Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №05 (70) Май 2022

УДК 376

Дата публикации 31.05.2022

Технические параметры чтения у учащихся 1-3 класса с трудностями в обучении

Хакимуллина Римма Рафаилевна
магистрант кафедры логопедии, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва, rkhakimullina@gmail.com

Аннотация: В статье представлено экспериментальное исследование технических параметров чтения у учащихся 1-3 классов с трудностями в обучении. Результаты эксперимента иллюстрируют распространенность проблемы овладения навыком чтения. В исследовании анализируются наличие у обучающихся нарушений устной речи, показатели скорости чтения, ошибки при чтении. Приведены результаты исследования скорости чтения у детей с трудностями в обучении в сравнении с популяционными данными.
Ключевые слова: техника чтения; трудности в обучении; начальная школа; дислексия; навык чтения.

Reading fluency of students in grades 1-3 with learning disabilities

Khakimullina Rimma Rafailevna
master student at the Department of speech therapy, Moscow City University, Russia, Moscow

Abstract: The article presents an experimental study of the reading fluency of students of grades 1-3 with learning disabilities. The results of the experiment illustrate the prevalence of the problem of mastering the reading skill. The study also analyzes the presence of oral speech disorders in students, reading speed indicators, reading errors. The results of a study of reading speed in children with learning disabilities in comparison with population data are presented.
Keywords: reading fluency, learning disabilities. primary education, dyslexia, reading skills.

Правильная ссылка на статью
Хакимуллина Р.Р. Технические параметры чтения у учащихся 1-3 класса с трудностями в обучении // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tekhnicheskie-parametry-chteniya-u-uchashhikhsya-1-3-klassa-s-trudnostyami-v-obuchenii.html (Дата обращения: 31.05.2022)

Введение. В настоящее время большое число учеников начальной школы сталкиваются с трудностями освоения школьной программы.  К категории школьных трудностей относятся проблемы в овладении письмом и/или чтением, счетными навыками. Нередко, у обучающегося может обнаруживаться не одна конкретная проблема, а сочетание нескольких нарушений. Трудности овладения навыком чтения являются довольно распространенным явлением у данной категории учащихся [1, 2, 3]. В современном образовательном пространстве формируется устойчивая тенденция: по мнению родителей, все дети, поступающие в школу, должны уже уметь читать [4]. С первого класса ученики самостоятельно пробуют прочесть задания, понять их и выполнить. Но, далеко не все младшие школьники могут похвастаться большим читательским опытом, умением понимать ту информацию, которая содержится в тексте, а многие вовсе не умеют читать, что существенно влияет на успешность обучения. Со 2 класса такие учащиеся начинают более отчетливо демонстрировать отставание от сверстников, из-за плохих навыков чтения они не могут понять задания и выполнить их. Ребенок, осваивая чтение, может столкнуться с рядом различных проблем. Наиболее часто у детей с трудностями в овладении чтением отмечаются проблемы с усвоением образа графемы и ее звукового значения, слиянием слогов и слов, корректностью чтения и др. [1, 2, 3, 5, 6]. Эти трудности отражаются в первую очередь на технических параметрах чтения – скорости и правильности.

Важно отметить, что при чтении разных текстов можно получить неодинаковые значения скорости. В связи с этим, при оценке технических параметров чтения возникает необходимость использования стандартизированных процедур обследования. Одна из первых стандартизированных методик исследования навыков чтения (СМИНЧ) для русскоязычных детей была опубликована А.Н. Корневым в 1997 году и рестандартизирована в 2010 году [7]. В 2018-м году С.В. Дорофеевой были представлены современные результаты обследования типично развивающихся детей и детей с дислексией по СМИНЧ, позволяющие улучшить ее применение [8].  Также диагностические критерии дислексии были определены М.Н. Русецкой в ходе популяционного исследования навыка чтения у школьников. Стоит отметить, что результаты исследования отличаются от программных требований, они получены в живом эксперименте, в котором дети продемонстрировали наличие читательского стажа до школы [3].

Родители и педагоги нередко обнаруживают у детей недостаточность технических параметров чтения, однако, их жалобы не всегда обусловлены присутствием дислексии – специфического расстройства чтения, диагностика которого требует логопедического и психологического обследования. В связи с этим цель нашего исследования заключалась в изучении технических параметров чтения у детей с различными трудностями в обучении.  

Новизна исследования заключается в описании диапазона технических параметров чтения у школьников с трудностями в обучении в сравнении с популяционными данными и программными требованиями. Также нами была предпринята попытка сопоставить наличие и характер технических трудностей в чтении с особенностями письма и состоянием устной речи обследованных школьников.

Организация исследования. Для проведения констатирующего эксперимента были изучены данные логопедических обследований Онлайн-центра помощи детям с трудностями в обучении Ассоциации родителей детей с дислексией с сентября 2020 года по апрель 2022 года. В исследовании принимали участие дети, чьи родители обратились за логопедической онлайн-диагностикой в Центр. При записи на первичную консультацию все родители указывали в анкете жалобы на проблемы в овладении детьми письмом и/или чтением, счетными навыками.

Онлайн-консультирование проходило в два этапа. На первом этапе после заполнения анкеты родители попадали на первичный прием, на котором уточнялся запрос, осуществлялся сбор анамнестических данных. На втором этапе осуществлялся диагностический прием. Онлайн-диагностика предполагала длительное (55 минут) логопедическое или нейропсихологическое обследование ребенка в присутствии родителей или законных представителей. По результатам диагностики родители получали заключение относительно речевого или нейропсихологического статуса ребенка, а также рекомендации по организации образовательного маршрута и материалы для самостоятельных занятий.

В процедуре логопедической диагностики использовались различные пробы, позволяющие оценить степень сформированности компонентов речевой системы: произносительной стороны речи, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, словарного запаса и грамматического строя речи. Кроме того, анализировались различные варианты письменных работ (диктанты, списывания, изложения, сочинения) и рабочие тетради по школьным предметам. Фиксировались количество ошибок, частотность и их тип.

Анализ чтения осуществлялся на основе текста «Как я ловил раков» из СМИНЧ А.Н. Корнева [7] (для учеников 2-4 классов) и текста «Игорь» из «Букваря» В.В. Воронковой [9] (для учеников 1 класса). Специалист измерял скорость чтения (количество слов, прочитанных за 1 минуту), определял способ чтения (побуквенный, слоговой, слоговой с элементами синтетического, синтетический), отмечал количество и характер ошибок при чтении. В соответствии с процедурой дети должны были читать тексты вслух с экрана монитора и сразу после прочтения ответить на вопросы по содержанию прочитанного. В данной статье мы не будем раскрывать проблему понимания прочитанного. Однако, данный параметр следует упомянуть, так как он оценивался экспериментатором в процессе всестороннего исследования навыка чтения.

Особенности выборки. Участниками эксперимента являлись 158 учеников (N=158) 1-3 классов в возрасте от 7 до 10 лет (табл.1).

Таблица 1. Общая информация об участниках исследования

 

Всего

учащихся

N=158

Первоклассники

(n=32)

Второклассники

(n=73)

Третьеклассники

(n=53)

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

19

13

21

53

26

27

Дети, принимавшие участие в исследовании, обладали достаточным уровнем восприятия обращенной речи и способностью следовать инструкции, могли принять формат онлайн-обследования, были носителями русского языка (монолингвами или билингвами). Предоставление имеющихся данных медицинского или психолого-педагогического обследования было желательным, но не обязательным условием проведения онлайн-диагностики.

Результаты и обсуждение. В первую очередь, приведем данные о речевом статусе учащихся по результатам логопедической онлайн-диагностики (табл.2).

Среди детей с трудностями в обучении (N=158) можно выделить несколько групп в зависимости от состояния устной речи:

  1. Дети, у которых устная речь была сформирована в пределах возрастной нормы (n=32).
  2. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) (n=64), нерезко выраженным недоразвитием речи (n=13). Общее количество – 77.
  3. Дети с системным недоразвитием речи (или признаками системного недоразвития речи) (n=17).
  4. Дети с лексико-грамматическим недоразвитием речи (ЛГНР) (n=13).
  5. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонетическим недоразвитием речи (ФНР) (n=15).
  6. Дети-билингвы, имеющие неспецифическое недоразвитие речи (n=4).

Таблица 2. Группы детей в зависимости от состояния устной речи

Класс

Количество детей с различными логопедическими заключениями

Устная речь в пределах возрастной нормы

ОНР, нерезко выраженное недоразвитие речи

СНР

ЛГНР

ФФНР, ФНР

 

Неспецифическое недоразвитие речи у детей-билингвов

1

5

19

4

19

3

1

2

14

37

6

31

5

3

3

13

21

7

14

7

0

Так, большинство детей выборки (80%) имели речевые нарушения различной степени выраженности, и только у 20% устная речь соответствовала возрасту.   

Рассмотрим результаты чтения. В таблице 3 представлена средняя скорость чтения детей с трудностями обучения от 1-го до 3-го класса. Стоит отметить, что технические параметры чтения значительно улучшаются с возрастом. По сравнению с первоклассниками у учащихся 2-го класса средняя скорость чтения увеличивается практически в 2 раза. Разница в скорости чтения учащихся 2-го и 3-го класса не столь значительная: третьеклассники читают в 1,4 раза быстрее, чем второклассники. Также наблюдается возрастание не только среднего показателя скорости чтения, но и минимальных и максимальных показателей.

Таблица 3. Показатели скорости чтения у учащихся 1-3 классов с трудностями в обучении (n=158)

Класс

Скорость чтения

Скорость чтения

среднее значение (М)

Минимум

Максимум

1

2,5

74

23,4

2

11

100

44,5

3

25

130

60,4

На основании диагностических критериев дислексии, описанных в исследовании М.Н.Русецкой [3], было выделено несколько групп школьников с различной степенью сформированности навыка чтения.

  • Дети с дислексией (n=42). Стоит подчеркнуть, что в данную группу детей входили только учащиеся 2 и 3 классов.
  • Дети с трудности овладения навыком чтения (группа риска) (n=68).
  • Дети, имеющие неспецифическое нарушение чтения при системном недоразвитии речи (n=11).
  • Дети, у которых чтение сформировано в пределах возрастной нормы (n=37).

Так, по данным нашего исследования среди детей с трудностями в обучении отмечается 76,6% детей с нарушением чтения или рисками его возникновения. Наиболее многочисленной группой оказалась группа риска по дислексии. Стоит отметить, что дети, у которых чтение соответствует программным требованиям, могли иметь другие школьные трудности, например, связанные формированием с навыка письма.

В таблице 4 приведено сопоставление технических параметров чтения школьников как с программными требованиями, так и со среднепопуляционными данными, полученными в исследовании М.Н.Русецкой [3]. Среднее значение скорости всей выборки в целом соответствует программным требованиям. Но стоит отметить, что минимальная скорость чтения по программным требованиям соответствует диагностическим порогам дислексии. И если сравнить среднее значение скорости чтения у испытуемых со среднепопуляционными данными, то можно обнаружить, что оно не соответствует значениям нормы. Наиболее значимо это разница проявляется в первом и во втором классах. Также мы наблюдаем, что у первоклассников и третьеклассников среднее значение скорости довольно близко по значению диагностическим порогам дислексии. К третьему классу среднее значение скорости чтения у нашей выборки отдаляется от значения скорости при дислексии.

Таблица 4. Сопоставление средней скорости чтения у выборки и программных требований к скорости чтения

Класс

Скорость чтения

Программные требования

Данные популяционного исследования М.Н.Русецкой

Среднее значение в исследованной выборке

1 полугодие

2 полугодие

Среднее значение

Диагностические пороги дислексии

1

-

20-25

43

Меньше 20

23,4

2

25-35

40-50

70

Меньше 40

44,5

3

50-60

60-70

77

Меньше 45

60,4

При рассмотрении количества ошибок при чтении обнаруживается следующее: наибольшее среднее значение данного показателя наблюдается у учащихся 2-го класса. По сравнению со среднепопуляционными данными, в нашей выборке первоклассники допускали меньшее число ошибок. Стоит отметить, что в основном ошибки при чтении совершали дети с дислексией, дети группы риска, дети с неспецифическим нарушением чтения. Детям с нормативным чтением были свойственны единичные ошибки чтения. Данные, полученные по третьеклассникам в нашем эксперименте, примерно на одном уровне с данными популяционного исследования.

Таблица 5. Сопоставление количества ошибок при чтении у учащихся 1-3

Класс

Минимум

Максимум

Среднее значение в исследованной выборке (М)

Среднее количество ошибок по данным популяционного исследования М.Н.Русецкой

1

0

20

4

7

2

0

30

8

5

3

0

16

6

5

Мы также рассмотрели, какие ошибки при чтении характерны для большинства детей с трудностями в обучении. У респондентов встречались ошибки разных типов, но наиболее частыми были ошибки угадывающего характера. Такие ошибки выражаются в заменах окончания на неверное (искажаются формы слов в числовых, временных категориях, меняются категории рода и др.), заменами похожих по значению слов, оптически схожих слов.  Также нередко встречались потеря строки, регрессии. Некоторым детям были свойственны несоблюдение орфоэпических норм, ошибки интонационного обозначения границ предложения. Крайне редко отмечались смешения букв по оптическому сходству, а также смешения букв, обозначающих звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство.

Выводы. Для значительной части школьников с трудностями в обучении характерны нарушения чтения различной степени выраженности. В исследовании была также выявлена распространённость недоразвития устной речи у детей с трудностями в обучении. Однако, изучение взаимосвязи недоразвития устной речи и нарушений чтения у детей с трудностями в обучении является направлением дальнейших исследований. Проведенное исследование позволяет говорить о необходимости своевременной диагностики и коррекции нарушений чтения у детей с трудностями в обучении в целях более успешного освоения детьми образовательной программы.


Список литературы

1. Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция : научная монография / А. Р. Агрис [и др.] ; под общей редакцией О. А. Величенковой. М. : ООО «Логомаг», 2018. 372 с.
2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно-методическое пособие. СПб. : Речь, 2003. 336 с.
3. Русецкая М. Н. Нарушение чтения у младших школьников : анализ речевых и зрительных причин : монография. СПб. : КАРО, 2007. 192 с.
4. Величенкова О. А., Лагутина А. В. Обучение чтению детей с особыми образовательными потребностями : зачем, когда и как // Русский язык за рубежом. 2018. № 6 (271). С. 37-42.
5. Величенкова О. А. О невариативной технологии развития навыка чтения у первоклассников с предрасположенностью к дислексии // Мир специальной педагогики и психологии : научно-практический альманах. М. : ООО «Логомаг», 2015. С. 43-53.
6. Хотылева Т. Ю., Галактионова О. Г., Ахутина Т. В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. М. : В. Секачев, 2013. 108 с.
7. Корнев А. Н., Ишимова О. А. Методика диагностики дислексии у детей : методическое пособие. СПб : Изд-во Политехнического ун-та, 2010. 70 с.
8. Оценка диагностической валидности Стандартизированной методики исследования навыков чтения на русском языке и проверка актуальности имеющихся нормативных данных / С. В. Дорофеева [и др.] // Российский журнал когнитивной науки. 2019. № 6 (1). С. 4-24.
Список источников
9. Воронкова В. В. Букварь для 1-го класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 12-е изд. М. : Просвещение, 2013. 143 с.

Расскажите о нас своим друзьям: