Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №02 (55) Февраль 2021

УДК 355.233.231.1

Дата публикации 05.02.2021

Теоретические аспекты формирования патриотических чувств у курсантов военных вузов

Пономарев Михаил Александрович
Преподаватель кафедры боевой подготовки и безопасности полетов, Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков, РФ, г. Балашов, pmapmavir@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов патриотического воспитания курсантов военных вузов и путей совершенствования процесса формирования у них профессионально важных качеств. Цель работы заключается в повышении уровня патриотических чувств курсантов военных вузов на базе соответствующих программ его формирования. Научная новизна материала статьи состоит в представлении вариативных программ формирования патриотических чувств курсантов.
Ключевые слова: патриотизм, патриотические чувства, патриотическое воспитание, курсант, программы формирования патриотических чувств.

Theoretical aspects of the formation of patriotic feelings among cadets of military universities

Ponomarev Mikhail Aleksandrovich
lecturer of the department of Combat Training and Flight Safety, Krasnodar Air Force Institute for Pilots, Russian Federation, Balashov

Abstract: The article is devoted to the issues of patriotic education of cadets of military universities and ways to improve the process of forming their professionally important qualities. The purpose of the work is to increase the level of patriotic feelings of cadets of military universities on the basis of appropriate programs for its formation. The scientific novelty of the article consists in the presentation of variable programs for the formation of patriotic feelings of cadets.
Keywords: patriotism, patriotic feelings, patriotic education, cadet, programs for the formation of patriotic feelings.

Правильная ссылка на статью
Пономарев М.А. Теоретические аспекты формирования патриотических чувств у курсантов военных вузов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 02 (55). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/teoreticheskie-aspekty-formirovaniya-patrioticheskikh-chuvstv-u-kursantov-voennykh-vuzov.html (Дата обращения: 05.02.2021)

Деятельность военнослужащих относится к классу опасных профессий. Это требует не только сформированности у них знаний, умений и навыков, но и наличия таких свойств, как психологическая готовность к защите Отечества, духовная близость с теми, кого защищаешь, уверенность в праведности применения оружия, твёрдая вера в святость своего предназначения [1, с. 3-4]. Данные качества демонстрируют патриотизм человека, вообще, и военнослужащих, в частности. Особенно актуально воспитание патриотизма курсантов как будущих защитников своего Отечества. Именно им предстоит охранять мирную жизнь населения страны, а в период опасности отстаивать её суверенитет и территориальную целостность с оружием в руках [2, с. 155].

Анализ исследовательских позиций таких авторов как К.Д. Ушинский, В.И. Ленин, А.Д. Лопуха, Е.Л. Мальгина и др. позволяет констатировать, что патриотизм является сложным системным качеством личности, базирующимся на любви к родине, своему народу, преданности им, стремлении своими действиями служить их интересам.

Особую значимость для военного профессионального образования имеют исследования военных педагогов и психологов по данной проблематике, которые позволяют выделить следующие подходы к пониманию патриотизма: A.A. Аронов, A.B. Барабанщиков и другие рассматривают его как часть нравственного воспитания; В.Я. Гожиков, М.И. Дьяченко и другие как часть идейно-политического воспитания; В.Н. Иванов, А.А. Козлов, А.Д. Лопуха - как направление воспитания; М.Н. Конжиев, А.С. Гаязов, М.В. Чельцов и другие рассматривают как часть гражданского воспитания.

С нашей точки зрения, быть патриотом - значит соблюдать дух нации, принимать участие в повышении экономического и социального благосостояния страны, сберегать сложившиеся традиции и состоявшийся уклад жизни, противостоять чуждому влиянию. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, патриотизм интегрирует в своём содержании социальный, политический, духовно-нравственный, культурный и другие компоненты. Его практическим выражением выступает морально-психологическая готовность военнослужащих к отражению возможной внешней агрессии.

Патриотическое воспитание должно начинаться задолго до возникновения опасности, еще в мирных условиях. Чувство патриотизма не передается по наследству и его невозможно купить. Такое свойство человека «рождается» в ходе воспитательного процесса со стороны родителей, образовательных учреждений, коллег по работе и государственной, в том числе – военной, службе. В условиях воинской деятельности патриотическим воспитанием занимаются органы военного управления, командиры (начальники) всех степеней и рангов. Как представляется, именно они формируют готовность военнослужащего к выполнению своего воинского долга, непосредственно связанного с защитой Родины [3, с. 94].

Ознакомление с научными материалами, характеризующими проблему формирования патриотических чувств курсантов, даёт право утверждать, что положения документов отвечают сложившимся реалиям не в полной мере. Так, понятие “патриот” для одних курсантов стало утрачивать должное значение, для других оказалось нейтральным словом, а для третьих, к сожалению, и вовсе приобрело отрицательный смысл. Но потребность воспитания защитников Отечества и, предварительно, патриотических чувств курсантов на основе исторических корней нации – продолжает оставаться безусловной задачей.

Принципы формирования патриотических чувств молодёжи нашли своё отражение в ряде документов. Среди них важно выделить: Концепцию военно-патриотического воспитания молодёжи (1999 г.) [1], Концепцию патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.) [4], Государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. [5]. Положения, изложенные в них, несут положительный смысл, имеют широкий охват, но в большей своей части трудно реализуемы в условиях обучения курсантов военных вузов.

В основе процесса формирования патриотических чувств у курсантов должна лежать система, включающая три кластера: первоначальное патриотическое воспитание в ходе проведения занятий по гуманитарным дисциплинам и физической подготовке; воспитание патриотизма в процессе организации и проведении учебных занятий по профессиональной подготовке; воспитание патриотизма в ходе проведения тактико-специальных занятий и практической стажировки [3, с. 95].

В вышеперечисленных документах определены основные формы организации патриотического воспитания военнослужащих: информационно-пропагандистская работа, взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, ветеранскими, молодежными и профсоюзными организациями, трудовыми коллективами – в интересах формирования позитивного отношения к военной службе [6]. Формирование патриотического сознания, чувства верности и воинского долга, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, стремление к овладению профессией офицера и готовности к защите Отечества, офицерской чести и достоинства, гражданской позиции и высоких морально-нравственных качеств военнослужащего Вооруженных Сил РФ, а также организация мероприятий, направленных на реализацию государственных программ в области патриотического воспитания, проведение мероприятий, посвященных дням воинской славы, памятным дням Вооруженных Сил, празднование Дня Победы, проведение военных парадов, организация исторической и военно-музейной работы, участие курсантов в патриотических акциях, военно-исторических конференциях способствуют формированию их государственно-патриотического сознания, пропаганде воинских традиций.

Развитие патриотического сознания у курсантов военного вуза начинается с первых дней зачисления в военный вуз и продолжается до самого выпуска. Наиболее близка к военной сфере Концепция военно-патриотического воспитания молодёжи (1999 г.), поскольку на неё следует опереться при создании программ, повышающих социальные чувства военнослужащих. Любовь и привязанность к Родине должны выступить основными пунктами данных программ. Разработчики концепции продемонстрировали определённую совокупность принципов, которые вполне могут быть реализованы командным и профессорско-преподавательским составом военных учебных заведений.

Имеющийся массив планов, рекомендаций и предложений предполагает выделение, как минимум, 4-х программ формирования патриотических чувств курсантов: основ истории патриотизма; духовно-нравственного воспитания; реализации профессиональной деятельности; формирования психологической устойчивости.

Целеполагание каждой программы предполагает формирование определенных знаний, умений и навыков курсантов, а также развитие у них профессионально-важных качеств военных специалистов.

Программа «Основы истории патриотизма» (далее – ОИП) предлагает изучение наших корней, осознание неповторимости Отечества и неразрывности с его судьбой, появление гордости за сопричастность к деяниям великих предков/современников, формирование повышенного чувства ответственности за принимаемые решения и их последствия. Реализация данной программы может проводиться методом рассмотрения вопросов, затрагивающих следующие примерные темы: природа патриотизма и его формирование в России; основы отечественного патриотического воспитания; опыт формирования патриотизма в зарубежных странах; утрата патриотического чувства и возможные в связи с этим последствия для России; патриотизм в различные исторические эпохи и т.д.

Возникает потребность в выступлениях перед обучающимися курсантами, свидетелей конкретных исторических событий. Это одновременно будет способствовать соблюдению принципа историзма и его плавного перехода к требованиям духовно-нравственного воспитания.

Программа «Духовно-нравственное воспитание» (далее – ДНВ) подразумевает сосредоточение усилий преподавателей на осознании курсантами высших ценностей и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, их способности руководствоваться ими в качестве весомых принципов в своём деятельностном порядке и этическом предпочтении. Такой подход помогает сконструировать представление о явлениях, создать комфортные условия для осознанного усвоения необходимых знаний. Реализация данной программы допустит получение не только информации о существовании людей с высокими патриотическими чувствами, но и представит наглядный образ объекта воздействия, продемонстрирует курсанту навыки деятельности и жизненной этики.

Метод показа, как средства воплощения рассматриваемой программы, играет важную роль в формировании патриотических чувств курсантов, так как представляет собой самый экономичный путь формирования знаний и навыков.

Это достигается посредством подготовки и проведения ряда мероприятий: встречи с ветеранами, участниками известных исторических событий; походы в музеи, на выставки, концерты; посещение домов-интернатов, праздников, религиозных сооружений, городских производств; участие в форумах, слётах, сборах патриотической направленности; приглашение в ВУЗ уполномоченных государственных органов/организаций и институтов гражданского общества, а также представителей силовых структур. Подобные встречи вызывают неподдельный интерес и их можно проводить во внеурочное время. Приглашение на эту встречу отрядов юнармейцев, закреплённых за вузом, будет способствовать заложению крепкого фундамента взаимоотношений между коллективами. Что является не чем иным, как переходом к программе «Реализация профессиональной деятельности» (далее – РПД), которая закладывает навыки взаимодействия с единомышленниками.

Суть прохождения программы «Реализация профессиональной деятельности» заключается в формировании добросовестного и ответственного отношения к военной службе, выработке в себе качества преемственности, связанной со служением Отечеству. Содержание данной программы предполагает также раскрытие у курсантов стремления к активному проявлению профессионально-трудовых свойств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач, возможности самореализации личности, способности результативно и с высокой ответственностью исполнять служебные обязанности.

В этой связи формирование инициативного индивида, способного следовать правилу ответственности за принимаемые решения перед собой и окружающими его людьми становится актуальным обстоятельством в современных условиях [7, с. 113].

Реализация данной программы будет способствовать формированию не только изложенных качеств, но и умения передавать свои патриотические настроения подрастающему поколению.

Мероприятия, которые могут стать внушительными примерами касательно рассматриваемой программы могут стать следующие: встречи с юнармейскими отрядами, закреплёнными за вузом; совместная деятельность при подготовке и проведении мероприятий патриотического характера; общественно полезная деятельность; встречи с волонтёрами, организующими и проводящими свою деятельность в гарнизоне и т.д.

Встречи с военными специалистами позволяет курсантам познакомиться с их профессиональным опытом, с особенностями воинских коллективов и эффективными способами адаптации в них, обсудить профессиональные проблемы, трудности, с которыми они могут встретиться в непосредственной профессиональной деятельности [8].

Такой комплексный подход в реализации процесса воспитания способствует формированию разносторонне развитой личности будущего офицера, которого отличают любовь к родине, готовность встать на защиту государства, верность традициям, ответственное выполнение функциональных обязанностей [9, с. 67].

Прохождение программы «Формирование психической устойчивости» (далее – ФПУ) требует отдельного внимания. К сожалению, в условиях непрекращающегося гибридного давления в адрес России в учебных программах для курсантов отсутствуют дисциплины, которые допускали бы формирование компетенций в этой области. По этой причине влияние негативной информации, направленной на разъединение граждан России, значительно снижает уровень патриотизма нации [10].

Цель прохождения программы «Формирование психологической устойчивости» состоит в выработке у курсантов личностных профессионально важных качеств. По оценкам С.К. Бородина, А.Ю. Дмитренко, к ним относятся высокая волевая устойчивость, готовность к выполнению ответственных задач, способность преодолевать тяготы и лишения военной службы [6, 11].

Психологическая подготовка курсантов в военном вузе включает комплекс мероприятий информационно-пропагандистской, психологической, военно-социальной и культурно-досуговой работы, проводимых в целях формирования и поддержания у обучающихся требуемого уровня морально-психологической готовности [12].

Психологическая подготовка организуется и проводится с целью достижения военнослужащими, воинскими коллективами способности выдерживать высокие нервно-психические, психологические и физические нагрузки и действовать по предназначению в условиях непосредственной профессиональной деятельности. В этих условиях можно широко использовать методы, позволяющие закрепить основу необходимых профессионально важных качеств. Они могут включать в себя: упражнения и тренировки на специальных тренажерах и имитаторах; физические и спортивные упражнения; специальные спортивные игры и состязания; психологические упражнения для целенаправленного развития познавательных, эмоциональных и волевых качеств; психологический тренинг по сплочению коллектива и др. [13].

Основными направлениями психологической подготовки военнослужащих являются:

- формирование знаний об особенностях профессиональной деятельности, готовности к подвигу, совершению самоотверженных поступков во имя Родины;

- повышение уровня психологической устойчивости и выносливости военнослужащих, выработка непритязательности, неприхотливости, умеренности в желаниях и потребностях;

- привитие доверия к командирам и начальникам, установки на беспрекословное повиновение и послушание, благонадежности и лояльности к политике государства;

- снижение психических травм, повышение уровня профессиональных и боевых навыков и умений, физиологической и психологической выносливости военнослужащих.

Об эффективности проводимых мероприятий по патриотическому воспитанию можно говорить, если курсантам присущи: убежденность в необходимости выполнения воинского долга; понимание предъявляемых требований (психологических, нравственных, профессиональных, физических) к личности военнослужащего; активность в патриотических мероприятиях, проводимых в образовательных учреждениях.

Важную роль в патриотическом воспитании курсантов играют: личный пример непосредственного начальника, целенаправленное использование различных видов учебных занятий и проводимых воспитательных мероприятий, материальная обеспеченность, использование стимулирующих методов воздействия, создание необходимых условий для выполнения профессионального долга, непрерывный процесс самообразования и самовоспитания курсантов.

Таким образом, результатом целостного процесса патриотического воспитания является формирование духовно-нравственной, цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.


Список литературы

1. Кулаков В.Ф., Лутовинов В.И. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи // Военная мысль. – 1999. – № 5. – С. 3-11.
2. Пономарев М.А. Смысл патриотического воспитания курсантов / Теории, школы и концепции устойчивого развития науки в современных условиях: сборник статей Международной научно-практической конференции (02 октября 2020 г., г. Екатеринбург). – Уфа: OMEGA SCIENCE, 2020. – С. 154-156.
3. Пономарев М.А. Патриотизм и военно-патриотическое воспитание курсантов // Гуманизация образовательного пространства: сб. науч. статей по материалам Международного форума (г. Саратов, 27-28 февраля 2020). – М.: Перо, 2020 – С. 93-98.
4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации: одобрена Правительственной комиссией по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей от 21 мая 2003 года [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/6148105/ (дата обращения 3.02.2021).
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: утв. Председателем Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 гола № 1493 [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/search/?text=Государственная%20программа%20 «Патриотическое%20воспитание» (дата обращения 3.02.2021).
6. Бородин С.К. Педагогическая система парашютной подготовки будущих военных лётчиков как составная часть обеспечения безопасности полётов: монография. – Краснодар: КВВАУЛ, 2012. – 132 с.
7. Дмитренко А.Ю. Междисциплинарный подход к исследованию ответственности личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2020. – № 2 (34). – С. 112-117. doi: 10.18500/2304-9790-2020-9-2-112-117.
8. Елагина В.С., Демидов О.В., Коваль И.И. Организация патриотического воспитания курсантов военного вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. – С. 86-93.
9. Дмитренко А.Ю. Формирование профессиональной ответственности у курсантов авиационных вузов как актуальная проблема // Журнал педагогических исследований. – 2020. – № 2. – С. 64-69.
10. Лопуха Т.Л., Володин Р.В. Формирование патриотизма у курсантов военных вузов в современных социокультурных условиях // МНКО. – 2014. – № 6 (49). – С. 34-40
11. Дмитренко А.Ю. Профессиональная ответственность офицера Воздушно-космических сил России: содержательно-структурный анализ // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 4. – С. 77-84. doi: 10.15293/1813-4718.1904.09.
12. Ветров Ю.П., Проказин Е.С. Роль гуманитарного образования в формировании профессиональных компетенций у курсантов военных вузов // Гуманитарный научный вестник. – 2020. – № 5. – С. 60-64.
13. Ветров Ю.П., Проказин Е.С. Развитие рефлексивного компонента профессиональных компетенций как условие формирования профессионального самосознания курсантов военных вузов // Известия волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – № 9 (152). – С. 22-27.

Расскажите о нас своим друзьям: