Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №07 (48) Июль 2020

УДК 159.98

Дата публикации 24.07.2020

Технология коррекции эмоциональной саморегуляции в дистанционной работе психолога

Иванова Елена Николаевна
канд. психол.наук, психолог отдела подготовки и сопровождения замещающих семей МБУ ДПО УМЦ, РФ, г. Реутов, ivanovaen70@mail.ru
Пешкова Наталья Владимировна
руководитель отдела подготовки и сопровождения замещающих семей МБУ ДПО УМЦ, РФ, г. Реутов, nvpeshkova@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается одно из решений актуальной проблемы, доступности технологий коррекции эмоциональных состояний в период самоизоляции или других стрессовых ситуаций. Представлены варианты упражнений, разработанные для подготовки будущих замещающих родителей, обучающихся в «Школе приемных родителей» и опекунов. Описана методика проведения психологических техник по работе с мотивацией взрослых людей (будущих приемных родителей и опекунов), позволяющая найти ресурсное для них состояние, методами, связанными со словесным воздействием и визуализацией. В качестве основных параметров психологической мотивации приняты позиции ее трех составляющих «Хочу», «Могу», «Надо». Приводятся факты преимуществ и недостатков дистанционной работы с семьями.
Ключевые слова: дистанционные формы работы, технологии коррекции, социально-психологическая реабилитация, Школа приемных родителей, эмоциональная саморегуляция, значение семьи, мотивация взрослых

The technology of correction of emotional self-regulation in the remote work of a psychologist

Ivanova Elena Nikolaevna
PhD in Psychology, psychologist of the training department and support of substitute families MBU DPO UMTS, Russia, Reutov
Peshkova Natalya Vladimirovna
head of training and support of substitute families MBU DPO UMTS, Russia, Reutov

Abstract: The article discusses one of the solutions to the urgent problem, the availability of technologies for correcting emotional states during the period of self-isolation or other stressful situations. Exercise options designed to prepare future foster parents studying at the “School of Foster Parents” and guardians are presented. The article describes the method of psychological techniques for working with the motivation of adults (future adoptive parents and guardians), which makes it possible to find a resource state for them, using methods related to verbal influence and visualization. The positions of its three components "I want", "I can", "I must" are taken as the main parameters of psychological motivation. The facts of the advantages and disadvantages of telecommuting with families are presented.
Keywords: distance forms of work with the family, correction technologies, socio-psychological rehabilitation, school for adoptive parents, emotional self-regulation, the importance of the family, motivation of adults.

Правильная ссылка на статью
Иванова Е.Н., Пешкова Н.В. Технология коррекции эмоциональной саморегуляции в дистанционной работе психолога // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (48). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tekhnologiya-korrektsii-emotsionalnoj-samoregulyatsii-v-distantsionnoj-rabote-psikhologa.html (Дата обращения: 24.07.2020)

В связи с распространением короновирусной инфекции (COVID-19) и введением режима самоизоляции, в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, одной из задач, стоящих перед психологом, является предоставление дистанционных психологических услуг и разработка эффективных технологий. Психологическая помощь онлайн, обучение с применением дистанционных технологий, проблема поддержки социально незащищенных категорий населения – вопросы, которые остро встали в период самоизоляции.

Отдел подготовки и сопровождения замещающих семей г. Реутова перестроил формы работы, как в «Школе приемных родителей», так и в работе с замещающими родителями (опекунами), так как на данном этапе очные занятия и консультирование оказались недоступны. Вопрос о дистанционных способах работы вставал в нашем отделе и ранее. Но проведенный опрос предыдущего года показал, что 64 % слушателей «Школы приемных родителей» и 87% опекунов высказались против дистанционных форм работы с психологами. Поэтому, в нашем случае переход к дистанционным формам работы был вынужденной мерой, и мы старались учесть плюсы и минусы этой формы работы.

Проблемы и специфику дистанционного обучения и консультирования рассматривали многие психологи (Ю.Е. Алешина, Г.С. Абрамова, А. Елизаров, В.Ю. Меновщиков, Л.Б. Морозова, Р.В. Овчарова, Н.В. Самоукина, Г.В. Снегирева, и др.) [1,4,5,9,11]. Дистанционное обучение является формой организации образовательного процесса, которое выражается в целенаправленном процессе интерактивного взаимодействия преподавателей и слушателей с помощью высоких информационных технологий. В частности, В.Ю. Меновщиков разрушает ряд негативных мифов о психологической помощи посредством сети и, основываясь на исторических фактах становления и стремительного развития подобных услуг, обосновывает необходимость использования зарубежного опыта, детального научного изучения и практического применения дистанционных технологий в работе психологов [8, с.166]. Дистанционное on-line консультирование взрослых и детей на западе развито уже более 30 лет. Зарубежные исследователи показали, что интернет становится неотъемлемой частью не только консультирования, но и обучения консультанта (Lee J.L., Pulvino C.J., 1988; Roblyer M.D., 1997; Stebnicki M.A., Glover, N.M., 2001; Watson J.C., 2003). В тоже время проблемой практической психологии является «нашествие» новых (в основном западных) методик. По опросам, 80% профессионалов считают эклектизм особенностью российской психологической практики [10, с.51]. В настоящий момент есть необходимость в разработке авторских технологий, разработанных с учетом специфики области применения, индивидуального подхода к слушателям в процессе обучения и консультируемым.

Учитывая возраст слушателей и цели образовательного процесса, были разработаны подходящие виды дистанционных занятий и упражнений, с учетом как положительных, так и отрицательных сторон их применения. В условиях самоизоляции остро встали вопросы соблюдения личных границ в семье и способах эмоциональной саморегуляции. Эффективными оказались когнитивно-бихевиоральные техники, коучинг, чаще всего связанные с решением проблем личных физических и психологических границ, коммуникативными навыками, разрешением семейных конфликтов, умением справляться с трудностями и управлением стрессом [3, с.103].

Положительными сторонами применения дистанционных образовательных технологий мы считаем возможность обучения в индивидуальном темпе, самостоятельно определяя время и скорость изучения упражнений и теоретической части. Мобильность и возможность взаимодействия с педагогом при необходимости и по конкретному вопросу в чате или мессенджере. Технологичность - предоставление возможностей получения знаний вне зависимости от места проживания, состояния здоровья и т.д. Разнообразные формы контроля позволяют оценить знания слушателя «Школы приемного родителя» с разных сторон, а их количество позволяет осуществлять промежуточную аттестацию в автоматическом режиме, без участия преподавателя.

Несмотря на многочисленные положительные моменты применения дистанционных образовательных технологий, имеется ряд отрицательных сторон. Основа обучения – самостоятельное усвоение знаний, не все взрослые слушатели обладают одинаковой мотивацией, что требует дополнительного контроля со стороны ведущего тренера и творческого подхода в выборе средств поддержания интереса. Для слушателей преклонного возраста, которыми часто являются опекуны, исключение «живого» контакта с сопровождающим их семью психологом, является отрицательным моментом, так как довольно часто это единственный источник психосоциальной поддержки. Дорогостоящее оборудование, для организации дистанционного обучения (ПК, ноутбук, выход в интернет и т.д.), которое не все опекуны себе могут позволить приобрести. Важным условием является личностная готовность психолога к дистантной работе с людьми. Личностная готовность самого психолога оказывает исцеляющий эффект на личностную готовность к изменениям и самоизменениям людей, обратившихся за помощью.

Труд опекуна, очень энергозатратный, т.к. чаще всего опекуны – это бабушки, которые обычно уже в преклонном возрасте. Поэтому систематическая работа по коррекции навыков саморегуляции (не реже 1-2 раз в  месяц с психологом, в зависимости от индивидуальных особенностей и особенностей опекаемых детей) просто необходима.

Саморегуляция подразумевает оценку ситуации и корректировку активности самой личностью, а соответственно и корректировку результатов коммуникации с детьми, партнером. Функция саморегуляции изменять психическую активность, за счет чего личность достигает гармонии и равновесия состояний. Это позволяет: сдерживать себя в конфликте, рационально мыслить при стрессе, болезни или кризисе; восстанавливать силы; противостоять невзгодам жизни. В зрелости благодаря саморегуляции эмоции подчинены интеллекту, но с возрастом баланс снова смещается в сторону эмоций. Это вызвано естественным возрастным снижением когнитивных способностей.

От 20 до 40 лет выбор методов саморегуляции напрямую зависит от деятельности человека. Но чаще всего используются сознательные волевые методы (самоприказ, переключение внимания) и общение как форма психотерапии.

В 40-60 лет манипуляции с вниманием еще сохраняются, но постепенно их вытесняет пассивный отдых, размышления и библиотерапия.

В возрасте от 60 лет преобладает общение, пассивная разрядка, размышление-осмысление.

Становление системы саморегуляции во многом зависит от социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста. Чем выше мотивация человека, тем сильнее развита его система саморегуляции, тем больше она способна компенсировать нежелательные особенности личности, темперамента и характера, мешающие достижению цели. Для каждого уровня саморегуляции существует множество методов, которые в целях оптимизации психического состояния можно сочетать или использовать по отдельности. Их можно разделить на 4 группы:

- методы, связанные с управлением дыханием;

- методы, связанные с управлением тонусом мышц, движением;

- методы, связанные с управлением мысленными образами;

- методы, связанные со словесным воздействием [2].

Ниже, мы предлагаем для работы авторские техники, методы которой связаны со словесным воздействием и управлением мысленными образами.

Организация работы по коррекции эмоциональной саморегуляции в дистанционной форме должна осуществляться поэтапно.

I этап. Подготовительный, когда проходит мотивирующая беседа. Обмен приветствиями, создание рабочего настроя на занятие, реализуются следующие задачи:

  1. Дать слушателю представление о форме работы;
  2. Дать четкие рекомендации к подключению источника общения;
  3. Проанализировать заполненные анкеты по уровню знаний о саморегуляции и актуальном состоянии слушателя.

Участники получают предварительно презентацию с описанием упражнений по саморегуляции. Работа над дыханием является важной составляющей эмоциональной саморегуляции. Учитывая, что специфика работы в дистанционном режиме не позволяет психологу полостью оценить правильность выполнения дыхательных, мышечных упражнений, до занятия обращаем внимание, что перед занятием надо измерить свой сахар, давление, не быть голодным, чтобы избежать болезненных состояний. Ранее, участники получают презентацию с описанием упражнений и памятку для правильного выполнения. При выполнении дыхательной, мышечной гимнастики, аутотренинга в дистанционном режиме психолог информирует о правилах их выполнения. Например, следить за своими ощущениями, возможны головокружения, если делать дыхательную гимнастику форсируя вдохи и сильные выдохи.

II этап. Основной, в процессе, которого проводим резюме анализа анкет о знаниях методов саморегуляции, ведущий рассказывает коротко о личном пространстве, границах, дистанции в построении отношений и видах защиты границ.

III этап. Заключительный, где проводится обратная связь, ответы на вопросы, обсуждение способов выполнения домашней практики (самостоятельная отработка и в парах по скайпу), обсуждение результатов практики в группе WhatsApp.

Дистанционные используемые средства предоставляются посредством современных информационных технологий и видео форматов на платформах skype, zoom, Face Time и др. Организационная форма оказания дистанционных услуг: групповая (не более 5-8 человек) или индивидуальная. Предлагаем упражнение «Радуга чувств» автор Е. Иванова.

Задачи: диагностика гаммы испытываемых эмоций по отношению к определенным членам семьи, поиск ресурсного состояния, используя методы саморегуляции связанные со словесным воздействием и визуализацией. Тренировка отстаивания психологических границ.

Инвентарь: используем в работе картинки-абстракции и картинки-отношения из психологической игры Е. Ивановой «PROСказки для взрослых» [5,6] или другие, где есть красочные изображения без четких очертаний и картинки с ситуациями межличностных отношений. Время работы: 30-40 минут.

Алгоритм:

Шаг 1. В открытую предлагаем на камеру (и на слайдах дублируем) картинки-чувства (абстракции) или картинки-«отношения» – 4-6 изображений. Слушатели после каждого изображения у себя в блокноте делают пометки о возникающих эмоциях по отношению к изображениям. Например, картинка 1 – вызывает чувство «страх», а картинка 2 – «грусть» т.д.

Шаг 2. Обсуждаем каждое чувство или ситуацию:

1. Кто на картинке и какая ситуация изображена? Как часто вы испытываете это чувство в своей жизни?

2. В каких ситуациях? По отношению к кому из членов семьи чаще? Как вы реагировали, как поступали, что думали, что чувствовали? К чему привела ситуация? Как я поступлю в следующий раз, чтобы чувствовать себя лучше?

3. Какие ощущения в теле у вас возникают, когда вы его испытываете?

4. Какие выводы были сделаны, в чем состоит урок? Что было предпринято, чтобы решить данную ситуацию? Как вы считаете, справились ли вы с этой ситуацией до конца или нет?

5. Какие из этих чувств были связаны в ситуациях нарушения ваших личных (психологических или физических) границ?

Шаг 3. Предлагаем ситуации для отработки навыка отстаивания границ (по желанию, разбираем вариант кого-либо из присутствующих на вебинаре). Предлагаем написать три варианта ответа на реплику, которые представляют три разных типа отстаивания личных границ: 1) пассивный; 2) агрессивный; 3) нормальный.[1]

Типы проблемных ситуаций:

А) Попытки обидеть или оскорбить. Реплика в Ваш адрес: «Ты даже этого нормально сделать не можешь!» Ваш ответ:1)…2)...3);

Б) Манипуляции: реплика в Ваш адрес – «Ты самая лучшая, ты одна сможешь погладить идеально, на тебя вся надежда!» - (опекаемый хочет, чтобы Вы за него сделали что-то). Ваш ответ:1)…2)…3);

В) Непрошенные советы - реплика в Ваш адрес: «Хватит уже все силы тратить на домашних, занялась бы собой. Все твои проблемы от того, что ты не думаешь о себе». Ваш ответ:1)…2)…3);

Г) Попытки сделать за человека то, что Вы хотели сами - реплика в Ваш адрес от знакомой: «Была сегодня в школе и передала поздравление Марии Ивановне учительнице от вашей семьи». Ваша реакция:1)…2)…3);

Д) Приказы, команды - реплика в Ваш адрес: «Бабуль, приготовь нам ужин, не видишь, мы устали?» Ваш ответ: 1)…2)…3).

Шаг 5. Обсуждаем варианты ответов.

Шаг 6. Обсуждаем, чем им было полезно это упражнение. Какие эмоции вызывают у вас эти ситуации после упражнении, когда вы научились отстаивать свои границы?

Следующее упражнение Ивановой Е. «Должен. Хочу. Могу» является модифицированным вариант гештальттехники из тренинга Д. Н. Хломова и предназначено для работы с мотивацией взрослых с позиции ее трех составляющих «Хочу», «Могу», «Надо».

Ранее мы отмечали, что: «В силу взаимного характера межличностных отношений в их регулировании принимают участие три мотивационных компонента: «Я хочу», «Я могу» и «Надо». Личного желания «я хочу» не достаточно для поддержания отношений в паре, семье. Необходимо согласование взаимных мотивов, желаний и возможностей («я могу» удовлетворить потребности другой личности). «Надо» - важнейшая детерминанта образования, развития или распада отношений – представляет собой не субъективную сторону отношений, а объективную, характеризует общественную необходимость в каждом конкретном типе отношений» [3, с 25]. «Надо» относят к взрослости. Реальное, ответственное осознание «надо»  нарастает постепенно, и хорошо, если к зрелым годам набирает свою силу. «Надо» - это труд, преодоление, ответственность, обязательства, то есть - долженствование. «Долженствование» может выражаться по-разному.

Задачи этого упражнения: осознание барьеров (границ) в соотношениях «Я должен» – «Я хочу» – «Я могу» по отношению к своему приемному или будущему усыновленному ребенку и к своей семье в целом, к своему здоровью, к своим ресурсам и т.п.

Инвентарь: на каждого участника – три листа бумаги, ручка.

Алгоритм:

Шаг 1. Психолог предлагает слушателям написать 10–15 предложений, которые каждый раз начинаются со слов «Я должен…», и дальше указать, что именно должен сделать по отношению к своей семье, но, не нанося вреда своему здоровью.

Шаг 2. Работа в парах (выбор по желанию, партнер или в скайпе выбор кого-то из группы): каждый в диаде зачитывает свои предложения партнеру с ударением на слове «должен»; потом, при желании, сообщает группе, что он при этом чувствовал.

Шаг 3. Психолог предлагает написать эти же предложения, но заменить слово «должен» на «хочу», затем прочитать их партнеру с ударением на слове «хочу» и сообщить о своих чувствах. Если при проговаривании каких‑либо предложений возникло сопротивление, несогласие, то под чертой списка предложений отмечаются их номера.

Шаг 4. Ведущий предлагает переписать предложения, заменив «хочу» на слово «могу». Партнеры читают их друг другу, делая ударение на слове «могу»; желающие рассказывают группе о своих чувствах; номера предложений, вызвавших сопротивление, отмечаются под чертой.

Шаг 5. Вопросы.

1. Как менялись ваши ощущения при переходе от «Я должен…» к «Я хочу…» и «Я могу…»?[2]

2. Что означает для вас наличие предложений, вызвавших у вас сопротивление? О чем они свидетельствуют? Идет осознание препятствий, несоответствия (нарушения конгруэнтности) в переходах «должен»-«хочу»-«могу». А это – важный шаг для осознания нереализованных потребностей для себя, поиска смыслов значения взятия ребенка, семьи для вас, понимания причин когнитивного диссонанса и необходимости работы по его преодолению.

3. Что дают вам результаты этого задания для понимания ресурсности вашей семьи?

4. Какие выводы можно сделать по поводу ваших отношений в семье на основании этой методики, если у человека при выполнении задания не было сопротивлений (когнитивного диссонанса)?

Для учёта эффективности технологий коррекции эмоциональной саморегуляции в дистанционной работе с опекунами и анализа удовлетворенности слушателей «Школы приемных родителей» была разработана анкета, которая заполнялась до (ожидаемый результат) и после начала работы в дистанционном режиме. Результаты в таблице 1.

Таблица 1. Анализ эффективности технологий коррекции эмоциональной саморегуляции

Категории/критерии

1

2

3

4

5

6

7

Опекуны «ожидания» (%)

62

76

90

69

57

72

89

Опекуны «результат» (%)

73

93

97

83

84

95

100

Слушатели «Школы» «ожидания» (%)

68

70

89

76

63

85

93

Слушатели «Школы» «результат» (%)

81

97

99

93

91

94

100

В анкете были рассмотрены следующие критерии оценки: 1. «комфортные отношения и сотрудничество между психологом и слушателем в процессе дистанционной работы»; 2. «ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности слушателя (опекуна) обсуждать свою проблему с психологом»;  3. «удовлетворенность  получаемой информацией в процессе обучения или консультации»; 4. «наличие положительных изменение поведения за счет нового эмоционального, когнитивного и поведенческого опыта, полученного в работе с психологом»; 5. «приобретение новых социальных навыков реагирования на ситуации»; 6. «усвоение и осознанное отношение к новым формам поведения»; 7. «эмоциональная поддержка со стороны психолога». Предлагалось ответить на один вопрос: «Как вы считаете, будет ли (была ли – во втором случае) комфортной и полезной дистанционная работа по коррекции эмоциональной саморегуляции для вас?» Выбрать: «да» или «нет». Высчитывался процент положительных и отрицательных ответов. Анализ результатов показал, что многие участники, которые не доверяли дистанционным формам работы и были настроены скептически, поменяли свое мнение. И стопроцентно получили эмоциональную поддержку со стороны психолога в процессе работы.

Выводы: Техники эмоциональной саморегуляции связанные со словесным воздействием и визуализацией, применяемые дистанционно, являются эффективным способом совладания с негативными эмоциональными состояниями, диагностики испытываемых эмоций, если имеют четкую структуру и разработаны для конкретной группы. Методы саморегуляции доступны каждому человеку, требуют не много временных затрат, а также помогают восполнить ресурсное состояние дистанционно. Структура упражнений разработана так, что двигаясь ходу выполнения, участник приходит к эффективному разрешению сложившейся ситуаций, расширению понимания ситуации, ощущению себя автором собственной жизни.

Таким образом, вышеописанные техники дистанционной помощи, при выполнении, являются сознательной деятельностью человека, обратившегося за помощью. Одновременно корректным и доступным методом переработки исследуемой ситуации, безопасной процедурой, заставляет мобилизовать в первую очередь когнитивные ресурсы для принятия позитивных решений.

В ходе данной дистанционной работы с семьями, достигается реализация обучения в Школе приемных родителей и дистанционного психологического сопровождения семей, имеющих под опекой детей, в том числе и детей-инвалидов, в ходе которого решается ряд важнейших психосоциальных проблем. Подобная работа сопровождения семей, является одним из важнейших направлений работы психологической службы, обеспечивающих доступность психологических и реабилитационных услуг, получать которые семьи могут в дистанционном формате, не теряя удовлетворенности от работы с психологом. Подчеркнем, что всё вышеперечисленное так или иначе зависит от уровня и качества подготовки психолога-консультанта, его профессиональной и личностной компетентности. А значит, остается актуальной проблема подготовки кадров, способных работать в различных направлениях психологического консультирования и разработки авторского инструментария под задачу.

 

[1] Теоретическую часть о видах границ и способах отстаивания мы здесь не приводим, но она разбирается ранее.

[2] Данные вопросы активизируют работу по осознанию единства ведущих модальных предикатов активности человека (фреймов, по Б. М. Величковскому, 2006) – «должен»–«хочу»–«могу», собственных барьеров, приводят к пониманию своей проблемы или задачи.


Список литературы

1. Айсмонтас Б. Б., Уддин М. А. Личностные и мотивационные особенности студентов очного и дистанционного обучения (сравнительный анализ). М., 2014.-222 с.
2. Волкова Т.Г. Практикум по психологии самосознания и саморегуляции: методические материалы к курсу / отв. ред. Т.Г.Волковой, И.А. Мананникова. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 62 с.
3. Дроздова Л.Ю., Иванова Е.С., Лищенко О.В.Современные подходы к мотивационному консультированию с целью коррекции факторов риска и повышения приверженности: обзор литературы // Профилактическая медицина. 2019. Т. 22, вып. 2. С. 101-106.
4. Дистанционные технологии в дошкольном образовании: опыт и перспективы развития: монография / Н.В. Федина [и др.]. – Липецк: ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – 236 с.
5. Звезда Л.М. Модели дистанционного on-line консультирования родителей (законных представителей) проблемы и перспективы развития / – Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». 2019. – Часть I. – 306 с.
6. Иванова Е.Н. Психологическая игра – как эффективная психотехнология в методической и консультативной работе / под ред. Р.В. Ершовой. - Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2019. С.75-79.
7. Иванова Е.Н. Трансформационная игра в практике консультирования психолога // Современные терапевтические и трансформационные игровые технологии. Игрофикация помогающих практик / отв. ред. М.А.Ковалёва. - М.: Профессиональная гильдия психологов-игропрактиков, 2019. С.31-36.
8. Меновщиков В. Ю. Компетентность консультанта в онлайн-консультировании // Вестник университета управления. 2010. № 2. С. 165-173.
9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М.: «Академия», 2006.- 416 с.
10. Рюмин В.Г. Проблема выбора психотерапевтических техник в онлайн-консультировании и психотерапии: межвед. сб. научно-практич. конф. /Моск. гос. психол.-пед. ун-т [под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова]. – М.: МГППУ, 2011. С.50-51.
11. Шабанов А.Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования: проблемы и перспективы развития: Монография. – М.: СГУ, 2009. – 284 с.

Расскажите о нас своим друзьям: