взаимодействию и успешной самореализации, предусматривает следующее:

1) Его внедрение в академическое, научное, связанное со здоровьем функционирование физической культуры и спорта посредством независимого выбора системы знаний:

- формирование нравственных, гуманистических отношений, развитие педагогического такта, овладение административными функциями в сфере физической культуры и менеджмента;

- активное участие в студенческих научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, мастер-классах, форумах, которые создают условия для комплексной успеваемости студентов.

2) Переход преподавателя и студентов  к технологии педагогического сотрудничества для укрепления здоровья, повышения работоспособности. Система учебной программы, внеурочных и самостоятельных занятий должна быть ориентирована на следующее:

- индивидуализация и интегральный характер обучения;

- правильное овладение иностранными языками;

- внедрение современных информационных и инновационных технологий, средств оздоровительной физической культуры и отдыха.

3) Личная физическая культура студента отражается в его отношении к ценностям физической культуры. В этом случае главное место занимает активная двигательная деятельность, мотивация к занятиям физическими упражнениями и здоровый образ жизни. Определено, что основными методическими инструментами формирования физической культуры личности являются средства физического воспитания, эстетически ориентированные. Это механизмы воздействия на внутреннюю сущность человека, его духовность, эмоциональность, выразительность. Такой подход имеет большое значение для здоровья и отдыха.


Список литературы

1. Белякова Е.В. Формирование культуры здоровья личности в процессе физического воспитания студенческой молодежи // Культура физическая и здоровье.2020.№5.С.55-58. Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/issue/291327 (Дата обращения: 28.09.2022)
2. Бугай М.В. Военно-патриотическое воспитание студентов на занятиях по физической культуры // Заметки ученого.2021.№11.С.110-117. Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/issue/321449 (Дата обращения: 27.09.2022)
3. Кабышева М.И. Формирования профессионально-прикладных качеств и свойств личности, реализуемые в процессе физического воспитания студентов // Заметки ученого.2019.№10.С.45-47. Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/issue/320885 (Дата обращения: 28.09.2022)
4. Кузнецова Е.Т. Создание интегрированной физкультурно-спортивной среды для повышения эффективности физического воспитания // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 202. №2. С.47-52. Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/issue/316703 (Дата обращения: 27.09.2022)
5. Усцелемова Н.А. Физкультурно-спортивная деятельность как средство формирования будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. №3. С.58-62. Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/issue/300624 (Дата обращения: 27.09.2022)

Расскажите о нас своим друзьям: