Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №07 (48) Июль 2020

УДК 372.862

Дата публикации 24.07.2020

Методологические подходы и педагогические условия формирования учебной мотивации будущих инженеров (на примере Республики Саха (Якутия)

Баишева Лидия Михайловна
старший преподаватель кафедры теплогазоснабжения и вентиляции, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск, lidiyabaisheva@mail.ru

Аннотация: В данной статье автор рассматривает методологические подходы формирования учебной мотивации будущих инженеров технического вуза на примере Республики Саха (Якутия), к которым относятся: компетентностный, герменевтический, этнопедагогический и регионально-этнический подходы. Автором предлагаются педагогические условия, способствующие формированию устойчивой мотивации студентов профиля «Теплогазоснабжение и вентиляция». Рассмотрены следующие педагогические условия: профессионально-ориентированное обучение специальным дисциплинам с учётом особенностей студентов; моделирование учебно-воспитательного процесса на основе задач и ситуаций из реального сектора экономики и производства; использование технологии проектов.
Ключевые слова: мотивация, методологические подходы, педагогические условия, специальные дисциплины, теплогазоснабжение и вентиляция

Methodological approaches and pedagogical conditions for the formation of educational motivation of future engineers (on the example of the Republic Sakha (Yakutia)

Baisheva Lidia Mikhailovna
senior teacher of Heat and gas supply and ventilation department, North-Eastern Federal University named After M. K. Ammosov, Russia, Yakutsk

Abstract: In this article, the author examines the methodological approaches to the formation of educational motivation for future engineers of a technical university on the example of the Republic of Sakha (Yakutia), which include competence-based, hermeneutic, ethnopedagogical and regional-ethnic approaches. The author proposes pedagogical conditions that contribute to the formation of sustainable motivation of students of the profile "Heat and gas supply and ventilation". The following pedagogical conditions are considered: professionally oriented teaching of special disciplines, taking into account the characteristics of students; modeling the educational process based on tasks and situations from the real sector of the economy and production; use of technology projects
Keywords: motivation, methodological approaches, pedagogical conditions, special disciplines, heat and gas supply and ventilation

Правильная ссылка на статью
Баишева Л.М. Методологические подходы и педагогические условия формирования учебной мотивации будущих инженеров (на примере Республики Саха (Якутия) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (48). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metodologicheskie-podkhody-i-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-uchebnoj-motivatsii-budushhikh-inzhenerov-na-primere-respubliki-sakha-yakutiya.html (Дата обращения: 24.07.2020)

Для того, чтобы выявить педагогические условия, способствующие эффективности формирования мотивации студентов технического вуза, необходимо определить методологические подходы к учебно-воспитательному процессу в вузе. В своем исследовании мы опираемся на работы выдающихся советских учёных Ю.К. Бабанского, Л. С. Выготского, В.И. Загвязинского, А.Н. Леонтьева, в которых раскрыты идеи формирования личности индивида с позиции субъекта деятельности и познания.

В рамках нашего исследования первым методологическим подходом к процессу формирования мотивации бакалавров технического вуза является компетентностный подход. В научных исследованиях анализ формирования компетентностного подхода представлен достаточно полно и широко. Он представлен в трудах основ В.А. Болотова, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней. Мы согласны с И.А. Зимней, которая понимает компетентностный подход, как целый комплекс, где знания, умения, способность и мотивация помогают человеку решить разнообразные задачи [1].

Среди современных российских учёных, занимающихся проблематикой применения данного подхода к образовательному процессу, можно отметить работы Т.В. Игнашиной [2], Т.С. Москалевой [3] и др. В частности, А.Л. Андреев считает, что компетентностный подход позволяет личности студента свободно и самостоятельно применять приобретённые знания и накопленный опыт в различных обстоятельствах и условиях жизни [4]. Компетентностный подход является средством подготовки студентов к успешной профессиональной самоактуализации, самореализации и самоопределения, позволяет будущим инженерам добиться необходимого уровня профессионализации. В связи с модернизацией образовательной системы ее ориентир направлен на подготовку специалистов с учётом интенсификации практико-ориентированного обучения, включая в области теплогазоснабжения и вентиляции.

Нашим вторым методологическим подходом является герменевтический подход. Это достаточно новый подход в методологии, но на наш взгляд, является ведущим в достижении новых требований высшей школы и важным в профессиональной подготовке студента. Герменевтической направленности профессионально-ориентированных дисциплин посвящены труды современных исследователей таких, как П.Г. Лабзиной [5], А.Г. Пригодиной [6] и др. Для нас представляет особый интерес исследование Л.П. Самойлова и С.Н. Сидоровой [7], в котором герменевтический подход к инженерному образованию позволяет осуществлять сложные формы смысловой деятельности в учебно-профессиональной сфере. Существует тесная взаимосвязь между мотивацией и осознанием, пониманием важности образования, учебной деятельности, изучения специальных дисциплин. Усиление сознательных мотивов, твёрдых мотивационных установок и убеждений позволяют добывать ресурсы, повысить осознанность в работе и получить положительные результаты в учебно-профессиональной деятельности.

Следующими важными методологическими подходами к формированию мотивации бакалавров в процессе обучения специальным дисциплинам являются этнопедагогический и регионально-этнический подходы. Этнопедагогика с точки зрения культуры, воспитания, национальных традиций и обычаев народов, населяющих Российскую Федерацию, является предметом научных интересов таких исследователей, как Е.А. Барахсанова, Г.Н. Волков, Ю.П. Зинченко, В.П. Игнатьев, В.В. Мирошниченко, А.В. Мордовская, А.Д. Николаева и др. Кроме того, Г.М. Парникова ввела в терминологическое поле лингводидактики новый термин «регионально-этнический подход к иноязычному образованию», под которым она понимает «овладение языком и культурой изучаемого языка путём максимального отражения специфики региона, культуры и духовных ценностей этноса обучающихся в содержании, формах, методах обучения» [8]. Такой подход позволяет повысить эффективность образования в регионе, сопоставить социальный заказ и специфику региона для подготовки компетентных, конкурентоспособных выпускников, соотнести методику обучения с особенностями этноса обучающихся. В нашем исследовании главной целью применения регионально-этнического подхода к обучению является необходимость учёта особенностей студентов из числа коренных народов Республики Саха (Якутия) и специфики региона при обучении бакалавров специальным дисциплинам в техническом вузе.

Использование в нашем исследовании указанных подходов имеет целью насыщение и обогащение содержания образовательного процесса в рамках специальных дисциплин элементами, компонентами с учётом особенностей студентов-северян Республики Саха (Якутия):

• социально-поведенческие (изменившаяся среда обитания, «клиповое» мышление, короткий промежуток концентрации внимания, предпочтение визуальным средствам познания окружающей действительности);

• национально-физиологические (предпочтение групповой форме работы, сдержанность (инертность) в действиях, низкий уровень проявления внешних эмоций, замкнутость, высокая работоспособность, выносливость, терпение, уважение старших);

• предметные (развитая логика, аналитические способности, чёткость действий, хорошее воображение, бедная, скудная и эмоционально неокрашенная речь);

• гендерные (высокая конкурентоспособность, немногословность, лидерство, ориентация на практический результат).

Далее перейдём к рассмотрению педагогических условий формирования мотивации бакалавров технического вуза в процессе обучения специальным дисциплинам. В словаре Вишняковой С.М. понятие условия учебной деятельности трактуется как «совокупность внешних обстоятельств, в которых протекает учебная деятельность, и обстоятельств жизнедеятельности ее субъекта. Те и другие рассматриваются как факторы, способствующие или препятствующие успешности учебной деятельности» [9, С.348]. В нашем исследовании педагогические условия мы рассматриваем как практический компонент педагогического блока, который отражает целостность потенциала образовательной и материальной среды для достижения эффективного и продуктивного процесса обучения.

Первое педагогическое условие – профессионально-ориентированное обучение специальным дисциплинам с учётом предметных, гендерных, национально-физиологических, социально-поведенческих особенностей студентов технического вуза – основа пути профессионализации будущего специалиста-инженера. Механизм формирования профессионального роста студента состоит в углубленном изучении специальных предметов с учетом специфики исследуемого контингента обучающихся. Для наилучшего представления дополнительно к будущей профессиональной деятельности организуются обязательные экскурсии в различные производственные объекты г. Якутска, различные профессиональные конкурсы, встречи с работодателями, семинары с целью углубления знаний по выбранному профилю, формирования интереса к выбранной профессии и мотивации учебной деятельности. Также, важной составляющей формирования профессиональных компетенций является прохождение студентами производственной практики. Предусмотренные учебным планом производственные практики проводятся на проектных или производственных площадках, которые отвечает новым требованиям ФГОС 3++.

Второе педагогическое условие – моделирование учебно-воспитательного процесса на основе задач и ситуаций из реального сектора экономики и производства, направленное на повышение роста мотивации учебно-профессиональной деятельности и на овладение профессиональными компетенциями. Задачи, задания и ситуации должны включать в себя региональный компонент, описывать реальные условия. Освоение Арктики и строительство на Крайнем Севере широко и активно развивается несмотря на сложные природно-климатические условия, которые в свою очередь, определяют специальные требования к проектированию, строительству и эксплуатации производственных, общественных и жилых объектов. Для этого требуется подготовка компетентных, грамотных специалистов по направлению «Строительство» профиля «Теплогазоснабжение и вентиляция», обладающих востребованными знаниями, учитывающими особенности проектирования и эксплуатации инженерных систем зданий и сооружений в Арктической зоне. В целях формирования мотивации бакалавров виды и типы профессионально-ориентированных заданий представлены в рамках специальных дисциплин «Вентиляция», «Отопление» и «Кондиционирование воздуха».

Третье педагогическое условие – использование технологии проектов для формирования мотивации бакалавров технического вуза. Данная технология позволяет студентам наиболее полно проявить творческие способности, индивидуальность, навыки работы в команде, коммуникативные и ораторские способности, активизировать самостоятельную деятельность, умение работать с информацией. Мы полагаем, что только погружение в реальный рабочий процесс позволяет достичь нужного уровня сформированности компетенций и хорошо мотивирует обучаемых приобретать нужные знания. В нашем исследовании проекты имеют несколько видов, а именно, курсовые работы, проекты, лабораторная и научно-исследовательская работа, а также рефераты, эссе, сообщения и доклады. В основе технологии проектов лежит развитие познавательных интересов, самостоятельности и усиления мотивации обучения, вследствие чего повышается качество успеваемости студента.

Таким образом, в нашем исследовании разработанные методологические подходы осуществляются с учетом особенностей студентов-северян Республики Саха (Якутия): социально-поведенческие (изменившаяся среда обитания, «клиповое» мышление, короткий промежуток концентрации внимания, предпочтение визуальным средствам познания окружающей действительности); национально-физиологические (предпочтение групповой форме работы, сдержанность (инертность) в действиях, низкий уровень проявления внешних эмоций, замкнутость, высокая работоспособность, выносливость, терпение, уважение старших); предметные (развитая логика, аналитические способности, чёткость действий, хорошее воображение, бедная, скудная и эмоционально неокрашенная речь); гендерные (высокая конкурентоспособность, немногословность, лидерство, ориентация на практический результат).

Для формирования устойчивой мотивации бакалавров технического вуза при изучении специальных дисциплин мы определили следующие педагогические условия на основании компетентностного, герменевтического и этнопедагогического и регионально-этнического подходов:

1) профессионально-ориентированное обучение специальным дисциплинам с учётом предметных, гендерных, национально-физиологических, социально-поведенческих особенностей студентов технического вуза;

2) моделирование учебно-воспитательного процесса на основе задач и ситуаций из реального сектора экономики и производства;

3) использование технологии проектов для формирования мотивации бакалавров технического вуза.


Список литературы

1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
2. Игнашина Т.В. Формирование профессионально-ценностных ориентаций у студентов технического университета в процессе преподавания профильных дисциплин // Управление устойчивым развитием. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2018. №4. С. 103-107.
3. Москалева Т.С. Компетентностный подход к оцениванию инженерно-графических достижений студентов технических вузов // Новая стратегия оценивания учебной деятельности – сб. трудов конф. – 2016. – С. 69-73.
4. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. М.: ООО «Педагогика», 2005. №4. С. 19-27.
5. Лабзина П.Г. Герменевтический подход как методологическая основа развития гибких навыков студента технического вуза // Вестник Самарского технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, 2019. №4 (44). С. 117-136.
6. Пригодина А.Г. Использование герменевтических приемов для организации рефлексивной деятельности студентов инженерного вуза в процессе изучения математических текстов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. №2. С. 28-40.
7. Сидорова С.Н. Опыт смыслодеятельности как гуманитарный компонент содержания инженерного образования // Психология обучения. М.: Частное учреждение «Издательство АЭО», 2012. №8. С. 17-23.
8. Парникова Г.М. Концепция развития учебной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку в регионально-этническом контексте (неязыковой вуз): диссертация ... доктора Педагогических наук: 13.00.02 / Парникова Галина Михайловна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»], 2018. 356 с.
9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

Расскажите о нас своим друзьям: