Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (75) Октябрь 2022

УДК 378.046.4

Дата публикации 17.10.2022

Личная терапия в рамках дополнительного профессионального образования как фактор профилактики эмоционального выгорания психологов

Ясненко Мария Михайловна
старший преподаватель кафедры иностранных языков исторического факультета, МГУ имени М.В. Ломоносова РФ, г. Москва, mm_yasnenko@mail.ru

Аннотация: С целью оценки эффективности личной терапии психологов-консультантов, проводимой в рамках программ дополнительного профессионального образования (ДПО), проведено сплошное анонимное анкетирование 67 психологов-консультантов, которые были поделены на две группы по наличию обучения по программам ДПО в рамках которых психологам проводилась личная терапия: 32 человека прошедшие личную терапию и 35 человек которые такой терапии не получали. Применялось анкетирование и психологическое тестирование с использованием теста эмоционального выгорания личности В.В. Бойко (1998). Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием программы SPSS 19.00, для выявления различий между группами применялся критерий Манна Уитни. Показано, что каждый третий психолог-консультант, не проходивший личную терапию страдает повышенной раздражительностью, каждый пятый испытывает утомление от работы и имеет проблемы со сном, каждый четвертый ощущает тревожность, а в состоянии постоянного напряжения находится каждый третий специалист. Психологи-консультанты, обучившиеся по программе ДПО с курсом личной терапии, реже имеют признаки эмоционального выгорания личности с симптомами редукции профессиональных обязанностей и психосоматическими проявлениями. Предложено нормативное правовое регулирование программ ДПО для психологов-консультантов с обязательным включением в программу курса личной терапии, что будет способствовать эффективному осуществлению ими профессиональных обязанностей.
Ключевые слова: психолог-консультант, эмоциональное выгорание, личная терапия.

Personal therapy within the framework of additional professional education as a factor in the prevention of emotional burnout of psychologists

Yasnenko Maria Mikhailovna
senior lecturer of Foreign Languages Department of the Faculty of History, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow

Abstract: In order to assess the effectiveness of personal therapy of counseling psychologists conducted within the framework of additional professional education (CPE) programs, a complete anonymous survey of 67 counseling psychologists was conducted, which were divided into two groups according to the criterion of having training in CVE programs, within which psychologists received personal therapy: 32 people who underwent personal therapy and 35 people who did not receive such therapy. Questioning and psychological testing were used using the test of emotional burnout of the personality of V.V. Boyko (1998). Statistical processing of the results was carried out using the SPSS 19.00 program, and the Mann-Whitney test was used to identify differences between groups. It is shown that every third psychologist-consultant who has not undergone personal therapy suffers from increased irritability, every fifth experiences fatigue from work and has problems with sleep, every fourth feels anxiety, and every third specialist is in a state of constant stress. Psychologists-consultants who have studied under the FVE program with a course of personal therapy are less likely to have signs of emotional burnout of the personality with symptoms of the reduction of professional duties and psychosomatic manifestations. A normative legal regulation of FVE programs for psychologists-consultants with the mandatory inclusion of a course of personal therapy in the program is proposed, which will contribute to the effective implementation of their professional duties.
Keywords: counseling psychologist, emotional burnout, personal therapy.

Правильная ссылка на статью
Ясненко М.М. Личная терапия в рамках дополнительного профессионального образования как фактор профилактики эмоционального выгорания психологов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 10 (75). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/lichnaya-terapiya-v-ramkakh-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-kak-faktor-profilaktiki-emotsionalnogo-vygoraniya-psikhologov.html (Дата обращения: 17.10.2022)

Профессиональная деятельность психологов-консультантов связана с работой с людьми находящимися в трудных жизненных и стрессовых ситуациях, что требует разработки комплекса профессиональных компетенций, направленных не только на эффективное взаимодействие с клиентом, но и на сохранение своего психического и психосоматического благополучия [1, с. 101].

Деятельность психолога-консультанта относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за психическое здоровье отдельных людей и групп населения. Психическое здоровье психолога является ключевым аспектом в успешности профессионала и гарантией проведения качественной психологической помощи клиентам. Психическое здоровье людей является элементом здоровья, во многом определяющим социальное здоровье нации [2, с. 189].

В связи с особенностями профессиональной деятельности психологов-консультантов крайне важным является проведение им личной терапии сертифицированными более опытными коллегами для проработки внутренних проблем и коррекции личностных характеристик [3, с. 2].

Ведущую роль в формировании профессиональных компетенций психолого-консультантов играет дополнительное профессиональное образование (ДПО) [4, с. 34], специфика проведения которого в России, не имеет достаточного нормативного правового регулирования. Программы ДПО, часто не содержат обучения практическим навыкам работы с клиентом и проработки личностных качеств самого специалиста.

Цель исследования: оценка эффективности личной терапии психологов-консультантов, проводимой в рамках программ ДПО.

Материалы и методы исследования: нами проведено сплошное анонимное анкетирование 67 психологов-консультантов, проходивших обучение по программам ДПО в последние два года. Все обследованные психологи были поделены на две группы по наличию обучения по программам ДПО, в рамках которых, психологам проводилась личная терапия: 32 человека прошедшие личную терапию и 35 человек которые такой терапии не получали. Применялось анкетирование, состоящее из вопросов касающихся профессиональной деятельности, наличия признаков эмоционального выгорания и психологическое тестирование с использованием теста эмоционального выгорания личности В.В. Бойко (1998) [5, с. 134]. Анкетирование и тестирование проводилось с использованием дистанционных технологий. На онлайн платформе Googlе –формы были сформированы электронные версии анкеты и психологических тестов. Сгенерированы ссылки, на онлайн версии теста и анкеты и направлены респондентам. Для ответов, респонденты использовали индивидуальные портативные устройства. Обработка результатов осуществлялась в режиме реального времени. Результаты анкетирования и тестирования были консолидированы в базе данных в формате электронной таблицы.

Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием программы SPSS 19.00, для выявления различий между группами применялся критерий Манна Уитни.

Результаты и осуждение.

Результаты проведенного анкетирования показали, что психологи-консультанты 1-й группы, получавшие личную терапию в рамках программы ДПО, значимо реже, в отличие от 2-й группы психологов, имеют недостаточную практическую подготовку (p<0,005), отмечают наличие личностных качеств, препятствующих эффективности профессиональной деятельности (p<0,005) и реже не имеют навыков установления терапевтической дистанции с клиентом (p<0,005) (рис. 1). 

Рисунок 1. Результаты анкетирования двух групп психологов-консультантов, %

Примечание: статистически значимыми считались межгрупповые различия при *p<0,005, по критерию Манна Уитни.

 

Более половины психологов не получавших личную терапию не умеют переключатся от проблем клиентов в повседневной жизни, что приводит к нарушению их эмоционального состояния. Практически 70% психологов-консультантов 2-й группы, отметили что нуждаются в обучении практическим навыкам в работе с клиентами и проведении личной терапии

Психологи-консультанты 1-й группы значимо (p<0,005) реже, в отличии от специалистов 2-й группы, испытывают раздражительность, утомляемость, нарушения сна и тревожность (рисунок 2). 

Рисунок 2. Результаты анкетирования двух групп психологов-консультантов, %

Примечание: статистически значимыми считались межгрупповые различия при *p<0,005, по критерию Манна Уитни.

 

Практически каждый третий психолог-консультант, не проходивший личную терапию страдает повышенной раздражительностью, каждый пятый испытывает утомление от работы и имеет проблемы со сном, каждый четвертый ощущает тревожность, в состоянии постоянного напряжения находится каждый третий специалист.

У психологов-консультантов 1-й группы, значимо (p<0,005) реже возникают мысли о смене профессии, они существенно реже (p<0,005) прибегают к употреблению успокаивающих средств для нормализации эмоционального состояния и значительно (p<0,005) реже имеют пессимистический настрой на свое профессиональное будущее, в отличие от специалистов 2-й группы (рисунок 3).

Рисунок 3. Результаты анкетирования двух групп психологов-консультантов, %.

Примечание: статистически значимыми считались межгрупповые различия при *p<0,005, по критерию Манна Уитни.

 

По данным теста эмоционального выгорания В.В. Бойко было выявлено, что у психологов-консультантов 1-й группы достоверно (p<0,005) ниже были показатели фазы «напряжения», по сравнению со специалистами 2-й группы, Это связано с существенно (p<0,005) меньшей выраженностью симптома «переживания психотравмирующих обстоятельств» и свидетельствует о наличии достаточных навыков к установлению терапевтической дистанции с клиентами, после курса личной терапии.

 Фаза «резистенция» у специалистов, прошедших личную терапию была достоверно (p<0,005) ниже, чем у представителей 2-й группы, за счет низких показателей редукции профессиональных обязанностей. Это говорит о том, что у психологов-консультантов личная терапия способствует профилактике формирования профессионального выгорания и препятствует потере интереса к профессии.

Показатели фазы «истощение» у респондентов 1-й группы, были существенно (p<0,005) ниже, чем у психологов-консультантов 2-й группы, они были значительно (p<0,005) менее склонны к формированию психосоматических заболеваний (таблица). 

Таблица 1. Показатели эмоционального выгорания по тесту Бойко у двух групп психологов-консультантов, M+m, баллы

Фазы

Группы, M+m

I группа, n =32

II группа, n =35

Симптомы

НАПРЯЖЕНИЕ

22,6 +3,9*

27,3 +2,6

Переживание психотравмирующих обстоятельств

5,3+1,2*

9,6 +1,6

Неудовлетворенность собой

6,6+1,1

6,3+0,9

Загнанность в клетку

3,6 +1,1

3,8+1,2

Тревога и депрессия

4,1 +0,6

4,6+1,5

РЕЗИСТЕНЦИЯ

40,4 +0,8*

45,5+4,6

Неадекватное эмоциональное реагирование

7,6 +3,1*

12,1+1,6

Эмоционально-нравственная дезориентация

9,7+2,6

10,8 +1,4

Расширение сферы экономии энергии

6,7 +2,6

7,1 +1,1

Редукция профессиональных обязанностей

12,4 +2,6

12,8+1,4

ИСТОЩЕНИЕ

21,7 +2,6*

29,7 +3,6

Эмоциональный дефицит

9,3 +1,7

9,5 +1,8

Эмоциональная отстраненность

10,6 +1,1

10,0 +2,1

Личностная отстраненность

5,1+1,3

6,1 +2,6

Психосоматические нарушения

2,6 +0,6*

6,1 +2,6

Примечание: статистически значимыми считались межгрупповые различия при *p<0,005, по критерию Манна Уитни.

 

Неудовлетворенность эффективностью своей работы у психологов-консультантов приводит к ошибкам в профессиональной деятельности, снижает мотивацию к исполнению профессиональных обязанностей, вызывает симптомы эмоционального выгорания и уменьшает их профессиональную и личностную надежность.

На наш взгляд, программы ДПО для психологов-консультантов, должны включать три основных составляющих:

- теоретическую подготовку по современным методам консультирования;

- приобретение практических навыков работы с клиентом;

- личную терапию психолога-консультанта.

Вывод. Программы ДПО, включающие курс личной терапии, являются эффективным способом профилактики симптомов эмоционального выгорания, в том числе редукции профессиональных обязанностей и психосоматических расстройств, у психологов-консультантов. Целесообразно рассмотреть вопрос разработки нормативных правовых актов регламентирующих проведение программ ДПО для психологов-консультантов, с обязательным включением курса личной терапии. Это будет способствовать профилактике формирования эмоционального выгорания у психологов-консультантов и повышению эффективности оказания помощи клиентам.


Список литературы

1. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: практическое пособие. М.: издательство Юрайт, 2021. 299 с.
2. Гомцян О. А., Морева А.Б. Профилактика синдрома выгорания в процессе профессиональной подготовки социальных работников // Социология. 2018. № 3. С. 189-192.
3. Ганишев А.В., Ичитовкина Е.Г., Клочко Ю.В. Особенности повышения квалификации врачей военно-врачебных комиссий органов внутренних дел Российской Федерации в условиях пандемии COVID-19 // Медицинский вестник МВД. 2022. Т. 117. № 2 (117). С. 2-6.
4. Кононова М.А., Ичитовкина Е.Г., Злоказова М.В., Соловьев А.Г. Эмоциональное выгорание сотрудников, замещающих должности старшего начальствующего состава органов внутренних дел // Психопедагогика
в правоохранительных органах. 2017. № 1 (68). С. 33-36.
5. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении, учебное пособие. СПб.: Питер, 1999. 434 с.

Расскажите о нас своим друзьям: