Социальная психология | Мир педагогики и психологии №09 (74) Сентябрь 2022

УДК 316

Дата публикации 30.09.2022

Особенности ценностных ориентаций подростков в семьях с различным стилем воспитания

Медведева Снежанна Анатольевна
канд.психол.наук, доцент, доцент кафедры «Психология», Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь
Медведева Юлия Александровна
студентка магистратуры, Севастопольский Государственный Университет, г. Севастополь, РФ, г. Севастополь

Аннотация: В статье приводятся результаты эмпирического исследования подростков и их родителей на предмет соотношения значимых терминальных и инструментальных ценностей со стилем семейного воспитания. Установлены различия в иерархии ценностных ориентаций подростков в семьях с разными ведущими стилями воспитания.
Ключевые слова: ценностные ориентации, подростки, ценностно-смысловая сфера личности, ценности личности, семья, стиль семейного воспитания, различия.

Features of value orientations of adolescents in families with different parenting styles

Medvedeva Snezhanna Anatol'evna
Candidate of Psychol.Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Medvedeva Yuliya Aleksandrovna
Master's student, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia, Sevastopol

Abstract: The article аs a result of the study, the value orientations of adolescents were diagnosed and their differences depending on the style of upbringing produced in families were revealed. Thus, the style of family upbringing can directly affect the formation of value orientations of adolescents.
Keywords: value orientations, adolescents, the value and semantic sphere of the personality, the values of the individual, the family, the style of family upbringing, differences.

Правильная ссылка на статью
Медведева С.А., Медведева Ю.А. Особенности ценностных ориентаций подростков в семьях с различным стилем воспитания // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (74). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-tsennostnykh-orientatsij-podrostkov-v-semyakh-s-razlichnym-stilem-vospitaniya.html (Дата обращения: 30.09.2022)

Основное содержание.

Изучение проблем, связанных с ценностно-смысловой сферой личности, всегда занимали и продолжают занимать одно из центральных мест в психологии. Ценности, усвоенные в подростковый период, оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека.

На сегодняшний день в психологической литературе имеются различные подходы к определению понятия «ценность», относящихся как к общему рассмотрению данной проблемы, так и к изучению данного процесса с позиции мотивации. Достаточно широко и многосторонне изучены составляющие ценностных ориентаций в структуре личности, как с позиции потребностей, так и с позиции мотивов и механизмов регуляции активности. Данный вопрос нашел отражение в исследованиях как зарубежных (Э. Фромм, К.Г. Юнг, А. Маслоу, В. Франкл, З. Фрейд, К. Роджерс), так и отечественных авторов (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов и др.).

Несмотря на наличие большого числа подходов к определению понятия ценностей, большинство исследователей солидарны во мнении, что индивидуальные ценности выступают одним из наиболее значимых компонентов в структуре личности, обуславливают ее направленность, устойчивость, целостность образа «Я», активность, мировоззрение [2].

Среди факторов семейного воспитания, воздействующих на содержание и формирование ценностно-смысловой сферы детей, стиль воспитания занимает важное место [3]. В психологии проблема стилей воспитания в семье рассматривалась многими авторами, в частности Е. Н. Анашкина, Т. В. Венза, Г.И. Захарова, И.Н. Кириленко, Дж. Болдуин и другие.

Наиболее распространенной в психологии является классификация Д. Баумринд, которая выделяет следующие стили: авторитарный, либеральный, авторитетный, индифферентный [5].

Несмотря на это, формирование ценностных ориентаций подростка редко рассматривается во взаимосвязи со стилем воспитания в семье [1]. Поэтому основной целью нашего исследования стало определение специфики ценностных ориентаций подростков в семьях с различными стилями воспитания.

Для того, чтобы определить соотношение между стилем семейного воспитания и ценностными ориентациями подростков, было организовано эмпирическое исследование.  Базой для исследования была выбрана ГБОУ СОШ № 39 г. Севастополя. В исследовании приняли участие 80 испытуемых, среди них 40 подростков в возрасте 14-16 лет (20 девочек и 20 мальчиков) и 40 родителей (35 матерей и 5 отцов).  Молодые люди были информированы о целях и содержании исследования и гарантии анонимности результатов. Способ сбора данных – очный.

В исследовании приняли участие 80 испытуемых, среди них 40 подростков в возрасте 14-16 лет (20 девочек и 20 мальчиков) и 40 родителей (35 матерей и 5 отцов).  Диагностический комплекс включал в себя следующие методики: опросник «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степановой в модификации И.И. Махониной; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Для подтверждения достоверности различий ценностных ориентаций подростков в группах с различны стилем воспитания мы провели Сравнительный анализ с помощью критерия Крускалла-Уоллиса.

Результаты диагностики родителей по методике «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова, направленной на определение ведущего стиля воспитания, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение результатов диагностики родителей по методике «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова (в %)

Как показывают результаты, более трети опрошенных родителей предпочитают использовать авторитетный стиль воспитания (37%). Вторым по распространенности стилем воспитания, ­ стал либеральный (25%), следующим – авторитарный стиль воспитания (20 %), а наименее выражен индифферентный стиль воспитания (18%).

 В соответствии с ведущим стилем воспитания в семье, участвующие в исследовании подростки были поделены на четыре группы и дальнейшие результаты диагностики рассматривались в зависимости от этих групп.

 Для определения иерархии терминальных и инструментальных ценностей подростков была использована методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

Таблица 1. Усредненные ранги значимости терминальных ценностей у подростков, воспитывающихся в семьях с различными стилями воспитания (по методике М. Рокича)

Терминальные ценности

Стиль воспитания

Авторитар.

Авторитет.

Либерал.

Индифферен.

здоровье

6,6

14,7

8,5

6,2

любовь

7,6

11,4

9

11,1

жизненная мудрость

15,5

16,4

16,1

16,5

наличие хороших и верных друзей

10,5

14,3

11,2

12,4

активная деятельная жизнь

10,1

4,6

9

9

счастливая семейная жизнь

14,8

13

17,1

17

интересная работа

3,9

16,6

4,7

7,2

материально обеспеченная жизнь

14,2

14,7

14,3

17,1

развитие

4,7

4,8

2,1

3,7

уверенность в себе

9

8,3

7,5

7,8

продуктивная жизнь

2,4

6

4

5,4

познание

9,5

8,9

13,2

11,1

свобода

12,9

3,6

1,6

1,57

общественное признание

13,2

10,6

11,8

13,8

счастье других

10,2

3,4

13,2

14,2

творчество

3,0

2,1

2,7

2,4

развлечения

8,1

2,4

4,7

9

красота природы и искусства

16,6

16,6

17,3

2,2

Представленные результаты (табл.1) свидетельствуют о том, что среди подростков, которые воспитываются в семьях с преобладанием авторитарного стиля воспитания, наиболее значимыми ценностями являются продуктивная жизнь (2,4), творчество (3), интересная работа (3,9). Наименьшую значимость для них имеют счастливая семейная жизнь (14,8), жизненная мудрость (15,5), красота природы и искусства (16,6). Таким образом, можно констатировать, что для этих подростков наиболее важными являются ценности профессиональной самореализации, а наименее значимы пассивные ценности (жизненная мудрость, красота природы и искусства) и ценности межличностных семейных отношений. Наличие смысловых блоков в иерархии ценностей характеризует развитую дифференциацию ценностно-смысловой сферы подростков, у родителей которых ведущим является авторитарный стиль воспитания.

В группе подростков из семей с преобладанием авторитетного стиля семейного воспитания более значимы такие ценности, как: творчество (2,1), развлечения (2,4), счастье других (3,4). Менее значимы в данной группе жизненная мудрость (16,4), красота природы и искусства (16,6), интересная работа (16,6). Исходя из этих данных можно сделать вывод, что для подростков из семей с авторитетным стилем воспитания наиболее значимыми являются индивидуальные ценности (творчество, развлечения), а наименее важны пассивные ценности (жизненная мудрость, красота природы и искусства).

У подростков, которые воспитываются в семье с преобладанием либерального стиля воспитания в числе наиболее важных такие ценности как свобода (1,6), развитие (2,1), творчество (2,7). Наименьшее значение имеют ценности, связанные с семейной жизнью (17,1), красотой природы и искусства (17,3), жизненной мудростью (16,1). Таким образом, наиболее важны для таких подростков абстрактные ценности, а наименее важны пассивные ценности и ценности межличностных отношений (счастливая семейная жизнь).

В группе с ведущим индифферентным стилем воспитания значимыми для подростков являются свобода (1,57), красота природы и искусства (2,2), творчество (2,4). Наименьшую значимость имеют ценности: жизненная мудрость (16,5), материально обеспеченная жизнь (17,1), счастье других (14,2). Таким образом, можно определить, что для этих подростков наиболее важными являются абстрактные ценности, наименее важные индивидуальные и пассивные.

Сравнительные данные значимых терминальных ценностей представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Значимые терминальные ценности у подростков, воспитывающихся в семьях с различными стилями воспитания

Отметим, что у подростков вне зависимости от стиля воспитания, наиболее значимыми являются абстрактные терминальные ценности: творчество (во всех группах), свобода (в группах с преобладанием индифферентного и либерального стилей воспитания). Различия заключаются в следующем: только для подростков из семей с авторитарным стилем воспитания наиболее важны ценности профессиональной самореализации (продуктивная жизнь и интересная работа). Можно сделать вывод, что для таких подростков, более важное значение имеет самореализация в профессии, чем индивидуальные ценности.

Для подростков из семей с авторитетным стилем воспитания среди значимых терминальных ценностей выявлены ценности личной жизни (развлечения) и ценности межличностных отношений (счастье других). Отсутствие смысловых блоков в иерархии ценностей указывает на недифференцированную систему ценностно-смысловой сферы у подростков из семей с авторитетным стилем воспитания.

У подростков с либеральным типом воспитания среди значимых терминальных ценностей преобладают абстрактные ценности (развитие в сочетании со свободой и творчеством). Что может быть связано с вседозволенностью в воспитании и отсутствием авторитетов.

Красота природы как значимая ценность (в сочетании с творчеством и свободой) выявлена только у подростков с индифферентным стилем воспитания, что может быть результатом безразличия со стороны родителей к ребенку и признаком неуверенности в себе и проблем с социализацией.

Рассмотрим различия в наименее значимых терминальных ценностях у подростков из семей с различным стилем воспитания (рис. 3)

Рисунок 3. Наименее значимые терминальные ценности у подростков, воспитывающихся в семьях с различными стилями воспитания

К числу наименее значимых ценностей у подростков относятся жизненная мудрость (во всех четырех группах), красота природы и искусства (во всех кроме индифферентной), счастливая семейная жизнь (в группах с авторитарным и либеральным стилем воспитания).

Подростки из семей с авторитарным стилем воспитания наименее значимой считают такую ценность как семейная жизнь. Вероятнее всего семья ассоциируется у таких подростков с запретами и жестким контролем. Такая ценность как семейная жизнь оказалась в числе наименее значимых и у подростков из семей с либеральным типом воспитания, что может быть связано с вседозволенностью, излишней свободой и нечетким пониманием функционала семьи. Только у подростков из семей с авторитетным стилем воспитания в числе наименее значимых ценностей выявлена интересная работа. Возможно, такой выбор является результатом требований родителей в соблюдении дисциплины и правил. Ценности «материально обеспеченная жизнь» и «счастье других» наименее значимы для подростков с индифферентным стилем воспитания, что может указывать на безразличие к материальным ценностям, которое транслировалось в семье и равнодушие к душевным переживаниям подростка со стороны родителей. Для таких подростков не столь важны индивидуальные ценности и ценности взаимоотношений.

Рассмотрим значимость инструментальных ценностей подростков из семей с различным стилем воспитания.

Таблица 2. Усредненные ранги значимости инструментальных ценностей у подростков, воспитывающихся в семьях с различными стилями воспитания (по методике М. Рокича)

Инструментальные ценности

Стиль воспитания

Авторитарный

Авторитетный

Либеральный

Индифферентный

воспитанность

5,6

9

10,5

13,4

честность

9,6

12

17,3

10,8

образованность

1,8

2,9

2

1,7

жизнерадостность

10,6

5,7

14, 3

10,2

рационализм

6,8

11,2

2,25

1,5

смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

11,6

15,1

14,5

17,4

самоконтроль

2,1

2,5

2,8

16,5

широта взглядов

15,8

17

17,2

14,4

ответственность

16,4

12,4

10,8

6,7

твердая воля

2,6

2,6

6,3

6,4

независимость

7

16,4

14,8

13,8

аккуратность

15,8

5,8

6,3

6,1

чуткость

15,3

14,7

14,6

3,4

терпимость

7,6

6,5

6,6

10,4

эффективность в делах

15,5

2

10,2

10,7

исполнительность

7,8

15,6

11

6,7

высокие запросы

3,9

9,6

6,6

16,8

непримиримость к недостаткам

9,3

9,4

2,8

3,2

Представленные данные (табл. 2) свидетельствуют о том, что среди подростков, которые воспитываются в семьях с преобладанием авторитарного стиля воспитания, наиболее значимыми ценностями являются образованность (1,8), самоконтроль (2,1), твердая воля (2,6). Меньше всего для данных подростков имеет ценность ответственности (16,4), аккуратность (15,8), широта взглядов (15,8). Таким образом, для подростков из семей с авторитарным стилем воспитания важны интеллектуальные, конформистские ценности и профессиональная самореализация. Наличие этих ценностей может хорошо сказаться на успешной карьере таких подростков. Так же, наименьшая значимость таких ценностей как ответственность и аккуратность может быть преградой на пути к достижению своих целей.

В группе подростков из семей с преобладанием авторитетного стиля семейного воспитания выше других такие ценности, как эффективность в делах (2), самоконтроль (2,5), твердая воля (2,6). Менее значимы для них ценности исполнительность (15,6), независимость (16,4), широта взглядов (17). Важность таких ценностей может быть признаком направленности на профессиональную самореализацию и социальную успешность. Также их характеризует высокий уровень конформности (самоконтроль, готовность к соблюдению
социальных правил и норм). Наименьшая значимость индивидуалистических (независимость) и альтруистических (широта взглядов) ценностей может указывать на низкую потребность в высоком социальном статусе.

Подростки, которые проживают и воспитываются в семье с преобладанием либерального стиля воспитания на первом месте имеют такие ценности, как самоконтроль (2,8), рационализм (2,2), образованность (2). Наименьшее значение имеют ценности, связанные с честностью (17,3), широтой взглядов (17,2), независимость (14,8). То есть для таких подростков наиболее значимы интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль), а наименее значимы ценности самоутверждения (независимость), принятия других ( широта взглядов) и  этические ценности (честность).

В группе с индифферентным стилем воспитания значимыми для подростков являются образованность (1,7), рационализм (1,5), непримиримость к недостаткам в себе и других (3,2). Наименьшую значимость имеют ценности самоконтроль (16,5), смелость взглядов (17,4), высокие запросы (16,8). Таким образом, можно сделать вывод, что для этих подростков наиболее важными являются интеллектуальные (образованность, рационализм) и этические ценности (непримиримость к недостаткам), а наименее значимы ценности самоутверждения (высокие запросы, смелость,) и конформистские ценности (самоконтроль).

Сравнительные данные значимых инструментальных ценностей представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Значимые инструментальные ценности у подростков, воспитывающихся в семьях с различными стилями воспитания

Отметим, что у подростков наиболее значимыми  являются интеллектуальные ценности такие как образованность (во всех группах кроме авторитетной), самоконтроль (во всех группах кроме индифферентной), рационализм ( в группах с либеральным и индифферентным стилем воспитания), твердая воля ( в группах с авторитарным и авторитетным стилем воспитания).

Так же мы видим различия в значимых инструментальных ценностях у подростков из семей с различным стилем воспитания. Только для подростков с авторитетным стилем воспитания важна ценность профессиональной самореализации (эффективность в делах), что может быть результатом высоких требований, твердости и последовательности в воспитании в сочетании с поощрениями в проявлении самостоятельности и личной ответственности детей. Для таких подростков важна реализация в профессии.

Важность этических ценностей [4] (нетерпимость к недостаткам в себе и других) есть только в группе с индифферентным стилем воспитания. Возможно из-за холодности в воспитании со стороны родителей такие подростки не понимают, любят ли их родители несмотря на недостатки, как к ним относятся другие люди  и как относиться к недостаткам других.

Рассмотрим различия в наименее значимых инструментальных ценностях подростков (рис 5).

Рисунок 5. Наименее значимые инструментальные ценности у подростков с различным стилем воспитания

Наименее значимыми инструментальными ценностями у подростков являются ценности принятия других [4] (широта взглядов) у групп с авторитарным, либеральным и авторитетным стилем воспитания, и ценность самоутверждения (независимость) в авторитетной и либеральной группах.

Так же можно увидеть и значительные различия в наименее значимых ценностях у подростков с различным стилем воспитания. Для подростков с авторитарным стилем в отличие от других наименьшую значимость имеют ответственность и аккуратность, что может являться результатом подавления инициативы ребенка, контролем за его действиями и поступками со стороны взрослых. В отличие от других групп, наименее значимыми для подростков с авторитетным стилем воспитания является ценность исполнительность. Что может неблагоприятно сказаться на их профессиональной самореализации.

Этические ценности (честность) не является значимой только для подростков из либеральной группы. Возможно, в результате воспитания в режиме вседозволенности, честность в таких семьях не пропагандировалась.

Высокие запросы и самоконтроль незначимы только для группы с индифферентным стилем воспитания, что может быть обусловлено отсутствием или слабой выраженностью таких ценностей в семье.

Подводя итог исследованию ценностных ориентаций по методике М. Рокича, выявлено, что среди инструментальных ценностей наибольшую значимость имеют интеллектуальные ценности (образованность, самоконтроль, рационализм) и ценности профессиональной самореализации (твердая воля). Менее значимыми для подростков являются ценности принятия других (широта взглядов) и индивидуалистические ценности (независимость). Вместе с этим существуют некоторые различия в ценностных ориентациях в зависимости от стиля воспитания. Так, при авторитарном, индифферентном и либеральном стиле первоочередное значение имеет образованность, при авторитетном - эффективность в делах. Кроме того, при авторитарном, авторитетном и либеральном стилях высокую значимость также имеют конформистские ценности (самоконтроль), чего нет при в числе значимых при индифферентном стиле. Отличительными особенностями воспитания при авторитетном стиле является наличие высокой значимости исполнительности и воспитанности, при либеральном рационализм и аккуратность. Следовательно, можно сделать вывод, что у подростков из семей с разным стилем воспитания сформированы разные ценностные ориентации личности.

Для подтверждения достоверности различий ценностных ориентаций подростков в группах с различны стилем воспитания мы провели Сравнительный анализ с помощью критерия Крускалла-Уоллиса.

Полученные данные представлены в таблице 3.

Для проведения анализа взяты усредненные ранги значимости терминальных и инструментальных ценностей, выявленных нами в ходе исследования среди подростков, воспитывающихся в семьях с различным стилем воспитания: среднее значение по выборке с позиции значимости той или иной ценности.

Таблица 3. Показатели статистической значимости различий в ценностных ориентациях подростков в зависимости от стилей семейного воспитания

Ценностные ориентации

Значение Н

Терминальные ценности

здоровье

27.2657 **

любовь

19.8836**

жизненная мудрость

1.3362

наличие хороших и верных друзей

12.9943*

активная деятельная жизнь

20.6454*

счастливая семейная жизнь

19.9216**

интересная работа

29.9544**

материально обеспеченная жизнь

12.051*

развитие

17.6824**

уверенность в себе

3.1914

продуктивная жизнь

20.304**

познание

16.8411**

свобода

22.4259**

общественное признание

7.4762

счастье других

27.5713*

творчество

8.2487

развлечения

13.1847*

красота природы и искусства

30.0995**

Инструментальные ценности

воспитанность

33.8065**

честность

24.7157*

образованность

4.3486

жизнерадостность

31.7481**

рационализм

33.2706**

смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

22.0404*

самоконтроль

18.5689*

широта взглядов

11.7885*

ответственность

33.9997**

твердая воля

27.0079*

независимость

30.7488**

аккуратность

27.9015*

чуткость

17.5578*

терпимость

17.7342*

эффективность в делах

34.3948**

исполнительность

30.8366**

высокие запросы

34.2927**

непримиримость к недостаткам в себе и других

27.457*

Где ** различия достоверны на уровне значимости р=0,01

Где * различия достоверны на уровне значимости р=0,05.

Таким образом, в результате проведенного исследования и анализа полученных данных, можно подтвердить предположение о том, что для подростков, воспитывающихся в семьях с различным стилем воспитания характерны разные особенности ценностно-смысловой сферы личности, которые являются прямым результатом трансляции семейных ценностей во внутреннюю систему личности.

Расскажите о нас своим друзьям: