Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (64) Ноябрь 2021

УДК 372.874

Дата публикации 30.11.2021

Технология развития изобразительной одарённости детей первого года обучения в детской школе искусств

Кожихова Татьяна Леонидовна
магистрант 3 курса 44.04.01. Педагогическое образование, направленность: Педагогика одаренности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет», РФ, г. Киров, kozhihovat@mail.ru
Александрова Наталья Сергеевна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет», РФ, г. Киров, profaleksandrova@yandex.ru

Аннотация: В статье дан краткий теоретический экскурс по вопросам сущности общей художественной одарённости, изобразительной одарённости, изобразительных способностей. Предложена технология развития изобразительной одарённости детей первого класса в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы по изобразительному искусству. Описаны результаты экспериментального исследования, проведённого на одной группе детей с целью выявления динамики развития детской изобразительной одарённости в условиях учреждения дополнительного образования в течение учебного года.
Ключевые слова: художественно-изобразительная одарённость, изобразительные способности, дополнительное художественное образование, диагностика изобразительной одарённости, технология развития детской изобразительной одарённости, формы и методы обучения изобразительному искусству.

Technology for the development of the visual giftedness of children of the first year of study at a children's art school

Kozhikhova T.L.
3rd year master's student 44.04.01. Pedagogical education, orientation:Pedagogy of giftedness, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Vyatka State University", RF, Kirov
Alexandrova N.S.
Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Vyatka State University", RF, Kirov

Abstract: The article provides a brief theoretical excursion on the essence of general artistic giftedness, visual giftedness, visual abilities. A technology for the development of the visual giftedness of first grade children is proposed as part of the implementation of an additional general developmental program in the visual arts. The article describes the results of an experimental study conducted on one group of children in order to identify the dynamics of the development of children's visual giftedness in an institution of additional education during the academic year.
Keywords: artistic and visual giftedness, visual abilities, additional art education, diagnostics of visual giftedness, technology for the development of children's visual giftedness, forms and methods of teaching the visual arts.

Правильная ссылка на статью
Кожихова Т.Л., Александрова Н.С. Технология развития изобразительной одарённости детей первого года обучения в детской школе искусств // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (64). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/tekhnologiya-razvitiya-izobrazitelnoj-odaryonnosti-detej-pervogo-goda-obucheniya-v-detskoj-shkole-iskusstv.html (Дата обращения: 30.11.2021)

Раскрытие потенциала одаренного ребенка актуально для системы художественного воспитания. В настоящий момент растет количество специализированных школ, студий как государственных, так и частных для одаренных детей. Реализация названных задач требует совершенствования системы художественного воспитания учащихся в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования. Все это подчеркивает важность выбранной нами темы исследования.

Но вместе с тем, вопрос одаренности в изобразительной деятельности мало изучен, по отношению к другим видам одаренности, несмотря на экспериментальные исследования различных сторон одаренности в работах A.M. Матюшкина[3], А.А. Мелик-Пашаева[4], А.И. Савенкова [7]. Изобразительная деятельность детей привлекает внимание педагогов и психологов. Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Е.И. Игнатьев, B.C. Щербаков, B.C. Кузин, Б.П. Юсов и их ученики.

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими противоречиями: уровень разработанности теории художественной одарённости не соответствует уровню разработанности общей одарённости, и это негативно сказывается на педагогике искусства; представления педагогов-практиков часто не соответствуют научному пониманию художественной одарённости, что приводит к неспособности выявления у детей в частности изобразительной одарённости, которая принимается за наличие одной или нескольких способностей; отсюда и несоответствие методик диагностики, используемых в учреждениях дополнительного художественного образования и как следствие – несоответствие методов и форм обучения потребностям одарённых детей.

Проблемой данного исследования является выявление на основе концепции общей художественной одарённости форм и методов педагогической технологии развития изобразительной одарённости в условиях дополнительного образования в рамках реализации общеразвивающих программ.

Теоретическая значимость исследования: систематизированы теоретические и практические основы изучения природы одаренности в изобразительной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1.Предложен комплекс методик выявления одаренности в изобразительной деятельности.

2.Обобщён опыт работы педагогов дополнительного художественного образования по применению современных форм и методов обучения изобразительному искусству.

Теоретической основой исследования является теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие), концепция развития творческой одаренности A.M. Матюшкина, научные труды ведущих специалистов в области художественной педагогики, психологические концепции одаренности, специальная литература по методике преподавания изобразительного искусства. Изучение проблемы одаренности в изобразительной деятельности тесным образом взаимосвязано с художественно-творческой деятельностью детей. Это определило выбор концептуальных идей исследования. Методологию и технологию работы над диссертационным исследованием позволили осмыслить научные работы АА. Мелик-Пашаева, А.А. Никитина[6].

К настоящему времени накоплен большой теоретический материал по проблеме одаренности но, тем не менее, проблема изучения художественной одаренности не является решенной. Для ее изучения необходимо понимание природы одаренности.

В психологии общая одаренность понимается как "уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов" [2]. Поскольку психологические исследования являются теоретической и методологической базой для педагогической теории и практики, то в исследованиях проблемы одаренности мы будем опираться на данные психологии, в которой существуют различные подходы определения одаренности.

В отечественной психологии проблема одарённости разрабатывалась как психология способностей. В трудах С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка классифицировать понятие одарённости, способностей и таланта по единому основанию – успешности деятельности:

Данный подход позволил В.Д. Шадрикову определить одарённость как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.

Концепция творческой одарённости, разрабатываемая А.И. Матюшкиным, позволяет рассматривать структурные компоненты одарённости, характеризующие творчество и творческое развитие личности. Автор отмечает, что творческий потенциал личности – основа для развития одарённости.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Подводя итоги этому краткому анализу, можно дать определение одарённости как качественно своеобразного сочетания способностей, обеспечивающего успешность выполнения деятельности.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы её организации и осуществления.

Поскольку способности лежат в основе формирования и развития одарённости, обратимся к изобразительным способностям, так как они являются основой для развития художественно-изобразительной одарённости.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.

Для более полного раскрытия сущности изобразительных способностей (или способностей к изобразительной деятельности) мы обратились к трудам Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, А.Г. Ковалева, В.С. Кузина, Н. П. Сакулиной.

При всех различиях в подходе к определению содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению (художественно-творческие способности). К настоящему времени структура способности к изображению определена довольно полно и четко. Структура художественно-творческих способностей требует дальнейшего изучения и уточнения.

Для выявления структуры художественной одарённости можно обратиться к трудам А.А. Никитина, который занимался рассмотрением этой проблемы как раз в области дополнительного художественного образования. Выявление структуры художественной одаренности, по словам автора, следует начинать с действительности – до творческого акта, который начинается с сознательного выбора «авторской позиции». Автор предлагает рассматривать художественную одарённость как трехкомпонентную психологическую модель, включающую личность с эстетическим отношением к действительности, художника-творца, способного порождать художественные идеи и образы, художника-исполнителя, воплощающего их в совершенной форме. За основу дальнейшего исследования мы взяли психологическую модель детской художественной одарённости, представленную А.А. Никитиным.

Первый - личностный блок представлен в ней эстетическим отношением к действительности – целостной личностной характеристикой художника, включающей духовно-нравственную основу личности ребенка, эстетическую эмпатию, способность воспринимать выразительную форму предмета через восприятие и через нее проникать в его содержательную глубину.

Второй блок - художественно-творческий, выделяет творческую инициативу как выражение авторской позиции ребенка, способность к преобразованию жизненных впечатлений в выразительных художественных образах в материале того или иного вида искусства, гибкость творческого замысла, легко трансформирующегося детской фантазией в различные его варианты.

Третий блок модели образуют способности, знания, умения и опыт, позволяющие превратить художественную идею в форму. Он представлен такими способностями и качествами как чувство материала, волевая активность, владение необходимыми знаниями и технологиями создания и презентации формы.

Данную модель можно использовать для описания любого подвида художественной одарённости. Первый и второй блоки остаются неизменными, а третий блок трансформируется исходя из выразительных средств передачи формы любого вида искусства. В нашем случае, третий блок представляют изобразительные способности, выделенные В.С. Кузиным, как наиболее полно отражающие сущность изобразительной одарённости.

Таким образом, изучив теоретические основы сущности и природы общей и художественной одарённости можно дать определение детской изобразительной одарённости как общей художественной одарённости, основой которой является эстетическое отношение к действительности и выражение этого отношения средствами изобразительного искусства. Изучение этого феномена требует целостного личностного подхода, так как одарённость есть интегративное личностное образование.

Проблемы, связанные с поисками форм и методов преподавания предметов художественного цикла одаренным детям, в истории развития художественной педагогики являются предметом изучения и пристального внимания только узкого круга специалистов, поэтому методика работы с одаренными детьми в области изобразительного искусства мало разработана.

Вопросы методики преподавания художественных дисциплин в России первоначально рассматривали художники-педагоги И.Э. Грабарь, А.А. Дейнека, Б.В. Иогансон, К.Н. Истомин, Д.Н. Кардовский, П.П. Кончаловский, В.А. Фаворский, П.П. Чистяков. В их теоретических трудах практический опыт работы над художественным произведением переработан в рекомендации по методике обучения рисунку, живописи и композиции. Они стали фундаментом отечественной художественной педагогики, создали основу для дальнейшего развития теории и методики обучения специальным художественным дисциплинам.

Известно, что любые образовательные концепции для своей реализации требуют создания определенной системы деятельности. Последние должны быть достаточно вариативными и гибкими. Обычно такие системы называют методическими. Понятие «образовательные технологии», несмотря на их большую распространенность, довольно условно. Те виды технологий, которые применяются в учебном процессе, точнее называют не образовательными или обучающими, а педагогическими.

Основными методами обучения одарённых детей в современной дидактике являются методы проблемного и исследовательского обучения. Применение данной группы методов возможно при достаточно высоком уровне развития художественно-творческих способностей обучающихся и означает выход на самостоятельное творчество. В применении к обучению изобразительному искусству данные методы можно обозначить как «методы самостоятельного художественного творчества», которые предполагают высокий уровень развития художественно-творческих способностей учащихся, владение основами изобразительной грамоты, языком искусства, осознанность процесса воплощения художественного замысла.

Дидактические методы могут внедряться в группу специфических методов и приёмов обучения, свойственных лишь изобразительному искусству, особых способов формирования художественного мышления, передачи «ремесла», техники. Это требует от педагога достаточного владения основами практической художественной деятельности. Уровень художественной подготовки сказывается не только на качестве показа приёмов и последовательности работы, разбора конструкции, пропорций, цвета предметов, их расположения в пространстве, но и на способности любую изобразительную задачу представить в проблемном изложении, что непременно отразится на формировании художественного восприятия детей, понимания ими образной природы искусства.

Исходя из условного разграничения процесса изображения на три области, методы и приёмы можно разделить на три аналогичные группы:

1.Методы и приёмы, направленные на образование представлений о предмете у учащихся, то есть на развитие и обогащение зрительного восприятия.

2. Методы и приёмы, направленные на образование представлений об изображении.

3. Методы и приёмы организации практической деятельности учащихся, материального выполнения изобразительной задачи.

Анализ опыта работы преподавателей художественных отделений детских школ искусств [1] позволил выявить наиболее востребованные современные методы и формы уроков для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств:

В настоящее время широко используются такие инновационные методы как: ценностная ориентировка, кейс-стади, коучинг, метод рефлексии, дистанционное обучение, ролевые игры, метод проектов, использование информационно-компьютерных технологий и так далее. Среди современных форм уроков можно выделить следующие: урок - виртуальное путешествие; урок в формате панорамы; урок – викторина; урок – игра; интегрированный межпредметный урок; урок – проект; урок- импровизация; урок – конкурс; уроки в формате познания; уроки-знакомства с разнообразными изобразительными техниками; он-лайн- уроки ИЗО.

На втором опытно-экспериментальном этапе нашего исследования решались следующие задачи: определение методик исследования, апробация методик изучения и развития одаренности в художественно-творческой деятельности; уточнялись методологические компоненты исследования; разрабатывалась модель решения проблемы; происходила качественная и количественная оценка экспериментальных результатов; на основе полученных результатов формулировались выводы исследования и практические рекомендации.

Для проведения констатирующего этапа необходимо было разработать диагностические задания, определить критерии и показатели диагностирования по каждому уровню развития художественно-творческих способностей. Диагностика художественной одаренности учащихся на всех этапах эксперимента проводилась по основным компонентам изобразительной одарённости и их параметрам:

1.Эстетическое отношение к действительности, включающее

1) эмоционально-ценностное отношение к воспринимаемым объектам и явлениям;

2)эстетическую эмпатию;

3)восприятие выразительной формы предметов, проникновение через нее в их содержательную глубину.

2.Творческиеспособности:

1)проявление творческой инициативы;

2)содержательность, выразительность и разработанность творческого замысла;

3)гибкость творческого замысла.

3.Изобразительные способности:

1) владение технологией создания выразительной формы.

2) чувство материала, самостоятельность в выборе материала;

3) волевая активность в работе над формой выражения замысла.

Для выявления «стартового» уровня эстетического отношения к действительности использовалась модифицированная методика З.Н. Новлянской и A.A. Мелик-Пашаева «Описание предмета» [5].

Задание «Описание героя картины» ставило своей целью выявление у детей способности воспринимать наиболее существенные выразительные черты героев произведений искусства, а через них – их внутренний мир (внутреннюю форму). Для выявления у детей творческих способностей использовался тест «Закончи рисунок» Торренса (упрощённый вариант)

Первый показатель владения технологией создания выразительной формы был представлен тремя видами заданий. Обучающимся было предложено выполнить задание «Волшебная клякса». Тесты этой серии берут истоки от чернильных пятен Роршаха. Они рассчитаны на выявление уровня развития воображения, умения видеть и создавать выразительные формы. Для выявления способности чувствовать форму, обучающимся было предложено выполнить задание «Нарисуй предметы, имеющие похожие формы». Диагностика уровней развития цветовосприятия проводилась с помощью теста- задания по методике А.А.Мелик-Пашаева «Раскраска персонажа». Для выявления уровня владения формой использовалась авторская методика. Детям было дано задание нарисовать любимую мягкую игрушку. Были предложены материалы: цветные карандаши, фломастеры, уголь, пастель сухая и масляная, гуашь, мягкие простые карандаши. Следующий показатель владения формой – волевая активность был получен в результате наблюдения за поведением учащихся в моменты тестирования

Анализ полученных результатов тестирования по всем параметрам основных компонентов изобразительной одаренности показал, что у детей, поступивших в первый класс, доминирует средний уровень по всем компонентам. Третий уровень слабо выражен в эстетическом отношении к действительности, наилучшие показатели дали тесты на создание выразительной формы. Показатели среднего второго уровня самые высокие по всем компонентам, что позволяет сделать вывод, что в школу пришли достаточно подготовленные дети, имеющие хороший потенциал для развития изобразительных способностей и одарённости.

В результате проведённого теоретического и эмпирического исследования была отмечена необходимость оптимизации педагогического процесса при реализации программы предмета «Основы изобразительной грамоты» в первом классе художественного отделения с целью выявления наиболее эффективных форм и методов обучения для развития начального уровня изобразительных способностей обучающихся.

Анализ действующей по предмету программы показал, что все компоненты соответствуют основной цели: выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и создание условий для их художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития.

Основу формирования и развития изобразительной одарённости у обучающихся первого класса составили методы и формы, способствующие эстетическому восприятию действительности. В решении этой задачи учитывались три компонента восприятия: воспринимающий субъект (ребёнок), объект восприятия и полученное впечатление (результат восприятия). Освоение прекрасного и его элементов осуществлялось средствами того или иного тематического содержания, охватывающего образы мира, действительностью, которую постигали дети (например, тема «Четыре стихии»). Главным психологическим стержнем занятий были эмоции и способность ребёнка воспринимать художественную форму, приобщая к этому свой опыт. И хотя в методическом компоненте были выделены темы, особо благоприятные по содержанию для формирования данной способности, нужно отметить, что данная работа являлась смысловым стержнем каждого урока. Преимущество отдавалось таким аудиторным формам как урок-любование, урок-исследование, дидактическая и сюжетно-ролевая игра, интегрированные уроки. Наиболее удобными формами межпредметной интеграции уроков изобразительного искусства в нашей школе, где есть музыкальное отделение, были уроки-концерты. Яркий пример прямой интеграции – естествознание. Собирая натурный материал для рисунков обучающиеся существенно пополняют свои знания по окружающему миру, учатся видеть и понимать прекрасное в природе. Как показывает опыт работы, пока ребёнок не научится видеть красоту в окружающей его действительности, в человеке, он не сможет должным образом воспринимать и произведения искусства. Прекрасное в искусстве ученикам понимать гораздо сложнее, так как у них не так велик опыт общения с живыми произведениями. Среди методов, применяемых на занятиях, можно выделить следующие: организация целенаправленного наблюдения за природой, обследование натуры, анализ художественных произведений, методики «Описание предмета», «Рассказ предмета о себе самом» с установкой на «одушевление», «история о предмете» и другие в зависимости от уровня развития способностей обучающихся. Среди разнообразных форм внеклассной работы, проводимых в школе, можно выделить формы, так же способствующие эстетическому восприятию действительности. Ребятам нравится участвовать в акциях «Коробка добра», «Открытка ветерану», «Добрые руки», оформлять подарки детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Совокупность аудиторных и внеклассных форм работы, методов и приёмов, направленных на развитие у первоклассников эстетического восприятия действительности создаёт благоприятную среду для выявления и формирования способностей, составляющих ядро общей художественной одарённости.

Содержание учебной деятельности по формированию творческих способностей у обучающихся охватывало три фазы творческого процесса: 1)создание условий для формирования потребности в творческом выражении, устойчивого интереса к творческой деятельности, складыванию авторской позиции – выражения своих чувств и эмоций средствами изобразительного искусства; 2)стимулирование деятельности воображения, художественного мышления, творческой рефлексии; 3)конструктивные действия по реализации замысла. Ведущими задачами занятий в этом направлении были задачи направленные на изменение качественных характеристик креативности: обучение технике и технологиям мышления, развитие интеллектуально-творческих способностей, стимулирование творческого воображения, формирование социальной компетенции – умения сотрудничать с педагогом и другими обучающимися, обучение ведению исследования – погружение в практическую деятельность, экспериментирование с материалами, проблематизация, дающая мышлению ребёнка возможность движения к художественному результату. Наиболее эффективными в решении данных задач являются такие формы занятий как интегрированный урок «перевод» содержания музыкального произведения и процессуального развёртывания его формы в рисунок и урок-исследование. Пополняют запас эстетических впечатлений уроки – экскурсии. К сожалению, не всегда имеется возможность посещать с обучающимися музеи и выставки, поэтому выручают такие формы как урок - виртуальная экскурсия. Для активизации творческих процессов применяются методы: ассоциативный метод, мозговая атака, метод драматизации, морфологический анализ, исследовательский метод, различные виды моделирования, эвристическая беседа, игра, вовлечение ученика в творчество педагога, методы по созданию образа «по представлению». Особенно важными в этом плане являются исследовательские методы. Организация детского исследования требует от педагога значительных временных затрат: необходимо научить детей вести исследование, формировать соответствующие умения, но это всё оправдывает повышение у детей любознательности, внимания к окружающему миру, особенно к объектам природы. Темы исследовательских работ могут быть самые разные, смотря что, привлечёт внимание ребёнка. Это может быть даже состав краски или снежинка. Среди форм внеклассной работы, повышающих мотивацию к творчеству, следует выделить участие детей в выставочной деятельности школы, коллективных творческих делах, конкурсной деятельности различных уровней.

Задачей развития изобразительных способностей, третьего компонента одарённости было формирование продуктивно-репрезентативной компетентности, объективирующей внутреннюю форму в материалах изобразительного искусства. При разработке содержания учебной деятельности учитывались его качественные характеристики, которые выражались в характере подачи: 1) алгоритмизированном – выстраивание последовательности осваиваемых форм от простых к более сложным; 2) эвристическом – обучающемуся не даётся готовая форма, он подводится к самостоятельному открытию. Формирование исполнительской компетенции осуществлялось средствами таких форм как урок-исследование, урок-открытие (нового материала, его свойств и возможностей, техники, выразительных средств), урок-упражнение, урок-показ, мастер-классы. На уроках использовались специфические методы, свойственные только изобразительному искусству: показ отдельных приёмов работы, обсуждение рисунка в процессе работы, взаимная оценка результатов работы. Большой выбор современных художественных материалов позволяет вносить изменения в программу, дополняя и совершенствуя её содержание. Так появление такого современного направления как пластилиновая живопись, выпуск наборов пластилина с большим количеством цветов и их оттенков существенно разнообразили проведение уроков цветоведения. Экспериментирование с цветами в пластилине для первоклассников оказалось более удобным в плане «небоязни» поправок.

Подводя итоги проделанной работы, можно в целом сказать о количественных и качественных изменениях в учебном процессе. Количественные изменения находили своё выражение, прежде всего в интенсификации обучения за счёт увеличения и усложнения учебного материала педагогом. Качественные изменения проявлялись чаще в таких характеристиках как проблематизация, обучение мышлению, исследовательское обучение. Необходимо также отметить, что применение тех или иных методов и форм технологии развития изобразительной одарённости детей, использование их сочетаний требует чёткого соблюдения педагогом как общедидактических принципов, так и общих принципов художественной педагогики.

Заключительный этап экспериментальной работы решал задачу проверки эффективности образовательного процесса по реализации программы предмета «Основы изобразительной грамоты» в 1 классе с применением форм и методов технологии развития изобразительной одарённости обучающихся.

Сравнение процентных показателей первоначальной и итоговой диагностики обучающихся первого класса выявило следующее: по эстетическому отношению к действительности обучающиеся показали почти двукратное превосходство количественных показателей; по творческим и изобразительным способностям на третьем (высшем) уровне - на40% и 20%. Более наглядно это преимущество показано на диаграмме, в которой сопоставляются показатели в процентах, полученные в начале и в конце эксперимента (рис. 1). Показатели уровней итоговой диагностики отмечены цифрой 2.

Рисунок 1. Сравнение процентных показателей диагностики обучающихся первого класса на констатирующем и контрольном этапах

Наилучший показатель был получен в развитии творческих способностей. Наблюдения за деятельностью обучающихся показали, что дети стали проявлять больше интереса к визуальной информации, старались в деталях запоминать увиденное. Было отмечено, что ученики стали серьёзно относится к занятиям и большинство получали от них удовольствие. Некоторые ребята демонстрировали в работах опережающую свой возраст умелость, оригинально использовали средства художественной выразительности, довольно смело экспериментировали с традиционными материалами, достаточно осознанно строили композицию рисунков, используя множество деталей. Их работы оригинальны по цветовому решению и отмечены индивидуальностью.

Таким образом, количественная и качественная динамика всех групп способностей обучающихся первого класса, анкетирование и наблюдение за деятельностью обучающихся подтверждают целесообразность проведённой экспериментальной работы по развитию общей художественно-изобразительной одаренности у детей этого возраста.

Можно сделать вывод, что формы, методы и приёмы обучения, традиционно сложившиеся в системе дополнительного образования в настоящее время обогащаются в связи с появлением новых образовательных технологий. Педагогу необходимо постоянно быть в курсе педагогических новинок, особенно в работе с одарёнными детьми. Гибкое сочетание традиционных и инновационных методов значительно повышает качество образовательного процесса. Обучение одарённых детей в системе дополнительного художественного образования требует создания личностно - ориентированной образовательной модели, направленной на организацию соответствующей образовательной среды, основанной на единстве искусств как необходимом условии развития у детей общей художественной одарённости.


Список литературы

1. Камаева, О. А. Современные методы преподавания в ДХШ и художественных отделениях ДШИ [Электронный ресурс] / О. А. Камаева // Образовательная социальная сеть. – 2019. – Режим доступа: https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2019/04/06/
sovremennye-metody-prepodavaniya-v-dhsh-i#:~:text, свободный. – Современные методы преподавания в ДХШ и художественных отделениях ДШИ. (дата обращения 12.08.2021)
2. Краткий психологический словарь / Россия: Издательство "Проспект", 2015.
3. Матюшкин, А. М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики / А. М. Матюшкин. – Издательство: Директ-Медиа, 2014. – 120 с.
4. Мелик-Пашаев А. А. Развитие одаренности: становление автора // Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск, обновление содержания и повышение качества: сборник научных материалов по итогам международного научно-практического кластера «Теория и практика непрерывного художественного образования в современных социокультурных условиях» (ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», 19–20 июня 2018 г.) / Сост. О. В. Гальчук. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. – С.42.
5. Мелик-Пашаев, А. А. Истоки и специфика детского художественного творчества / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская (Ред.), А. А. Адаскина, Н. Ф. Чубук. – М. : Издательский Дом «Навигатор», 2014. – 145 с.
6. Никитин, А. А. Художественная одарённость и её развитие в детском возрасте. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения [Электронный ресурс] / А. А. Никитин. – СПб. : Питер, 2018. – 352 с. – Режим доступа: https://www.google.ru/books/edition/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5/f4Q_DwAAQBAJ?hl=ru&gbpv=0????., свободный. – Художественная одарённость и её развитие в детском возрасте. (дата обращения: 21.07.2021)
7. Савенков, А. И. Психология детской одаренности: учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 30 с.

Расскажите о нас своим друзьям: