Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №11 (64) Ноябрь 2021

УДК 159.99

Дата публикации 30.11.2021

Счастье женщины-матери и конструкт «счастье материнства» в эпоху метамодерна

Коровина Валентина Владимировна
соискатель ученой степени кандидата психологических наук, Институт психологии творчества, РФ, г. Москва, v.korovina@gmail.com

Аннотация: На первый взгляд, конструкт “счастье материнства” отражает счастье женщины-матери, то есть, может создаться впечатление, что “счастье материнства” и счастье женщины-матери - одно и то же: счастье матери - в материнстве. Именно в таком кажущемся совпадении понятий «счастье материнства» и реальное «счастье женщины-матери» лежит зерно проблемы. Автор считает, что социальный конструкт “счастье материнства” мифологизирует материнство как априори счастливое состояние и таким образом лишает его теневых аспектов; счастье женщины-матери же следует рассматривать как интегративное единство множества факторов (т.е. и светлых, и теневых сторон). В данной статье счастье женщины-матери рассматривается через «рамку парадигмального анализа (теория Метамодерна, автор – П.М.Пискарев)» «Личность человека», которая позволяет рассматривать человека как интегративную целостность 4 аспектов: телесного, эмоционального, когнитивного (интеллектуального) и духовного. В статье рассматриваются все четыре аспекта (квадранта) данной рамки и предлагается анализ некоторых вызовов, с которыми женщина-мать может столкнуться на пути к психологическому благополучию.
Ключевые слова: «счастье материнства», парадигмальный анализ (теория Метамодерна), метамодерн, женщина-мать, женщина, мать, материнство, коучинг, трудные чувства, психологическое благополучие, счастье

The happiness of a woman-mother and the construct "the happiness of motherhood" in the era of metamodern

Korovina Valentina Vladimirovna
applicant for the degree of candidate of psychological studies, Institute of Creative Psychology, Russia, Moscow

Abstract: At first glance the construct „joy of motherhood“ equals the concept „the happiness of a mother“, i.e. each woman should be happy just being a mother and her happiness lies in her motherhood. The kernel of the problem seems to be just the perceived equality of these two concepts „(joy of motherhood“ and the „happiness of a mother“). It is stressed that the construct „joy of motherhood“ mythologizes motherhood as utter happiness leaving the shadow (dark) aspects aside, whereas the happiness of a mother should be seen as an integrative unity of a number of factors (i.e. both light and shadow sides of motherhood). The article contains the analysis of the concept „happiness of a mother“ through the frame „Personality of a human being“ ( „paradigmatic analysis” theory by P. Piskarev). This frame represents an integrative unity consisting of four quadrants (aspects): physical (body-related), emotional, cognitive and spiritual aspects. The article describes the way all four aspects are represented in the life of a mother, further on the article contains the analyses of several challenges that a mother might deal with in her pursuit of psychological well-being.
Keywords: “joy of motherhood”, paradigmatic analysis (the theory of Metamodern), metamodern, mother, motherhood, coaching, hard feelings, psychological well-being, happiness

Правильная ссылка на статью
Коровина В.В. Счастье женщины-матери и конструкт «счастье материнства» в эпоху метамодерна // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (64). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/schaste-zhenshhiny-materi-i-konstrukt-schaste-materinstva-v-epokhu-metamoderna.html (Дата обращения: 30.11.2021)

Актуальность темы материнства вообще и “счастья материнства” - в частности подтверждается рядом аргументов. Первый из них – количество научных публикаций на тему материнства, родительства, демографии и т.д.; второй – насущная актуальность темы собственного счастья для каждой из женщин-матерей в современном мире.

На первый взгляд, конструкт “счастье материнства” отражает реальное счастье женщины-матери, то есть, может создаться впечатление, что “счастье материнства” и счастье женщины-матери – одно и то же: счастье матери - в материнстве.

По нашему мнению, зерно проблемы и отражено в кажущемся совпадении данных понятий: “счастье материнства” и счастье реальной женщины-матери. В наше время к женщине-матери предъявляется много требований, “все хорошо знают”, что именно и как должна сделать мать, чтобы у ее ребенка все было хорошо, чтобы он развивался и был счастлив. Существует много книг, посвященных теме развития ребенка, воспитанию гармоничной личности, психологии детства. В то же время, как бы предполагается, что, если женщина выполняет все эти требования, она должна быть счастлива – просто уже тем фактом, что она мать и у нее есть ребенок (дети). Более того, нередко будущим женщинам с детского возраста вкладывается определенное ожидание: “вот будет у меня ребенок, и тогда я точно буду счастлива”, “дети – это счастье”. При этом предполагается, что счастлива женщина-мать будет “просто так”, априори, уже в силу того факта, что у нее есть ребенок, она стала матерью.

На наш взгляд, подобное несовпадение ожидания и реальности связано, в том числе, с социальным конструктом “счастье материнства”, мифологизирующим материнство как априори счастливое состояние, лишающим его теневых аспектов. Так, “счастье материнства” свидетельствует только о “счастливой” стороне материнского бытия, помещая его в фокус социального внимания, а также - индивидуального внимания будущей женщины-матери.

Благодаря конструкту (и сопровождающим его родственным социальным феноменам, например, - социальным ожиданиям от женщины- матери как от безусловно счастливой фактом рождения ребенка и ухода за ним), формируется серьезное несоответствие ожидания и реальности в индивидуальной жизни конкретной женщины-матери: ребенок рождается и оказывается, что все не так просто, “априорное счастье” далеко от реальности. Более того, именно ожидание, что все будет легко и естественно, что с рождением ребенка проявится “материнский инстинкт”, и что именно реализация женщины в материнстве сделает ее безусловно счастливой, как раз становится источником напряжения.

Материнство, как и любая другая сфера жизни и самоактуализации женщины, имеет и светлые, и темные (теневые) стороны; и эта сфера, как и любая другая, достаточно многогранна и не всегда проста. Однако, если женщина-мать по определению должна быть счастлива, то никакие сложности на этом пути “не имеют права существовать”, и, значит, если женщина по какой-то причине не так безоблачно счастлива, как этого от нее ожидают, проблема лежит в ней самой. Подобная точка зрения может выражаться как непосредственно – в словах, адресованных женщине-матери от окружающих ее людей, – так и опосредованно – в отношении социума к ней.

Рассмотрим счастье женщины-матери как феномен, отличный от социального конструкта “счастье материнства” через “рамку парадигмального анализа (теория Метамодерна)”, предложенную П.М.Пискаревым [1], чтобы доказать следующий тезис: женщина несомненно может быть счастлива в материнстве, но счастье – интегративно (является многогранной, многоаспектной категорией). И, даже если это счастье не существует как данность, его вполне можно достичь путем целенаправленных действий женщины-матери.

Мы предлагаем рассмотреть феномен счастья женщины-матери в материнстве через призму четырехаспектной парадигмы [1].

Понятие «счастья» рассматривается в русле различных наук – философия, социология, психология, биология, нейрофизиология и др., однако не существует единого мнения о сущности и природе счастья, о том, следует ли рассматривать счастье как процесс или как результат, и т.д..

В рамках психологии исследования понятия счастья (или «психологического благополучия») велись в поле двух направлений: эвдемонистического и гедонистического. Одним из представителей гедонистического направления является американский психолог Н.Бредбёрн [11]. В своей модели счастья Н.Бредбёрн опирается на дихотомию удовлетворенность/неудовлетворенность, предлагая рассматривать счастье (психологическое благополучие, well-being) как баланс между негативным и позитивным аффектами. Так Н.Бредбёрн считает, что каждый человек в течении жизни сталкивается с позитивными событиями (теми событиями, которые приносят ему удовлетворение и которые он воспринимает как позитивные) и негативными (т.е. теми, которые он воспринимает как негативные), и, если позитивно-воспринимаемых событий в жизни больше, человек счастлив [11].

Ярким представителем эвдемонистического подхода в исследованиях психологического благополучия является американский психолог К.Рифф. В исследованиях данного направления на передний план выходит личностный рост. Кроме личностного роста К. Рифф выделяет также следующие аспекты, помогающие достичь психологического благополучия: а) позитивные отношения с другими, б) принятие себя, в) автономность, г) управление окружением и д) цель в жизни [12]. В рамках этого подхода можно более полно рассмотреть понятие психологического благополучия. Более того, согласно эвдемонистическому подходу, человек, желающий достигнуть психологического благополучия, должен проявлять уже не реактивность (то есть просто реагировать на происходящее с ним), а проактивность – брать на себя ответственность за себя и свою жизнь.

П.М.Пискарев предлагает смотреть на актуальное время как на эпоху Метамодерна: «Метамодерн – эпоха «человека счастливого», homo beatus. Это период актуализированной личности, жизни в самостоятельно сконструированном мире, создания своих полюсов социального притяжения. Задача нового человека состоит в выстраивании собственного «ценностно-смыслового универсума» и выработке собственных социальных норм.» [2, с.48]. Более того, Homo beatus «продукт собственного творения, собственных выборов, собственного отношения к жизни.» [2, с.48] Однако каковы критерии определения уровня счастья человека в целом и женщины-матери в частности?

Предлагаем рассмотреть счастье женщины-матери через одну из четырехкомпонентных «рамок метамодерна» – схем, предложенных П.М.Пискаревым в интегративной теории гуманитарного знания «Метамодерн» [3]. Данные четырехкомпонентные “рамки” читаются определенным образом: от первого квадранта (правого верхнего) – к последнему (левому верхнему), где первый квадрант – начальная фаза некоторого процесса или генезиса некоторого явления, а последний – завершающая.

В контексте теории метамодерна разработана рамка, позволяющая рассматривать человека как интегративную целостность 4 аспектов: телесного, эмоционального, когнитивного (интеллектуального) и духовного (Рисунок 1 [4]).

 

Душа

 

Тело

 

Интеллект

 

Эмоции

 Рисунок 1. Рамка «Личность человека»

Стоит отметить, что счастье человека – это совокупность всех четырех представленных аспектов; в то же время, достижение счастья – это движение из первого квадранта в четвертый. Отметим, что важно не только присутствие в жизни человека всех четырех аспектов, но и порядок их прохождения.

Так, первым идет тело (телесный аспект), что позволяет судить о фундаментальности телесного аспекта в том смысле, что оставшиеся три – эмоциональный, когнитивный и духовный – опираются на него и зависят, в той или иной мере, от его состояния. Здесь можно вспомнить поговорку «в здоровом теле здоровый дух», и, какой бы расхожей истиной это утверждение ни казалось, нельзя не учитывать важность хорошего состояния тела для достижения счастья. Иными словами, если нет сил двигаться, если человек болен (в физическом смысле) – ему сложно быть счастливым.

Как этот аспект проигрывается в жизни женщины-матери? С одной стороны, отношения «мать-ребенок» в самом начале в значительной степени телесны, многое женщине-матери приходится делать интуитивно, особенно в первый год жизни ребенка, и она приучается, например, по плачу определять, что именно надо малышу. И здесь от женщины-матери требуется умение “слышать свое тело” и доверять себе и своим ощущениям. Более того, в диаде «мать-ребенок» происходит «сонастройка» на чисто телесном уровне, когда ребенок успокаивается, “считывая” сигналы тела матери.

С другой стороны, в первый год жизни многие женщины-матери перестают удовлетворять потребности собственного тела: это время недосыпания, время, когда женщина-мать не успевает отдохнуть, заняться спортом, это время, когда ее личные телесные границы постоянно нарушаются. Более того, нередко женщины и позже, когда дети научаются спать по ночам, по-прежнему игнорируют потребности тела и не понимают, почему не получается выйти в область самореализации и достичь успеха в профессиональной деятельности, или почему не хватает сил на то, чтобы почувствовать радость от успеха.

К.Н.Белогай в своих исследованиях указывает на взаимосвязь представления женщины о своем теле и эмоций: «Чем больше женщина принимает своё тело, чем больше она нравится себе, тем меньше она себя обвиняет, меньше испытывает по отношению к себе негативных эмоций» [5, с.97]. В рамках данного исследования не учитывался факт наличия/отсутствия детей у респондентов, однако нам представляется логичным, что изменившееся в связи с беременностью, родами и первыми годами ухода за ребенком тело может вызывать у женщины-матери неоднозначные чувства. Возможно, «негативные» эмоции, возникающие вследствие неприятия изменившегося тела, в числе прочего служат причиной возникающего у многих женщин-матерей пренебрежения собственными телесными потребностями.

Как указывает П.М.Пискарев [3], в эпоху Метамодерна особое значение приобретает коучинг как «практика заботы», призванная помочь клиенту достичь его цели; здесь можно было бы, на наш взгляд, прибегнуть к коучинговому сопровождению женщины-матери. Задачей коучингового сопровождения в этом случае могло бы быть обучение женщины-матери одному из ключевых навыков “экологичного материнства” по отношению к себе самой: умению отслеживать «состояние ресурса» и пополнять и сохранять его; при этом особую важность приобретает умение женщины-матери поставить целью не благо ребенка (хотя, несомненно, ресурсное состояние матери пойдет ребенку на благо), а свое собственное благо.

Далее в четырехэтапной схеме (Рис. 1) идет квадрант «эмоции». Здесь важно актуализировать наше понимание счастья: счастье состоит не только в том, чтобы испытывать положительные эмоции (или, как предполагал Н.Бредберн, аккумулировать позитивный аффект [11]), но в том, чтобы уметь ощущать и принимать все свои эмоции: как условно «хорошие», так и условно «плохие». Условно – потому что, по большому счету, нет плохих и хороших эмоций, эмоции – всего лишь маркеры, которые сообщают нам о том, что с нами происходит. Понимание и принятие своих эмоций позволяет не только пополнить внутренний ресурс, но и “пройти” дальше, в 3 квадрант схемы («интеллект» или «когниции»).

Для женщины-матери имеют большое значение распознавание и управление своими эмоциями в целом (индивидуальный, внутриличностный аспект эмоционального интеллекта), и эмоциональная стабильность – в частности (и чем младше ребенок, тем важнее данные аспекты).

Ребенок в процессе развития проходит ряд возрастных кризисов (широко известные кризисы 1 года, 2 и 3 лет и пр.), и каждый такой кризис, так или иначе, отражается на состоянии матери (во всем множестве его аспектов – тело, эмоции, когниции, дух). Если женщина-мать не умеет удержать эмоциональную стабильность, если она “разваливается на мелкие кусочки” от истерики ребенка, она не может помочь ни себе, ни ребенку пройти через кризис.

Одним из возрастных кризисов является так называемый “кризис трех лет”, во время которого, как указывает М.Малер: «Мы видим много сопротивления требованиям взрослых, большую потребность и желание (часто все еще нереалистичное) автономии (независимости). Проявляющийся в это время мягкий или умеренный негативизм, который, очевидно, необходим для развития чувства идентичности, также является характеристикой данной субфазы [6, с.175]. Если женщина-мать не понимает возрастных особенностей ребенка и не может или не умеет оставаться эмоционально стабильной, предусмотренный природой выход из симбиоза может «застопориться». Это сложно для ребенка, и не менее сложно для матери.

Известно, что наши эмоции часто обусловлены не только тем, что мы думаем о каждой конкретной ситуации, но и нашим собственным детским опытом. Если женщина-мать в свое время столкнулась с трудностями в выходе из симбиоза с собственной матерью, закономерные предусмотренные развитием попытки ребенка выйти из симбиоза с ней могут вызывать “трудные чувства” (термин Е.Н.Сорокиной [7]).

С нашей точки зрения, если принять за основу модель Н.Бредберна про позитивный и негативный аффект [11], женщина-мать в этот период «обречена» на низкий уровень психологического благополучия, просто потому что задача ребенка в этот период – выйти из симбиоза с матерью, в том числе – через противление и проявление бурных, не всегда приятных для матери и его самого, чувств. Однако в данной модели речь идет не о позитивных эмоциях, а просто об эмоциях во всем их многообразии, и понимание того, что нет «плохих» эмоций, может дать женщине-матери ту самую необходимую ей эмоциональную стабильность. Осознание того, как именно работают эмоции, помогает прожить возрастные и прочие кризисы, и “взять ресурс” для дальнейшего развития в поле данного квадранта (квадрант 2, “эмоции”).

В то же время, столкновение с трудными эмоциями – как своими, так и с эмоциями ребенка – дает толчок и пространство для развития, для самопознания и самоопределения женщины-матери. Познание своих собственных реакций на происходящее в отношениях с ребенком и умение определить для себя, какую именно модель реагирования женщина-мать готова принять и использовать в своей жизни, и к чему использование этой модели должно ее привести, дает возможность обрести недостающую порой эмоциональную и личностную зрелость.

Отличительной чертой метамодерна как эпохи является как раз то, что у каждого человека есть достаточно ресурсов для решения любой задачи [2]. Развитие умения осознавать свои эмоции и управлять своим состоянием (иными словами, - развитие эмоционального интеллекта), а также умение найти приемлемые для себя способы эмоциональной разгрузки (например, нейрографическое рисование [8]) являются одними из таких задач.

Третьим рассмотрим квадрант «интеллект» или «когнитивный» (Рис 1). Человек – это не только тело и эмоции, но и разум (умение думать, сопоставлять и делать выводы, способность к рефлексии и т.д.). Homo beatus или «человек счастливый» эпохи метамодерна, как подчеркивает П.М. Пискарев, - это самоактуализирующийся человек, это человек, который сам создает свою реальность и сам выбирает свой путь [2]. Самоактуализация человека, выявление и проявление всех его качеств и сторон, без задействования интеллекта видится нам невозможной. При этом представляется логичным, что интеллект больше задействован во взаимодействии с другими людьми, и счастье человека заключается, в том числе, и в возможности задействовать свой интеллект на свое благо и на благо окружающих.

 Кроме того, именно в социуме нам часто предоставляются возможности для постановки целей и для принятия вызовов и преодоления препятствий, и в этом данная модель перекликается с идеей К. Рифф о необходимости личностного роста, цели в жизни и позитивных отношений с другими для достижения высокого уровня психологического благополучия [12].

Представляется, что для счастья женщины-матери встреча с вызовами данного квадранта и их преодоление имеют большое значение. Так, человек эпохи метамодерна – «мультиролевая личность» [2], то есть, личность, совмещающая в своем ежедневном бытии ряд социальных и функциональных ролей. Однако как отмечает Е.Н.Сорокина, женщина-мать часто сводит свое множество ролей к одной – роли матери [7]. С одной стороны, роль матери сама по себе состоит из множества других ролей («подролей») – женщина-мать одновременно выполняет функции няни, повара, медсестры, шофера, учителя и др. С другой стороны – репертуар ролей женщины-матери, непосредственно не связанных с ребенком, очень часто обедняется.

Кроме того, для матерей нашего времени в целом характерно наличие материнской вины: даже «выходя в социум» и выбирая самореализацию не только в материнской, но и профессиональной деятельности, женщина-мать может испытывать вину перед ребенком за то, что не уделяет ему достаточное количество времени [9]. Нередко женщина-мать остается с детьми до достижения ими 5-7 лет, не выходя после отпуска по уходу за ребенком обратно на работу. Это может быть обусловлено разными причинами: к примеру, страхом причинить ребенку психологическую травму, неумением и/или невозможностью выйти из симбиоза с ребенком, неуверенностью в себе и страхом неудачи, нежеланием работать по специальности, которую в свое время женщина-мать выбрала не по собственному желанию, и многими другими. Социальная изоляция, возникающая вследствие чрезмерной погруженности в жизнь ребенка, не дает женщине-матери реализовать свой талант, задатки и таланты в полной мере. Женщина-мать порой месяц за месяцем проживает один и тот же «день сурка», не имея возможности задействовать интеллект в должной мере; что приводит, в свою очередь, к внутриличностному конфликту. Мы полагаем, что возможность заявить о себе и проявить себя в социуме, задействуя свои когнитивные способности, является необходимой «ступенью» в процессе достижения женщиной-матерью ее собственного счастья.

Четвертый квадрант рамки «личность человека» (Рис. 1), по которой рассматривается счастье женщины-матери – духовность (душа). Мысль о человеке как существе духовном, энергетическом, как о создателе и носителе высших смыслов сегодня развивается в ценностно-смысловом пространстве нашей страны, и женщины-матери тоже принимают в этом участие – находят свой путь и путь воспитания своих детей. Так, Е.Н.Сорокина отмечает: «Все большее количество женщин осмысливают свое материнство как духовную практику, как этап качественного пересмотра своей аксиосферы, как «поиск более высоких энергий», источника, дающего силы и придающего смыслы жизни человека. Часто матери сегодня задаются вопросом «в какой мир я привожу ребенка», «какие ценности я хочу ему заложить», «где искать поддержки в момент растерянности, тревоги, неопределенности и нестабильности на уровне уклада жизни внешнего социума», «как и кому мне доверить своих детей, отпуская их в жизнь». [7, с.435] И женщина-мать выбирает не только собственный путь, выстраивает не только свою аксиосферу (сферу ценностей), но и выбирает путь для своего ребенка, принимая решение, которое окажет определенное влияние не только на его детство и юность, но и часто на взрослую жизнь. Мы полагаем, что выбор ценностей не только для себя, но и для ребенка сопряжен с высокой степенью ответственности и требует определенного уровня осознанности, характерной для психологически зрелой личности.

С.В.Савосин и др. в своем исследовании пришли к выводу о взаимосвязи личностной зрелости и высокого уровня психологического благополучия: чем выше уровень личностной зрелости, тем выше уровень психологического благополучия, тем «позитивнее» человек оценивает себя и свою жизнь [10]. В данном исследовании принимали участие молодые люди (возраст респондентов от 18 до 25 лет). Нам представляется, что проведение подобного исследования с участием женщин-матерей может оказаться полезным для дальнейших размышлений о счастье женщины-матери в русле психологии.

Данный подход может оказаться полезным для помогающих практиков (перинатальных психологов, психологов-консультантов, коучей и пр.) для работы как с будущими  женщинами-матерями на этапе планирования беременности, так и в рамках практики заботы с женщинами-матерями с детьми разного возраста.

Выводы:

1. Счастье реальной женщины-матери - феномен, который отличается от социального конструкта «счастье женщины». Конструкт «счастье матери» («счастье материнства») являет собой совокупность требований и представлений общества о том, какой должна быть женщина-мать и как она должна себя чувствовать; счастье реальной женщины-матери, в отличие от априорного (и мифического) «счастья матери», достигается, в том числе, путем целенаправленных действий самой женщины.

2. Счастье человека в целом и счастье женщины-материи частности – это интегративное единство четырех составляющих, каждая из которых важна сама по себе и каждая в совокупности с другими создает нечто цельное; так, нельзя в поиске счастья «выбрать» только два аспекта, оставив еще два незадействованными, поскольку важны все четыре аспекта – телесный, эмоциональный, когнитивный и духовный.

3. В данной модели (Рис 1.) следует учитывать, что каждый последующий квадрант (составляющая счастья) основывается на предыдущем/предыдущих квадрантах.

4. В каждом из квадрантов женщина-мать может столкнуться с определенными вызовами. Данные вызовы мы предлагаем рассматривать как пространство для развития, для самопознания и самоопределения женщины-матери.

5. В первом квадранте (телесный аспект) среди прочих мы выделяем такой вызов, как неумение/отсутствие привычки удовлетворять базовые потребности тела (пищевой, питьевой режим и режим сна и пр.). Во втором квадранте (эмоциональный аспект) мы подчеркиваем важность распознавания и управления своими эмоциями в целом и эмоциональной стабильности в частности. В третьем квадранте (когнитивный аспект) на передний план выходят вопросы самоактуализации женщины-матери и ее проявления в социальной сфере. Мы предполагаем, что проявление всех качеств и сторон женщины-матери без задействования интеллектуального аспекта будет неполным. Четвертый квадрант (духовный аспект) мы связываем с выстраиванием женщиной-матерью своей аксиосферы и аксиосферы своего ребенка/своих детей. Мы считаем, что чем лучше и полнее женщина-мать решает задачи, связанные с каждым из квадрантов «рамки метамодерна «Личность Человека», тем более высокого уровня личностной зрелости она может достигнуть.

6. Дальнейшее исследование корреляции между личностной зрелостью женщины-матери и уровнем ее психологического благополучия представляет интерес как в рамках исследований в сфере психологии материнства, так и в рамках исследований, посвященных детско-родительским отношениям.


Список литературы

1. Пискарев, П. М. Парадигмальный анализ - как системный взгляд на историю, вызванный необходимостью теоретического обоснования будущего / П. М. Пискарев // Методология современной психологии. – 2019. – № 9. – С. 259-269
2. Пискарев, П. М. Homo Beatus - человек метамодерна / П. М. Пискарев // Власть и общество. – 2019. – № 8(8). – С. 4-12. – DOI 10.32743/2658-4077.2019.8.8.174
3. Пискарёв П.М. Метамодерн и интегративная методология гуманитарного знания. – Дисс... докт. психол. наук: 19.00.01. - Ярославль, 2019. – 461 с.
4. Пискарев П.М. Метамодерн. Счастье в квадрате. - Москва: Эксмо, 2020. – 304 с.
5. Белогай, К. Н. Возрастная изменчивость образа тела женщины в период взрослости / К. Н. Белогай, И. С. Морозова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2017. – № 1(69). – С. 94-98. – DOI 10.21603/2078-8975-2017-1-94-98
6. Малер Маргарет С., Пайн Фред, Бергман Анни Μ. Психологическое рождение человеческого младенца: Сим­биоз и индивидуация. Пер. с англ.-М.: Когито-Центр, 2011. – 413 с.
7. Сорокина Е. Н. Коучинг материнской сферы женщины-матери актуального времени. - Дисс... докт. психол. наук: 19.00.01. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://intumama.ru/wp-content/uploads/2021/08/Tekst-Dissertatsii-Sorokina-E.N..docx
8. Сорокина, Е. Н. Преимущества нейрографического коучинга в профилактике и коррекции эмоционального состояния женщины матери / Е. Н. Сорокина // Мир образования - образование в мире. – 2021. – № 1(81). – С. 134-145
9. Гаврилица, О.А. Чувство вины у работающей женщины / О.А. Гаврилица // Вопросы психологии : издается с января 1955 года / Ред. Е.В. Щедрина. – 1998. – №4 июль-август 1998. – С. 65-71
10. Савосин С.В., Штрикер Ю.Д., Новикова А.А., Костригин А.А. Взаимосвязь психологического благополучия и зрелости личности у молодежи / С. В. Савосин, Ю. Д. Штрикер, А. А. Новикова, А. А. Костригин // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2020) : сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием, Москва, 07–10 декабря 2020 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2020. – С. 235-238
11. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. - Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. – 332 р.
12. Ryff C.D. Psychological Well-Being Revisited: Advances in the Science and Practice of Eudaimonia // Psychother Psychosom. – 2014. – №.83. – P.10-28

Расскажите о нас своим друзьям: