Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 614.842.83.054-051:377
Дата публикации 16.04.2024
Технология мастерских в профессиональном первоначальном обучении пожарных
Богданов Георгий Александрович
Аспирант, Томский государственный педагогический университет, РФ, г. Томск, eraidon@yandex.ru
Аннотация: В статье затрагивается тема совершенствования профессиональной первоначальной подготовки пожарных путем применения на практических занятиях технологии мастерских. Конкретно в первоначальной подготовке пожарных данная тема ранее не рассматривалась, и результаты исследования несут новаторский толчок к дальнейшим исследованиям в этой области. В качестве педагогического опыта проведено практическое занятие по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка» с применением технологии мастерских. В качестве мастера выступал наиболее подготовленный опытный наставник. Доброжелательная атмосфера и нестандартный формат занятия был позитивно оценен участниками опыта. Результаты опыта подтвердили гипотезу об увеличении эффективности и качественного уровня профессиональной подготовки в случае использования технологии мастерских.
Ключевые слова: профессиональное образование, пожарные, пожарная охрана, первоначальная подготовка, педагогические технологии, технология мастерских
Postgraduate, Tomsk State Pedagogical University, RF, Tomsk
Abstract: The article touches on the topic of improving the initial professional training of firefighters by using workshop technology in practical classes. This topic has not previously been addressed specifically in initial firefighter training, and the results of the study provide innovative impetus for further research in this area. As a pedagogical experience, a practical lesson was conducted in the discipline “Fire drill training” using workshop technology. The most prepared experienced mentor acted as a master. The friendly atmosphere and non-standard format of the lesson were positively assessed by the participants of the experience. The results of the experiment confirmed the hypothesis about an increase in efficiency and quality level of professional training in the case of using workshop technology.
Keywords: vocational education, firefighters, fire protection, initial training, pedagogical technologies, workshop technology
Богданов Г.А. Технология мастерских в профессиональном первоначальном обучении пожарных // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tekhnologiya-masterskikh-v-professionalnom-pervonachalnom-obuchenii-pozharnykh.html (Дата обращения: 16.04.2024)
Последние изменения, происходящие в сфере образования, способствовали необходимости применения различного рода педагогических технологий, направленных на повышение уровня интеллектуального развития личности обучающихся, а также обеспечение удовлетворения потребности приобретаемых знаний. Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, должно быть обучение, ориентированное на интеллектуальное развитие и самореализацию личности учащегося, что определяет переход к новой парадигме образования, основанной на признании ценности педагогических мастерских [1, с. 78]. Использование в процессе обучения технологии педагогической мастерской содействует каждому обучающемуся в тренировке развитии способности к аналитической деятельности, интерпретации, самоанализу и самоконтролю. Также это способствует построению индивидуального стиля творческой, исследовательской, деятельности и личностному росту через создание благоприятных условий для роста каждого участника образовательного процесса и приобретение нового опыта через коллективное открытие [2, с. 176].
Зависимость от наличия профессиональных навыков и морально-деловых качеств пожарных сильно влияет на возможность успешного спасения людей и ликвидацию пожаров. Постоянное совершенствование этих навыков остается одной их приоритетных задач для подразделений пожарной охраны, что подчеркивает актуальность исследования в этой сфере. В период профессиональной первоначальной подготовки сотрудников подразделений пожарной охраны применение педагогической технологии мастерских наиболее актуально для получения и развития специальных навыков. Такие навыки приобретаются на занятиях по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка». Данная дисциплина подразумевает практическую отработку упражнений и нормативов, связанных с осуществлением профессиональной деятельности, таких как подъем по ручным пожарным лестницам в окна учебной башни, боевое развертывание и прокладка магистральных линий, подача огнетушащих веществ в очаг пожара, оказание первой помощи пострадавшим, работа в средствах индивидуальной защиты и прочих.
Практические упражнения являются базой для формирования динамических стереотипов, лежащих в основе приобретения субъектом двигательного навыка [3, с. 349]. В подготовке и обучении пожарных присутствует множество форм и методов проведения занятий, однако они сопровождаются в основном традиционным форматом. С целью интенсификации и повышения качества образовательного процесса в схему обучения периодически включаются ситуационные задачи [4, с .55]. Четкое применение педагогических технологий в этом процессе не прослеживается. Поэтому рассмотрение возможности применения технологии мастерских в первоначальном обучении пожарных будет являться новаторским. Важно добавить, что данное исследование является неотъемлемой частью процесса технологизации первоначального обучения сотрудников подразделений пожарной охраны в целом.
Внедрение технологии мастерских в обучение и подготовку пожарных ранее не рассматривалось на научном уровне. Тем не менее, идеи возможности применения технологии мастерских присутствуют в работах Выготского Л.С., Толстого Л.Н., Макаренко С.А., Селевко Г.К. Сегодня технологии мастерских активно исследуются Беловой Н.И., Модестовой Т.В., Степиковой В.А., Потехиной Н.В., Мусхановой И.В.
В настоящем исследовании предпринята попытка придать технологичность практическому занятию по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка». Учитывая тенденции развития системы образования, заключающиеся в гуманизации и демократизации учебного процесса, важно было соблюдать позитивную взаимосвязь обучаемого и наставника. В качестве наставника выступал наиболее подготовленный сотрудник, имеющий богатый практический опыт работы. Созданы благоприятные условия для проведения занятия, заключающиеся в использовании испытанного пожарно-технического оборудования, страхующих устройств, проведении инструктажа по технике безопасности выполнения упражнений, доведении порядка выполнения упражнений, проведении разминки. Последовательность реализации алгоритма технологии мастерских была проработана для получения максимального эффекта от занятия.
На этапе индукции создавался эмоциональный настрой путем практического показа выполнения упражнений по подъему по штурмовой лестнице в окно четвертого этажа учебной башни и прокладке магистральной линии от пожарного автомобиля. Наставник оперативно и правильно выполнял упражнения, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Четкая и слаженная демонстрация активировала мотивацию обучаемых к познавательному процессу.
На этапе деконструкции обучаемые должны были повторить упражнения, что создавало для них затруднительную ситуацию. В большей степени обучаемые проявляли волнение при решении поставленной задачи, и в следствие чего, допускали ошибки при выполнении упражнений или не укладывались в нормативное время. Меньшая часть обучаемых, отталкиваясь от полученного опыта при демонстрации, показала хорошие результаты с минимальным количеством допущенных ошибок. В процессе занятия присутствовало свободное общение как между обучаемыми, так и с наставником.
На этапе социализации проходил разбор ошибок, выслушивалось мнение каждого обучаемого. Наставник в свою очередь указывал на допущенные ошибки и предлагал пути их исправления, демонстрировал отдельные элементы выполнения упражнений. При этом обстановка была комфортной. Беседа проходила свободно без угнетений и принижений. Обучаемые свободно общались между собой и с наставником. Для мотивационного ободрения присутствовал позитивный юмор и настрой на дальнейшие успехи обучаемых с выраженными проблемами или непониманием. В рамках взаимного общения наставник получал положительный опыт руководителя.
На этапе реконструкции обучаемым было предложено повторить выполнение упражнений, но без временных ограничений на правильность. Было важным провести этап реконструкции после деконструкции для исправления ошибок в более спокойной среде. Также в ходе выполнения упражнений давались комментарии для верного направления действий. Качество и техника выполнения упражнений значительно улучшились у 100% обучаемых.
На этапе афиширования обучаемые вновь выполняли упражнения с учетом полученного практического опыта и наработанной техникой. Присутствовали временные границы для оценки обучаемых. В итоге 100% обучаемых качественно выполнили упражнение по прокладке магистральных линий от пожарного автомобиля на положительные оценки. Одно из сложных упражнений для молодых пожарных – подъем по штурмовой лестнице в окно четвертого этажа учебной башни на положительные оценки выполнило 37% обучаемых, что в свою очередь является хорошим показателем для первого занятия. При традиционном формате занятия положительные оценки по указанному упражнению получают 5-10% при наличии соответствующей физической подготовке.
На этапе разрыва наставником подводились итоги, заслушивалось мнение каждого участника опыта.
На этапе рефлексии обучаемым было предложено озвучить мнение о своих впечатлениях, ощущениях, дать себе оценку (удовлетворение своими результатами), озвучить свои ошибки и проблемные вопросы. Также рефлексия присутствовала в обсуждении результатов занятий в неформальной обстановке в свободное время.
Выводы. Полученные результаты подтвердили гипотезу об интенсификации первоначальной подготовки пожарных при проведении занятий по пожарно-строевой подготовке с применением технологии мастерских. Необходимо отметить, что позитивные результаты сильно зависят от наставника (мастера), его компетенции, владения навыками работы с современным пожарным оборудованием, информационной осведомленности об инновационных методах и технологиях обучения. Таким образом, информационная компетентность наставника становится одним из условий эффективности современного занятия [5, с. 1065].
При использовании технологии в образовательном процессе важно учитывать, что ее эффективность также напрямую зависит от комфортности образовательной среды [6, с. 71]. Комфортная обстановка, доброжелательное отношение к обучаемым и благоприятные условия в ходе проведения опыта способствовали повышению мотивационного фона для получения знаний и навыков. В дальнейшем качественные изменения, трансформация подачи материала окажут положительное влияние на образовательный результат и пожарную безопасность [7, с. 17] в целом.
В ходе опыта удалось придать свойства педагогической технологии на практическом занятии по пожарно-строевой подготовке. Поставленная цель была достигнута, соблюдена иерархия привития знаний и навыков обучаемым, присутствовала структурность занятия, использовались современные образцы пожарно-технического оборудования. Благодаря технологичности занятия были достигнуты положительные результаты, повышен уровень мотивации молодых сотрудников. По итогам обсуждения также отмечено, что присутствует возможность репродуцировать данную технологию мастерских по другим практическим темам данной дисциплины, а также в принципе другими наставниками, преподавателями и руководителями занятий при наличии у них определенных навыков.
Список литературы
1. Мусханова И. В, Говердовская Е. В., Яхьяева А. Х. Педагогические мастерские как технологии интеллектуального развития личности // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. – 2022. –
№ 4(40). – С. 76-80. – DOI 10.54351/25876074-2022-4-40-76. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_50214084_30814645.pdf (Дата обращения: 04.04.2024)
2. Потехина Н. В., Жеребятникова Г. В. Педагогическая мастерская как технология обучения студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-3. – С. 174-178. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46587322
(Дата обращения: 04.04.2024)
3. Попов А. А. Педагогические аспекты использования современных технологий и технических средств обучения в огневой подготовке курсантов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 3(193). – С. 348-352. –
DOI 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p348-352. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_45663838_73232858.pdf (Дата обращения: 04.04.2024)
4. Филиппова М. В. Перспектива применения симуляционных технологий в профессиональном обучении пожарных и спасателей // Виртуальные технологии в медицине. – 2020. – № 3(25). – С. 54-55. – DOI 10.46594/2687-0037_2020_3_1250. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_44265065_82152383.pdf (Дата обращения: 04.04.2024)
5. Горошников А. С., Шагарова А. А. Анализ современных технологий при создании учебно-информационных программ по обучению личного состава пожарного гарнизона // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 34. – С. 1063-1068. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_46320545_28440225.pdf (Дата обращения: 04.04.2024)
6. Шевченко Н. И. Педагогическая технология как средство интенсификации образовательного процесса в педагогическом университете // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. – 2020. – № 2(34). – С. 67-73. – DOI 10.25688/2078-9238.2020.34.2.08. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_42848315_46571786.pdf
(Дата обращения: 04.04.2024)
7. Володченкова В. В., Перегудова Н. В., Куркин Д. Н., Чирко О. В. Некоторые аспекты современных дистанционных технологий обучения в области пожарной безопасности // Открытое образование. – 2022. – Т. 26, № 5. – С. 10-19. – DOI 10.21686/1818-4243-2022-5-10-19. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_50070203_51008889.pdf
(Дата обращения: 04.04.2024)