Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 159.9.075

Дата публикации 26.04.2019

Технология работы педагога - психолога по подготовке школьников - участников службы примирения

Шалагинова Ксения Сергеевна
канд. псих. наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула, shalaginvaksenija99@yandex.ru
Бавий Ксения Владимировна
студент факультета психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула, kotova-kseniya@inbox.ru

Аннотация: В статье представлен опыт работы с учащимися подросткового возраста, проявившими интерес к участию в работе Школьной службе примирения. Негативная практика протекания и разрешения конфликтов к образовательном пространстве требует поиска новых, эффективных технологий ведения превентивной деятельности и непосредственной практики разрешения возникающих противоречий. В качестве достаточно эффективной и перспективной технологии разрешения школьных конфликтов рассматривается метод медиации, в парадигме которой функционирует Школьная служба медиации. В статье представлены основные этапы технологии работы с подростками, выстроенные в контексте классических этапов психолого-педагогического эксперимента, предполагающего констатирующий, формирующий и контрольный этап. Приводятся результаты констатирующего этапа исследования, позволившие сделать вывод о личностных особенностях учащихся, качествах, необходимых для работы в качестве медиатора, оценить степень информированности будущих медиаторов о специфике работы службы, технологии восстановительной практики разрешения конфликтов. Приведены основные направления формирующей работы с подростками направленной с одной стороны, на просвещение, информирование, повышение осведомлённости подростков об особенностях и специфике работы Школьной службы примирения, с другой стороны, предусматривающей цикл развивающих занятий с подростками по формированию необходимых компетенций, качеств медиатора, формирование конструктивных способов поведения в конфликте.
Ключевые слова: школьная служба примирения, восстановительная практика подростки, конфликт, подготовка

Technology of work of the psychologist in the training of pupils participating in the services of reconciliation

Shalaginova Ksenia Sergeevna
Cand. Sci. (Psychology), associate professor of psychology and pedagogy department, Tula state pedagogical University. L. N. Tolstoy, Russian, Tula
Baviy Ksenia Vladimirovna
student of the faculty of psychology, Tula state pedagogical University. L. N. Tolstoy, Russian, Tula

Abstract: The article presents the experience of working with adolescent students who have shown interest in participating in the School reconciliation service. The negative practice of the flow and resolution of conflicts to the educational space requires the search for new, effective technologies of preventive activities and direct practice of resolving emerging contradictions. The method of mediation, in the paradigm of which the School mediation service operates, is considered as a sufficiently effective and promising technology for resolving school conflicts. The article presents the main stages of the technology of work with adolescents, built in the context of the classical stages of psychological and pedagogical experiment, involving ascertaining, forming and control stage. The results of the ascertaining stage of the study, which allowed to draw a conclusion about the personal characteristics of students, the qualities necessary to work as a mediator, to assess the degree of awareness of future mediators about the specifics of the service, the technology of restorative practice of conflict resolution. The main directions of the forming work with teenagers directed on the one hand, on education, informing, raising awareness of teenagers about features and specifics of work of School service of reconciliation, on the other hand, providing a cycle of developing occupations with teenagers on formation of necessary competences, qualities of the mediator, formation of constructive ways of behavior in the conflict are given.
Keywords: school reconciliation service, rehabilitation practice teenagers, conflict, training

Рост числа конфликтов в образовательной среде, признание современного образовательного пространства зоной повышенной конфликтности с тенденцией к увеличению числа деструктивных противоречий, тяжесть переживаемых последствиях неконструктивно решенных конфликтов ставят во главу угла вопрос о необходимости и целесообразности, с одной стороны, эффективной профилактической работы по предупреждению возникающих противоречий, а с другой стороны, поиска новых, эффективных технологий ведения подобной деятельности.

В своем исследовании мы разделяем положение И.С. Адмиральской о том, что в современном образовательном пространстве культура диалога между субъектами образовательного процесса все еще либо отсутствует вовсе, либо, несмотря на все предпринимаемые попытки, находится на достаточно низком уровне. В силу вышесказанного прослеживается тенденция к замалчиванию имеющихся противоречий, их неконструктивному решению, приводящему к негативным последствиям. [2].

В своих работах мы неоднократно обращались к проблеме конфликтов, делая акцент на необходимости формировании конфликтологической компетентности будущих педагогов, отмечали целесообразность построения подобной работы с учетом гендерной специфики поведения в конфликтах девушек и молодых людей, нами разработана технология работы по подготовке здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ, где центральное место занимает вопрос конфликтологической грамотности, компетентности всех участников образовательного процесса [11,12]

Мы разделяем идею отечественных авторов о необходимости использования в современной школе эффективных технологий разрешения конфликтов, к которым относится метод медиации, на реализацию которого направлена деятельность Школьной службы медиации [8, 913].

В контексте вышесказанного особую актуальность приобретает идея Е.В. Горшениной о целесообразности и эффективности в случае возникновения школьных конфликтов вести комплексную работу со всеми участниками образовательного процесса. Мы абсолютно согласны с автором в том, что работа, построенная с родителями, педагогами, администрацией при возможности участия школьников как равных субъектов взаимодействия призвана, с одной стороны, обеспечить эффективное разрешение возникающих противоречий, свести к минимуму риск деструктивных последствий, с а с другой стороны, позволяет всем субъектам, в первую очередь, детям, почувствовать свою ответственность, «участие» в разрешении возникшей ситуации [6].

Школьная служба примирения как оформленная детско-взрослая команда реализует в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних [4, 14].

В статье мы ориентируемся на подход, согласно которому Школьная Служба примирения – это объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников образовательной организации, учеников, родителей и др.), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности [7].

Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить) [16].

Деятельность службы направлена на разрешение конфликтов силами самой школы, изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации, профилактику школьной дезадаптации, формирование школьного самоуправления и волонтерского движения подростков школы и др [15]

В качестве одного из главных достоинств функционирования Школьной службы примирения современные исследователи наравне с обозначенными выше, отмечают возможность предупреждения затягивание конфликтов. Е.В. Горшенина отмечает, что очень важна инициатива самих сторон спора - когда школа знакома с процедурой медиации, тот, кто первый осознаёт возникновение проблемы, сам обращается за помощью, чтобы решить её на стадии зарождения [6].

Модель школьных и территориальных служб примирения разработана в России и опирается на традиционные практики примирения и урегулирования конфликтов в сообществе [16].

Анализ имеющего в российской практике опыта работы служб примирения позволяет отметить еще одну достаточно интересную и важную на наш взгляд тенденцию. Создание службы примирения в последнее время становится прерогативой образовательных учреждений с так называемым сложным контингентом. Речь идет в первую очередь, об интернатах, школах, где достаточное количество учеников состоит на учёте в полиции, внутришкольном учете [3, 5, 10].

Как уже было отмечено выше, важным направлением в работе школьной службы примирения должна стать так называемая магистральная медиация, предполагавшая участие в медиации ровесников – школьников. Впервые о подобной практике, ее эффективности и целесообразности заговорили зарубежные исследователи - представители США и Европы. В настоящее время именно этот подход является центральным при разработке и наполнении содержанием основных этапов технологии подготовки школьников - участников службы примирения. [5, 9, 14].

При разработке технологии работы с подростками - участниками службы примирения (как некоторого алгоритма, в результате чего достигается определенная социальная цель и преобразуется объект воздействия) мы исходили из следующего приоритета деятельности службы - обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников) [10,13].

Анализ работ отечественных ученых, занятых вопросами организации деятельности службы, разработкой методических рекомендаций, оценкой эффективности показал, что в качестве наиболее приемлемого состава службы примирения стоит рассмотреть команду кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, реже психолог или один из учителей) и учащиеся –подростки, старшеклассники. [10,13, 14,15]. Причем, на первом этапе служба примирения может и, как правило, состоит только из взрослых, прошедших подготовку по проведению восстановительных программ, тогда как в дальнейшем возможно и важно участие самих школьников, поскольку это позволяет конструктивно разрешать конфликтные ситуации, о которых взрослым неизвестно, им нет туда доступа; подросткам проще построить доверительные отношения со сверстниками: они говорят друг с другом «на одном языке», готовы открыться и довериться; самим подросткам-медиаторам работа в школьных службах примирения позволяет обрести серьезный опыт конструктивной коммуникации, которая пригодится в дальнейшей жизни при выстраивании взрослых отношений.

При этом все исследователи отмечают необходимость факта специальной целенаправленной работы со школьниками, проявившими интерес к работе службы [2,4, 10,13, 14,15].

Исследование по апробации технологии работы педагога – психолога с участниками школьной службы примирения проводилось на базе ЦО 4 г. Тула. Выборку составили 22 обучающихся подросткового возраста, заявившие о своем желании участвовать в работе Школьной службы примирения.

При наполнении содержанием основных этапов технологии работы с подростками мы исходили из классических этапов психолого-педагогического эксперимента, предполагающего констатирующий, формирующий и контрольный этап.

На констатирующем этапе исследования нами проведена диагностика, направленная в первую очередь на изучение личностных особенностей учащихся, качеств, необходимых для работы медиатора, а также анкета, позволившая оценить степень информированности будущих медиаторов о специфике работы Службы, технологии восстановительной практики разрешения конфликтов.

Критерии готовности подростков к работе в школьной службе примирения разработаны нами на основе анализа Методических рекомендаций, изучения ПВК медиатора, структуры конфликтологической компетентности [10, 11, 15].

Для работы с подростками использован следующий диагностический инструментарий - Методика «Самооценка конфликтности» В.Х. Ряховский, Опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томас, Методика Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), Методика «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдер, Методика «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко, Анкета «Школьная служба примирения» (авторская разработка).

Анализ результатов исследования, в частности анкетирования, показал, что подростки имеют весьма «поверхностные», житейские знания о Школьной службе примирения, некоторые из которых «ошибочны». Школьники знают о существовании подробной структуры в центре образования, «примерно» представляют, чем занимается служба, однако затруднились ответить на вопрос о том как, каким образом, с какой целью и т. п. проводится подобная работа.

Кроме того, проведенная диагностика позволила наметить «мишени» психологического воздействия и сделать вывод о достаточно низком уровне готовности подростков к работе в Школьной службе примирения.

Анализ результатов констатирующего этапа исследования показал, что у достаточно большого количества потенциальных медиаторов собственный уровень конфликтности находится на высоком уровне - у 50% подростков выраженная степень конфликтности, у 10 % – высокая. С одной стороны, данные показатели, вполне типичны для данной возрастной категории (подростковый возраст достаточно часто сопровождается повышенной конфликтность), с другой стороны, повышенный уровень конфликтности подростков ставит под вопрос возможность ведения ими эффективной медиации.

Лишь по 20 % подростков в выборке предпочитают конструктивные способы поведения в конфликте – компромисс, сотрудничество. Именно эта категория детей способна интерпретировать конфликт как нормальное явление, выражать желание и способность к поиску варианта разрешения, имеющего минимальные деструктивные последствия для обеих сторон, выстраивать культуру диалога в собственной практике. Считаем это обстоятельство достаточно важным, поскольку в силу специфики возраста и рассматриваемой проблематики решение об обращении в службу примирения опосредуется личными качествами медиаторов, их собственным опытом поведения в с конфликте, личным примером.

Для работы в службе примирения не менее важными и необходимыми наравне с «приемлемым» уровнем конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте, являются коммуникативные и организаторские способности, уровень эмпатии, и, поскольку, конфликты в школьной среде, часто протекают на достаточно высоком эмоциональном фоне, самоконтроль в общении.

Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей у 30% подростков находится на низком уровне, Важным для участника Школьной службы примирения является умение организовывать и выстраивать совместную деятельность принимать на себя функцию организатора, выслушивать сверстника, располагать к себе, согласовывать свои предложения, находить точки соприкосновения, в случае необходимости уступать.

у 60 % подростков уровень эмпатии находится на пониженном уровне, у 30 % низкий уровень самоконтроля в общении, что не позволит подросткам эффективно на основе взаимопонимания выстраивать отношения со сверстниками, нуждающимися в поддержке, понимании.

Нами разработана программа работы с участниками Школьной службы примирения, цель которой подготовка подростков к работе в службе примирения.

Формирующая работа условно построена в двух параллелях: просвещение, информирование, повышение осведомлённости подростков об особенностях и специфике работы Школьной службы примирения и развивающая работа с подростками по формированию необходимых компетенций, качеств медиатора, формирование конструктивных способов поведения в конфликте.

Задачи программы - знакомство с технологией восстановительной практики разрешения конфликтов, обучение успешной коммуникации с использованием метода коммуникативного тренинга; профилактика конфликтных ситуаций в классных коллективах; повышение конфликтологической компетентности, формирование позитивных отношений подростка к самому себе и окружающему, формирование готовности к оказанию помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.

Этапы работы:

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 60-80 минут. При режиме работы 1 раза в неделю продолжительность программы – 11 недель.

Каждое занятие предполагает прохождение детьми трёх основных этапов. Используемые формы работы - дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, игры – активаторы.

 Программа работы педагога-психолога с участниками Школьной службы примирения (подростками) состоит из 3 этапов - ориентировочный основной, заключительный этап.

На занятиях подростки знакомятся с понятием «медиация» и основными принципами восстановительной медиации; порядком проведения процедуры примирения; основными этапами, их содержанием, алгоритмом реализации, получают полную инструкцию к действию, изучают позицию медиатора и методы его работы; анализируют профессионально-важные качества вообще и применительно к себе в частности, происходит обучение приёмам взаимодействия и методам восстановительной коммуникации, применяемым в процедуре медиации; в условиях тренинговой группы происходит «проигрывание» примирительных встреч, анализ ситуаций, случаев, обращений в службу.

В настоящее время формирующий этап эксперимента подходит к завершению. Подростки проходят цикл занятий, предполагающий подведение итогов, обмен опытом, обсуждение результатов. Подросткам предстоит прохождение контрольного этапа для оценки эффективности проведенного формирующего этапа. Однако, уже на этапе завершения формирующего блока, сами подростки отмечают положительную динамику, говоря не только и не столько о «теоретическом» росте, сколько о переосмыслении, выходе на несколько качественно новый уровень решения собственных проблем и выстраивания отношений. Классные руководители отмечают, что конфликты в коллективе детей стали протекать «спокойнее», наметилась тенденция к поиску решения, а не «бесконечному выяснению отношений» и поиску виновного, прослеживается желание детей решать противоречия в классе по принципу «здесь и сейчас», отношение подростков друг к другу стало более «ценным».


Список литературы

1. Авимская О.В. Принципы медиации (посредничества). – М.: Флинта, 2017. – 285 с.
2. Адмиральская И.С. Реализация восстановительного подхода в образовательных учреждениях // Школьные технологии. – 2017. – № 7. – С. 120 – 131.
3. Аллахвердова О.В. Медиация как социально-психологический феномен. – М.: Проспект, 2017. – 382 с.
4. Аллахвердова О.В. Школа посредничества (медиации). – М.: Академия, 2018. – 253 с.
5. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. – Калуга: Духовное познание, 2014. – 176 с.
6. Горшенина Е.В. Практическая медиация (посредничество в разрешении конфликтов). – М.: Генезис, 2018. – 285 с.
7. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. – М.: МОО Центр Судебно-правовая реформа, 2017. – 256 с.
8. Кузина Н.Н. Медиация как метод разрешения конфликтов в образовательной организации // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 2 – С. 159 – 161. 1.
9. Овчинникова Т.С. Технология восстановительного правосудия в социально-педагогической деятельности. – Тюмень: Истина, 2016. – 254 с.
10. Смирнова Л.В. Методические рекомендации по реализации модели школьной службы медиации в создании комфортной безопасной среды в условиях ФГОС ОО. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 29 с.
11. Шалагинова К.С. Подготовка здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ как одно из условий предупреждения школьного насилия// Мир педагогики и психологии. 2016. № 2. С. 35-44.
12. Шалагинова К.С. Учёт гендерных особенностей поведения в конфликте при формировании конфликтологической компетентности будущих педагогов // Мир педагогики и психологии. 2018. № 2 (19). С. 113-122.
13. Яковлева Ю.А. Восстановительная медиация в современной школе. – СПб.: Экспресс, 2016. – 364 с.
14. Подробнее про школьную службу примирения: www.8-926-145-87-01.ru.
15. Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях: www.8-926-145-87-01.ru/wp-content/uploads/2013/10/Методические-рекомендации-по-созданию-и-развитию-служб-примирения-в-МИНОБРНАУКИ-итог.doc
16. Взрослая практика в службах примирения: www.8-926-145-87-01.ru/медиация/практика-служб-примирения .

Расскажите о нас своим друзьям: