Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (75) Октябрь 2022

УДК 378.16

Дата публикации 11.10.2022

Опыт создания электронного семинара на базе платформы LMS Moodle в рамках реализации химического образования

Фарус Оксана Анатольевна
канд. хим.наук, доцент кафедры химии и МПХ, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург, farusok@yandex.ru

Аннотация: В сфере образовательного процесса под воздействием непрерывных и интенсивных изменений происходит переориентация образования на дистанционный формат. Это приводит к существенной актуализации проблемы поиска наиболее эффективных способов организации дистанционного обучения. Статья посвящена, проблемам реализации онлайн-обучения в рамках химического образования с использованием платформы LMS Moodle. Эмпирическую основу исследования составил анализ преимуществ онлайн-технологий в образовательном процессе. Автор обобщил опыт применения основных обучающих элементов доступных на платформе LMS Moodle, отметил их достоинства и недостатки. Приводится опыт применения обучающего элемента «семинар» при реализации химического образования.
Ключевые слова: онлайн-обучение, образовательная платформа LMS Moodle, обучающий элемент «семинар», химическое образование

Experience in creating an electronic seminar based on the LMS Moodle platform as part of the implementation of chemical education

Farus Oksana Anatolyevna
Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor of the Department of Chemistry and Methods of Teaching Chemistry, Orenburg State Pedagogical University, Russian Federation, Orenburg

Abstract: In the sphere of the educational process, under the influence of continuous and intensive changes, education is being reoriented to a distance format. This leads to a significant actualization of the problem of finding the most effective ways to organize distance learning. The article is devoted to the problems of implementing online learning in the framework of chemical education using the LMS Moodle platform. The empirical basis of the study was the analysis of the advantages of online technologies in the educational process. The author summarized the experience of using the basic training elements available on the LMS Moodle platform, noted their advantages and disadvantages. The experience of using the training element "seminar" in the framework of the implementation of chemical education is given.
Keywords: online training, educational platform LMS Moodle, training element "seminar", chemical education

Правильная ссылка на статью
Фарус О.А. Опыт создания электронного семинара на базе платформы LMS Moodle в рамках реализации химического образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 10 (75). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/opyt-sozdaniya-elektronnogo-seminara-na-baze-platformy-lms-moodle-v-ramkakh-realizatsii-khimicheskogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 11.10.2022)

Темп современной жизни существенно увеличился за последние 10-20 лет. Так же существенно изменилась техническая составляющая окружения человека. Технологии существенно обновляются в среднем в течение 5 лет. Все это приводит с одной стороны к постоянной необходимости получать человеком образование. С другой стороны, приводит к возникновению большого дефицита  времени. Поэтому особую важность приобретают проблемы выбора способа получения образования [1-3]. Традиционная офлайн-форма обучения является несомненно эффективной и имеет неоспоримые преимущества. Но пандемия COVID-19, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2, доказала необходимость развития онлайн-обучения. Онлайн-обучение реализуется с помощью дистанционных сетевых технологий [4; 5]. Данные технологии имеют ряд преимуществ:

1. Позволяют использовать новые формы организации урочной и внеурочной деятельности. Например, контроль знаний, подготовку к государственному экзамену можно осуществлять с помощью онлайн-тестирования, причем платформ для этого появилось очень много. Широкое распространение получили лекции, видео-консультации организованные онлайн.

2. Независимо от географического местоположения учебного заведения студентам представляется доступ к большему числу обучающей литературы (учебникам, учебно-методическим пособиям, научным статьям и т.д.) Например, ресурсный центр Библиоклуб, который является Электронной библиотекой и Интернет магазином. С помощью сервиса ЭБС Университетская библиотека ONLINE студенты вузов получают доступ к цифровым ресурсам независимо от их местоположения.

3. Самое важное в условия современных реалий, дистанционные технологии позволяют организовать обучение при сложных природно-климатических и санитарно-медицинских условиях. Практика показывает, что в определенных условиях проведение занятия в сетевом формате может заменить аудиторное, но необходимо отметить, что такой формат работы требует дополнительных временных затрат и профессионализма от педагога.

4. Также дистанционное обучение позволяет эффективно оказывать образовательных услуг ученикам и студентам, находящимся на домашнем обучении, или детям с ограниченными возможностями по здоровью и при организации курсов повышения квалификации [4-6].

В настоящее время существует множество программ для организации онлайн-обучения. В настоящее время в рамках образовательного процесса широко применяется программная оболочка дистанционного образования – LMS Moodle. Данная аббревиатура расшифровывается как «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment» (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения). Данная модульная платформа была введена в эксплуатацию в 2002 г. Мартином Доужиамасом в Австралии. Одним из основных преимуществ среды LMS Moodle является ее функциональная полнота. Данная среда позволяет реализовать практически все способы дистанционного обучения [7, 8].

Основными обучающими элементами в среде LMS Moodle являются:

  • тест
  • задание
  • лекция
  • гиперссылка
  • глоссарий
  • Wiki
  • семинар
  • книга
  • база данных.

Практика показывает, что химические дисциплины относится к категории сложных, трудно усваиваемых дисциплин. Сложность химии как предмета обусловлена ее специфичностью, а точнее наличием большого числа формул, законов и даже наличием своего особенного языка (номенклатуры). При этом, химия как предмет имеет огромный потенциал для развития интеллекта, специальных химических навыков, а также творческой креативности. Данный потенциал заключается в возможности применения экспериментов, практических работ и т.д. Внедрение онлайн-обучения в рамках химического образования требует оценки эффективности доступных ресурсов для реализации рассматриваемого способа обучения. Практическое применение рассмотренных элементов среды LMS Moodle, в рамках реализации химического образования, позволило выделить преимущества и недостатки каждого из них (таблица 1). Для проведения сравнительного анализ эффективности образовательных элементов среды LMS Moodle использовались следующие критерии:

  1. самостоятельность обучающегося – возможность получения оценки сразу после выполнения задания (высокая – 3 балла; средняя – 2 балла; низкая – 1; отсутствует – 0 баллов)
  2. энергозатратность преподавателя при разработке элемента – количество времени, затрачиваемое преподавателем на разработку данного элемента обучения (высокая – 3 балла; средняя – 2 балла; низкая – 1; отсутствует – 0 баллов)
  3. энергозатратность преподавателя в процессе обучения – возможность реализации обучения без постоянного контроля преподавателя (высокая – 3 балла; средняя – 2 балла; низкая – 1; отсутствует – 0 баллов)
  4. возможность привлечь студентов к наполнению данного элемента (высокая – 3 балла; средняя – 2 балла; низкая – 1; отсутствует – 0 баллов)
  5. оценка глубины знаний – возможность провести оценку совокупности осознанных студентами связей и отношений между знаниям (высокая – 3 балла; средняя – 2 балла; низкая – 1; отсутствует – 0 баллов)
  6. возможность обучения в любое время (высокая – 3 балла; средняя – 2 балла; низкая – 1; отсутствует – 0 баллов)
  7. возможность реализации индивидуального подхода к обучению (высокая – 3 балла; средняя – 2 балла; низкая – 1; отсутствует – 0 баллов)

Таблица 1. Сравнительный анализ эффективности применения образовательных элементов среды LMS Moodle на практике

Показатель

Образовательный элемент

тест

задание

лекция

гиперссылка

глоссарий

база данных

Wiki

семинар

книга

самостоятельность обучающегося

3

0

3

0

1

3

2

3

3

энергозатратность преподавателя при разработке элемента

3

1

2

2

2

2

1

2

3

энергозатратность преподавателя в процессе обучения

1

3

0

1

1

2

2

2

0

возможность привлечь студентов к наполнению данного элемента

0

0

0

2

2

2

2

3

0

оценка глубины знаний

3

2

1

1

1

2

2

3

0

возможность обучения в любое время

3

3

3

3

3

3

3

2

3

возможность реализации индивидуального подхода к обучению

1

2

0

2

1

2

2

3

1

Анализ выставленных баллов показывает, что семинар достаточно эффективная форма обучения, которая позволяет организовать работу студентов по различным направлениям. Семинар на разных этапах реализации позволяет студентам выступить и в роли ученика и в роли преподавателя.

На фазе настройки преподавателем были разработаны цель семинара, задачи семинарского занятия, а также разрабатывается задание для обучающихся.

На данной фазе настройки семинара очень важно правильно подобрать задания.

Наибольшие сложности у обучающихся при изучении химии вызывают задания на разбор строения химических соединений и на выявление связи строения молекул со свойствами рассматриваемых соединений. Данные задания считаются трудоемкими, требуют от обучающихся владения информацией из разных областей химических дисциплин.

Предлагаемые задания должны способствовать формированию у студентов нескольких группы навыков. Первая группа навыков связана с общими принципами работы с информацией, например навыки эффективного поиска, отбора, анализа и структурирования информации. Вторая группа навыков направлена на анализ качества отобранной информации, например, способность давать оценку информации с точки зрения ее дидактических свойств: достоверности, полноты, ценности, актуальности, динамичности (или статичности). Третья группа навыков направление на развитие самокоррекции и рефлексии, например, навыки самооценивания, сравнения получаемых в автоматическом режиме результатов с прогнозируемыми.

Например, при реализации химического образования, обучающимся можно предложить задание следующего вида: «Вам предложен ряд химических соединений классифицируйте их по всем возможным признакам и объедините их в группы по различным признакам. Постройте молекулы предложенных соединений и предскажите свойства предложенных веществ исходя из их классовой принадлежности и строения».

Задания подобного типа требуют от обучающихся не просто владения навыками поиска информации, но наличие способностей к структурированию и сравнительному анализу информации.

В определенное, оговоренное со студентами время, семинар переводится в фазу представления работ обучающимся дается время для выполнения задания и отправки работ. Количество выделяемого времени зависит от сложности задания. В соответствии со сложностью задания студентам выделялось 40 минут.

После выгрузки ответов педагог переключает семинар в фазу оценивания работ. На данном этапе обучающиеся должны оценить работы друг друга по критериям, разработанным преподавателем. Например, за каждую правильно построенную формулу вещества по 1 баллу; за правильное указание свойства по 1 баллу, за правильную связь свойства со строением вещества - 1 балл; за правильно указанный классификационный признак 1 балл и за предложение своего критерия для классификации - 1 балл.

Данная фаза позволит обучающимся проработать задание дополнительно, увидеть разный подход к его выполнению и выступить в роли педагога. На данную фазу преподаватель также выделяет определенное время. В рамках описанного семинара на проверку работ студентам выделялось 40 минут.

После выставления оценок семинар переключается в фазу оценивания оценок. На данном этапе педагог проверяет корректность проверки и выставления оценок работ студентами и выставляет оценку за работу на семинаре. Таким образом, за работу на семинаре обучающийся получает две оценки. На данной фазе также рекомендуется написать заключение, в котором можно отразить основные ошибки обучающихся и обратить внимание на выявленные проблемные зоны.

Для оценки эффективности семинара студентам была предложена анкета для расчета индивидуального индекса качества семинара. В данной анкете студентам предлагается оценить каждое суждение по четырех бальной шкале, поставив оценку напротив каждого суждения:

«4» - высокий уровень

«3» - средний уровень

«2» - низкий уровень

«1» - полное не удовлетворение.

Анализ полученных результатов помещен в таблице 2.

Таблица 2. Анализ результатов по определению индивидуального индекса качества семинарского занятия

Критерий определения индивидуального индекса качества семинарского занятия

Средний балл

1. Степень Вашей личной заинтересованности и включенности как участника семинара во время занятий

4

2. Актуальность полученных знаний

3,8

3. Новизна полученной информации

3,6

4. Степень интереса к предлагаемым заданиям, видам деятельности

3,6

5.Возможность применимости предложенной информации в практической деятельности

4

6. Соответствие оценки моих результатов одногруппниками соответствует собственной оценке

3,6

7. Соответствие оценки моих результатов преподавателем соответствует собственной оценке

3,8

8. Открытость и понятность системы оценивания

4

9.Удовлетворенность учебными достижениями

3,3

10. Степень успешности на семинаре

3,8

В целом были выделены следующие уровни удовлетворенности:

40 – 31 баллов – максимальная удовлетворенность

30–21 баллов – удовлетворенность

20 – 11 баллов – низкая удовлетворенность

10 – 0 баллов – неудовлетворенность.

Для наглядности полученных результатов была построена диаграмма результатов анкетирования по количеству выборов участников анкетирования в соответствии со шкалой (рис. 1).

Рисунок 1. Диаграмма результатов анкетирования по количеству выборов участников анкетирования в соответствии со шкалой

Обработка экспериментальных данных показывает, что все студенты удовлетворены качеством проведенного семинара, при этом большая часть опрошенных обучающихся показали максимальную удовлетворенность. Полученные результаты позволяют говорить о высокой степени эффективности такого образовательного элемента среды Moodle, как семинар, в рамках изучения химических дисциплин, в том числе и при изучении химии координационных соединений.

Таким образом, обобщение практики применения программной оболочки– LMS Moodle позволяет сделать вывод о её высокой эффективности при реализации дистанционного образования в рамках образования по химическим дисциплинам. Наибольшую эффективность из имеющихся элементов рассматриваемой оболочки имеет «Семинар». Данный элемент позволяет реализовать максимальную степень взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса (педагог-обучающийся; обучающийся-обучающийся; обучающийся-образовательные ресурсы). Данный тип обучающего элемента может быть использован не только в рамках вузовского, среднего, но и школьного образования. При этом необходимо помнить, что сложность применения данного элемента со стороны педагога заключается в необходимости максимального, но при этом не навязчивого контроля над ходом семинара.


Список литературы

1. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Модели проектирования и функционирования цифровых образовательных сред // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30. – № 1. – С. 144-155.
2. Burganova I.N., Farus O.A. Theory and practice of Russian higher education within the Bologna process // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Groznyi, 14–15 июня 2019 года. – Groznyi: Future Academy, 2019. – P. 522-529.
3. Бурганова И.Н., Фарус О.А. Многоуровневое высшее образование в РФ: состояние и проблемы / И. Н. Бурганова, О. А. Фарус // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-1. – С. 53-56.
4. Каплина Л.Ю., Банарцева А.Б. Применение инновационных цифровых технологий в процессе дистанционного обучения (на платформах Moodle, Zoom, teams) // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-4. – С. 162-166.
5. Муслимова А.З., Дирксен С.В. Система управления обучением Moodle в организациях технического и профессионального образования // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. – 2019. – № 4. – С. 112-118.
6. Дирксен С.В. Возможности и особенности организации дистанционного обучения студентов ККАТ в системе Moodle: опыт и перспективы // Педагогическая наука и практика. – 2020. – № 3(29). – С. 110-113.
7. Белозерова С.И., Чуйко О.И. Опыт применения LMS Moodle для создания и сопровождения учебных курсов // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 78.
8. Бакач Е.В., Шакирова Е.С. Практическое использование элемента «семинар» дистанционной системы Moodle при реализации дополнительных профессиональных программ // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2020. – № 3(11). – С. 117-122.

Расскажите о нас своим друзьям: