Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 372.881.111.1
Дата публикации 15.04.2024
Категоризация факторов эффективности обучения иностранному языку в средней школе и место мотивации среди них
Богачева Марина Сергеевна
Магистрант ИЗОИТОП, ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», РФ, г. Пятигорск, Malina1150@mail.ru
Аннотация: Эффективность обучения учащихся средней школы иностранному языку часто рассматривается с точки зрения её линейной зависимости от мотивации. В данной статье приведены одиннадцать категорий различных факторов, влияющих на эффективность обучения иностранному языку; рассмотрены их составляющие и взаимосвязи; охарактеризовано положение мотивации среди других факторов.
Ключевые слова: обучение иностранным языкам, факторы эффективности, эффективное обучение, средняя школа, мотивация
IEEITOP Master Student FSBEI of HE «Pyatigorsk State University», Russia, Pyatigorsk
Abstract: The effectiveness of teaching a foreign language to secondary school students is often regarded as its linear dependence on motivation. In the article eleven categories of different factors that influence the effectiveness of foreign language teaching are provided; their components and relationships are considered; the position of motivation among other factors is characterized.
Keywords: foreign languages teaching, efficiency factors, effective teaching, secondary school, motivation
Богачева М.С. Категоризация факторов эффективности обучения иностранному языку в средней школе и место мотивации среди них // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kategorizatsiya-faktorov-effektivnosti-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-srednej-shkole-i-mesto-motivatsii-sredi-nikh.html (Дата обращения: 15.04.2024)
Подростковый возраст, в котором находятся учащиеся средней школы, считается самым проблемным с точки зрения образования. Физиологические процессы в организме, большая учебная нагрузка, высокий темп изучения материала, взаимоотношения со сверстниками и учителями часто оказывают негативное влияние на эффективность обучения подростков. Исследователи отмечают падение успеваемости именно в период обучения в средней школе, в том числе успеваемости по предмету «Иностранный язык». Ситуацию усугубляет особенность иностранного языка как учебного предмета: язык является одновременно целью и средством обучения, развиваются скорее навыки, чем научные знания, беспредельность и беспредметность, малая доля использования в реальной жизни.
Сложности в освоении подростком иностранного языка в условиях средней школы приводят к систематическим неудачам, демотивирующим его и, как следствие, ведущим к отставанию и низкому уровню знаний на выходе из образовательного процесса. В рамках нашего исследования мы ищем новаторские способы повысить эффективность обучения слабомотивированных подростков иностранному языку (на примере английского языка). Под слабомотивированными мы подразумеваем подростков, неохотно изучающих английский язык в школе и не испытывающих к нему положительного отношения. Данная статья посвящена определению факторов эффективности иноязычного образовательного процесса в средней школе и месту мотивации среди них.
Под эффективностью образовательного процесса мы понимаем его результативность, т.е. успешность достижения целей образовательного процесса. При этом цель может быть разного масштаба и может относиться как к курсу английского языка в средней школе в целом, так и к его частям: году, модулю или отдельному уроку.
В процессе изучения статей исследователей и практикующих учителей мы обнаружили, что многие из них склоняются к мнению о прямой зависимости эффективности обучения от мотивации, и разрабатывают рекомендации только в отношении этого аспекта. Не отрицая важную роль мотивации в обучении иностранному языку и необходимость повышения мотивации при работе с учащимися, у которых она низка, мы, тем не менее, придерживаемся точки зрения, что мотивация не прямо пропорциональна эффективности и что существуют другие факторы, которые равноценно влияют на эффективность обучения иностранному языку.
Согласно З.Дёрнеи и К.Чизе [1, с.20], мотивация определяет, насколько успешным будет обучение, но на отношения мотивация-результат влияют и другие факторы (например, способности учащихся, возможности обучения или качество обучения, объяснения). Они предполагают гипотетическую ситуацию, где учащийся выполняет учебную задачу с большим энтузиазмом, но ничему не учится из-за недостаточной учебной деятельности — в этом гипотетическом случае не будет связи между мотивацией учащегося и результатом обучения. Отсутствие линейной связи между мотивацией и результатами обучения говорит о том, что возможно как неэффективное обучение учеников с высокой мотивацией, так и эффективное обучение учеников с низкой мотивацией. Дж.Хармер [2, c.76-77] также рекомендует уйти от метода как центрального фокуса решений насчёт обучения и использовать другие важные факторы эффективности.
Работы, выделяющие несколько различных факторов, влияющих на обучение иностранному языку, имеют много пересечений. И.А. Зимняя [3, с.109] выделяет последовательность упражнений, понимание учащимся принципа и плана выполнения действия, знание результатов выполненного действия, ранее усвоенные знания и навыки, рациональное соотношение репродуктивности и продуктивности. Т.А. Карпова [4, с.84-86] выделяет структурирование учебного процесса, использование ИКТ и современного оборудования, системное заучивание дидактического материала, использование коммуникативного метода, индивидуализацию, знание преподавателем психологии. В дополнение к названным у Г.Т. Окушевой [5] мы видим время, усилия и отношение к процессу обучения, среду обучения, методику, учебный материал, контроль знаний, и личность и компетентность преподавателя, индивидуальные особенности учеников. Л.Т. Рудомётова [6] называет также чувства языка, психологический комфорт при обучении, рефлексию, коммуникативность, системность.
Исследование привело нас к мысли, что в действительности кроме мотивации факторов, влияющих на эффективность изучения иностранного языка довольно много. Из этого следует, что в целях удобства дальнейшей разработки темы о способах повышения эффективности обучения необходимо факторы категоризировать. Попытку группировать факторы предпринимают Макковеева Ю.А. [7] (персональные, социокультурные, индивидуальные), Чернышов С.В. [8, с.44-46] (информационные, технологические, личностные), Чупина Л.А. [9]: (труд, время, материал, преподаватель), Бхаттарай П. [10] (учитель, методы и приемы, учебные материалы, учащиеся) и другие специалисты.
Несмотря на безусловные достижения в рассматриваемом вопросе, мы считаем, что предложенные категоризации не являются исчерпывающими и предлагаем к рассмотрению свою расширенную версию, разработанную на основе анализа литературы.
Мотивация.
Мотивацию к изучению иностранного языка можно условно разделить на следующие компоненты: воля, цель, потребности, языковая среда, наличие единомышленников, отношение к носителям языка, культурный интерес, сложность языка, образовательная культура страны учащегося, интересный процесс изучения, наличие бонусов и преимуществ от изучения, харизма и профессионализм учителя, наличие личных проблем.
Мотивацию предлагают повышать преимущественно через активные формы работы, коммуникативные методы обучения, а также через конкретизацию целей, применение цифровых средств, актуализацию материала и ситуацию успеха.
Фактор мотивации пересекается с факторами учебного материала, личности ученика и учителя, методов и психологической атмосферы, а значит мотивацию можно повышать, не делая на ней акцент в обучающей деятельности
Учебный материал.
Более эффективным будет аутентичный, хорошо структурированный и систематизированный учебный материал, учитывающий принципы изучения языка. Тексты в учебном материале в идеальной ситуации должны быть актуальными, подходящими по возрасту и интересам, иметь жизненную ценность и вызывать сильные эмоции. При этом, они должны быть информативными, доступными, обладать новизной для подростков и не быть абстрактными.
Лексика, используемая в эффективных материалах, должна быть употребительной и, в случае учебников, пособий и рабочих тетрадей, повторяться через определённые промежутки времени.
Несколько исследований сообщают о большей эффективности аудитивных и печатных текстов, содержащих юмор, что логично, учитывая необходимость вызывать яркие эмоции.
Идеальный материал будет иметь несколько форм: печатную, звуковую, видео-форму, осязаемые объекты для воздействия на все каналы восприятия информации.
Как и мотивация, фактор учебного материала не изолирован от остальных. В учебных материалах учитываются особенности учеников, методика преподавания, контекст и культура.
Планирование.
Планирование можно понимать в широком смысле (планирование программы средней школы, годовой программы, курса) и узком (планирование серии уроков, модулей, отдельных уроков и серии упражнений). Качественное планирование обучения позволяет отслеживать прогресс на пути к цели, оперативно замечать и исправлять пробелы.
С точки зрения планирования на эффективность урока влияет его логичность, последовательность определённых этапов, рациональное использование времени, гибкость, вовлечение в деятельность всех учащихся языковой группы, связь с другими уроками в серии, наличие повторений, контроля, рефлексии.
При планировании уроков учитываются все остальные факторы.
Средства обучения.
Под средствами обучения мы понимаем УМК, учебные и наглядные пособия, раздаточный материал, демонстрационные устройства, технические средства обучения и ИКТ. В отношении ИКТ исследователи разделились на 2 противоположные группы: считающих современные технологии удобным инструментом, дающим широкие возможности в изучении языка, и считающих современные технологии источником отвлечения учеников от познавательной деятельности на форму, недобросовестной подготовки к урокам, ухудшения ресурсов памяти.
Эффективность обучения иностранному языку зависит от использования подходящих средств в подходящее время.
Учебное пространство.
Сюда входит оформление кабинета, оборудование и размещение учеников. Эффективность обучения иностранному языку зависит от того, какие виды наглядности в какой момент времени размещены на стенах, насколько технологичен кабинет и сколько форм работы позволяет организовать размещение парт. Учебное пространство тесно связано со средствами обучения и может влиять на психологический фон на уроке.
Личность и компетенции учителя.
Для эффективного обучения учитель должен обладать определённым набором личных качеств и профессиональных компетенций. Очевидно, успешность обучения зависит от владения учителя языком, методикой, социокультурными знаниями, его доброжелательности, внимательности, тактичности и других само собой разумеющихся качеств. Однако, как показало исследование, не менее важно то, обладает ли он энтузиазмом, образом успешного человека, насколько он осведомлён в других предметных областях, об увлечениях и ценностях своих учеников, может ли он внушить потребность в приобретении знаний, насколько он ориентируется в педагогических инновациях и современных технологиях, владеет ли ораторскими и актёрскими навыками, насколько сложна и логична его речь.
Индивидуальные особенности учеников.
Испытывающие сложности с усвоением иностранных языков характеризуются неспособностью использовать определённые образовательные стратегии. Для подбора наиболее эффективных методов обучения необходимо понимать, к какому типу личности применительно к изучению иностранного языка относится учащийся (сенсорный/интуитивный, чувствующий/мыслительный, коммуникативный/некоммуникативный и т.д.), его возрастные и психологические особенности, в частности, в условиях вступления в подростковый возраст нового поколения. Особенности и склонности учеников не статичны, их можно корректировать. Некоторые особенности можно использовать на пользу обучения, применяя подходящие формы работы и педагогическое общение.
Методы обучения.
Абсолютно правильных и эффективных методов не существует, они подбираются для конкретной группы обучающихся и соответствуют содержанию и ситуации обучения.
Несмотря на большое количество информации, дающей положительную оценку коммуникативному подходу, современным методикам проблемного, проектного обучения, кейс-стади и др., необходимо учитывать, что не для всех типов учеников они будут эффективны. Аналогичная ситуация с формами работы и отдельными приёмами: некоторые исследования заключают, что активно продвигаемые сейчас игровые формы работы и проектная технология в некоторых случаях негативно сказывались на эффективности обучения.
Изучение исследований и опыта других стран в обучении английскому языку в средней школе, выявил ряд новых эффективных методов и приёмов.
Учет контекста и культуры.
Этот фактор подразумевает, что в разных культурах, ситуациях, событийных реалиях, поколениях, социальных слоях и группах будет различное понимание целей и стратегий учения. Известные популярные методы обучения созданы носителями английского языка для европейской образовательной культуры, подразумевающей, что ученик должен быть активным и предприимчивым в классе, говорить открыто о себе и своей семье, нести ответственность за свое обучение, воспринимать учителя как помощника и направляющего, а не источника знаний и авторитета. Носители английского языка, отправлявшиеся преподавать за рубеж, не учитывали фактор контекста и культуры и сталкивались с бесполезностью этих передовых методик [11, c.77].
Этот фактор нельзя рассматривать в отрыве от фактора учета особенностей отдельных учеников, материалов, средств, атмосферы на уроке и планирования.
Фоновые знания и пробелы.
Аналогично изучению математики, при изучении иностранного языка более сложные темы базируются на предшествующих, более простых. В этой расширяющейся спирали знания в средней школе у многих подростков образуются пробелы. Учет реального уровня знаний и неусвоившихся тем позволяет более эффективно планировать серию уроков. А учёт пробелов по другим предметам, содержание которых частично входит в содержание предмета «иностранный язык», позволит организовать учебную деятельность так, чтобы сэкономить время на объяснении материала других предметов во время уроков иностранного языка.
Психологическая атмосфера.
Создание соответствующей атмосферы на уроке сказывается на его качестве. Можно выделить 2 аспекта этого фактора: создание атмосферы иноязычного общения и создание доброжелательной атмосферы сотрудничества. Вопреки распространенному мнению, атмосфера не всегда должна быть позитивной. Обсуждение некоторых серьёзных или печальных тем на уроках иностранного языка, например, проблемы техногенных и природных катастроф, криминала, терроризма. Для эффективного обучения важно то, насколько атмосфера на уроке располагает к учёбе, сосредоточенности, к выражению своих мыслей на иностранном языке.
Таким образом, на эффективность обучения иностранному языку в средней школе влияет одновременно несколько тесно взаимосвязанных факторов. Мотивация к изучению иностранного языка является одним из них, но не занимает доминирующее положение. Для организации эффективного иноязычного образовательного процесса необходимо учитывать все указанные факторы в равной степени. Одиннадцать категорий факторов, представленных в данной статье, представляют собой наиболее полный перечень, разработанный для удобства заинтересованных специалистов сферы образования.
Список литературы
1. Csizer K., Dornyei Z. The Internal Structure of Language Learning Motivation and Its Relationship with Language Choice and Learning Effort. - Modern Language Journal 89(1), 2005. – pp.19 – 36
2. Harmer J. How to teach English. New edition. Pearson Education Limited, 2010.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
4. Карпова, Т. А. Влияние различных факторов на эффективность преподавания иностранного языка в неязыковом вузе / Т. А. Карпова // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 1(98). – С. 83-86.
5. Окушева Г.Т., Мулдагалиева А.А., Зуева Н.Ю. Факторы, содействующие и препятствующие изучению иностранного языка // Вестник КазНУ. – 2015. – URL: https://articlekz.com/article/23328 (дата обращения: 18.07.2023)
6. Рудомётова Л. Т., Шлангман М. К. Факторы успешного обучения иностранному языку в неязыковом вузе в процессе реализации компетентностного подхода // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. - Выпуск: № 8 (122). – URL: https://research-journal.org/archive/8-122-2022-august/10.23670/IRJ.2022.122.84 (дата обращения: 12.08.2023)
7. Макковеева Ю.А. Внешние и внутренние факторы, влияющие на успешное овладение иностранным языком // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. - №3-3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-i-vnutrennie-faktory-vliyayuschie-na-uspeshnoe-ovladenie-inostrannym-yazykom (дата обращения: 14.01.2023).
8. Чернышов С.В. Теория и методика обучения иностранным языка: учебник / С.В. Чернышов, А.Н. Шамов. – Москва: КНОРУС, 2023. – 442 с.
9. Чупина Л.А. Факторы успеха изучения иностранного языка // nsportal.ru [Электронный ресурс]. – 2011. – 11 июля. – URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2011/07/11/faktory-uspekha-izucheniya-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 14.08.2023)
10. Bhattarai P. What makes English language teaching effective? // ELT Choutari. – 2021. – 25 Apr. – URL: https://eltchoutari.com/2021/04/what-makes-english-language-teaching-effective/ (дата обращения: 18.03.2024)
11. Harmer J. How to teach English. New edition. Pearson, 2010 – 288 p.